«Развитие связной речи детей дошкольного возраста»




Скачать 79.24 Kb.
Название «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Дата публикации 14.05.2016
Размер 79.24 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Астрономия > Документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 « Светлячок»

Сообщение из опыта работы воспитателя

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Составила: воспитатель

Саукова Светлана Витальевна

Серпухов 2012г

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.

Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.

Монологическая речь, как речь одного лица, требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. В ней употребляются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, словообразующие средства.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками.

Я работаю в старшей логопедической группе. Не секрет, что у детей с недоразвитием речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. У детей наблюдаются слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться – и это является особенностями, которые характерны для детей с недоразвитием речи.

Перед нами, воспитателями логопедических групп, стоит задача больше знакомить детей с новыми словами, понятиями, расширять и уточнять представления, связанные с этими словами, добиваться правильного употребления их в связной речи.

Повседневная жизнь предоставляет большие возможности для непланируемого рассказывания детей (рассказы воспитателю и друзьям о событиях дома, рассказы ребенка, вернувшегося в сад после болезни, и др.) Воспитатель должен не только использовать эти случаи, но и создавать условия, побуждающие детей рассказывать.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важное значение в общей системе работы с детьми с ОНР. Для работы по развитию речи во всех дошкольных учреждениях, и у нас тоже, имеется художественно-речевая зона, где есть

- зона театрализованной деятельности с разными видами театров, атрибутами для игр-драматизаций, наборами игрушек для инсценировок и творческих игр;

- уголок книги, в котором помещены художественные произведения, рекомендованные программой;

- иллюстрации, серии сюжетных картинок к программным произведениям;

- предметные картинки по темам «Времена года», «Овощи, фрукты», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Транспорт», «Деревья», «Животные» и т.д.

- дидактические игры, словесные речевые игры, которые используются на занятиях и вне занятий: «Обобщение», «Четвертый лишний», «Наоборот», «Скажи ласково», «Большой маленький», «Рассказываем по картинкам», «Закончи предложение» и т. д.

Оформляя д/и, мы помним, что речевая, умственная деятельность дошкольников неразрывно связана с эмоциями, которые придают определенную окраску восприятиям, представлениям, рассуждениям. Эмоции, сохраняясь в памяти, выполняют роль стимулятора высказываний. Поэтому подбирая полезный в речевом отношении материал, мы заботимся о том, чтобы он был веселый, с элементами юмора. Мы используем несложные шуточные словесные игры-диалоги («Комары», «Разговор с котом»). Эти игры помогают преодолеть застенчивость и учат интонационной выразительности речи.

Например, игра-диалог «Разговор с котом». Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает на них словами стихотворения: - Почему ты черен, кот? - Лазил ночью в дымоход. – Почему сейчас ты бел? - Из горшка сметану ел. – Почему ты серым стал? - Меня пес в пыли валял. – Так какого же ты цвета? - Я и сам не знаю это.

Но чтобы научить ребенка выразительности речи, надо предварительно договориться с ребенком, исполняющим роль кота, как произносить реплики (сердито, жалобно, весело), а дети в конце игры угадывают интонацию.

При работе по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР я использую опыт работы Ткаченко Т. А. Особенностью данной системы работы является то, что, последовательно применяя этапы обучения, удается формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями.

А сейчас я расскажу об этапах работы по развитию связной речи.

На начальном этапе работы я обучаю детей составлению коротких предложений по наглядному действию. Показываю ребенку какое-то действие (например, причесываю куклу) и задаю вопрос: «Что я делаю? Чем я это делаю?». Можно дать ребенку какое-то поручение, а потом спросить его, что он сделал. Очень часто на этом этапе я использую игру «Что мы видели – не скажем, а что делали – покажем».

Затем мы переходим к составлению предложений по картинкам. Для этого в нашей группе подобраны соответствующие картинки, по которым ребенок легко может составить простые предложения.

Далее мы учим детей распространять простые предложения второстепенными членами. Для этого мы подобрали такие дидактические игры и упражнения, как «Скажи наоборот», «Чей хвост?» (помогает детям закреплять названия животных и их детенышей, упражняет в образовании качественных и притяжательных прилагательных: длинный, короткий, лисий и т. д, в умении использовать цвета и их оттенки); «Узнай предмет по определению» (например, темный, дремучий … лес); «Какие бывают?..» (яблоки – сладкие, кислые, крупные, мелкие, спелые…). Особое внимание мы уделяем тому, чтобы дети использовали в своих рассказах глаголы, причем в разных временах и с разными приставками. Для того, чтобы научить этому детей, я использую такие упражнения: «Что делает? («А как еще можно сказать?»)»; «Как можно делать?» (заниматься – прилежно, охотно, лениво; играть – весело, дружно, вместе и т. д.).

Игра «Что знаешь – расскажи» помогает обогащать словарь детей глаголами, прилагательными, наречиями. Воспитатель предлагает детям рассказать все, что они знают, например, о котенке: маленький, ласковый, шустрый; вторая команда подбирает глаголы: сидит, бежит, подкрадывается, мурлычет; третья команда называет слова (прилагательные, наречия), характеризующие погоду, во время которой котенок отправился погулять: жарко, холодно, ветреная, дождливая и т. д.

Все эти игры стимулируют детей использовать при составлении рассказов длинные распространенные предложения.

На следующем этапе я перехожу к составлению описательного рассказа. Здесь я использую такие игры и упражнения, как «Поезд», «Радио», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек» (в этой игре ребенок должен описать предмет не глядя, на ощупь, описать так, чтобы другие дети поняли и сами назвали, что он сейчас вытащит из мешочка).

Целесообразно проводить такие игры «Что мы задумали?», «Угадай, кто это?», в которых дети отгадывают предметы по описанию, что является образцом самостоятельного рассказа, в игре «Опиши картинку» дети сами составляют небольшие рассказы.

На следующем этапе работы мы учим детей пересказывать небольшие рассказы по наглядному действию. Я рассказываю небольшой рассказ, а дети, заранее подготовленные, разыгрывают его перед ребятами. Затем дети смотрят еще раз демонстрацию этого рассказа и сами его рассказывают.

Затем мы учим детей пересказывать рассказы с использованием фланелеграфа. Для этого мы подобрали несколько коротких рассказов и проиллюстрировали их. Я рассказываю детям рассказ и выставляю на фланелеграф фигурки и предметы, иллюстрирующие его. Перед детьми на фланелеграфе появился готовый план рассказа, по которому им легко пересказать рассказ.

После этого мы учим детей пересказывать русские народные сказки с элементами драматизации. Сказки я беру самые простые, знакомые детям с младшего возраста («Репка», «Теремок», «Колобок» и т. п.) Пересказывая эти сказки, мы работаем над выразительностью не только речи, но и движений. Мы обговариваем жесты, позы, детали, по которым можно судить о характере персонажей, их поступках, взаимоотношениях; мы работаем над мимикой. Все это помогает потом ребенку при самостоятельном рассказывании. Поработав над сказкой, сначала мы показываем ее в группе другу другу, родителям, а потом нашим маленьким друзьям из младших групп детского сада.

На следующем этапе мы учим детей пересказывать рассказы по серии сюжетных картин. Здесь помогают игры и упражнения типа «Что сначала, что потом?» с картинками, отражающими какой-либо режимный момент или последовательность знакомых ребятам трудовых операций.

После того, как дети научатся пересказывать рассказы по серии сюжетных картин, научатся раскладывать картинки в определенной правильной последовательности, мы учим их уже составлять рассказы по серии сюжетных картин. Планом рассказа здесь служат сами картины.

На следующем этапе мы учим детей пересказывать рассказ по одной сюжетной картине. Здесь ребенку помогают вопросы взрослого при рассматривании картины, образец рассказа воспитателя, и вопросы воспитателя при пересказе, если ребенок затрудняется.

После того, как ребенок освоил все то, чему его обучали на предыдущих этапах, можно перейти к составлению рассказа по одной сюжетной картине. На этом этапе начинается работа над обучением творческому рассказыванию, которая будет проходить в подготовительной группе.

Все упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

. Для развития связной речи мы используем такой прием, как поручение: рассказать другу, пришедшему после болезни, о прочитанной книге, показать сделанные поделки и рассказать по порядку, как их делали.

Мы используем такие игры, в которых есть роль рассказчика. Например: «Телевизор», «Радио» (роль диктора), «Космос» (роль космонавта, передающего на Землю свой рассказ о полете), «Семья» (мама, рассказывающая ребенку о том, как надо себя вести на улице, в автобусе).

Мои дети очень любят играть в такие игры, особенно девочки. Они часто играют в «Телевидение», показывая любимые детские передачи. При этом дети еще и артисты. И наблюдая за игрой, можно увидеть, как они копируют какого-либо диктора и репликами, и жестами, что помогает им строить связный рассказ.

Для развития связной речи важно общение ребенка не только со сверстниками, но и со взрослыми. Поэтому мы предлагаем родителям чаще разговаривать с детьми, обсуждать с ними разнообразные темы, выслушивать ребенка, советоваться с ним, не говорить ребенку категорическое «нет», а предложить ему доказать свою правоту различными доводами. Это также поможет ребенку в развитии мышления и речи.

На родительских собраниях были предложены консультации на темы: «Общение взрослого и ребенка в процессе чтения», «Рассказываем по картинкам», даны рекомендации по организации домашнего чтения, в которых разъяснялось, что и как читать детям, как обсуждать, пересказывать текст, обыгрывать произведения, рисовать по прочитанному. Мы предложили родителям подборку речевых игр и упражнений на обогащение словаря, составление рассказов, сказок совместно со взрослыми: «Отгадай-ка», «Закончи предложение», «Подбери слово», «Составь рассказ о предмете» и др.

Целенаправленное обучение детей рассказыванию позволяет детям овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Эта работа проходит успешно при тесной преемственности в работе логопеда воспитателей и родителей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста» icon Задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста» icon Рабочая программа по образовательной области «Музыка» для детей 2-7...
Мкдоу «ДС№30» разработанной на основании программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой...
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста» icon «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с. Беленихино Прохоровского района Белгородской...
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста» icon «Развитие связной речи у детей с онр»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №49 «Ладушки»
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста» icon «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Беляковой Ирины Ивановны, воспитателя мдоу детский сад №4 «Ласточка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического...
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста» icon Опыта стал анализ первичнойдиагностики речевого развития детей 5-7...
Использование моделей артикуляции звуков для преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного...
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста» icon Тематическое планирование: Блок 1
«Коррекция фонетического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста»
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста» icon Формирование произвольности поведения с учетом нравственных норм...
Ми структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – это содержание и организация образовательного процесса...
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста» icon Развитие связной речи у детей
Нарушение звукопроизношения и артикуляции ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью...
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста» icon Дидактические игры и развитие речи
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов