Особенности романа А. С. Пушкина Евгений Онегин» Композиция «Евгения Онегина»




Скачать 62.39 Kb.
Название Особенности романа А. С. Пушкина Евгений Онегин» Композиция «Евгения Онегина»
Дата публикации 05.05.2016
Размер 62.39 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Астрономия > Документы
Особенности романа А.С. Пушкина Евгений Онегин»
Композиция «Евгения Онегина».

По жанру «Евгений Онегин» — роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. Таким образом, жанр «свободного романа» во многом определил композицию «Евгения Онегина»

В романе две сюжетные линии:

Первая сюжетная линия - Онегин — Татьяна:

— Знакомство — вечер у Лариных:

Пора пришла, она влюбилась...

— Разговор с няней, письмо к Онегину.

— Через два дня объяснение в саду.

— Сон Татьяны. Именины.

— Татьяна приходит в дом Онегина.

— Отъезд в Москву.

— Встреча на балу в Петербурге через два года.

— Вечер у Татьяны.

^ Сомненья нет увы! Евгений

В Татьяну как дитя влюблён...

— Письмо к Татьяне. Объяснение.

Вторая сюжетная линия - Онегин —Ленский:

— Знакомство в деревне:

^ Сперва взаимной разногой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

— Разговор после вечера у Лариных:

Неужто ты влюблен в меньшую?

^ А что?

Я выбрал бы другую,


Когда б я был, как ты, поэт.

— Именины Татьяны:

Онегин

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Ленский:

Две пули — больше ничего —

Вдруг разрешат судьбу его.

— Дуэль.

Композиция сюжета:

Глава первая — развернутая экспозиция

Глава вторая — завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским).

Глава третья — завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной).

Глава шестая — дуэль (кульминация и развязка II линии).

Глава восьмая — развязка I линии.

^ Открытость романа — важная композиционная особенность. Необычность развязки — отсутствие определенности — два пути Ленского:

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден...

^ А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел...

— Развязка I линии:

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго... навсегда.

Основной принцип организации романа — это симметрия (зеркальность) и параллелизм:

1. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча — письмо — объяснение.

При этом Онегин и Татьяна как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае автор с Татьяной, во втором — с Онегиным. «Сегодня очередь моя,»— говорит Татьяна, сопоставляя две истории любви. Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина.

Онегин говорит вещи прямо противоположные при первом объяснении с Татьяной и в письме:

^ Но я не создан для блаженства,

Ему чужда душа моя.

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе не достоин я...

Пред вами в муках замирать

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

А Татьяна остается верна себе:

^ Я вас люблю (к чему лукавить?)...

— Два письма, композиция которых в свою очередь параллельна - ожидание ответа - реакция адресата - два объяснения.

— Петербург играет обрамляющую роль (появляется в первой и восьмой главах).

— Ось симметрии — сон Татьяны (Глава пятая).

Можно говорить об антитезе частей романа, связанных преимущественно с раскрытием того или иного образа:

Глава первая — Петербург — жизнь Онегина. Глава вторая — деревня — жизнь Татьяны

Основная композиционная единица романа — глава.

— Каждая новая глава — новый этап в развитии сюжета.

Строфа — более мелкая, но тоже завершенная единица, всегда знаменующая новый этап в развитии мысли.

Композиционная роль лирических отступлений.

1. Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа (отступление о времени — посещение Ленским кладбища, о прошедшей юности — убийство Ленского). Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам:

^ Я знал красавиц недоступных.

Холодных, чистых, как зима,

Неумолимых, неподкупных,

Непостижимых для ума...

Есть отступления, которые не имеют прямой связи с сюжетом.

2. Разный размер лирических отступлений:

— от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру»)

— до нескольких строф

3. Часто лирические отступления заканчивают или начинают главу. Начало главы восьмой:

^ В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал...

Конец главы первой:

Иди же к невским берегам,

Новорожденное творенье,

И заслужи мне славы дань:

Кривые толки, шум и брань!

4. Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому.

^ У нас теперь не то в предмете:

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

— Особенно много лирических отступлений в первой главе.

5. Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия:

— перед объяснением с Онегиным.

— перед сном Татьяны.

— перед дуэлью.

6. Часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать лирическое и эпическое:

^ Все это значило, друзья:

С приятелем стреляюсь я.
Композиционная роль пейзажа.

Во-первых, показывает ход времени в романе, во-вторых, характеризует духовный мир героев: часто сопутствует образу Татьяны.

Роль вставных элементов.

1. Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом.

2. Сон Татьяны — ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции.

3. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Даны перед поворотными моментами в ее судьбе:

— песня девушек — перед объяснением с Онегиным;

— сон — перед именинами и дуэлью Онегина с Ленским.

Композиционная роль художественного времени, внутреннего времени романа.

Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определенные вехи (например, смена времен года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине».

— В Петербурге время летит, что автор подчеркивает, используя глаголы: поскачет, помчался, полетел, стремглав... поскакал,

стрелой взлетел по мраморным ступеням.

— В деревне время стоит почти на месте: между объяснением Татьяны и Онегина и дуэлью проходит полгода.

Композиционная роль предметно-бытовой детали:

новые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа. Путь матери Татьяны.

Авторское отношение к композиции.

Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно — поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку. Все это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.
Система художественных образов



Драматические судьбы - отражение судеб лучших людей пушкинского времени.

Автор

- Незримо присутствует всегда и везде

- Принимает участие в судьбе героев

- Делится с читателем своими мыслями и чувствами

- Рассуждает о нравах и морали общества.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности романа А. С. Пушкина Евгений Онегин» Композиция «Евгения Онегина» icon Тема любовного романа в произведениях Пушкина
Пушкин начал «Евгения Онегина» в 1824-м году, а закончил его в 1830-м, будучи женихом, и взрослел, пока его писал. «Капитанская дочка»...
Особенности романа А. С. Пушкина Евгений Онегин» Композиция «Евгения Онегина» icon Экзаменационные билеты по литературе
Автор и его герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа
Особенности романа А. С. Пушкина Евгений Онегин» Композиция «Евгения Онегина» icon Тема любви в прозе И. А. Бунина
Автор и его герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа
Особенности романа А. С. Пушкина Евгений Онегин» Композиция «Евгения Онегина» icon Г. Валуйки Белгородской области Всероссийская летняя творческая пушкинская школа
...
Особенности романа А. С. Пушкина Евгений Онегин» Композиция «Евгения Онегина» icon Урок литературы в 10 классе на тему «Сатирическое изображение поместного...
«Сатирическое изображение поместного дворянства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»»
Особенности романа А. С. Пушкина Евгений Онегин» Композиция «Евгения Онегина» icon Урок по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
А. С. Пушкина, выставка портретов современников Пушкина или презентация этих портретов: Фонвизин, Княжнин, Озеров, Шаховской, Катенин,...
Особенности романа А. С. Пушкина Евгений Онегин» Композиция «Евгения Онегина» icon 1. "Белое солнце пустыни" 81 мин. 1
Онегин" (по роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Великобритания) 99 мин. 173(литер.)
Особенности романа А. С. Пушкина Евгений Онегин» Композиция «Евгения Онегина» icon «своя игра» «Онегина» воздушная громада» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Вопросы первого, второго и третьего раундов сгруппированы в 5 тем по 5 вопросов. Стоимость вопросов: 100, 200, 300, 400, 500 баллов...
Особенности романа А. С. Пушкина Евгений Онегин» Композиция «Евгения Онегина» icon Тема: «евгений онегин»
Музыка П. Чайковского, увертюра из оперы «Евгений Онегин», «Сентиментальный вальс», Моцарт «Полонез», Свиридов Г. «Романс», П. Мориа...
Особенности романа А. С. Пушкина Евгений Онегин» Композиция «Евгения Онегина» icon Урок № Художественный мир А. С. Пушкина. "В родстве со всем, что есть…"
«Евгений Онегин», «Песнь Мэри» в поэме «Пир во время чумы» и т п Отличительная особенность лирики Пушкина — необычайное богатство...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов