Цель: сформировать представление у обучающихся через пробуждение живого интереса к изучению фольклора нашего народа;
задачи: - помочь учащимся осознать через непосредственное проживание в следующих друг за другом народных праздниках вечный, единый круг человеческого Бытия;
- развивать кругозор, интерес к народному творчеству, слову, его истории;
- воспитывать чувство национальной гордости за свой народ и его культурное наследие.
Планируемые результаты
В сфере познавательных универсальных учебных действий формируется:
- осуществление и поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы;
- строить речевое высказывание в устной форме ( Веснянки, Заклички);
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
^
- делать выбор при поддержке учителя, других участников и педагогов в ситуациях сотрудничества и общения;
- делать выбор, как поступать, опираясь на этические нормы.
^
-овладение учебными действиями по формулированию в изучении народного праздника;
- понимание в правильной эмоциональной оценки своей деятельности;
^
- умение выражать свои мысли, объяснять свое противопоставление;
- овладение навыками сотрудничества;
- умение общаться со сверстниками.
Оборудование:
- выставка лепных птиц выполненных обучающимися;
- бумажные птицы – жаворонушки украшенные ленточками ;
- колокольчики;
- трилистники ( ^
- музыкальные композиции: голоса птиц, песня «Веснянка».
Ученица Катя
|
Здравствуйте , народ честной, здравствуйте гости дорогие!
Эй, добрые молодцы да красны девицы!
Собирайтесь, собирайтесь,
Солнце красное встречать,
Весну – красну зазывать!
|
Учитель
|
Здравствуйте ребята, здравствуйте гости, здравствуй Катюша,
Очень интересная у тебя закличка! Веселой масленицей мы холодную зиму провожали, а сегодня мы собрались сюда, не случайно, будем мы сегодня, весну закликать, да поторапливать.
|
Ученица Катя
|
Я, кажется, догадываюсь, как мы будем весну поторапливать!
|
Учитель
|
Катя, ты уже догадалась и еще сегодня еще есть много разных сюрпризов. Давай спросим наших ребят. Ребята как вы думаете, как мы весну будем поторапливать? Какие интересные сюрпризы нас сегодня ожидают на празднике?
|
Ученица Катя
|
Ну, вот и пора начать наш праздник и один сюрприз мы уже приготовили!
Внимание!
Загадка о весне.
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
- Заглянул к нам месяц …март
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? Апрель
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? Май
|
Учитель
|
Спасибо Катя, очень интересные загадки о весне приготовила! Присоеденяйся к ребятам, и мы продолжим наш праздник. Чтобы весна пришла к нам поскорей давайте выполним задание. Нужно составить из букв название месяцев, не просто название, а как же назывались месяцы весны в старые давние времена.
Прошу по 3 человека пройти к столам и начать выполнять задание.
А пока ребята выполняют, давайте мы с вами побеседуем о признаках весны. Назовите признаки весны? (Ребята называют признаки весны).
Наши товарищи уже с заданием справились. Давайте послушаем ответы. Слушаем внимательно, что же получилось.
Март- протальник, грачевник, дорогорушитель, предвестник.
Апрель- капельник, снегогон, солнечник, водолей.
Май- травень, листопуск, соловьинник.
(объясняют почему так называют месяцы).
Объясните почему так называли месяц март, апрель, май.
|
Учитель
|
Справились с заданием ребята. Замечательно! В старые давние времена весну встречали три раза: 14 марта- на Евдокию Весновку первый весенний день, 22 марта- заметнее прибавился день, солнце на лето, Сорока- вторая встреча весны и назвали в честь сорока мучеников. И третья встреча весны была 7 апреля на Благовещение.
В старые давние времена, весну народ закликал по особенному, женщины выщивали птиц на фартуках, полотенцах, расписывали посуду, дети лепили свистульки. Посмотрите ребята, у нас сегодня размещена целая выставка! Дети вырезали птиц из различного материала, выпекали птиц- жаворонушек, украшали пташек различными яркими сплетенными ниточками, ленточками, их называли плетенки. В доме или выходили на улицу поднимали высоко над головой и закликали весну! А почему обращались именно к птицам, чтобы закликнуть весну?
|
Учитель
|
Готовясь к празднику, мы тоже изготовили с вами, пташек- жаворонушек, каждый готовил пташку- жаворонушка сам, каждый из вас приготовил яркую плетенку для украшения. Нам осталось, закликнуть весну. Давайте приступим к делу! Катя! Приглашай ребят взять своих жаворонушек и начать нашу игру « Жаворонушки».
|
Катя
|
Пташки наши готовы!
Можно и весну закликнуть!
Выходите ребята!
|
Учитель
|
Поиграли мы на славу! А теперь прошу занять свои места. Чтобы весна пришла к нам скорее, птиц нужно держать, на ладони, высоко. Прошу помогать нашим ребятам весну закликать. Послушайте внимательно! Продолжаем весну закликать!
|
1
Катя
|
(Звучат голоса птиц, выходят ученики и читают заклички).Слышите, люди добрые, жаворонки поют.
Жаворонки пташки малые,
Пташки малые, голосистые.
Летят по воле,
несут весну нам в поле.
ууууууууууууууууу
|
2
|
Жаворонки, жаворонушки,
Летите за море,
Несите здоровья.
Кому крошку,
Кому ложку,
А нам целую лепешку,
ууууууууууууууууу
|
3
|
Жив, жаворонок по полю летает,
Зернышки собирает,
Весну закликает.
уууууууууууууууу
|
4
|
Грачи – кулечи, летите,
Весну красную несите.
уууууууууууууууууууу
|
5
|
Жаворонушки, перепелушки,
Птички – ласточк, прилетите к нам
Весну красную,
Весну ясную
Принесите нам!
Уууууууууууууууууу.
|
весна
|
^
А вот и я, Весна – красна,
Бужу я реки ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугах ращу цветочки,
Прогоняю с речки лед,
Светлым делаю восход,
Всюду - в поле и в лесу
Радость людям я несу!
Здравствуйте люди добрые!
|
Учитель
|
Уважаемая весна! Наши ребята знают пословицы и поговорки о весне!
|
Весна
|
Я с большим удовольствием послушаю! ...........
Я к вам пришла не с пустыми руками, я принесла вам символ весны, трилистник – синий - лепесток- это какой месяц, почему его принято считать синим? Желтый- это какой месяц, почему его принято считать желтым? зеленый- это какой месяц, почему его принято считать зеленым ? А в середине жаворонушек. Примите мой подарок.
|
Учитель
|
А давайте все вместе, исполним веснянку.
|
|
Вот и подошел к концу наш праздник. Но с нашей весной мы не прощаемся и просим остаться для подведения итогов. Сейчас мы поделимся своими впечатлениями о празднике. На столе у нас лежат стикеры трех цветов: Красный – отличное настроение, желтый- хорошее настроение, серый – мне не понравилось.
Каждый по очереди подходите, берете стикеры и размещаете на доску. Затем присаживаетесь на место. С нами вместе могут и гости поделиться своим настроением.
Петя, я заметила, что ты разместил красный стикер, почему?
|
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. Омска
«Гимназия №76»
Внеурочная деятельность
Кружок «Фольклор», 1 класс
Праздник
Закликание весны
составитель:
учитель начальных классов
Е. Л. Некрасова
2013
|