Скачать 141.3 Kb.
|
«Влияние самоуправления на формирование коллектива» (из опыта работы учителя начальных классов Депутатовой Н.И.) «Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Дай мне действовать самому, и я научусь» (китайская мудрость). Перед нами, учителями начальной школы стоит, пожалуй, самая сложная задача по формированию коллектива. Ведь детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого. Всякий раз, мы учителя, испытываем затруднения, когда вновь берем первый класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:
Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Главное, чтобы эта деятельность была ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовала их интересам и потребностям. Тогда она вызовет у учащихся желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по её планированию, подготовке и проведению, выполнять постоянные и временные поручения, а значит, деятельность станет самоуправляемой. Ведь деятельность рождает самоуправление. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Для себя я нашла выход в организации ученического самоуправления в классе, посредством внедрения воспитательной системы класса. «Путешествие с Маленьким принцем» - это программа деятельности младших школьников, разработанная на основе философской сказки французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери. Данная программа это практическое воплощение воспитательной системы класса, образа классного коллектива и жизнедеятельности в нем, привлекательного и интересного для всех членов классного коллектива, целью которой является создание условий, способствующих гармоническому развитию ребенка, самореализации его интересов, способностей, умений и накопление необходимого социального опыта. Начальная школа - это время, когда формируется школьная мотивация, закладываются базовые знания, умения и навыки, как в учебной деятельности, так и системе взаимоотношений, приобретается и накапливается необходимый социальный опыт, опыт самоорганизация и саморегуляция. Все это в младшем школьном возрасте приобретается через игровую деятельность. С помощью игры, как наиболее близкого вида деятельности в данном возрасте, возможно создание положительного психологического климата в коллективе, поддержание хорошей мотивации к учебе, к школе, снижение школьной тревожности, установление положительных межличностных отношений. Поэтому нами и была предпринята попытка создания такого игрового пространства, основным средством организации которого является путешествие по планетам, которое дает широкий выбор направлений работы. Внимательный и вдумчиво читающий педагог или родитель найдет в сказке «Маленький принц» россыпь мудрых и удивительно метких, добрых правил и заповедей, как для ребенка и детского коллектива, так и для педагога-воспитателя. Выбор произведения не случаен. Главный персонаж сказки, близкий детям по возрасту и привлекательный по своим положительным качествам, вполне может стать примером для подражания, а, как известно, потребность в подражании очень сильна в данном возрасте. Современные дети – такие разные с виду и такие одинаковые, по сути. Их объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Им нужно понимание, забота и поддержка взрослых. С другой стороны, современное общество, государство сегодня, как никогда, нуждается во всесторонне развитой, здоровой, высоконравственной личности, ориентированной на абсолютные ценности – Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Здоровье, Земля. Задача школы – помочь растущему ребенку стать такой личностью. Это возможно сделать лишь в условиях гуманистической воспитательной системы. Работу по формированию ученического самоуправления я начинаю с того, что организационную функцию беру на себя: 1 этап.
2 этап.
3 этап. На этом этапе достигается гармоничное сочетание подчинения и руководство всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности. На нашей планете «Детство» (так называется наш классный коллектив), существует определенная структура работы классного самоуправления. ^ Все учащиеся класса, жители планеты «Детство», распределяются по 3 звездолетам, в каждом из которых есть командир экипажа. Так же все жители планеты имеют свои поручения и обязанности, которые так же, как и командир экипажа сменяются один раз в полугодие. На планете «Детство» действует Совет планеты, в который входят управляющий полетом, командиры экипажей и педагог. Совет планеты решает различные организационные вопросы. ^
^
^ на I полугодие
План работы классного самоуправления на II полугодие
Работая с коллективом, по этой системе я еще раз убедилась в том, что без самоуправления коллектива невозможно подлинное развитие личности в нем. Детей объединяет их отношения, которые возникают именно в деятельности, в общении, во взаимодействии и которым необходимы три стороны, три силы, три полюса (дети, родители, учителя), которые образуют поле воспитания. Дети становятся более ответственными, организованными, самостоятельными. Итак, самоуправление в классе возможно, более того оно необходимо, ведь по большому счету мы сможем воспитать детей своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия. |
![]() |
На формирование личности ребенка оказывает большое влияние меняющаяся... Под руководством педагогов дети должны быть ориентированы на абсолютные ценности – человек, семья, Отечество, труд, знания, культура,... |
![]() |
«Законы генетики», в которой он изучил наследование одаренности Психогенетика – это наука, изучающая влияние наследственности и среды на формирование индивидуальных особенностей. Влияние биологического... |
![]() |
Структура управления школо Совместная работа педагогического коллектива и администрации школы с органами ученического самоуправления |
![]() |
Основные понятия и принципы местного самоуправления В настоящее время в литературе отсутствует единое научное толкование местного самоуправления и предлагается более тридцати его определений.... |
![]() |
2 Исполнительные органы местного самоуправления Исполнительные органы местного самоуправления являются неотъемлемым элементом системы органов местного самоуправления и местного... |
![]() |
Литература Ii происхождение или родословная князя и ее влияние на формирование его мировоззрения. Детство Александра Невского |
![]() |
«утверждено» на собрании трудового коллектива моу «Новониколаевская сош №2» Протокол №1 «25» Управляющий Совет муниципального образовательного учреждения «Новониколаеквская средняя общеобразовательная школа №2» является коллегиальным... |
![]() |
Методические рекомендации к проведению педагогического совета в образовательных... Педагогический совет – постоянно действующий, высший орган самоуправления педагогического коллектива, играющий ведущую роль в коллективном... |
![]() |
Познакомить школьников с некоторыми идеями представителей древнеиндийской... Основная цель занятий — познакомить школьников с некоторыми идеями представителей древнеиндийской и древнекитайской философии, и... |
![]() |
Урок разработан педагогами гбоу «Школа здоровья и индивидуального развития» Влияние природы средней полосы России на формирование личности Ильи Обломова (по роману И. А. Гончаров «Обломов», глава 9) |