Тесты на межличностные отношения социометрия




Скачать 75.85 Kb.
Название Тесты на межличностные отношения социометрия
Дата публикации 08.08.2016
Размер 75.85 Kb.
Тип Тесты
edushk.ru > Астрономия > Тесты
ТЕСТЫ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

СОЦИОМЕТРИЯ

Метод разработан Дж. Морено. В настоящее время имеет много модификаций.
Цель: Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей т. е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образо­ваний во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Материалы: Бланк социометрического опроса, (стр. 336) список членов группы, социоматрица. (таблица 42)

^ Подготовка исследования: Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодей­ствия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп, формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть од­ного или нескольких членов группы. Он формулиру­ется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть фор­мальными и неформальными. С помощью первых измеряются отношения, по поводу совместной дея­тельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с со­вместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга).

В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные (“С кем бы Вы хотели работать?”) и негативные (“С кем бы Вы не хотели работать?”).

После выбора и формулировки критериев состав­ляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

^ Порядок исследования: Перед началом опроса инструк­таж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для груп­пы, показать, как нужно выполнять задания, гаранти­ровать сохранение тайны ответов.

Примерный текст инструкции: “При формирова­нии Вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку Вы были недо­статочно знакомы друг о другом. Сейчас взаимоот­ношения в группе достаточно определились, и для Вас и для Вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива.

Постарайтесь быть искренними в ответах. Ис­следователи гарантируют тайну индивидуальных ответов”.

Необходимо постараться установить атмосферу до­верия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследова­тель должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и за­поминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка чле­нов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно напи­сать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

а) количество выборов ограничивается 3—5,

б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько по­желает),

в) испытуемый ранжирует всех членов группы в за­висимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных ре­зультатов третий.

Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение: за отрицательный выбор.

В настоящем пособии приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.

^ Бланк социометрического опроса
Ф.И.О. ______________________

Курс (группа, класс) ___________
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса), с учетом отсутствующих.
1.Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться (работать) в новом коллективе?

А)

Б)

В)
2.Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

А)

Б)

В)
3.С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?

А)

Б)

^ В)

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

1.Составление социоматрицы.

Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса.



Ф-я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

1




X




1







3




3




2 п в








9







2 в



















X










10




1 в




1

2
















X

3





Кол-во выборов

5

7

6

7

0

10

7

4

16

11

12

79

Кол-во взаимных выборов

1

1




1






















4,5



Взаимные выборы обводятся кружком или полукругом (если взаимность неполная).

Количество полученных выборов (79) – социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11*9)=99.

Существует и такой социометрический параметр, как “индекс групповой сплоченности”:
С гр = (сумма взаимных выборов) / (общее число взаимных выборов в группе) = 4,5/99 = 0,04
Показатель хорошей групповой сплоченности – 0,6-0,7.
2.На основе социоматрицы возможно построение социограммы , которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы – “мишени”.
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

1). Внутренний круг – это так называемая “зона звезд” в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество ваборов.

2). Второй круг - зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.

3). Третий круг – зона пренепрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

4). Четвертый круг – зона изолированных – это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тесты на межличностные отношения социометрия icon Межличностные отношения в
Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. Помимо общения на уроке, младшие...
Тесты на межличностные отношения социометрия icon Урок обществознания по теме: «Межличностные отношения»
Урок проводится по сказке Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» и является обобщающим по следующим темам: «Самооценка подростка», «Лидер...
Тесты на межличностные отношения социометрия icon 24. Практическая работа менеджера по формированию стиля руководства
Маслоу и др межличностные отношения между людьми; 4 поведенческая школа Арджириса, Лайкерта максимальное использование человеческого...
Тесты на межличностные отношения социометрия icon Тесты по логике. Логика это
Отношения между понятиями “точка”, “прямая”, “плоскость”, “пространство” изображаются следующей схемой
Тесты на межличностные отношения социометрия icon Тесты по теме «Социальные отношения»
В древнем Риме рабы не имели права наследовать имущество, участвовать в общественной жизни, всту
Тесты на межличностные отношения социометрия icon Тесты ига по фармакогнозии Тесты безопасности
При хранении высушенных сочных плодов рекомендуется помещать в места хранения флакон с
Тесты на межличностные отношения социометрия icon 1. Предмет, метод и принципы пп
Пп как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том...
Тесты на межличностные отношения социометрия icon Тесты по литературе 1 курс Тесты по творчеству Гончарова. "Обломов"
Она только молила бога, чтоб он продлил веку Илье Ильичу и чтоб избавил его от всякой "скорби, гнева и нужды"
Тесты на межличностные отношения социометрия icon Основы гражданского права
Гражданское право это совокупность норм, регулирующих товарно-денежные отношения, имущественные отношения, а также связанные с имущественными...
Тесты на межличностные отношения социометрия icon I сущность и функции финансов
Да и сами денежные отношения очень часто называют финансовыми. Однако «финансовые отношения» и «денежные отношения» — это не тождественные...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов