Скачать 47.86 Kb.
|
Урок 6/17 подробно презентация Тема: Кометы. Ход урока 1. Повторение изученного
^ К ![]() 1) Аристотель писал, что кометы вызывают сильные бури, что было признано среди образованных людей в течении почти 2 тыс. лет. 2) 44 год до н.э убийство Ю. Цезаря - во всех уголках Римской Империи в течении недели была видна комета, и люди думали, что это дух убитого императора соединяется с богами на небесах. 3)1066 год - вторжение норманнов в Южную Англию, что совпало с появлением в небе кометы Галлея. 4)1456 год - падение Константинополя - появление кометы Галлея в небе. В 1577г наблюдалась такая яркая комета, что она была видна сквозь облака. Наблюдая ее ^ делает вывод, что комета путешествует далеко за орбитой Луны, тем самым опровергая Аристотеля о подлунной орбите комет. К концу 20-го столетия ежегодно открывали несколько комет в среднем более 10-15 комет (так в 1984г - 38 комет), большинство появляющихся комет - ранее открытые, периодически возвращающиеся к Солнцу. Но редко в каком году можно увидеть комету невооруженным глазом (всего за памятную историю наблюдалось примерно 2000 комет) и некоторые видны были даже днем. В среднем раз в 10-15 лет можно видеть комету в ночном небе. Приходят кометы в основном из пояса Койпера (1950г) , а также огромного резервуара комет - пояса Оорта (1950г). История открытия и комета Галлея. Эдмунд Галлей - друг И. Ньютона по его совету и используя методы Ньютона провел вычисления и обнаружил, что комета 1682г - которую наблюдал , имела ту же орбиту , что и комета 1607г. Проводя дальнейшие исследования, он доказал, что и кометы, видимые в 1531 г и раньше с периодом в 76 лет - это одна и та же комета. И предсказал ее следующее появление в 1758 г - комета появилась и получила имя Галлея. Последние 31-е появление было в 1985-1986г и исследовалось пятью КА. Следующий приход кометы намечается на 2061 год . Строение кометы Галлея. Ядро – 14х7,5х7,5км. Центральная часть любой кометы, начинает небольшой астероид. Состоит из смеси льда, пыли, мелких камней, в т. ч и металлов (Фред Уиппл в 1949г выдвинул правильную идею о том, что ядра комет представляют собой что-то вроде “грязных снежков”). При подходе к Солнцу нагревается и начинает испаряться. Так t =1000С, ядро вращается с периодом 55ч, скорость кометы в перигелии 54,5 км/с. Голова - (кома) приближаясь к Солнцу увеличивает размер до нескольких 100тыс. км, т.е образуется испаряющимся из ее ядра газом (метан, аммиак, СО2, N2, циан и др.), а также пылинок каменных и металлических, Н2О. Свечение - отражение солнечного света. Хвост - под действием солнечного давления газ и пыль отбрасываются в противоположную Солнцу сторону, образуя хвост, который иногда достигает длины до 200 млн. км. На хвост действует и солнечный ветер - поток заряженных частиц. Хвост очень разряжен. ^ I тип - прямой хвост от Солнца Fотт >> Fприт. II тип - слегка изогнут Fотт > в десятки Fприт. III тип - очень изогнут, короткий Fотт ≈ Fприт Если Fотт < Fприт.- часть хвоста направлена к Солнцу ^ развил классификацию до 5 типов хвостов. Орбиты комет. Предсказуемые (периодические) кометы обходят свою орбиту вокруг Солнца за период от 3 до 200 лет. Самый короткий период у кометы Энке. Орбита кометы рассчитывается по координатам хотя бы трех точек, наблюдаемые в разные моменты времени (метод предложен германским астрономом Г.В. Ольберс). При повторном появлении с помощью ЭВМ уточняется орбита. Орбиты комет сильно вытянуты с апогеем за орбиту Юпитера (семейство комет Юпитера), Сатурна (семейство Сатурна), Нептуна (семейство Нептуна, как и комета Галлея), т.е имеют большой эксцентриситет (более 0,7) плоскости орбиты наклонены к плоскости эклиптики на большие углы. Есть кометы, обращающиеся почти по круговым орбитам и расположенные в поясе астероидов. На периферии Солнечной системы находится огромный резервуар комет – пояс Оорта из которого «вырываются» кометы и из пояса Койпера за орбитой Нептуна. Изменение траектории кометы при ее движении может произойти под действием планет гигантов, особенно велико влияние Юпитера. Время существования комет Периодически возвращаясь к Солнцу, комета при каждом приходе теряет часть своего вещества, то есть с каждым приходом «испаряется» и в конечном итоге окончательно перестанет существовать. Время это зависит от исходной массы (размера) и периодичности приближения к Солнцу. Но по траектории движения кометы остаются твердые частицы, потерянные ей – так называемые метеорный тор. Если орбита данного тора пересекается с земной орбитой, то в период появления в этом месте Земли наблюдается интенсивное выпадение метеоров (падающих звезд) – метеорный поток. Они наблюдаются ежегодно в определенное время и из определенной части неба, называемой радиантом. Называются они по имени созвездия, из которого вылетают (Дракониды, Персеиды, Леониды и т.д). При большом количестве выпадаемых в час метеоров наблюдаются метеорные дожди. При попадании в атмосферу крупного тела, наблюдается явление болида. При полете они имеют вид огненного шара и оставляют след, который можно наблюдать 15-20 минут. Наиболее яркие видны даже днем. Если данное тело в атмосфере не успело испариться, то падает на поверхность Земли –это метеорит. ^ Найти большую полуось и максимальное удаление кометы Ольберса (13Р/1956 А1) от Солнца, если в перигелии она подходит к Солнцу на расстояние 1,178 а.е, имеет период обращения 69,6 лет и эксцентриситет 0,93. 2. Задача: Оцените примерную ширину метеорного потока Леонид, наблюдаемого с 14 ноября по 21 ноября. 3. Задача: «Звезда упала – человек умер», говорили в народе, увидев метеор. Можете ли вы опровергнуть это суеверие? (Метеоры, или «падающие звезды», не уменьшают числа звезд на небе (о чем свидетельствует, в частности, сохранение на протяжении тысячелетий характерных фигур известных с древности созвездий). Что же касается звезд, то эти далекие и огромные небесные тела не могут, конечно, «упасть» на Землю). 4. СР№9 ^ Индивидуальные карточки по теме "Малые тела Солнечной системы" (Н.Н. Гомулина) Итог:
Домашнее задание: §17, вопросы стр. 101, стр. 101-102 (п.1-4), повторить тему, КР№3 (если не позволяет время провести отдельный урок) |
![]() |
Урок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования" Тип урока: комбинированный (урок презентации знаний, урок введения нового материала) |
![]() |
Выдержки (Из российских систем первая выделенная и наиболее подробно... Из российских систем первая выделенная и наиболее подробно изложенная – сск, см ниже |
![]() |
Курс орксэ, модуль «основы православной культуры». Содержание (4... Подразумевается, что учитель сам составит урок по этой теме, используя учебник, иллюстрации. Можно добавить цитаты о Родине, о России,... |
![]() |
Урок по теме «Our favourite food» Урок английского языка проводится в 3-м классе. Это заключительный урок по теме «Our favourite food» (раздел 1-й по учебнику Английский... |
![]() |
Тема урок Урок И. А. Куприн. Жизнь, творчество. Повесть "Олеся". Воплощение идеала писателя |
![]() |
Тема урок Урок Подготовка к домашнему сочинению "Человек и история в унт, дрл и в литературе 18 века" |
![]() |
Обобщающий урок Урок разработан учителем истории Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 имени В. И. Головченко |
![]() |
Урок ответы на задания. Выбрать другой урок Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая, водородная |
![]() |
Разработка урока «Простые и составные числа» Урок в 5 классе, учебник С. М. Никольского. Урок построен на основе технологии деятельностного метода |
![]() |
Урок- встреча в 11 классе «дорога к блоку» Первый урок, первые впечатления, первые строчки его стихов- всё сегодня. Окунёмся в мир его поэзии, чтобы потом уже никогда не расставаться... |