Урок 6/17 подробно




Скачать 47.86 Kb.
Название Урок 6/17 подробно
Дата публикации 01.09.2016
Размер 47.86 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > Астрономия > Урок
Урок 6/17

подробно презентация

Тема: Кометы.

Ход урока

1. Повторение изученного

1) У доски:

1. Правило Тициуса-Боде;

2. Астероиды;

3. Метеориты.

2) На компьютере

Найти комету Галлея на сегодня и дать характеристику ее расположения и видимости.

3) Остальным

1. Задача: Определить наименьшее и наибольшее удаление от Солнца и период обращения самого светлого астероида Ниса (№44), если большая полуось 2,425 а.е а эксцентриситет 0,148.

2. Задача: Астероид Новосибирск (№4271) имеет период обращения 5,2 лет и эксцентриситет 0,09. Определите большую полуось орбиты и максимальное и минимальное удаление его от Солнца.

^ 2. Новый материал
Комета - хвостатая (косматая – кометес) звезда. Издревле вызывала ужас, молебен, суеверие:

1) Аристотель писал, что кометы вызывают сильные бури, что было признано среди образованных людей в течении почти 2 тыс. лет.

2) 44 год до н.э убийство Ю. Цезаря - во всех уголках Римской Империи в течении недели была видна комета, и люди думали, что это дух убитого императора соединяется с богами на небесах.

3)1066 год - вторжение норманнов в Южную Англию, что совпало с появлением в небе кометы Галлея.

4)1456 год - падение Константинополя - появление кометы Галлея в небе.

      В 1577г наблюдалась такая яркая комета, что она была видна сквозь облака. Наблюдая ее ^ Тихо Браге делает вывод, что комета путешествует далеко за орбитой Луны, тем самым опровергая Аристотеля о подлунной орбите комет.

      К концу 20-го столетия ежегодно открывали несколько комет в среднем более 10-15 комет (так в 1984г - 38 комет), большинство появляющихся комет - ранее открытые, периодически возвращающиеся к Солнцу. Но редко в каком году можно увидеть комету невооруженным глазом (всего за памятную историю наблюдалось примерно 2000 комет) и некоторые видны были даже днем. В среднем раз в 10-15 лет можно видеть комету в ночном небе. Приходят кометы в основном из пояса Койпера (1950г) , а также огромного резервуара комет - пояса Оорта (1950г).
 
История открытия и комета Галлея.
      Эдмунд Галлей - друг И. Ньютона по его совету и используя методы Ньютона провел вычисления и обнаружил, что комета 1682г - которую наблюдал , имела ту же орбиту , что и комета 1607г. Проводя дальнейшие исследования, он доказал, что и кометы, видимые в 1531 г и раньше с периодом в 76 лет - это одна и та же комета. И предсказал ее следующее появление в 1758 г -  комета появилась и получила имя Галлея.
     Последние 31-е появление было в 1985-1986г и исследовалось пятью КА.  Следующий приход кометы намечается на 2061 год .

Строение кометы Галлея.
Ядро 14х7,5х7,5км. Центральная часть любой кометы, начинает небольшой астероид. Состоит из смеси льда, пыли, мелких камней, в т. ч и металлов (Фред Уиппл в 1949г выдвинул правильную идею о том, что ядра комет представляют собой что-то вроде “грязных снежков”). При подходе к Солнцу нагревается и начинает испаряться. Так t =1000С, ядро вращается с периодом 55ч, скорость кометы в перигелии 54,5 км/с.
Голова - (кома) приближаясь к Солнцу увеличивает размер до нескольких 100тыс. км, т.е образуется испаряющимся из ее ядра газом (метан, аммиак, СО2, N2, циан и др.), а также пылинок каменных и металлических, Н2О. Свечение - отражение солнечного света.
Хвост - под действием солнечного давления газ и пыль отбрасываются в противоположную Солнцу сторону, образуя хвост, который иногда достигает длины до 200 млн. км. На хвост действует и солнечный ветер - поток заряженных частиц. Хвост очень разряжен.

^ Классификация хвостов (по Федору Александровичу Бредихину):

I тип - прямой хвост от Солнца Fотт >> Fприт.

II тип - слегка изогнут Fотт > в десятки Fприт.

III тип - очень изогнут, короткий Fотт ≈ Fприт

Если Fотт < Fприт.- часть хвоста направлена к Солнцу ^ С.В. Орлов развил классификацию до 5 типов хвостов.

Орбиты комет.

Предсказуемые (периодические) кометы обходят свою орбиту вокруг Солнца за период от 3 до 200 лет.  Самый короткий период у кометы Энке. Орбита кометы рассчитывается по координатам хотя бы трех точек, наблюдаемые в разные моменты времени (метод предложен германским астрономом Г.В. Ольберс). При повторном появлении с помощью ЭВМ уточняется орбита. Орбиты комет сильно вытянуты с апогеем за орбиту Юпитера (семейство комет Юпитера), Сатурна (семейство Сатурна), Нептуна (семейство Нептуна, как и комета Галлея), т.е имеют большой эксцентриситет (более 0,7) плоскости орбиты наклонены к плоскости эклиптики на большие углы.

      Есть кометы, обращающиеся почти по круговым орбитам и расположенные в поясе астероидов. На периферии Солнечной системы находится огромный резервуар комет – пояс Оорта из которого «вырываются» кометы и из пояса Койпера за орбитой Нептуна. Изменение траектории кометы при ее движении может произойти под действием планет гигантов, особенно велико влияние Юпитера. Время существования комет   
    Периодически возвращаясь к Солнцу, комета при каждом приходе теряет часть своего вещества, то есть с каждым приходом «испаряется» и в конечном итоге окончательно перестанет существовать. Время это зависит от исходной массы (размера) и периодичности приближения к Солнцу. Но по траектории движения кометы остаются твердые частицы, потерянные ей так называемые метеорный тор. Если орбита данного тора пересекается с земной орбитой, то в период появления в этом месте Земли наблюдается интенсивное выпадение метеоров (падающих звезд) – метеорный поток. Они наблюдаются ежегодно в определенное время и из определенной части неба, называемой радиантом. Называются они по имени созвездия, из которого вылетают (Дракониды, Персеиды, Леониды и т.д). При большом количестве выпадаемых в час метеоров наблюдаются метеорные дожди.

     При попадании в атмосферу крупного тела, наблюдается явление болида. При полете они имеют вид огненного шара и оставляют след, который можно наблюдать 15-20 минут. Наиболее яркие видны даже днем. Если данное тело в атмосфере не успело испариться, то падает на поверхность Земли –это метеорит.

^ 3. Закрепление материала (13 мин).

1. Задача:
Найти большую полуось и максимальное удаление кометы Ольберса (13Р/1956 А1) от Солнца, если в перигелии она подходит к Солнцу на расстояние 1,178 а.е, имеет период обращения 69,6 лет и эксцентриситет  0,93.

2. Задача: Оцените примерную ширину метеорного потока Леонид, наблюдаемого с 14 ноября по 21 ноября.

3. Задача: «Звезда упала – человек умер», говорили в народе, увидев метеор. Можете ли вы опровергнуть это суеверие? (Метеоры, или «падающие звезды», не уменьшают числа звезд на небе (о чем свидетельствует, в частности, сохранение на протяжении тысячелетий характерных фигур известных с древности созвездий). Что же касается звезд, то эти далекие и огромные небесные тела не могут, конечно, «упасть» на Землю).

4. СР№9

^ 5. Тест с картинками "Солнечная система"

6.
Индивидуальные карточки по теме "Малые тела Солнечной системы" (Н.Н. Гомулина)

Итог:

  1. Состав комет.

  2. Что собой представляет комета.

  3. Причина возникновения метеорного потока.

  4. Что такое радиант.

  5. Все ли небесные тела, входящие в состав Солнечной системы, шарообразны?

  6. Оценки.

Домашнее задание: §17, вопросы стр. 101, стр. 101-102 (п.1-4), повторить тему,  КР№3 (если не позволяет время провести отдельный урок)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 6/17 подробно icon Урок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования"
Тип урока: комбинированный (урок презентации знаний, урок введения нового материала)
Урок 6/17 подробно icon Выдержки (Из российских систем первая выделенная и наиболее подробно...
Из российских систем первая выделенная и наиболее подробно изложенная – сск, см ниже
Урок 6/17 подробно icon Курс орксэ, модуль «основы православной культуры». Содержание (4...
Подразумевается, что учитель сам составит урок по этой теме, используя учебник, иллюстрации. Можно добавить цитаты о Родине, о России,...
Урок 6/17 подробно icon Урок по теме «Our favourite food»
Урок английского языка проводится в 3-м классе. Это заключительный урок по теме «Our favourite food» (раздел 1-й по учебнику Английский...
Урок 6/17 подробно icon Тема урок
Урок И. А. Куприн. Жизнь, творчество. Повесть "Олеся". Воплощение идеала писателя
Урок 6/17 подробно icon Тема урок
Урок Подготовка к домашнему сочинению "Человек и история в унт, дрл и в литературе 18 века"
Урок 6/17 подробно icon Обобщающий урок Урок разработан учителем истории
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 имени В. И. Головченко
Урок 6/17 подробно icon Урок ответы на задания. Выбрать другой урок
Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая, водородная
Урок 6/17 подробно icon Разработка урока «Простые и составные числа»
Урок в 5 классе, учебник С. М. Никольского. Урок построен на основе технологии деятельностного метода
Урок 6/17 подробно icon Урок- встреча в 11 классе «дорога к блоку»
Первый урок, первые впечатления, первые строчки его стихов- всё сегодня. Окунёмся в мир его поэзии, чтобы потом уже никогда не расставаться...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов