Урок физики в 7 классе




Скачать 186.54 Kb.
Название Урок физики в 7 классе
Дата публикации 13.06.2016
Размер 186.54 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > Астрономия > Урок

Явление тяготения. Сила тяжести.

(все этапы урока и вопросы сопровождаются слайдами презентации)
Урок физики в 7 классе.
Учитель МБОУ ООШ с. Лавы Овчинникова В.В.
Цели урока: знакомство с явлениями тяготения, понятие о силе тяжести и ее зависимости от массы тела, формирование научного мировоззрения учащихся, воспитание понятия взаимосвязи науки с деятельностью людей.
^ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

а) сядьте прямо, расправьте плечи, положите локти на стол, вдохните ,выдохните, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успеха.

б) приготовьте книги, тетради.
^ ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ, поВТОРЕНИЕ.

1) Первый вариант - второму: дать определение силы.

2) Второй вариант первому: дать определение массы тела.

3) Первый - второму: что называется инертностью.

4) Второй — первому: что такое плотность вещества.

б) ^ Устрани путаницу.

Стрелками показать соответствие физических величин, их обозначений, единиц измерений и формул для вычисления этих величин. Один ученик выполняет задание у доски, остальные - у себя в тетрадях.

масса m м3

время V кг

путь плотность v с

объём t м/с

скорость s кг/м3
в) ^ Физический диктант.

Учитель даёт определения, ученики пишут название физической величины, соответствующей определению, в тетрадях.

Первый вариант: 1)Физическая величина, выражающая действие одного тела на

другое.

2)Явление сохранения скорости тела постоянной.

3) Прибор для измерения массы тела.

4) Прибор для измерения времени.

^ Второй вариант: 1) Свойство тел по-разному изменять свою скорость при взаимодействии.

2)Физическая величина, характеризующая инертность тела.

3)Прибор для измерения объёма тела.

4)Прибор для измерения температуры тела.

д) Фронтальный опрос.

1 .В результате чего может меняться скорость тела?

2.Что такое сила?

3.От чего зависит результат действия силы на тело?

4.Как изображают силу на чертеже?

е)3адача.

Мальчик поднимает ведро с водой, прилагая силу 80 ньютонов. Изобразите эту силу графически.


^ Тест «движение и взаимодействие тел»

Вариант 1

1)      Сила – это причина …

а) движения тела

б) изменения скорости тела

в) относительного покоя тела

^ 2)      Если два тела взаимодействуют между собой и первое из них после взаимодействия движется с большей скоростью, то говорят, что …

а) массы этих тел равны

б) масса первого тела больше массы второго

в) масса первого тела меньше массы второго

^ 3)      Какое из приведенных значений может выражать силу?

а) 80 кг/м3

б) 2 кг

в) 30 мН

4)      Продолжите предложение и укажите неверный ответ. Сила характеризуется …

а) временем действия

б) направлением

в) точкой приложения

г) числовым значением

^ 5)      Как зависит сила тяжести от массы тела?

а) сила тяжести прямо пропорциональна массе тела

б) чем больше масса тела, тем меньше сила, с которой оно притягивается к Земле

в) зависит только от массы Земли
^ Кроссворд «ЛесенкА»

 

1

 

 

А

 

2

 

 

 

А

 

3

 

 

 

 

А

 

4

 

 

 

 

 

А

 

5

 

 

 

 

 

 

А

 

6

 

 

 

 

 

 

 

А

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

1.Причина изменения скорости тела или его формы. 2. Единица массы, содержащая 1000 кг. 3. Наука о неживой природе. 4. Прибор для измерения длины, например длины земельного участка. 5. Прибор для измерения объема тела. 6. Длинный и тонкий кусок металла круглого сечения. 7. Вещество, которое делается пластичным при небольшом нагревании. 8. Величина, характеризующая степень нагретости тел.
Оцени свою работу на уроке ( нарисуй смайлик)
Вариант 2

1)      По международному соглашению за единицу силы принят …

а) килограмм (кг)

б) Ньютон (Н)

в) метр в секунду (м/с)

^ 2)      Какое из приведенных значений может выражать силу?

а) 300 кг/м3

б) 5 Н

в) 2 кг

3)      Если два тела взаимодействуют между собой и первое из них после взаимодействия движется с меньшей скоростью, то говорят, что …

а) массы этих тел равны

б) масса первого тела больше массы второго

в) масса первого тела меньше массы второго

^ 4)      Как зависит сила тяжести от массы тела?

а) сила тяжести прямо пропорциональна массе тела

б) чем больше масса тела, тем меньше сила, с которой оно притягивается к Земле

в) зависит только от массы Земли

^ 5)      Если на тело действуют другие тела, то его скорость …

а) не изменится, тело находится в покое

б) не изменится, тело движется равномерно и прямолинейно

в) увеличивается или уменьшается

 

^ Кроссворд «ЛесенкА»

 

1

 

 

А

 

2

 

 

 

А

 

3

 

 

 

 

А

 

4

 

 

 

 

 

А

 

5

 

 

 

 

 

 

А

 

6

 

 

 

 

 

 

 

А

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

1. Причина изменения скорости тела или его формы. 2. Единица массы, содержащая 1000 кг. 3. Наука о неживой природе. 4. Прибор для измерения длины, например длины земельного участка. 5. Прибор для измерения объема тела. 6. Длинный и тонкий кусок металла круглого сечения. 7. Вещество, которое делается пластичным при небольшом нагревании. 8. Величина, характеризующая степень нагретости тела.

Ответы: 1. Сила. 2. Тонна. 3. Физика. 4. Рулетка. 5. Мензурка. 6. Проволока. 7. Пластмасса. 8. Температура.
Сообщение темы урока.

Эксперименты:( выполняют ученики) -поднять и выпустить мяч из рук

-подбросить мяч вверх

-шарик по жёлобу

-мяч под углом к горизонту

ВОПРОС: Почему тела движутся таким образом?

О каких явлениях пойдёт сегодня речь?

(ФОРМУЛИРУЮТ ТЕМУ УРОКА-ученики)

ВОПРОС: Что же мы хотим узнать об этой силе? ( Формулируют цели урока)

^ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Вступление.

Итак, ребята, мы выяснили, что сила- это векторная, то есть направленная величина, выражающая действие одного тела на другое.

Ребята, сегодня мы поговорим о великой силе природы - силе всемирного тяготения .Тысячелетия сетовал человек на эту силу. Она не позволяла строить высотные башни ( верхние этажи своей тяжестью давили на нижние, и строение разрушалось), мосты через широкие реки ( чуть просчитывались инженеры - они с грохотом обрушивались). Человек завидовал птицам, но лишь в мечтах взмывали в небо Дедалы, Икары и русские умельцы, мастерившие себе крылья из лебединых перьев и воска. Между тем человек и нее подозревал, скольким обязан этой силе. Именно она собирает воды планеты, образуя моря и океаны, удерживает голубую атмосферу Земли, да и саму Землю на орбите вокруг Солнца. Не будь этой силы, Земля и другие тела нашей планетной системы - от мельчайшего астероида до гигантского Юпитера- понеслись бы в разные стороны в чёрное пространство Вселенной. Именно эта сила и служит человеку, направляя потоки воды, на пути которых воздвигаются плотины и ставятся турбины, заставляет качаться маятники. Человек запускает искусственные спутники, и могучая сила тяготения несёт их по рассчитанному пути.
^ 2. Объяснение нового.

1) примеры явлений тяготения

б) вертикальное падение мяча

в) падение мяча, брошенного под углом к горизонту

г) движение мяча, брошенного вертикально вверх

д) движение опавших листьев, капель воды

^ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВСЕ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ ПАДАЮТ НА ЗЕМЛЮ?

ИТАК, Земля притягивает к себе все тела.
2) Как вы думаете, только ли Земля обладает свойством притяжения? Оказывается, все тела притягиваются друг к другу.(3емля - яблоко на ветке, Земля -Луна, Солнце- планеты, дерево- дерево).

Определение записать в тетрадь. ПРИТЯЖЕНИЕ ВСЕХ ТЕЛ ВСЕЛЕННОЙ ДРУГ К ДРУГУ НАЗЫВАЕТСЯ ВСЕМИРНЫМ ТЯГОТЕНИЕМ.

3) а)Закон всемирного тяготения, смысл этого закона

б)сообщение о биографии Исаака Ньютона (делает ученик)

в) Легенда о Ньютоне

Ньютон под яблоней сидел,

Вот-вот должна прийти идея.

А плод над ним уже созрел,

К земле всей массой тяготея.

Умолкли птицы. Тишина.

Зажглись далёкие светила.

И спелым яблоком Луна

Повисла в небе и светила.

Он мыслил, а Луна, кружась,

С Землёю Солнце огибала.

Вещей невидимая связь

В ту ночь яснее проступала.

Ньютон взглянул на небосвод…

Но ветка дрогнула, и вот…

На землю яблоко упало.

г) СИЛА, СКОТОРОЙ ЗЕМЛЯ ПРИТЯГИВАЕИТ К СЕБЕ ТЕЛО, НАЗЫВАЕТСЯ СИЛОЙ ТЯЖЕСТИ.

m - масса тела

g - ускорение свободного падения, g= 9,8 н/кг F= mg
Сила тяжести направлена вертикально вниз, к центру Земли. FT
д) сила тяжести на полюсе и экваторе

е) решение экспериментальной задачи на вычисление силы тяжести.
е) Сила тяжести на других планетах. Сообщение ученика.
Динамическая пауза.

Мы в ракету дружно сели,(присаживаются)

В космос полететь хотели (руки – вверх).

С притяжением Земли

Мы бороться не могли(качаются).

Шлём вам всем большой привет (машут руками).

Опоздавшим места нет.(быстро садятся на свои места)

^ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. (Рассмотреть задачи на слайдах)

1.Под действием какой силы падают на землю снежинки?

2.Какая сила " виновата " в ушибленной коленке упавшего мальчика?

3.Почему подниматься по лестнице значительно труднее, чем спускаться?

4.Между какими из двух шаров , изготовленных из одного вещества, сила притяжения наибольшая? Наименьшая? (рисунок прилагается)


5.Два металлических цилиндра стоят на столе, не касаясь друг друга.

Взаимодействуют ли они со столом? Друг с другом?

Вставим теперь между ними перегородку. А теперь?

б. ЗАДАЧА. Рассчитайте и изобразите графически силу тяжести, действующую на ведро с водой массой 8 кг.

7.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЗАДАЧА. Рассчитайте силу тяжести, действующую на деревянный брусок.

Материалы: деревянный брусок, весы с разновесами.

8.ДИФФЕРЕЦИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ: работа по карточкам.

9. Объясните явления, изображённые на рисунках.

10. Самостоятельная работа.

Рассчитайте силу тяжести , действующую на каждого из вас.
^ ИТОГ УРОКА.

1.О какой силе мы сегодня с вами говорили?

2.От чего и как зависит сила притяжения между телами?

3. От чего зависит действующая на тело сила тяжести?


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Несмотря на справедливость и огромное значение закона всемирного тяготения, остаётся вопрос: чем, какими причинами вызывается гравитационное взаимодействие всех тел Вселенной.

Сам Ньютон по этому поводу говорил: - Не знаю, а гипотез не измышляю.

Великий учёный оставил эту загадку человечеству. Окончательно она не разрешена и сегодня.

Так что у вас, ребята, есть возможность оставить своё слово в науке.
Приглядывайтесь к облакам, За мигом миг за часом час

Прислушивайтесь к птицам. Впадайте в изумленье.

Притрагивайтесь к родникам- Всё будет так и всё - не так

Ничто не повторится. Через одно мгновенье.
Обладайте пытливым умом, ребята, и вас ждут новые открытия.
Рефлексия. Прикрепляют к дереву знаний, нарасованному на доске, ллисточки, лежащие у них на столе: красный, зелёный или белый, в зависимости от степени их работы на уроке и удовлетворённости.


^ Задание на дом.


Объясните отклонение отвеса




^ ИСААК НЬЮТОН

(1643-1727)
Исаак Ньютон родился в Англии в 1643 году, в год смерти Галилея. Родился он очень слабым и был так мал, что его можно было искупать в большой пивной кружке. Целую неделю его жизнь висела на волоске. Но судьбе было угодно, чтобы ребёнок победил смерть и остался жить.

В школе Ньютон поначалу учился плохо, занимая в списке успеваемости последнее место. Однако, после случившейся как-то драки с одноклассником он решил доказать, что может обойти кого-то в списке успеваемости и, увлекшись учёбой, начинает обгонять одного за другим всех остальных учеников класса. Вскоре Исаак становится лучшим учеником школы.

В детстве Ньютон был склонен к мечтательности и задумчивости. Он увлекался стихами, рисовал и много мастерил: им были сконструированы солнечные и водяные часы, ветряная мельница, бумажный змей и др.

Единственным другом в его школьные годы была младшая сестра драчуна-одноклассника. Много лет спустя она рассказала, что Исаак был «тихим, рассудительным и разумным мальчиком. Он никогда не играл с мальчишками во дворе и не участвовал в их грубых развлечениях». Оставаясь среди девочек, «он часто делал маленькие столики, чашечки, шкатулочки и другие игрушки, чтобы девочки могли складывать туда своих куколок и дешёвые украшения ».

В 1661 году Ньютон поступает в Тринити - колледж Кембриджского университета. Через четыре года он становится бакалавром искусств.

В 1665 году в Англии распространилась эпидемия чумы, спасаясь от которой, жители городов стали уезжать в малонаселённые деревни. Ньютон покидает Кембридж и тоже уезжает в родную деревню. Два года, проведённые там, вдали от городской суеты, оказались для него очень плодотворными. В это время он сделал свои самые главные открытия. Разработал новые методы в математике, создал теорию света, открыл закон всемирного тяготения и др. Однако полученные им тогда результаты были опубликованы лишь много лет спустя.

Итогом его многолетних исследований является фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии». В предисловии к этой книге, вышедшей в 1687 году, Ньютон писал: «Сочинение это нами предлагается как математические основы физики. Вся трудность физики, как будет видно, состоит в том, чтобы по явлениям движения распознать силы природы, а затем по этим силам объяснить остальные явления».

Книга Ньютона начиналась с основных понятий механики: массы, силы и др. После них шли «аксиомы, или законы, движения», на основе которых доказывались многочисленные следствия и теоремы.

Сформулированные теоремы теперь называют законами Ньютона.

20 марта 1727 года в возрасте 84 лет скончался гениальный английский учёный Исаак Ньютон. По указу короля его с большой пышностью похоронили в Лондоне в усыпальнице королей - Вестминском аббатстве. В похоронной процессии принимали участие знатнейшие герцоги, пэры и графы Англии. После его похорон знаменитый французский писатель, философ и историк Вольтер написал: «Не так давно в одной знатной компании обсуждался избитый и пустой вопрос: кто был величайшим человеком - Цезарь, Александр, Тамерлан или Кромвель? Кто-то сказал, что таким человеком был, без сомнения, Ньютон. И он был прав, так как мы должны благодарить Ньютона за то, что он овладел нашим разумом не насилием, а силой правды».

«Природа для него была открытой книгой, которую он читал без усилий» - написал Эйнштейн. За свои научные заслуги Исаак Ньютон был возведён в рыцарское достоинство. И он мог с полным правом на смертном одре сказать: «Сделал что мог, пусть другие сделают лучше».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок физики в 7 классе icon Урок физики в 11 классе: «Производство, передача и использование электроэнергии»
Углубить познания учащихся о развитии электроэнергетики и связанных с ним экологических проблем, воспитание чувства ответственности...
Урок физики в 7 классе icon Календарно тематическое планирование уроков физики в 9 классе Составлено...
Директор моу сош №5 Зам директора по увр на заседании мо, протокол №1 от 09. 09. 2009 г
Урок физики в 7 классе icon Урок в 8 классе с. Баксаненок 2009г. Тема: «Гигиена дыхания»
Открытый интегрированный (биология, английский, информатика), бинарный (русско-англо-кабардинско-латинский), комбинированный с применением...
Урок физики в 7 классе icon 4. Урок русского языка в 4 классе стр. 37 Урок математики в 3 классе стр. 40 8
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников
Урок физики в 7 классе icon Урок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования"
Тип урока: комбинированный (урок презентации знаний, урок введения нового материала)
Урок физики в 7 классе icon Урок биологии в IX классе. Этот урок разработан для IX класса учебник
Этот урок разработан для IX класса ( учебник под редакцией И. Н. Пономаревой), но может быть проведен и в XI классе при условии усложнения...
Урок физики в 7 классе icon Сценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...
Урок физики в 7 классе icon Урок математики во 2 классе по теме «Метр»
Левчун Н. М. провела открытый урок математики во 2 классе по теме «Метр» с использованием групповых форм работы
Урок физики в 7 классе icon Разработка урока «Простые и составные числа»
Урок в 5 классе, учебник С. М. Никольского. Урок построен на основе технологии деятельностного метода
Урок физики в 7 классе icon Урок по теме «Our favourite food»
Урок английского языка проводится в 3-м классе. Это заключительный урок по теме «Our favourite food» (раздел 1-й по учебнику Английский...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов