ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 5
Тема урока: Древние образы в народном искусстве.
Этапы урока
|
Действия учителя
|
Действия учащихся
|
Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов
|
Организационный этап
|
Здравствуйте ребята, рада вас видеть. Присаживайтесь на свои места. Проверьте, как организовано ваше рабочее место.
|
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.
Дежурный называет отсутствующих в классе
|
Личностные УУД:
- Определять общие для всех правила поведения;
- Определять индивидуальные правила работы.
|
Этап мотивации и актуализации знаний
|
Учитель предлагает найти содержание темы урока.
– Знаете ли вы как жили наши предки?
(демонстрация 1-2 слайда)
-.. Выйдет добрый молодец за порог родительского дома. Внятен ему язык природы. "Что выше леса, краше света?" - Ясно солнышко.
"Поле немерено, овцы не считаны, пастух рогат!" - Вселенная. Звезды. Месяц. Утешно ему, возросшему на прадедовских представлениях о мироздании, о древнем родстве с матушкой-природой, всюду под покровом небес, как в родной избе.
(демонстрация 3 слайда)
Выразительно слово древнего заговора, отражающего мироощущение предков:
^
Утираюсь солнцем,
Облекаюсь облаками,
Опоясываюсь звездами.
|
Ученики формулируют содержание темы урока.
Ученики концентрируют внимание на слайдах.
Ученики смотрят, изучают иллюстрации.
Обсуждение значения новых слов. Рассуждения учащихся.
|
Метапредметные УУД:
- Умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры;
- Желание общаться с искусством.
Регулятивные УУД:
- Осуществлять самоконтроль;
- Овладевать умением прогнозировать.
Коммуникативные УУД:
- Слушать и понимать речь других;
- Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Предметные УУД:
- Восприятие и характеристика художественных образов;
- Понимание значения искусства в жизни человека и общества.
|
Постановка учебной задачи
|
Учитель активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Чтобы точнее сформулировать тему, учитель обращает внимание на эпиграф, предлагает ответить на вопросы.
-Кто скажет, о чем ещё мы будем говорить?
- Как вы думаете, что вам предстоит узнать?
|
Ученики ставят перед собой задачу, называют тему, используют ассоциации.
|
Регулятивные: целепологание;
Коммуникативные:
- постановка вопросов;
Познавательные:
- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели.
|
Открытия нового знания
|
С древних времён человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений. Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей её среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу. Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения. Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая, и защиты от грозных стихий и злых духов. Так появилось Декоративно-прикладное искусство.
(демонстрация 4 слайда)
Цвет в составлении узоров также был весьма символичен:
Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.
Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
Зелёный – Растительность, Жизнь.
Чёрный – Земля.
Золотой – Солнце.
Синий – Небо, Воды.
Фиолетовый - цвет, соединяющий нас с высшими силами.
(демонстрация 5 слайда)
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.
(демонстрация 6 слайда)
Знаки солнца и земли часто в узорах изображались рядом, говоря о том, что небо и земля неразлучны, постоянно смотрят друг на друга, создавая жизнь в мире.
(демонстрация 7 слайда)
В росписях стен жилищ, украшениях сундуков, праздничной одежды, часто встречаются изображения древа жизни.
Как вы думаете, для чего они изображались?
(демонстрация 8 слайда)
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (Облако)
Махнула птица крылом,
Закрыла весь свет одним пером. (Ночь)
Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, молнию, грозу, бурю и солнечный свет. В виде птиц вырезали ковши и солонки, вышитые птицы украшали женскую одежду. У славянских и древнегерманских племен сказочных героев носят на своих крыльях птица-ветер и птица-облако. А в Средние века существовало поверье о тайной связи между орлом и ветром. В образе ворона, сокола или коршуна чаще всего изображались буря и вихрь.
В сказках птицы сватались за прекрасных царевен, похищали их. Когда герой являлся за красавицей (красавица символизировала солнце, луну, звезды), его появление сопровождалось вихрями и грозою. Славянские и древнегерманские племена связывали появление небесного пламени с аистом. Красный цвет его ног напоминает огонь. Считалось, что дом, на котором аист совьет гнездо, защищен от громового удара. А того, кто убьет аиста или разорит его гнездо, должна поразить молния. Хозяева специально клали на кровли домов колесо телеги (по форме напоминающее знак грозового пламени) для того, чтобы аист свил в нем гнездо. Этот обычай дошел и до нашего времени. Журавли наравне с аистами, голубями и соловьями считались на Руси божьими птицами, приносящими добро человеку. Древние славяне представляли себе русалок в виде птиц — лебедя или кукушки. Русалка могла обернуться птицей, а ткань ее белых льняных покрывал превращалась в крылья. Отголоски этих представлений нашли свое отражение в строчках поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: «русалка на ветвях сидит».
Люди думали, что русалки жили на речном берегу в гнездах, свитых из соломы и перьев, а пальцы ног у них были соединены перепонкой, как у лебедя и гуся. Такими их изображали и на женских украшениях.
(демонстрация 9 слайда)
Коня в русских народных сказках, загадках и песнях часто сравнивали с птицей. Он также олицетворял все природные явления, связанные с быстрым движением, — ветер, бурю, облака. Его часто изображали огнедышащим, с ясным солнцем или месяцем во лбу, золотогривым. Конь- крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, символ крепости крестьянской жизни. В народных сказках герои находят чудо-коней внутри гор, в подземельях, за чугунными дверями, на железных цепях. Образ горы является переосмысленным образом тучи, а двери и цепи метафорически изображают зимние оковы. По преданию, конь Перуна в зимнее время находился в горе-туче, а весной разбивал свои оковы и громко ржал, на земле в это время люди слышали раскаты грома. В древности существовало даже гадание по ржанию коня, а перед началом битвы громкое дружное ржание, как символ небесного грома, предвещало победу над врагом. У многих народов утреннюю зарю почитали в виде богини, которая выводит на небо блестящих лошадей солнца, а вечернюю зарю считали богиней, которая уводит лошадей на покой.
(демонстрация 10 слайда)
Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура - это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по - разному :великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая".
Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба - древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.
|
Обучающиеся эмоционально настроены.
Обучающиеся выражают свои предположения о значении декоративно прикладного искусства в жизни человека.
Развивают внимание, задают наводящие вопросы.
Ученики высказывают свои предположения
Обучающиеся отгадывают загадки.
Ученики смотрят, изучают иллюстрации.
Развивают внимание,
концентрацию внимания
|
Предметные УУД:
- Умение различать в художественной деятельности характер, эмоциональное состояние;
- Восприятие художественных образов;
- Понимание значения искусства в жизни человека и общества.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний;
Регулятивные:
- Высказывать свои предположения;
Коммуникативные:
- Точно и полно выражать свои мысли
|
Динамическая пауза
|
(демонстрация 11 слайда)
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
|
Ученики выполняют простые упражнения.
|
|
Первичное закрепление
|
Вот мы с вами отдохнули, а теперь давайте вспомним:
Как появилось декоративно-прикладное искусство?
Какие цвета использовали наши предки и что они символизировали?
Что такое орнамент, солярная орнаментика?
Вспомните что такое симметричный и асимметричный узор?
|
Дети анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы.
|
Регулятивные УУД:
- Адекватно использовать речь;
- Планировать дальнейшую организацию деятельности;
Комуникативные УУД:
- Обсуждать и анализировать вопросы и ответы одноклассников;
Умение слушать, вести диалог.
|
Самостоятельная работа учащихся
|
А сейчас я предлагаю вам стать творцами.
(демонстрация 12 слайда)
(ребятам на парты выдаются карточки с изображением солярных знаков и разноцветные карточки означающие оценку)
В паре с товарищем по парте вам предстоит создать композицию из солярных знаков, включая изображения-символы, после вы должны будете объяснить значение вашего узора. На слайде представлены примеры данной работы, но вы создадите свои варианты. Для этого вам в помощь на столах лежат карточки с изображением и значением некоторых знаков, которые вы можете использовать.
Последовательность работы:
Распределить поровну обязанности в паре.
Продумать идею, замысел узора.
Отложить бумагу нужных цветов.
Выполнить аппликацию.
Дорисовать в композиции необходимые детали.
(демонстрация 13 слайда)
|
Учащиеся рассматривают карточки.
Дети поровну делят обязанности.
Обсуждают идеи, составляют узоры.
Выполняют аппликацию.
Делятся опытом создания композиции.
|
Предметные УУД:
- Умение использовать предлагаемые материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
Комуникативные УУД:
- Умение планировать сотрудничество с напарником;
- Учитывать позицию партнера по деятельности;
- Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей.
|
Просмотр работ учащихся
|
(демонстрация 14 слайда)
Если желаешь подняться в воздух -
Стань птицей,
Если желаешь подняться выше-
Стань орлом, Становись ветром,
Если угодно познать мир.
Как вы понимаете эти строки?
А теперь я предлагаю вам оценить композиции своих одноклассников, подняв нужную карточку.
|
Вывешивают свои композиции на доску.
Размышления учащихся.
Ребята объясняют значение своих узоров.
Оценивают композиции.
|
Метопредметные УУД:
- Адекватно воспринимать словесную оценку учителя и одноклассников.
|
Рефлексия деятельности
|
Учитель организует
рефлексию.
Закончить фразу:
-Я знаю…
-Я понимаю…
-Для меня было открытием…
-У меня получилось…
-Мне понравилось…
|
Дети осуществляют самооценку собственной
деятельности.
Делают вывод..
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные:
Рефлексия;
Личностные:
Самообразование
|
|