Скачать 186.54 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Явление тяготения. Сила тяжести. (все этапы урока и вопросы сопровождаются слайдами презентации) Урок физики в 7 классе. Учитель МБОУ ООШ с. Лавы Овчинникова В.В. Цели урока: знакомство с явлениями тяготения, понятие о силе тяжести и ее зависимости от массы тела, формирование научного мировоззрения учащихся, воспитание понятия взаимосвязи науки с деятельностью людей. ^ : а) сядьте прямо, расправьте плечи, положите локти на стол, вдохните ,выдохните, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успеха. б) приготовьте книги, тетради. ^ поВТОРЕНИЕ. 1) Первый вариант - второму: дать определение силы. 2) Второй вариант первому: дать определение массы тела. 3) Первый - второму: что называется инертностью. 4) Второй — первому: что такое плотность вещества. б) ^ Стрелками показать соответствие физических величин, их обозначений, единиц измерений и формул для вычисления этих величин. Один ученик выполняет задание у доски, остальные - у себя в тетрадях. масса m м3 время V кг путь плотность v с объём t м/с скорость s кг/м3 в) ^ Учитель даёт определения, ученики пишут название физической величины, соответствующей определению, в тетрадях. Первый вариант: 1)Физическая величина, выражающая действие одного тела на другое. 2)Явление сохранения скорости тела постоянной. 3) Прибор для измерения массы тела. 4) Прибор для измерения времени. ^ : 1) Свойство тел по-разному изменять свою скорость при взаимодействии. 2)Физическая величина, характеризующая инертность тела. 3)Прибор для измерения объёма тела. 4)Прибор для измерения температуры тела. д) Фронтальный опрос. 1 .В результате чего может меняться скорость тела? 2.Что такое сила? 3.От чего зависит результат действия силы на тело? 4.Как изображают силу на чертеже? е)3адача. Мальчик поднимает ведро с водой, прилагая силу 80 ньютонов. Изобразите эту силу графически. ^ Вариант 1 1) Сила – это причина … а) движения тела б) изменения скорости тела в) относительного покоя тела ^ а) массы этих тел равны б) масса первого тела больше массы второго в) масса первого тела меньше массы второго ^ а) 80 кг/м3 б) 2 кг в) 30 мН 4) Продолжите предложение и укажите неверный ответ. Сила характеризуется … а) временем действия б) направлением в) точкой приложения г) числовым значением ^ а) сила тяжести прямо пропорциональна массе тела б) чем больше масса тела, тем меньше сила, с которой оно притягивается к Земле в) зависит только от массы Земли ^
1.Причина изменения скорости тела или его формы. 2. Единица массы, содержащая 1000 кг. 3. Наука о неживой природе. 4. Прибор для измерения длины, например длины земельного участка. 5. Прибор для измерения объема тела. 6. Длинный и тонкий кусок металла круглого сечения. 7. Вещество, которое делается пластичным при небольшом нагревании. 8. Величина, характеризующая степень нагретости тел. Оцени свою работу на уроке ( нарисуй смайлик) Вариант 2 1) По международному соглашению за единицу силы принят … а) килограмм (кг) б) Ньютон (Н) в) метр в секунду (м/с) ^ а) 300 кг/м3 б) 5 Н в) 2 кг 3) Если два тела взаимодействуют между собой и первое из них после взаимодействия движется с меньшей скоростью, то говорят, что … а) массы этих тел равны б) масса первого тела больше массы второго в) масса первого тела меньше массы второго ^ а) сила тяжести прямо пропорциональна массе тела б) чем больше масса тела, тем меньше сила, с которой оно притягивается к Земле в) зависит только от массы Земли ^ а) не изменится, тело находится в покое б) не изменится, тело движется равномерно и прямолинейно в) увеличивается или уменьшается ^
1. Причина изменения скорости тела или его формы. 2. Единица массы, содержащая 1000 кг. 3. Наука о неживой природе. 4. Прибор для измерения длины, например длины земельного участка. 5. Прибор для измерения объема тела. 6. Длинный и тонкий кусок металла круглого сечения. 7. Вещество, которое делается пластичным при небольшом нагревании. 8. Величина, характеризующая степень нагретости тела. Ответы: 1. Сила. 2. Тонна. 3. Физика. 4. Рулетка. 5. Мензурка. 6. Проволока. 7. Пластмасса. 8. Температура. Сообщение темы урока. Эксперименты:( выполняют ученики) -поднять и выпустить мяч из рук -подбросить мяч вверх -шарик по жёлобу -мяч под углом к горизонту ВОПРОС: Почему тела движутся таким образом? О каких явлениях пойдёт сегодня речь? (ФОРМУЛИРУЮТ ТЕМУ УРОКА-ученики) ВОПРОС: Что же мы хотим узнать об этой силе? ( Формулируют цели урока) ^ . 1. Вступление. Итак, ребята, мы выяснили, что сила- это векторная, то есть направленная величина, выражающая действие одного тела на другое. Ребята, сегодня мы поговорим о великой силе природы - силе всемирного тяготения .Тысячелетия сетовал человек на эту силу. Она не позволяла строить высотные башни ( верхние этажи своей тяжестью давили на нижние, и строение разрушалось), мосты через широкие реки ( чуть просчитывались инженеры - они с грохотом обрушивались). Человек завидовал птицам, но лишь в мечтах взмывали в небо Дедалы, Икары и русские умельцы, мастерившие себе крылья из лебединых перьев и воска. Между тем человек и нее подозревал, скольким обязан этой силе. Именно она собирает воды планеты, образуя моря и океаны, удерживает голубую атмосферу Земли, да и саму Землю на орбите вокруг Солнца. Не будь этой силы, Земля и другие тела нашей планетной системы - от мельчайшего астероида до гигантского Юпитера- понеслись бы в разные стороны в чёрное пространство Вселенной. Именно эта сила и служит человеку, направляя потоки воды, на пути которых воздвигаются плотины и ставятся турбины, заставляет качаться маятники. Человек запускает искусственные спутники, и могучая сила тяготения несёт их по рассчитанному пути. ^ 1) примеры явлений тяготения б) вертикальное падение мяча в) падение мяча, брошенного под углом к горизонту г) движение мяча, брошенного вертикально вверх д) движение опавших листьев, капель воды ^ ИТАК, Земля притягивает к себе все тела. 2) Как вы думаете, только ли Земля обладает свойством притяжения? Оказывается, все тела притягиваются друг к другу.(3емля - яблоко на ветке, Земля -Луна, Солнце- планеты, дерево- дерево). Определение записать в тетрадь. ПРИТЯЖЕНИЕ ВСЕХ ТЕЛ ВСЕЛЕННОЙ ДРУГ К ДРУГУ НАЗЫВАЕТСЯ ВСЕМИРНЫМ ТЯГОТЕНИЕМ. 3) а)Закон всемирного тяготения, смысл этого закона б)сообщение о биографии Исаака Ньютона (делает ученик) в) Легенда о Ньютоне Ньютон под яблоней сидел, Вот-вот должна прийти идея. А плод над ним уже созрел, К земле всей массой тяготея. Умолкли птицы. Тишина. Зажглись далёкие светила. И спелым яблоком Луна Повисла в небе и светила. Он мыслил, а Луна, кружась, С Землёю Солнце огибала. Вещей невидимая связь В ту ночь яснее проступала. Ньютон взглянул на небосвод… Но ветка дрогнула, и вот… На землю яблоко упало. г) СИЛА, СКОТОРОЙ ЗЕМЛЯ ПРИТЯГИВАЕИТ К СЕБЕ ТЕЛО, НАЗЫВАЕТСЯ СИЛОЙ ТЯЖЕСТИ. m - масса тела g - ускорение свободного падения, g= 9,8 н/кг F= mg Сила тяжести направлена вертикально вниз, к центру Земли. FT д) сила тяжести на полюсе и экваторе е) решение экспериментальной задачи на вычисление силы тяжести. е) Сила тяжести на других планетах. Сообщение ученика. Динамическая пауза. Мы в ракету дружно сели,(присаживаются) В космос полететь хотели (руки – вверх). С притяжением Земли Мы бороться не могли(качаются). Шлём вам всем большой привет (машут руками). Опоздавшим места нет.(быстро садятся на свои места) ^ . (Рассмотреть задачи на слайдах) 1.Под действием какой силы падают на землю снежинки? 2.Какая сила " виновата " в ушибленной коленке упавшего мальчика? 3.Почему подниматься по лестнице значительно труднее, чем спускаться? 4.Между какими из двух шаров , изготовленных из одного вещества, сила притяжения наибольшая? Наименьшая? (рисунок прилагается) 5.Два металлических цилиндра стоят на столе, не касаясь друг друга. Взаимодействуют ли они со столом? Друг с другом? Вставим теперь между ними перегородку. А теперь? б. ЗАДАЧА. Рассчитайте и изобразите графически силу тяжести, действующую на ведро с водой массой 8 кг. 7.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЗАДАЧА. Рассчитайте силу тяжести, действующую на деревянный брусок. Материалы: деревянный брусок, весы с разновесами. 8.ДИФФЕРЕЦИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ: работа по карточкам. 9. Объясните явления, изображённые на рисунках. 10. Самостоятельная работа. Рассчитайте силу тяжести , действующую на каждого из вас. ^ 1.О какой силе мы сегодня с вами говорили? 2.От чего и как зависит сила притяжения между телами? 3. От чего зависит действующая на тело сила тяжести? ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Несмотря на справедливость и огромное значение закона всемирного тяготения, остаётся вопрос: чем, какими причинами вызывается гравитационное взаимодействие всех тел Вселенной. Сам Ньютон по этому поводу говорил: - Не знаю, а гипотез не измышляю. Великий учёный оставил эту загадку человечеству. Окончательно она не разрешена и сегодня. Так что у вас, ребята, есть возможность оставить своё слово в науке. Приглядывайтесь к облакам, За мигом миг за часом час Прислушивайтесь к птицам. Впадайте в изумленье. Притрагивайтесь к родникам- Всё будет так и всё - не так Ничто не повторится. Через одно мгновенье. Обладайте пытливым умом, ребята, и вас ждут новые открытия. Рефлексия. Прикрепляют к дереву знаний, нарасованному на доске, ллисточки, лежащие у них на столе: красный, зелёный или белый, в зависимости от степени их работы на уроке и удовлетворённости. ^ Объясните отклонение отвеса ![]() ![]() ^ (1643-1727) Исаак Ньютон родился в Англии в 1643 году, в год смерти Галилея. Родился он очень слабым и был так мал, что его можно было искупать в большой пивной кружке. Целую неделю его жизнь висела на волоске. Но судьбе было угодно, чтобы ребёнок победил смерть и остался жить. В школе Ньютон поначалу учился плохо, занимая в списке успеваемости последнее место. Однако, после случившейся как-то драки с одноклассником он решил доказать, что может обойти кого-то в списке успеваемости и, увлекшись учёбой, начинает обгонять одного за другим всех остальных учеников класса. Вскоре Исаак становится лучшим учеником школы. В детстве Ньютон был склонен к мечтательности и задумчивости. Он увлекался стихами, рисовал и много мастерил: им были сконструированы солнечные и водяные часы, ветряная мельница, бумажный змей и др. Единственным другом в его школьные годы была младшая сестра драчуна-одноклассника. Много лет спустя она рассказала, что Исаак был «тихим, рассудительным и разумным мальчиком. Он никогда не играл с мальчишками во дворе и не участвовал в их грубых развлечениях». Оставаясь среди девочек, «он часто делал маленькие столики, чашечки, шкатулочки и другие игрушки, чтобы девочки могли складывать туда своих куколок и дешёвые украшения ». В 1661 году Ньютон поступает в Тринити - колледж Кембриджского университета. Через четыре года он становится бакалавром искусств. В 1665 году в Англии распространилась эпидемия чумы, спасаясь от которой, жители городов стали уезжать в малонаселённые деревни. Ньютон покидает Кембридж и тоже уезжает в родную деревню. Два года, проведённые там, вдали от городской суеты, оказались для него очень плодотворными. В это время он сделал свои самые главные открытия. Разработал новые методы в математике, создал теорию света, открыл закон всемирного тяготения и др. Однако полученные им тогда результаты были опубликованы лишь много лет спустя. Итогом его многолетних исследований является фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии». В предисловии к этой книге, вышедшей в 1687 году, Ньютон писал: «Сочинение это нами предлагается как математические основы физики. Вся трудность физики, как будет видно, состоит в том, чтобы по явлениям движения распознать силы природы, а затем по этим силам объяснить остальные явления». Книга Ньютона начиналась с основных понятий механики: массы, силы и др. После них шли «аксиомы, или законы, движения», на основе которых доказывались многочисленные следствия и теоремы. Сформулированные теоремы теперь называют законами Ньютона. 20 марта 1727 года в возрасте 84 лет скончался гениальный английский учёный Исаак Ньютон. По указу короля его с большой пышностью похоронили в Лондоне в усыпальнице королей - Вестминском аббатстве. В похоронной процессии принимали участие знатнейшие герцоги, пэры и графы Англии. После его похорон знаменитый французский писатель, философ и историк Вольтер написал: «Не так давно в одной знатной компании обсуждался избитый и пустой вопрос: кто был величайшим человеком - Цезарь, Александр, Тамерлан или Кромвель? Кто-то сказал, что таким человеком был, без сомнения, Ньютон. И он был прав, так как мы должны благодарить Ньютона за то, что он овладел нашим разумом не насилием, а силой правды». «Природа для него была открытой книгой, которую он читал без усилий» - написал Эйнштейн. За свои научные заслуги Исаак Ньютон был возведён в рыцарское достоинство. И он мог с полным правом на смертном одре сказать: «Сделал что мог, пусть другие сделают лучше». |
![]() |
Урок физики в 11 классе: «Производство, передача и использование электроэнергии» Углубить познания учащихся о развитии электроэнергетики и связанных с ним экологических проблем, воспитание чувства ответственности... |
![]() |
Календарно тематическое планирование уроков физики в 9 классе Составлено... Директор моу сош №5 Зам директора по увр на заседании мо, протокол №1 от 09. 09. 2009 г |
![]() |
Урок в 8 классе с. Баксаненок 2009г. Тема: «Гигиена дыхания» Открытый интегрированный (биология, английский, информатика), бинарный (русско-англо-кабардинско-латинский), комбинированный с применением... |
![]() |
4. Урок русского языка в 4 классе стр. 37 Урок математики в 3 классе стр. 40 8 Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников |
![]() |
Урок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования" Тип урока: комбинированный (урок презентации знаний, урок введения нового материала) |
![]() |
Урок биологии в IX классе. Этот урок разработан для IX класса учебник Этот урок разработан для IX класса ( учебник под редакцией И. Н. Пономаревой), но может быть проведен и в XI классе при условии усложнения... |
![]() |
Сценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста» Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование... |
![]() |
Урок математики во 2 классе по теме «Метр» Левчун Н. М. провела открытый урок математики во 2 классе по теме «Метр» с использованием групповых форм работы |
![]() |
Разработка урока «Простые и составные числа» Урок в 5 классе, учебник С. М. Никольского. Урок построен на основе технологии деятельностного метода |
![]() |
Урок по теме «Our favourite food» Урок английского языка проводится в 3-м классе. Это заключительный урок по теме «Our favourite food» (раздел 1-й по учебнику Английский... |