Тема: Путешествие в страну синтаксис. Цели урока




Скачать 76.65 Kb.
Название Тема: Путешествие в страну синтаксис. Цели урока
Дата публикации 15.08.2016
Размер 76.65 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > Астрономия > Урок
Тема: Путешествие в страну синтаксис.

Цели урока:

  1. Образовательная — повторение, обоб­щение и систематизация знаний по данному разделу, контроль за усвоением знаний и уме­ний.

  2. Развивающая — развитие речи уча­щихся.

  3. Воспитательная — воспитание интере­са к русскому языку.

Форма проведения: дидактическая игра.

Оборудование: карточки с заданиями, схема путешествия, схемы задания.
Структура урока:

  1. Разъяснение целей учебной деятельнос­ти учащихся и правил игры.

  2. Актуализация опорных знаний в форме разминки.

  3. Выполнение по группам специально по­добранных знаний.

  4. Подведение общих итогов.


Учитель. Сегодня мы отправляемся в пу­тешествие — плавание по стране Синтаксис. Его вы не найдете на географической карте. Путешествуют по этой стране на корабле по морям и океанам. А ваши знания о синтаксисе помогут преодолеть препятствия, которые встретятся во время плавания.

А в путешествие отправятся команды: За­пятая, Точка, Тире.

Следить за правильностью маршрута будет жюри в составе главного судьи и двух ассис­тентов.

Перед посадкой на корабль нужно купить билеты. Билет считается купленным, если ко­манда сможет справиться с заданием.

I.^ Нужно найти словосочетания
I команда II команда III команда


урок начался летит солнце иду домой
читать книгу старая сосна пел и плясал


папа и мама пели песню решил задачу

быстро бежал открыл и взял старый дом

наступило лето белый снег лает собака

сказал всем солнце светит взял мяч

Корабль отплывает. Билеты куплены. Сле­дующая остановка неблизко, и пассажиры бу­дут коротать время за выполнением заданий.

II. ^ Выпишите словосочетания из пред­ложения.

I команда: «Теплый ветер шелестит над го­ловой зеленой листвою».

• Как устанавливается смысловая связь в словосочетании?

^ II команда: «Над вершинами берез по го­лубому небу плывут облака».

• Как устанавливается грамматическая связь?

III команда: «Светлые солнечные зайчики играют на белых стволах берез».

• Что называется словосочетанием?

Наш корабль берет курс на океан Предло­жений. Но, чтобы попасть в этот океан, нужно проплыть через пролив Знаков препинания.

^ СЦЕНКА «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ»

(У участников инсценировки нагрудные плакаты, на которых изображены знаки пре­пинания.)

Ведущий. У последней Точки на последней строчке собралась компания знаков препина­ния. Прибежал чудак Восклицательный знак. Никогда он не молчит, оглушительно кричит.

Восклицательный. Ура! Долой! Караул! Разбой!

Ведущий. Притащился кривоносый Воп­росительный знак. Задает он всем вопросы.

Вопросительный. Кто? Кого? Откуда? Как?

Ведущий. Тут сказало Многоточие, еле глазками ворочая.

Многоточие. Если вам угодно знать, я важ­ней чем прочие. Там, где нечего сказать, ста­вят многоточие.

Ведущий. Вопросительный знак удивился.

Вопросительный. То есть как?

Ведущий. Восклицательный знак возму­тился.

Восклицательный. Вот так-так!

Ведущий. И сказала Точка, Точка-одиночка...

^ Точка. Мной кончается рассказ — значит, я важнее вас.

Ведущий.
Но права ли Точка, Точка-оди­ночка? Что вы скажете в ответ? Всех важнее Точка?

Все. Нет! Знаки всякие важны, знаки раз­ные нужны.

Нас так радушно приняли знаки препина­ния. А давайте теперь попробуем составить предложения, разные по цели высказывания, используя эти знаки препинания.

Это будет пропуск на выход в океан Пред­ложений.

• Какие предложения называются повес­твовательными,

побудительными, вопроси­тельными?

Корабль выплывает в океан Предложений, и впереди нас ждет остров Членов предло­жения.

Друзья! Наше судно налетело на подвод­ные камни, получило пробоины и дало течь. От скорости вашей работы зависит жизнь кораб­ля. На судне имеется все необходимое для починки. (На месте пробоины — карточка с вопросительным знаком. На обратной сторо­не карточки — задание.)

Пробоины залатали, корабль движется дальше. Подплываем к острову Членов пред­ложения. Но, чтобы высадиться на остров, нужно ответить на вопросы:

  • Какие члены предложения являются глав­ными?

  • Что составляют они в предложении?

  • Как называются остальные члены предло­жения?

На острове Членов предложения нахо­дится дворец Простого предложения. Но дорогу к дворцу найти нелегко. И все-таки да­вайте мы попробуем...

^ I команда

Задание. Угадай подлежащее.

а) Дует холодный __________ .

б) Белые ______ падают на землю.

в) В лесу прыгает с ветки на ветку __________ .

г) Под сосной спрятался в сугробе трусли­вый _______ .

д) Его ищет по всему лесу хитрая _________ .

• Что называется подлежащим? Чем оно выражается?

^ II команда

Задание. Угадай сказуемое.

а) Весной ======== душистая черемуха.

б) Осенью деревья ===== свой наряд.

в) Ночью ===== веселый дождик.

г) Крупные капли ======по железной крыше.

д) Водосточной трубой ====== говорливый ручеек.

• Что называется сказуемым? Чем оно обычно выражается?

^ III команда

Задание. Найди грамматическую основу.

а) Москвастолица России,

б) Глагол — часть речи.

в) Книга — лучший друг.

г) Грачвесенняя птица.

д) Собакаверный друг человека.

• Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

А вот и дворец ^ Простого предложения. Жили в простом нераспространенном предло­жении подлежащее и сказуемое. Жили друж­но и слаженно, составляли грамматическую основу предложения. Однажды постучались к ним слова:

  • Тук-тук, кто в предложении живет?

  • Главные члены — подлежащее и сказуе­мое. А вы кто?

  • А мы можем служить второстепенными членами предложения.

Живут теперь слова в простом предложе­нии, которое стало называться распростра­ненным.

Какие же члены предложения могут жить в простом предложении? Это мы узнаем, побы­вав во дворце ^ Простого предложения. Прой­демся по залам этого дворца. Но каждая коман­да посетит непохожие друг на друга залы: Оп­ределение, Дополнение, Обстоятельство. Бро­сим жребий, кому какие достанутся залы.

Определение

1) ~~~~~ ласточка свила ~~~~ гнездо.

  1. На дне оврага течет ~~~~~ ручей.

  2. На ~~~~ поляне пестрели ~~~~ цветы.

  3. На землю упали ~~~~~ листья.

5) ~~~~~ дождик умывает~~~~~ листочки деревьев

Что называется определением? Чем оно выражается?

Дополнение

  1. Мы собираем в лесу - - - - - - .

  2. Свежий ветерок играет- - - - - .

  3. Листочек оторвался- - - - - -

  4. Тонкая паутина зацепилась- - - - -

  5. Дикие гуси готовились - - - - - -

Что называется дополнением? Чем оно выражается?

Обстоятельство

  1. По поляне --------- пробежала белка.

  2. Она держала гриб --------

3) Белка взбежала --------

  1. Она засунула грибы --------

  2. Зверек ------- скрылся ---------

Что обозначает обстоятельство? Чем оно выражается?

Побывав на острове ^ Членов предложения во дворце Простого предложения вспомнили очень много о членах предложения.

Наш корабль плывет по волнам океана Предложений, где в одной из бухт — бухте Неизвестности — нас ждут сюрпризы.

А пока мы в пути, чтобы не было скучно, вспомним наши стихи-правила.

Определение

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Чей и какой — ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.

Дополнение

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их без промедления,

Тут же отыщутся дополнения.

Обстоятельство

На вопросы где? когда?

Как? откуда ? и куда ?

Обстоятельство ответ

Даст тебе всегда.

Мы подплываем к бухте Неизвестности. Здесь вас ждут неразгаданные тайны.

Какие же слова спрятались в этих пред­ложениях?

1) ~~~~-----------====== --------.

2) ------- -------- ===== ~~~~~ --------.

3) ------- ===== ~~~~~ -------- .

4) ~~~~~ --------====== ~~~~~~ - - - - -.

5) --------- ------------ ======= -----------

6) -------- ====== ---------.

Мы с вами нашли все слова, которые спря­тались в этих схемах. И впереди на пути к дому полуостров ^ Однородных членов предложе­ния.

А пока мы доплываем до полуострова, по­думайте:

Что означают ЗПТ и ТЧК в тексте теле­граммы?

Полуостров Однородных членов предло­жения, где нас ждут задания.

I. Расставьте знаки препинания:

а) Скворец повернулся к востоку растопы­рил крылышки.

6) Птичка перебегает из камня на камень прыгает в воду ныряет на дно.

в) Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе.

II. Составьте предложения по схеме и рас­скажите правило:

О: О, О, О. О, О, О —О.

Справившись со всеми заданиями, преодо­лев все препятствия, мы берем курс домой.

Но осталось последнее препятствие, от этого зависит скорейшее возвращение до­мой. Мы можем сесть на мель, если не спра­вимся с заданием — полным синтаксическим разбором предложения.

Блестят крупные капельки росы на листьях цветов.

Путешествие подошло к концу, и мы опять дома. Итоги нашего плавания подведет жюри.

Домашнее задание. Напишите рассказ «Путешествие по стране Синтаксис».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Путешествие в страну синтаксис. Цели урока icon Тема: «Путешествие в страну Фантастику»
Познакомить учащихся с фантастикой как жанром литературы, направлениями современной фантастики
Тема: Путешествие в страну синтаксис. Цели урока icon Тема урока: «Основы семейного права.» Цели урока
Цели урока: сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений (мотивация запоминания...
Тема: Путешествие в страну синтаксис. Цели урока icon Тема урока: «Основы гражданского права.» Цели урока
Цели урока: сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования гражданских отношений (мотивация запоминания...
Тема: Путешествие в страну синтаксис. Цели урока icon Разработка урока по русскому языку для 7 класса по теме «Грамматика: морфология и синтаксис»
«Грамматика: морфология и синтаксис» с использованием современных педагогических технологий
Тема: Путешествие в страну синтаксис. Цели урока icon План-конспект урока в 9 классе Тема урока «Путешествие: любимые места отдыха»
Образовательная: расширение кругозора за счет ознакомления с традициями организации отдыха в немецкоязычных странах
Тема: Путешествие в страну синтаксис. Цели урока icon Темы: «Лето красное прошло». «По родным просторам». «Путешествие...

Тема: Путешествие в страну синтаксис. Цели урока icon Конспект урока №1 Современные подходы к оформлению сайтов. Юзабилити. Цели урока
Тема сегодняшнего урока – “Современные подходы к оформлению сайтов. Юзабилити” (тема урока представлена на экране)
Тема: Путешествие в страну синтаксис. Цели урока icon Тема урока: Час кода
Цели урока: создание условий, формирующих представление об изучении и развитии информатики и программирования в России, профессий,...
Тема: Путешествие в страну синтаксис. Цели урока icon Тема урока: «Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
Цели урока: Постичь глубину пушкинского понимания роли поэта и поэзии в жизни человека и общества
Тема: Путешествие в страну синтаксис. Цели урока icon Урока: комбинированный. Цели урока
Цели урока: Формирование системы знаний по теме «Реформы Петра I», обеспечение адаптации к индивидуальным особенностям учащихся,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов