Скачать 52.8 Kb.
|
Учитель Сборцев С.Н. Юридическая гимназия № 42 11 класс (12-летка) Всемирная история. Тема: § 22. ЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА И КУЛЬТУРА XVII в. Научная революция. Утверждение новой картины мира. В эпоху средневековья уровень научных знаний был низок. В XVII в. произошла настоящая научная революция в естествознании, были заложены основы современной науки, базирующейся на математических методах исследования, наблюдении и эксперименте. Для наблюдений и экспериментов были изобретены телескоп, микроскоп, ртутный барометр, более современные часы с гирями и маятником. Новые приборы позволили исследователю открыть много неведомых до того времени явлений. Среди крупнейших ученых в области естественных наук были немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571 — 1630), итальянский математик, физик и астроном Галилео Галилей (1564—1642), английский математик и физик Исаак Ньютон (1643—1727). Научный прогресс являлся коллективной заслугой ученых многих стран. Они были специалистами в нескольких отраслях знаний. Свои научные труды ученые печатали на латинском языке — международном языке того времени. Кеплер открыл законы движения планет, которыми до сих пор пользуются астрономы. Галилей с помощью самостоятельно сконструированного телескопа открыл множество невидимых для невооруженного глаза звезд, горы на Луне, спутники Юпитера, пятна на Солнце. Открытия Кеплера и Галилея подтвердили выводы польского ученого Николая Коперника относительно того, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как утверждал выдающийся астроном античности Птолемей, а позже и католическая церковь. Ньютон в своем знаменитом исследовании «Математические начала натуральной философии» (1727) сформулировал три известных закона механики. С помощью закона всемирного тяготения он дал ответ на вопрос, почему небесные тела движутся в определенном порядке. Успехи естествознания оказали большое влияние на общественные науки. С помощью законов естественных наук, прежде всего механики, мыслители часто пытались объяснить природу человека и законы развития общества. Французский ученый Рене Декарт (1596—1650) на первое место в объяснении развития природы, общества и человека поставил разум. Это направление в философии получило название рационализм (от лат — разум). Благодаря Декарту идеи рационализма получили широкое распространение и оказали сильное влияние на европейскую науку и культуру. Общество и живой организм, по мнению Декарта, функционируют согласно законам механики. Крупнейший нидерландский философ XVII в. Бенедикт Спиноза (1632—1677) был сторонником изучения природы и общества с помощью законов геометрии. Он считал, что природу создал не Бог, она создала сама себя. Люди, по мнению Спинозы, обладают дарованными природой «естественными неотчуждаемыми правами», к числу которых он относил свободу и собственность. Государство должно обеспечивать своим гражданам эти права. В XVIII в. такой взгляд на права человека получил очень широкое распространение. Против философии Спинозы выступили многие защитники религии. Одним из них был Готфрид Лейбниц (1646—1716), немецкий философ, историк, юрист, математик и физик. Он независимо от Ньютона открыл дифференциальные исчисления. По Лейбницу, мир состоит из особых единиц-монад, которые действуют по воле Бога и расположены так, что возникает гармония, т. е. согласие, единодушие. Успехи естественных наук были достигнуты в острой борьбе против церкви, пытавшейся сохранить монополию на объяснение картины мира. Католическая церковь взгляды Галилея признала еретическими, запретила его книги. Религиозным преследованиям подвергались Декарт и Кеплер. С другой стороны, ученые еще часто прибегали к божественному объяснению многих явлений. Ньютон, например, признавал, что небесные тела были приведены в движение «первоначальным божественным толчком». Тем не менее развитие естествознания ограничило сферу веры и расширило сферу науки в объяснении мира. Опытная наука сконцентрировала внимание на объяснении ближайших причин движения мира, церковь— на конечных, «божественных» причинах. Результатом научной революции XVII в., использования нового метода научного исследования было создание новой картины мира, которая окончательно сменила систему Птолемея. ^ Изменение привычной картины мира в результате научных открытий XVII в. в сочетании с кризисом феодальной системы и контрреформацией вызвало сильное смятение умов. Присущая Возрождению вера в человека и гармонию мира сменилась игрой в утонченные чувства, пессимизмом и отчаянием, вызванными ощущением трагического противоречия между человеком и окружающей его действительностью. Противоречивая эпоха породила в западноевропейском искусстве и литературе новый стиль — барокко, пришедший на смену стилю Возрождения. Итальянское слово «барокко» означает «вычурный», «неправильный». Особенностями этого стиля были вычурность, пышность, пластичность форм, контрасты света и тени. Стиль барокко развивался сначала в Италии, Испании, Португалии, позднее — в Германии, Англии и других странах. В этом стиле созданы многие художественные ценности: архитектурные ансамбли Рима, шедевры художников. Другим важнейшим направлением в искусстве и литературе в XVII в. стал классицизм, возникший на основе дворянской культуры и подражания античным сюжетам и формам. Своего расцвета он достиг во Франции. Типичным представителем стиля барокко являлся крупнейший представитель фламандского искусства П. Рубенс (1577—1640), универсальный и продуктивный художник, поэтизировавший чувственную стихию и прославлявший национальный тип красоты. К числу созданных Рубенсом шедевров относится картина «Портрет Елены Фоурмен с детьми», работы на античные сюжеты, сцены из жизни французской королевы Марии Медичи. В Голландии творил знаменитый мастер живописи X. Рембрандт (1606—1669). Его творчество считается вершиной голландского реализма в искусстве. «Автопортрет с Саскией на коленях» (1636; Саския Рембрандта) называют гимном жизни. Лицо художника здесь излучает такое удовлетворение жизнью, как будто он получил все земные блага. Эпилогом творчества Рембрандта явилась его картина «Блудный сын» (1668—1669), написанная на библейскую тему и поразительно сильно воздействующая на чувства людей. В западноевропейской литературе XVII в. было много великих имен. Одно из них — имя испанского писателя Мигеля Сервантеса (1547—1616), автора знаменитого романа «Дон Кихот». Его главный герой, действующий в вымышленном мире, стремится быть справедливым. «Кровь наследуется, а добродетель приобретается»,— говорит он. Величайшим писателем Англии был Вильям Шекспир (1564—1616). В своих многочисленных комедиях, трагедиях, исторических пьесах в лучших гуманистических традициях он отразил мысли и чувства людей, показал трагизм столкновения человека с властью денег. В исторических пьесах Шекспир выступает за сильную, но справедливую королевскую власть. Французская литература XVII в. дала образцы произведений в стиле классицизма, который был господствующим направлением в художественной культуре. Крупнейшими представителями французского и европейского классицизма были Пьер Корнель (1606—1684), Жан Батист Мольер (1622— 1673), Жан Расин (1639—1699). Французский классицизм был более, чем в других странах, восприимчив к античным образцам и пользовался покровительством со стороны правительства. Корнель в 1636 г. написал трагедию «Сид», открывшую историю национального театра Франции, затем еще несколько пьес. У главных действующих лиц Корнеля — королей и героев — воля борется со страстью и всегда побеждает. Главный политический принцип автор выразил словами: ...есть священный долг,— и я его блюду, Веленья короля не подвергать суду. Мольер написал более 30 пьес. В них он стремился к «точному изображению человеческих недостатков». Комедии Мольера способствовали развитию самосознания третьего сословия. Расин — признанный мастер трагедии. Его произведения воспринимались как косвенное осуждение безнравственности, произвола властителей. Касаясь политических проблем, Расин избегал крайностей и был сдержан в выражении своих симпатий или антипатий, как, например, в трагедии «Британик» (1669). |
![]() |
Учебно-методическое планирование История нового времени 7 класс. № п/п Век разума и мистицизма: европейская культура в конце XVI – культура в конце XVII века |
![]() |
Учебно-методическое планирование История нового времени 7 класс. № п/п Век разума и мистицизма: европейская культура в конце XVI – культура в конце XVII века |
![]() |
Стратегический маркетинг Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер с французского. Спб. Наука, 1996. Xv+589 с |
![]() |
Литература Введение Тема Делопроизводство в Древнерусском государстве Тема Делопроизводство в учреждениях централизованного Русского государства XVI-XVII вв. (приказное делопроизводство) |
![]() |
Учебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура» по... Тема Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготов- ке |
![]() |
Тема: Понятие «культура» Существуют сотни определений понятия «культура». На основании многочисленных трудов различных ученых это понятие можно определить... |
![]() |
Тема История экономических учений как наука. 2 Тема Завершение классической политэкономии и становление социалистической экономической доктрины 23 |
![]() |
Тема История экономических учений как наука. 2 Тема Завершение классической политэкономии и становление социалистической экономической доктрины 39 |
![]() |
Тема 12. Культура средневекового мира Культура Средневековья это определенный этап, период, стадия в развитии культуры феодализма более общего типа культуры, выделенного... |
![]() |
«Культура и быт России в XVII века» Открытый урок Цель использования мультимедийных технологий на уроке: создание яркого, запоминающегося образа эпохи; формирование эмоционального... |