Скачать 190.94 Kb.
|
Задание №23.
Естественно ни один алгоритм не поможет построить график на экзамене, если не умеешь строить элементарные графики, или не знаешь вообще что такое график. ^ совокупность всех точек на плоскости, прямоугольные координаты которых х и у удовлетворяют уравнению y =f(x). Горизонтальную ось О х называют осью абсцисс, вертикальную ось О у - осью ординат. Графическое изображение функции имеет важное значение для её изучения. На графике функции часто непосредственно видны такие её особенности, которые можно было бы установить лишь путём длительных вычислений. ^ множество значений переменной х на которых определена данная функция. Именно область определения указывает нам точки разрыва и вертикальные асимптоты функций. Так графиком функции у = ![]() Прежде всего, нужно знать, как выглядят и как легче всего построить графики трёх элементарных функций – линейной, обратной пропорциональности и квадратичной. График линейной функции Линейная функция задается уравнением ![]() Пример 1 Построить график функции ![]() Если ![]() ![]() Берем еще какую-нибудь точку, например, 1. Если ![]() ![]() При оформлении заданий координаты точек обычно сводятся в таблицу: ![]() А сами значения рассчитываются устно или на черновике. Две точки найдены, выполним чертеж: ![]() Частные случаи линейной функции: 1) Линейная функция вида ![]() ![]() ![]() 2) Уравнение вида ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 3) Уравнение вида ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() График функции у = ![]() График функции вида у = ![]() Если k>0, то гипербола расположена в первой и третьей координатных четвертях (см. рисунок выше). Если k<0, то гипербола расположена во второй и четвертой координатных четвертях. ![]() Пример 2: Построить правую ветвь гиперболы ![]() Используем поточечный метод построения, при этом, значения ![]() ![]() Выполним чертеж: ![]() Вторую ветвь гиперболы строим симметрично относительно (0;0), просто меняя знаки в таблице. График квадратичной функции y=a ![]() Графиком является парабола. Если a>0, то ветви параболы направлены вверх; если а<0, то ветви параболы направлены вниз. Пересекает ось у в точке у=с, а ось х в точках получаемых из уравнения a ![]() ![]() ^ Пример 3:Построить график функции y = x2 - 4x + 3
x= ![]() f(2)=22-4*2+3=-1
(x1; 0) = (1; 0) и (x2; 0) = (3; 0)
( ![]() ![]()
Преобразование графиков функций. Задание 23 я разделил на четыре вида:
Первый вид: к нему относятся задания № 23 из типовых экзаменационных вариантов, предложенных ФИПИ в 2014 году, в вариантах №1 - 5, а так же в открытом банке данных ГИА ФИПИ. Вариант №1:Постройте график функции y= | х | (х-3) и определите, при каких значениях m прямая y=m имеет с графиком ровно одну общую точку. Вариант №2: Постройте график функции y= | х | (х-2) + 2и определите, при каких значениях m прямая y=mимеет с графиком ровно две общие точки. Вариант №3: Постройте график функции y= | х | (х-4)+1 и определите, при каких значениях m прямая y=m имеет с графиком ровно три общие точки. Вариант №4: Постройте график функции y= | х | (х+3) и определите, при каких значениях m прямая y=m имеет с графиком ровно одну общую точку. Вариант №5: Постройте график функции y= | х | (х+4) - 2 и определите, при каких значениях m прямая y=m имеет с графиком ровно две общие точки. Как видно задания по своему виду аналогичны. Предлагаемый алгоритм решения:
Используя этот алгоритм, можно выполнить любой из данных вариантов, в данной работе я покажу, как выполнить задание из варианта №1. Вариант №1. Постройте график функции y= | х | (х-3) и определите, при каких значениях m прямая y=m имеет с графиком ровно одну общую точку. 1. y=| х | (х-3) 2. у= ![]() 3. у= ![]() 4.Строим графики. ![]()
Графиком является парабола, ветви направлены вверх. Вершины х0= ![]() ![]() y0=х2-3х= 2,25-4,5= -2,25 (1,5; -2,25) Нули (f) х2-3х=0 х (х-3)=0 х=0 х=3 f (4) х2-3х=42-12=4
Графиком является парабола, ![]() ветви направлены вниз. Вершины х0= ![]() ![]() y0=-х2-3х=- 2,25+4,5= 2,25 (1,5; 2,25) Нули (f) - х2-3х=0 - х (х+3)=0 х=0 х=3 f (-1) -х2-3х= -12-3= -1-3= -4 ![]() 5.Обводим результирующий график. 6.Выполняем дополнительное задание. 7. Ответ: (-∞;-2,25)U (0;+∞). Второй вид: к нему относятся задания № 23 из типовых экзаменационных вариантов, предложенных ФИПИ в 2014 году, в вариантах №6 – 15 и №26 - 30, а так же в открытом банке данных ГИА ФИПИ. Они делятся по подвиду получаемого графика, но алгоритм построения остаётся идентичным.
Вариант №6:Постройте график функции y= ![]() Вариант №7: Постройте график функции y= ![]() Вариант №8: Постройте график функции y= ![]() Вариант №9: Постройте график функции y= ![]() Вариант №10: Постройте график функции y= ![]()
Вариант №11:Постройте график функции y= ![]() Вариант №12: Постройте график функции y= ![]() Вариант №13: Постройте график функции y= ![]() Вариант №14: Постройте график функции y= ![]() Вариант №15: Постройте график функции y= ![]() Вариант №26: Постройте график функции y= ![]() Вариант №27: Постройте график функции y= ![]() Вариант №28: Постройте график функции y= ![]() Вариант №29: Постройте график функции y= ![]() Вариант №30: Постройте график функции y= ![]() Из условий заданий видно, что они аналогичны. Предлагаемый алгоритм решения.
Пользуясь этим алгоритмом, можно решить любое задание этого типа. Я покажу, как решается этот тип заданий на примере вариантов №6 первого подтипа и варианта №11 и 26. Вариант № 6 Постройте график функции y= ![]() 1. Д(f): х2-х ≠0 х(х-1)≠0 х1≠0 х-1≠0 х2≠ 1 2. y= ![]() Упростим выражение: ![]() ![]() ![]() 3. Графиком y= ![]() ![]() 4. Строим график. ![]() y= ![]()
5.Анализируем и выполняем дополнительное задание. ![]() y=kx k=1 7.Ответ: k=1. Вариант № 11 Постройте график функции y= ![]() 1.Д(f): х2- 4 ≠0 х1≠2 х2≠-2 2.y= ![]() Упростим выражение: ![]() ![]() х2-х-6=0 х2-х-2=0 ![]() ![]() х1=3 х2=-2 х1=2 х2=-1 3.Графиком y= ![]() ![]() 4.Строим график. Вершина: х0= ![]() ![]() y0=х2-2х-3=12-2-3= -4 (1; -4) Нули (f): х2-2х-3=0 ![]() х1=3 х2=-1 f(-2) х2-2х-3=-22+4-3=5 5.Анализируем график и выполняем дополнительное задание. y=m ![]() m=-4; m=-3; m=5. 6.Ответ: m= -4; m= -3; m=5. Вариант № 26 Постройте график функции y= ![]() 1.Д(f): х-2≠ 0 х≠ 2 2.y= ![]() Упростим выражение: ![]() ![]() 3.Графиком y= ![]() ![]() 4.Строим график. y= х2
5.Анализируем график и выполняем дополнительное задание. y=b y=b ![]() y=0 y=4 6.Ответ: у=0 и у=4. Третий вид: к нему относятся задания № 23 из типовых экзаменационных вариантов, предложенных ФИПИ в 2014 году, в вариантах №16-20, а так же в открытом банке данных ГИА ФИПИ. Вариант №16: Постройте график функции y=| х2-2х-3|и определите, при каких значениях m прямая y=m пересекает построенный график ровно в трех точках. Вариант №17: Постройте график функции y= -| х2+2х-3|и определите, при каких значениях m прямая y=m пересекает построенный график ровно в трех точках. Вариант №18: Постройте график функции y= | х2+6х+5| и определите, при каких значениях m прямая y=m пересекает построенный график ровно в трех точках. Вариант №19: Постройте график функции y= -| х2-6х+5| и определите, при каких значениях m прямая y=m пересекает построенный график ровно в трех точках. Вариант №20: Постройте график функции y= | х2-8х+7| и определите, при каких значениях m прямая y=m пересекает построенный график ровно в трех точках. Предполагаемый алгоритм решения.
Благодаря этому алгоритму можно без труда выполнить задания этого типа. В своей работе я продемонстрирую, как решать этот тип заданий на примере варианта №16. Вариант № 16 Постройте график функции y=| х2-2х-3|и определите, при каких значениях m прямая y=m пересекает построенный график ровно в трех точках. 1.y=| х2-2х-3| 2.Построим у=х2-2х-3 ![]() Вершины х0= ![]() ![]() y0=х2-2х-3=12-2-3= -4 (1; -4) Нули (f) х2-2х-3=0 ![]() х1=3 х2=-1 3.Часть графика расположенную в нижней полуплоскости симметрично отразить относительно оси х в верхнюю полуплоскость. 4.Обводим результирующий график. ![]() 5.Анализируем и выполняем дополнительное задание. ![]() y=m m=4. 6.Ответ:m=4. Четвертый вид: к нему относятся задания № 23 из типовых экзаменационных вариантов, предложенных ФИПИ в 2014 году, в вариантах № 21-25. Вариант №21: Найдите все значения k, при каждом из которых прямаяy= k х имеет с графиком функции y= х2+4 ровно одну общую точку. Постройте этот график и все такие прямые. Вариант №22: Найдите все значения k, при каждом из которых прямаяy=kх имеет с графиком функции y=-х2-1 ровно одну общую точку. Постройте этот график и все такие прямые. Вариант №23: Найдите с и постройте график функцииy= х2+с, если известно, что прямая y= -4х имеет с этим графиком ровно одну общую точку. Вариант №24: Найдите с и постройте график функцииy= х2+с, если известно, что прямая y= 6х имеет с этим графиком ровно одну общую точку. Вариант №25: Найдите все значения k, при каждом из которых прямая y= kх-1 имеет с графиком функции y= х2-4х+3 ровно одну общую точку. Постройте этот график и все такие прямые. Предполагаемый алгоритм решения.
С помощью этого алгоритма легко решаются задания такого типа. Решение этого типа заданий я покажу на примере заданий варианта №21. Вариант № 21 Найдите все значения k, при каждом из которых прямаяy= k х имеет с графиком функции y= х2+4 ровно одну общую точку. Постройте этот график и все такие прямые. 1.Найдём точки пересечения y= х2+4 и y= k х х2+4 = k х х2- k х+4 =0 2.Зная,что графики имеют только одну точку пересечения делаем вывод, что Д = 0. Д=k2 -4ac = k2 -4*4 =k2 -16 k2 -16=0 k1=4 k2=-4 3.Следовательно, парабола у=х2+4 имеет только 1 точку пересечения с прямыми у=4х и у=-4х 4.Построим параболу у=х2+4 и прямые у=4х и у=-4х y=х2+4 вершина в точке (0; 4) ![]() F(1)=5 F(2)=8 5.Ответ: k=4 и k=-4. </0></0> |
![]() |
Проект Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания,... |
![]() |
Е. Б. Шипилова Приказ №190 от 30 августа 2014 г В процессе изучения начального курса биологии не только формируются базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших... |
![]() |
Отчет о методической работе педагогов социальных в 2010 – 2011 учебном... Методическая работа является частью образовательного процесса. Она позволяет использовать теоретические знания в практической деятельности,... |
![]() |
Общие методические указания Цель изучения дисциплины дать студентам... Цель изучения дисциплины дать студентам необходимые теоретические знания и практические навыки в области экономики с Х. предприятия,... |
![]() |
Формирование у школьников первоначальных знаний по основам предпринимательства... Способствовать максимальной самореализации учащихся, развитию у обучающихся креативности, гибкости, умения работать в команде, приверженности... |
![]() |
Моу «Малодубенская сош» Аксенова Н. И Приобретает нравственные умения и навыки. Воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана... |
![]() |
Пояснительная записка в начальной школе математика служит опорным... В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные... |
![]() |
Урока : обобщить и систематизировать знания по Африке,продолжить... Цель урока : обобщить и систематизировать знания по Африке,продолжить развивать умения работать с различными источниками информации... |
![]() |
Тематический план по природоведению 5 класс Тематическое планирование Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
![]() |
Урока: проверить и закрепить знания и умения,обучающихся по теме «Африка» Приветствие, проверка отсутствующих на уроке, наличия учебных принадлежностей у учащихся (в парах) |