Секция краеведения и туризма Сочинского отделения Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 7 Сочи, 2000




Скачать 395.33 Kb.
Название Секция краеведения и туризма Сочинского отделения Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 7 Сочи, 2000
страница 1/2
Дата публикации 20.06.2016
Размер 395.33 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Астрономия > Документы
  1   2
Секция краеведения и туризма

Сочинского отделения Русского географического

общества


Сочинский

краевед


Выпуск 7

Сочи, 2000


В помощь краеведам, учителям, экскурсоводам, студентам, учащимся.
Выпуск подготовили:

Ксенофонтов В.Л.

Костиников В.Н.
В сети ИНТЕРНЕТ размещена страница Сочинского Отделения Русского географического общества.

Секция краеведения представлена сетевыми версиями бюллетеня «Сочинский краевед».

Адрес страницы в СЕТИ

http://www.sochi.ru/abc/

Вебмастер

Карпухина Ирина Александровна.

Адрес электронной почты kari@sochi.ru

Телефон 62-28-69
Содержание

Кудин М.И. Археоастрономия и дольмены…………………….

Артюхов С.А. Сочинская почтово-телеграфная контора в конце XIX века…..

^ Тарчевский Б.А. 33 водопада на ручье Джегош……………….

Брикалов А.Ф. Гора Батарейная…………

Волкова Р.И. Тогда, в сорок третьем…….

Волкова Р.И. Юрий Самойлович Каганович……………..

^ Дмитренко Л.М. Знаменитый сочинский садовник…………….

Рапорт об овладении устьем р. Сочи…………………………….

Клименко В.Р. Из глубин древности……………………………

Салова Т.В. Краеведческая библиография Сочи в экологическом просвещении и образовании….

© Секция краеведения и туризма Сочинского отделения Русского географического общества.
При использовании материалов выпуска ссылка на авторов материалов обязательна.

^ АРХЕОАСТРОНОМИЯ И ДОЛЬМЕНЫ.

В середине 60-х годов профессор Дж.Хокинс доказал, что загадочное каменное сооружение на юге Англии - Стоунхендж является не только древним святилищем, но и обсерваторией, точно отмечающей множество астрономически значимых направлений Солнца, Луны и звезд/1,с.256/. Это открытие послужило толчком к бурному развитию новой науки - археоастрономии. Сравнительно развитые астрономические познания несомненны для эпохи, начиная с 4-го тысячелетия до н.э. когда в Западной Европе и в бассейнах Средиземного и Черного морей возникают мегалитические сооружения, часть которых интерпретируется учеными как древние обсерватории. Сегодня памятники, имеющие археоастрономическое значение, известны во многих точках земного шара. Это пирамиды инков и вавилонские зиккураты, святилища индейцев из штата Нью-Мексико, обсерватория Мецамор в Армении и многие другие. Сейчас лишь отдельные ортодоксальные ученые не признают того, что некоторые типы мегалитических построек могли использоваться для астрономических наблюдений, хотя и они не отрицают важнейшей роли небесных светил в мировоззрении древних народов всего мира.

Учитывая очевидную связь мегалитических культур Западной Европы с дольменной культурой Кавказа, является перспективным поиск древних обсерваторий среди дольменов. Впервые проблему изучения дольменов в этом направлении поднял научный сотрудник Туапсинского краеведческого музея М.К.Тешев/2,с.21 /. Долгое время археоастрономическим аспектом изучения дольменов занимался геолог В.М.Кондряков/3, с.4/. Их исследования подтвердили, что многие дольмены своим расположением фиксируют важные астрономические направления. Однако для надежного доказательства этого требуется дальнейшая большая и кропотливая работа. Поэтому мы рассмотрим только некоторые памятники, астрономическое значение которых не вызывает сомнения.

Прежде всего это уникальный мегалитический комплекс Псынако 1, конструктивно несколько напоминающий неолитический могильник Нью-Грейдж в Ирландии, дромос которого отмечает восход солнца во время зимнего солнцестояния/4,с.108/.Дромос Псынако 1 направлен на заход солнца в этот день. Кроме того как отмечал М.К.Тешев:"...в дни солнцестояний и равноденствий, восходы и заходы солнца и луны /на высоких и низких .дугах/ поразительно совпадают с отдельными высокими пиками или распадками окружающих долину гор и хребтов, а также азимутами направлений восхода и захода солнца относительно Псынако1" /5,с.166/.Кроме того от площадки на вершине кургана к его основанию расходились радиальные каменные ребра-лучи, выложенные крупными валунами. К сожалению к моменту раскопок ребра почти не сохранились. Первоначально М.К.Тешев реконструировал их число как 18,позднее считая, что лучи могли соответствовать лунным месяцам, снизил их количество до 12 /рис.2/,

Следующий памятник с несомненным астрономическим назначением - это корытообразный дольмен из Мамедова ущелья /правый борт р.Куапсе/, высеченный в огромной глыбе темно-серого песчаника. Ширина скалы более 5 метров, длина 8 метров. Большая часть глыбы осталась необработанной, но дольмен высечен так, что с западной стороны имеет форму пирамиды, вершина которой точно указывает точку восхода солнца над хребтом в дни равноденствий - 22 марта и 21 сентября. Вершина "пирамиды" срезана таким образом, что первый луч солнца в дни равноденствий появляется на её грани /точка А на рис.1/, а полный диск встаёт в центре. Первые лучи солнца пробежав по грани "пирамиды", падали в центр перекрытия дольмена. К сожалению оно не сохранилось. Еще в 1907 году А.А.Миллер, впервые описавший этот дольмен, застал его без перекрытия/6.с.84.86/.Было ли на перекрытии какое-то изображение, лунка или отверстие, нам неизвестно. Но вероятнее всего на перекрытии был выбит еще один лаз, подобный входному. Основание думать, что это было именно так дает другой дольмен с подобным визиром, стоящий в бассейне р.Цусквадже, так же высеченный в огромной глыбе песчаника. В ее западном части строители дольмена оставили острый пик высотой 1,65м с азимутом 245°. Этот пик указывает на заход солнца в день летнего солнцестояния. Последние лучи солнца и тень от визира двигались по перекрытию дольмена, попадая в отверстие выбитое на нём, не отличающиеся от лаза на фасаде дольмена. Разрушенный плиточный дольмен со вторым лазом в перекрытии был обнаружен С.Волковым в бассейне р.Пшады осенью 1999 года/7/.

Вернемся к дольмену на р.Куапсе. Фасад дольмена и его лаз направлены на юг/азимут 180 /, отмечая заход солнца в день зимнего солнцестояния. Благодаря этому направлению мы можем разгадать символическим смысл ориентировки дольмена. В дни осеннего и весеннего равноденствий солнце всходит точно на востоке. День весеннего равноденствия примечателен ещё и тем, что накануне появления солнца в точке его восхода появляется зодиакальное созвездие эпохи. Главным созвездием зодиака в древнем мире считалось то, которое выше других поднималось на ночном небе в период осеннего равноденствия, а в период весеннего равноденствия перемещалось по дневному небосводу вместе с солнцем. Эти кульминации как -бы делили календарный цикл на благоприятное - весенне-летнее и неблагоприятное полугодия. С весенней кульминации начинался новый год. Луч солнца попадающий в отверстие на перекрытии дольмена в день весеннего равноденствия символизировал акт слияния солнца с матерью землей. Обычай сочетать юношей и девушек браком в весеннее равноденствие известен у многих народов. Как известно дольмен воспроизводит лоно богини -матери/8,с.9/.Девять месяцев вынашивает в своей утробе дольмен божественного младенца, пока наконец в день зимнего солнцестояния, когда умирает старое солнце, чрево дольмена разрешается новым, молодым солнцем, с каждым днем все выше и выше поднимающимся по небу. В день зимнего солнцестояния рождаются многие древние боги, в том числе и Иисус Христос. Таким образом и захоронение в дольмене приобщались к плодородной силе лона богини и возрождались вместе с солнцем,

Символ пирамиды с сияющим оком на вершине широко известен во многих религиозных и оккультных традициях. Своей символикой дольмен издавна привлекал представителей оккультных обществ. В начале 20 века на стены дольмена была нанесем масонская символика/мальтийский крест, треугольник с точкой в центре/. В результате внимания к дольмену современных оккультистов, памятник был подвергнут варварскому ритуальному разрушению в апреле 1999 года.

Большой интерес для археоастрономических исследований представляют дольмены с кромлехами, т.к. науке давно известно, что кромлех символизирует годовое цикл солнца/9.с.63/,и многие из кромлехов являются древнейшими календарями.

Одним из таких памятников является плиточный ложнопортальный дольмен с кромлехом из урочища Волчьи Ворота в верховьях р.Мехопс. Стоящий на вершине невысокого кургана дольмен окружен овальным кромлехом из крупных отдельно стоящих камней/10. с. 13. рис.2/. Перед ложным порталом дольмена ориентированного на заход солнца в день зимнего солнцестояния в кромлехе имеется разрыв образующий притвор выполненный из каменных блоков. Лаз дольмена, расположенный напротив ложного портала, направлен на скалистый хребет и отмечает восход солнца в день летнего солнцестояния. Причем отмечает очень интересно - солнце в этот день, если смотреть от лаза, восходит прямо из под возвышающейся над хребтом скалы, похожей на морду волка или собаки, из-за чего урочище и названо Волчьи Ворота. По фольклорным материалам известна связь собаки /волка/ не только с загробным миром, но и ночным, хтоническим солнцем/11,с.242/.Собаки тесно связаны с погребальным культом у строителей дольменов. До 80% костей животных, найденных при раскопках дольменных памятников, принадлежат собакам. В мегалитических могильниках Западной Европы кости собак встречаются не менее часто/12,с.74;13 с.148/.

Конструкция кромлеха дольмена несколько нарушена. Часть камней в западной части смещена и смешана с камнями кургана. Реконструкция первоначального вида кромлеха показывает, что он состоял из 34 крупных отдельно стоящих камней. несущих по всей видимости календарно-числовую нагрузку.

Кромлехи из отдельно стоящих камней у дольменов в основном сохранились лишь фрагментарно. Описание одного из сохранившихся памятников приводит Е.Д.Фелицин/14,с.46/.К дольмену № 20 "Кожохской группы" примыкал разомкнутый приплюснутый круг из отдельно стоящих камней. Как видно по чертежу Е.Д.Фелицина он состоит из 17 камней/рис.6/.

Поиск подобных конструкций за пределами дольменной культуры дал интересные результаты. В центральной части Стоунхенджа расположена "подкова" из 19 "голубых" камней, не имеющая непосредственного астрономического значения. Как полагают, назначение этой фигуры счётно -календарное/15,с.52/.Подобная фигура из 34 столбов, с аналогичной (функцией расположена в центре святилища даков в Сармизегетусе. Учитывая что структура календарей остается неизменной тысячелетия, в поисках аналогий можно территориально и хронологически выйти далеко за пределы мегалитических культур. Как видим, рассматриваемые фигуры тяготеют к числу 34/т.е.17 х 2/.Таково возможно и первоначальное число лучей кургана Псынако- 1,если учесть, что над дромосом радиальным луч отсутствовал.

17-ти членный год посвященный Праджапати известен в арийской мифологии. Это божество называют "господин потомства", вливающий семя, способствующий рождению детей, творец богов. Т.е. он связан с идеей воспроизводства и плодородия, так явно отраженной в дольменной символике.

На животе одной из трипольских статуэток богини-матери изображена "подкова" с 17 лучами разомкнутая к лону. Разомкнутая окружность, имеющая 34 звена, нанесена на спинку трона фараона Тутанхамона.

Наиболее интересной аналогией кромлеху дольмена у Волчьих Ворот является каргопольский, женский, вышитый календарь/рис.7/.Примечательно что, как отмечает академик Б.А.Рыбаков, на внешней стороне дуги календаря размещено 34 значка/16, с.685/.Расшифровка календаря показала. что разрыв дуги направлен на зимнее солнцестояние, а шестилучевая фигура в центре является символическим изображением богини-рожаницы. Луч, направленный в разрыв, символизирует рождающееся новогоднее солнце. Возможную связь каргопольского календаря с мегалитической культурой отмечает В.Г.Власов/15.с.5б/.

Приведенные примеры подтверждают, что дольмен с кромлехом в урочище Волчьи Ворота играл роль обсерватории и календаря, сакральная символика которого отмечает возрождение солнца, жизни и всего сущего.

Составной дольмен с явным календарно-астрономическим значением был исследован Н.В.Кондряковым в урочище Жемси/бассейн р.Псезуапсе/. Лаз и дромос дольмена направлены на восход солнца в дни равноденствие /азимут 110°/.Конструкция кромлеха дольмена состоит из нескольких секций, выложенных камнями разной величины/10.с.14,рис.4/.Выкладка из крупных камней, начинающаяся от весеннего равноденствия, могла символизировать летний период, более мелких - весну и осень, а разрыв на северо-западе - зиму.

Мы кратко рассмотрели наиболее яркие памятники дольменной культуры имеющие календарно-астрономическое значение. Можно допустить, что практически все дольмены, даже ориентированные на север, имеют астрономическое значение, отмечая направления на определенные звезды и созвездия. Эти предположения являются довольно спорными, и требуют дальнейшего тщательного расследования, но то, что строители мегалитов отмечали в конструкциях многих памятников такие астрономически значимые даты, как солнцестояния и равноденствия, не вызывает сомнения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хокинс Дж.,Уайт Дж. Разгадка тайны Стоунхенджа.М.,1973.

2. Тешев М.К. Отчет. Раскопки мегалитического архитектурного комплекса Псынако 1 в 1985г.//Архив ИА РАН. Р-1 №11097.

3. Кондряков З.М.О дольменах еще раз//Газ."Шапсугия"от 19 мая 1993.

4. Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни.М.,1981.

5. Тешев М.К. Мегалитический архитектурный комплекс Псынако 1 в Туапсипском районе.//Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп, 1988.

6. Миллер А.А. Разведки на Черноморском Побережье Кавказа в 1907 году.//Известия археологическом комиссии. вып.33,СПб.,1909.

7. Личный архив автора.

8. Кудин М.И. Дольмены и ритуал.//Сочинский краевед, вып.4.Сочи,1999.

9. Шилов Ю.А. Космические тайны курганов.М., 1990.

10. Кондряков Н.В. Дромосы и кромлехи дольменов Западного Кавказа. //Сочинский краевед, вып.5,Сочи.1999.

11. Иванов В.В. Волк.//Мифы народов мира т.1.1991.

12. Клейн Л. Майкоп:Азия,Европа?//Знание-Сила,№2,1987.

13. Шарпантье Луи Гиганты и тайна их происхождения.М.,1998,

14. Фелицин Е.Д. Западно-кавказские дольмены.//Материалы по археологии Кавказа. М.,1904.

15. Власов В.Г. Пути расшифровки каргопольского календаря-вышивки// Советская этнография №2,1990.

16.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.,1997.

17. Евсюков В.В. Мифы вселенной. Новосибирск, 1988

Кудин М.И.

^ СОЧИНСКАЯ ПОЧТОВО – ТЕЛЕГРАФНАЯ КОНТОРА

В КОНЦЕ XIX ВЕКА.

Сочинское почтово-телеграфное отделение – так первоначально называлось управление местной почты и телеграфа) было образовано в 1878 году. 10 февраля 1878 года в отделении началось вестись делопроизводство.

Отделение подчинялось Тифлисскому телеграфному округу Министерства внутренних дел России.

Тогда почтовые конторы, отделения существовали на современном Черноморском побережье России ещё в Туапсе, Новороссийске и в Анапе.

Сочинское отделение организовывало доставку и отправку почты из учреждений и от местного населения региона и перевозку почты следующей транзитом – в Закавказье и обратно, и передачу телеграмм.

В Сочи и в других населённых пунктах побережья находились почтовые и телеграфные станции. Почта перевозилась в основном на лошадях (реже пароходами) от станции к станции, где коней меняли, отдыхали сопровождающие почтальоны. А телеграфные установки на них передавали телеграммы и местные, и иногородние, и иностранные. Большинство телеграмм, приходивших в те годы в Сочи, были транзитными – они принимались на станции и с неё передавались далее – на следующую станцию и так- пока она не доходила до адресата.

Телеграммы по нынешним меркам шли очень долго. От Сочи до Тифлиса они проходили не быстрее чем за 2-3 дня.

В 1879 году Сочинская телеграфная станция являлась уже станцией V разряда. Она располагала I телеграфным аппаратом и работала 8 часов в день. Но штат её был очень маленьким (не считая почтовиков) в него входили лишь один телеграфист IV разряда и сторож.

В телеграфном ведомстве тогда существовала очень строгая, военная дисциплина, за нарушение которой виновные подвергались или строгим наказаниям или увольнялись. В связи с тем, что через телеграфистов проходили многие секретные материалы, в случае их увольнения им закрывался доступ в любые государственные учреждения, ввиду их неблагонадёжности. А в XIX веке кроме государственной службы мест для работы для образованных граждан практически не было. Поэтому, а также из-за неплохой зарплаты, различных льгот по выслуге случаи увольнения телеграфистов были очень редки.

До середины 80-х годов почта и телеграф сочинского отделения разделили, а вновь их объединили в 1885 году. С этого года станция стала официально именоваться «Почтовое отделение и телеграфная станция в Сочи».

В 1886 году сочинские почтовики и телеграфисты подчинялись уже Владикавказскому почтово-телеграфному округу.

Из Сочи можно было отправить телеграммы не только во многие города России, но и в другие страны. Наибольшее количество таких телеграмм поступало в периоды военных действий. Этим приостанавливалось отправление телеграмм и почт в захваченные врагами районы. Но приходили телеграммы и о закрытии различных станций для приёма почты и телеграмм и из-за поломок телеграфных линий, из-за других экстраординарных ситуаций.

Приведём тексты некоторых из них.

7 сентября 1878 г. Из Тифлиса (оттуда отправлена 5 сентября).

«Циркулярно. По станциям округа. Открыты станции Селанец Плоцкой губернии… Яново … Ченерахово Пиотроковской губернии, … и Рахдталвная – Херсонской губернии».

14 сентября 1878 г. из Тифлиса (оттуда отправлена 11 сентября).

«Станция Сан- Стефани закрыта. Телеграммы посылаемые по адресам Сан-Стефанию передавать в Адрианополь».

Телеграммы тогда отправляли не только граждане страны, но и военнопленные, находящиеся на территории империи в период военных действий.

28 февраля 1878 г. из Министерства внутренних дел в Сочи была получена следующая телеграмма:

«Телеграфный департамент от 10 февраля предписал допустить на станциях Тифлисского телеграфного округа беспрепятственный приём от находящихся в России военнопленных турок телеграмм, адресуемых ими на родину, с тем, чтобы телеграммы эти, до передачи их препровождались на предварительный просмотр местных уездных начальников».

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. закончилась 3 марта 1878 г., т.е. военнопленные турки могли отправлять в Турцию телеграммы, когда ещё шли боевые действия.

В 1890 году в Сочи существовала уже почтово-телеграфная контора.

В начале девяностых годов телеграммы в Сочи принимались и передавались не полный день, а лишь в определённые часы. Это было связано с большими перегрузками телеграфных линий, слабым техническим оснащением станций. Время суток тогда было разделено для работы между телеграфными станциями, когда работали только они.

В 1891 году из Сочи телеграммы передавались только в периоды с 5 до 7 часов дня и с 11 до 12 часов ночи. Срочные депеши и метеорологические телеграммы разрешалось передавать и в другое время суток.

В девяностые годы почтово-телеграфная контора Сочи принимала и отправляла различные виды корреспонденций: посылки, письма, денежные и ценные пакеты, телеграммы по телеграфу и почтой, бандероли, периодические издания – газеты, журналы, книги.

Вся проходившая через почту корреспонденция запечатывалась сургучом и отправители ставили на ней свои личные печати – пуговицами, запонками, различными другими предметами, а иногда и пальцами.

В те годы почта производила и различные виды дополнительных услуг. Например, тогда посылки можно было за дополнительную плату отправить прямо из дома и доставить присланные посылки на дом. Плата за это составляла 15-20 копеек за посылку.

Постоянно шёл рост территории обслуживания сочинской почтово-телеграфной конторы, увеличивалось количество станций, находившихся с его подчинении, увеличивалось число её персонала.

И в начале XX века (в 1914 г. в сочинской конторе служило большое количество служащих (только ямщиков – 42 человека), ей подчинялось 11 станций, на которых имелось 122 лошади, и она обслуживала почтовый тракт, протяжённостью в 521 версту (от Туапсе до Сухуми).

По материалам Государственного архива г. Сочи.

Артюхов С.А.

^ 33 ВОДОПАДА НА РУЧЬЕ ДЖЕГОШ

Памятник природы "33 водопада на ручье Джегош" является популярным экскурсионным объектом. Здесь, в живописном ущелье, находятся небольшие по высоте многочисленные водопады, пороги, водоскаты, привлекающие своей красотой туристов и экскурсантов. Но прежде чем приступить к описанию этого замечательного уголка Черноморского побережья Кавказа, необходимо рассмотреть значение терминов "водопад", "водоскат" и "порог".

В Большой Советской Энциклопедии (том 8, 2-е издание, 1951 г.) дается такое определение: "Водопад - уступ в русле реки, с которого низвергается вода... Типичный В. имеет крутой или отвесный уступ. Менее круто падающие В. называются водоскатами". Еще менее четкое определение находим в Географическом словаре (С.З.Агалов и др., М»,1968): "Водопад -падение воды реки с уступа, образовавшегося в ее русле". Расплывчатость этих определений затрудняет использование их на практике.

Наиболее четкое определение водопада, порога и водоската дается в книге: Т.Т.Арсеев."Водопады". Москва,"Мысль", 1987. На странице 6 читаем:

"Мы предлагаем считать водопадом низвержение воды с уступа под углом более 45° ; падение воды под углом менее 45° будет водоскатом (стремниной, быстриной); водопад менее I м высотой, по нашему мнению, следует относить к порогам; расход воды для водопада должен быть не менее I м3/с". И далее: "Ступенчатый крутопадающий поток (каскад) предлагается считать единым водопадом, если в профиле протяженность горизонтальной части уступа (уступов) меньше, короче предшествующего и последующего отрезков вертикали"

Будем придерживаться именно этих определений, за исключением тре­бования иметь расход воды не менее I м3/с. Дело в том, что для рек Сочинского Причерноморья характерен паводковый режим. Поэтому в разное время года в зависимости от погодных условий (засуха, ливневые осадки) расход воды в одних и тех же реках и ручьях может быть как менее I м3. так и многократно превышать эту величину.

Ручей Джегош расположен в нижнем течении реки Шахе в 11км от устья и является правым притоком этой реки. Длина ручья Джегош, включая пересы­хающую часть русла, имеет протяженность менее 2 км,площадь водосбора – 1,3 км2. Высшая точка бассейна - гора Колокольня (832м), низшая - 60 м. На расстоянии 750 м от устья значительная часть ручья Джегош (протяженностью 500 м) представляет собой каскад из множества невысоких водопадов, порогов и водоскатов. Особую живописность урочищу придают густые заросли самшита колхидского. Здесь также много редких и исчезающих растений, таких как подснежник Воронова, цикламен, иглица колхидская, омфалодес каппадокийский и др. Особую ценность представляет роща лапины крылоплодной в устье ручья Джегош, отдельные деревья которой достигают высоты 30 м. Это одна из немногих сохранившихся рощ лапины крылоплодной - редкого реликтового вида, требующего повсеместной охраны.

В начале октября 1999 года урочище ручья Джегош было обследовано экспедицией Сочинского отделения Русского географического общества.

Помимо ботанических, геологических и других исследований были проведены приближенные измерения высот водопадов и некоторых водоскатов. Большую помощь в измерении высот водопадов оказал автору экскурсовод Павел Андреевич Новгородов.

Проведенные измерения показали, что самый высокий водопад - нижний, его высота равна 10,5 м. Высоты остальных водопадов значительно меньше десяти метров. Приводим результаты измерений, начиная от самого нижнего водопада и далее вверх по ручью Джегош. (Расшифровка аббревиатур: ВДП - водопад, ВДС - водоскат, П - порог).

ВДП – 10,5 м, П, ВДП – 2,5 м, ВДП - 3,5 м, П, ВДП - 3,5 м, П, ВДП – 6 м, ВДС - 3 м, ВДС - 3 м, ВДП – 5,5 м, ВДП - 5 м, ВДП – 4,5 м, ВДП – 5,5 м, ВДП - 4 м, ВДП – З м, ВДС - 2,5 м, ВДС –2 м, ВДС менее 2 м, ВДП – 1,3 м, ВДП - 3 м, ВДП - 7 м, ВДП - 2,5 м, ВДП - 4 м, ВДП – 1,5 м, ВДС - 5 м, П, ВДП – 2 м, ВДП - 2 м, П, ВДП - 3 м. ВДП - 3.5 м, П, ВДП - 2 м, ВДП - 4 м, П, ВДП - 2 м, П, ВДП - 2 м, ВДП – 1,5 м, ВДП - 2 м, ВДП – 1,3 м, П, П, ВДП - 5 м, ВДП - 2.5 м, ВДП - 2 м, ВДС, ВДП - 2 м, П, П, П, ВДП - 1,5 м,

Таким образом, на ручье Джегош насчитывается 33 водопада, 7 водоскатов и 13 порогов. Приближенные отметки: верхнего водопада - 220 м, нижнего (подножие) - 70 м.

Выше самого верхнего водопада расположен источник, дающий воду ручью Джегош. Ещё выше русло (на момент обследования) было сухим. На отметке около 250 м русло сливается из двух русел, идущих под углом 45°. Правая (орографически) ветвь русла имеет ступенчатое строение, поэтому здесь в дождливое время года могут образоваться несколько водопадов высотой более 10 метров.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Секция краеведения и туризма Сочинского отделения Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 7 Сочи, 2000 icon Секция краеведения и туризма Сочинского отделения Русского географического...
В сети интернет размещена страница Сочинского Отделения Русского географического общества
Секция краеведения и туризма Сочинского отделения Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 7 Сочи, 2000 icon Секция краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического...
Секция краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического общества
Секция краеведения и туризма Сочинского отделения Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 7 Сочи, 2000 icon Секция краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического...
Хоста у каждого, кто впервые слышит это непривычное на слух сочетание звуков, обязательно возникает вопрос что же оно значит?
Секция краеведения и туризма Сочинского отделения Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 7 Сочи, 2000 icon Труды сочинского отделения русского географического общества
Труды Сочинского отделения Русского географического общества. Выпуск 4 (подготовлен к 50-тилетию отделения, 1957 – 2007 г г.)
Секция краеведения и туризма Сочинского отделения Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 7 Сочи, 2000 icon С. А. Артюхов. Некоторые вопросы жизни эстонцев в г. Сочи
В сети интернет размещена страница Сочинского Отделения Русского географического общества
Секция краеведения и туризма Сочинского отделения Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 7 Сочи, 2000 icon Рабочая программа внеурочной деятельности «основы туризма и краеведения»
Программа внеурочной деятельности: «Основы туризма и краеведения», образовательная программа внеурочной деятельности подростков,...
Секция краеведения и туризма Сочинского отделения Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 7 Сочи, 2000 icon Республики Башкортостан Детский оздоровительный образовательный центр...
Детский оздоровительный образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий Кировского района г. Уфы
Секция краеведения и туризма Сочинского отделения Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 7 Сочи, 2000 icon Образовательная программа объединения «феникс»
Моу дод «Детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий «Меридиан»
Секция краеведения и туризма Сочинского отделения Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 7 Сочи, 2000 icon Российской Федерации Сочинский государственный университет туризма...
Титульный лист – название темы, фамилия и курс автора, предмет, фамилия преподавателя
Секция краеведения и туризма Сочинского отделения Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 7 Сочи, 2000 icon Предмет География туризма. Цели географии туризма
Данное направление науки изучает пригодность территории для развитии туризма, изучает туристские ресурсы этой территории, а так же...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов