Скачать 241.56 Kb.
|
Московский государственныйуниверситет путей сообщения (МИИТ) Кафедра «Менеджмент» Практическое занятие № 23 Денежно-кредитная политика Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» (Менеджмент в спорте), (Производственный менеджмент в строительстве) Москва — 2008 Московский государственныйуниверситет путей сообщения (МИИТ) Кафедра «Менеджмент» Практическое занятие № 23 Денежно-кредитная политика Под редакцией профессора В.А. Козырева Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент организации» (Менеджмент в спорте), (Производственный менеджмент в строительстве) ^ УДК 658 К 59 Ковальская М.И. Практическое занятие № 23 Денежно-кредитная политика/ Под редакцией профессора В.А.Козырева. Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» (Менеджмент в спорте), (Производственный менеджмент в строительстве). - М.: МИИТ, 2008. - 19 с. В процессе практического занятия №23 студенты должны овладеть такими основными понятиями, как: кредитная система и её структура; кредит, его функции и формы; структура современной кредитно-денежной системы государства и основные задачи кредитной политики, а также научиться применять полученные знания в практической жизни. ©Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), 2008 Предисловие Данные методические указания составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Экономическая теория» и предназначены для проведения практических занятий по данной дисциплине. Практические занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические навыки и умения студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера. Изложенный в методических указаниях материал позволяет закрепить теоретические знания и освоить опыт их применения в реальной жизни, что представляет практический интерес для будущего специалиста. В процессе практического занятия №23 «Денежно-кредитная политика» студенты должны овладеть такими основными понятиями, как: кредитная система и её структура; кредит, его функции и формы; структура современной кредитно-денежной системы государства и основные задачи кредитной политики, а также научиться применять полученные знания в практической жизни. ^ Каждое практическое занятие начинается с постановки цели его проведения. Далее следует теоретический блок в виде опорного конспекта лекций, после которого приводятся темы для обсуждения, контрольные вопросы, тестовые задания и практические задачи. Темы, обсуждаемые в ходе практического занятия, выполнение тестовых заданий и решение практических задач помогает студентам закрепить материал, изученный в лекционном курсе. В конце каждого практического занятия приводятся требования к составлению отчетов и список рекомендуемой литературы. ^ по теме: Денежно-кредитная политика Цель занятия — закрепить знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы и овладеть такими основными понятиями, как: кредитная система и её структура; кредит, его функции и формы; структура современной кредитно-денежной системы государства и основные задачи кредитной политики, а также научиться применять полученные знания в практической жизни. ^ 23.2. Кредитная система и её структура. Кредит, его функции и формы В рыночной экономике деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства должны поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулироваться в кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях. Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на условиях срочности, возвратности и платности. Хотя это понятие зародилось еще в рабовладельческом обществе, когда деньги предоставлялись в долг ростовщиками, оно получило наибольшее развитие в современном обществе, опираясь на ресурсы ссудного капитала. Кредит выполняет важные функции в экономике, а именно: 1) ^ – это специфическая функция кредита, с помощью которой государство регулирует доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, облегчая или затрудняя получение ссуд. Путем дифференциации процентных ставок за кредит, предоставления правительственных гарантий и льгот стимулируется преимущественное кредитование тех или иных предприятий или отраслей в соответствии с выбранной стратегией экономического развития. 2) Перераcпределительная функция – благодаря кредиту частные сбережения, прибыли предприятий, доходы государства превращаются в ссудный капитал и направляются в прибыльные сферы народного хозяйства. 3) ^ – в процессе развития кредита появляются разнообразные средства использования банковских счетов и вкладов (кредитные карточки, векселя, чеки, различные виды счетов, депозитные сертификаты и т.п.), происходит опережающий рост безналичного оборота, ускорение движения денег. 4) ^ – кредит используется в конкурентной борьбе и содействует процессу поглощения или слияния мелких фирм в более крупные. Здесь сказываются разные условия получения кредита: одни предприниматели, добившиеся предоставления им кредитов на льготных условиях, получают возможность быстрого роста капитала, другие – могут воспользоваться кредитом лишь на менее выгодных условиях и проигрывают в конкурентной борьбе. В процессе своего развития кредит приобрел многообразные формы, основными из которых являются коммерческий и банковский кредит. ^ – это кредит, предоставляемый предприятиями, фирмами и другими хозяйственными субъектами друг другу. Кредит предоставляется в товарной форме, прежде всего путем отсрочки платежа. В большинстве случаев коммерческий кредит оформляется векселем. Вексель – это ценная бумага, представляющая собой безусловное денежное обязательство векселедержателя уплатить по наступлению срока определенную сумму денег владельцу векселя. ^ – ускорить реализацию товаров и получение заключенной в них прибыли. Процент по нему ниже, чем по банковскому кредиту. Вместе с тем, размеры коммерческого кредита ограничены величиной резервных (свободных) капиталов, имеющихся у предпринимателей. Эта ограниченность коммерческого кредита преодолевается путем развития банковского кредита. ^ – это кредит, предоставляемый кредитно-финансовыми учреждениями (банками, фондами, ассоциациями) любым хозяйственным субъектам (частным предпринимателям, организациям, предприятиям) в виде денежных ссуд. Банковские кредиты делятся: а) на краткосрочные (до 1 года); б) среднесрочные (от 1 до 5 лет); в) долгосрочные (свыше 5 лет). ^ – предприниматель, государство, домашние хозяйства; кредитор – владелец денежных средств (преимущественно банк). Особенности банковского кредита по сравнению с коммерческим кредитом:
Банковский кредит носит двойственный характер, выступая то в виде ссуды капитала, когда заемщики используют его для увеличения объема функционирующего капитала, то в виде ссуды денег - платежных средств, необходимых для погашения долговых обязательств. Для современной рыночной экономики характерно переплетение коммерческого и банковского кредита. Это проявляется при кредитовании не только предприятий, но и потребителей. К другим формам кредита относятся следующие.
Структура современной кредитно-денежной системы Современная кредитно-денежная система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления к потребностям развития экономики. ^ представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, используемых государством в целях регулирования экономики. Кредитная система служит мощным фактором концентрации и централизации капитала, способствующим быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике. ^ исторически являются банки. Выполнение отдельных банковских операций восходит к глубокой древности (Древний Вавилон, Египет, Греция и Римская империя). Первые предшественники современных банков возникли во Флоренции и Венеции (1587 г.) на основе меняльного дела - обмен денег различных городов и стран. Главными операциями банков был прием денежных вкладов и безналичные расчеты. Позднее по такому принципу организовались банки в Амстердаме (1605 г.) и Гамбурге (1618 г.) Банки обслуживали преимущественно торговлю и расчеты, но недостаточно были связаны с производством. Не была развита у них и такая важная функция, как выпуск кредитных денег. В кредитной системе каждой страны выделяется три звена:
При этом каждое звено выполняет свои конкретные функции. Главное положение в кредитной системе занимает ^ (ЦБ). Он является, как правило, государственным учреждением. К основным функциям Центрального банка относятся следующие: Первая. Эмиссионная функция – старейшая и одна их наиболее важных функций ЦБ. Хотя в современных условиях безналичные деньги играют более важную роль, эмиссия центральных банков сохраняет свое значение, поскольку наличные деньги по-прежнему необходимы для осуществления значительной части платежей (в России наличные деньги составляют 30–37% совокупной денежной массы). Вторая. ^ заключается в том, что каждый банк обязан хранить на резервном счете в Центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру вкладов, сделанных в данный банк. Изменение нормы резервов – один из основных методов денежно-кредитной политики государства. Третья. ^ (в России официально золотовалютные резервы составляли в марте 1998 г. 16 млрд дол., а на 1 января 2000 г. – 15 млрд дол.). Вместе с тем, золотой запас России в 1998 г. составил 463 т., что несопоставимо с запасами США (8141 т), Германии (2960 т), Италии (2047), Швейцарии (2590 т), Франции (2547 т), но и таких стран как Голландия (842 т) и Япония (754 т), Бельгия (1974 г.). Четвертая. ^ . Пятая. Предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов. ЦБ ведет счета правительственных учреждений и организаций, местных органов власти, аккумулирует на этих счетах средства и проводит выплаты с них. Кроме того, он осуществляет операции с государственными ценными бумагами; предоставляет государству кредит в форме прямых, краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций. ЦБ также проводит по поручению правительства операции с золотом и иностранной валютой. Шестая. ^ , основанные на зачете взаимных требований и обязательств (клиринг). Совокупность мероприятий денежной политики (регулирует прежде всего изменение денежной массы) и кредитной политики (нацелена на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов) получила название денежно-кредитной политики государства. ^ представляют собой центры кредитной системы. Современный коммерческий банк является кредитно-финансовым учреждением универсального характера: он не только принимает вклады населения и предприятий, выдает кредиты, но и выполняет финансовое обслуживание клиентов. Операции коммерческого банка подразделяются на пассивные (привлечение средств) и активные (размещение средств). Кроме того, коммерческие банки могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе) и доверительными операциями (управление имуществом, ценными бумагами). ^ – это, прежде всего, аккумулирование бессрочных депозитов (ведение текущих счетов) и оплата чеков, выписанных на эти банки, а также предоставление кредитов предпринимателям. На базе этих операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя). Важное место в современной кредитной системе занимают специализированные кредитно-финансовые организации (они возникли в XIX в. и длительное время играли в денежно-кредитной сфере подчиненную роль, уступая коммерческим банкам, однако, за последние годы их роль резко возросла), а именно: 1. ^ занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капитал, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. Обширна группа сберегательных учреждений (сберкассы и сбербанки). Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал. В России среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ (имеет 34426 тыс. филиалов). 2. ^ , для которых характерна специфическая форма привлечения средств – продажа страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают прежде всего в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги. Они также предоставляют долгосрочные кредиты предприятиям и государству. В России в 1998 г., насчитывалось более 3 тыс. страховых организаций, а также было создано около 80 страховых компаний с участием иностранного капитала. 3. ^ различаются по организации и управлению, по структуре активов. Так, имеются фонды застрахованные (управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по их доверенности банками). В России созданы также негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В середине 1999 г. их насчитывалось более 800. По своей сути они являются сберегательными институтами, причем некоторые из них основаны на пирамидальных схемах, что, скорее всего, может привести их к банкротству. 4. Инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои обязательства (акции) и используют полученные средства для закупки ценных бумаг различных отраслей хозяйства. 5. Чековые инвестиционные фонды (ЧИФ) в России являются, в сущности, тоже инвестиционными компаниями. ^ ЦБ страны воздействует на количество денег в обращении, проводя политику денежно-кредитного регулирования, которая занимает одно из центральных мест в макроэкономике. В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег. Теория денег изучает процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Существуют два различных подхода к теории денег: модернизированная кейнсианская теория и современная количественная теория денег (монетаризм). Обе теории признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВВП. Но данные теории по-разному оценивают механизм и значение этого влияния. В основу кредитно-денежной политики с точки зрения кейнсианцев должен быть положен уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – спрос и предложение денег. Основные положения кейнсианской теории денег:
Y=C+I+G+Xn2
Кейнсианцы считают кредитно-денежную политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, в отличие, например от финансовой или бюджетной политики. Основные положения количественной (монетаристской) теории денег. Главный теоретик современного монетаризма – американский экономист, Нобелевский лауреат – М.Фридмен.
M×V=P×Q3 P×Q =номинальному ВВП Из уравнения Фишера следует, что при постоянных V и Q увеличение предложения денег приводит к снижению их покупательной способности, т.е. цены растут. Если увеличение предложения денег будет происходить одновременно с увеличением ВВП, то роста цен не произойдет.
«Денежное правило» («монетарное правило» предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении – 3-5% в год, что стимулирует деловую активность в экономике. Если денежное предложение превысит 3-5% в год, то произойдет раскручивание инфляции. Если денежное обращение будет ниже 3-5% в год, то темп прироста ВВП снизится. В России применяются отдельные принципы «денежного правила»:
Современная денежно-кредитная политика представляет синтез кейнсианства и монетаризма. ^ в денежно-кредитной политике преобладает монетаристский подход. В краткосрочном периоде государство воздействует непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования (кейнсианство). Прежде чем перейти к рассмотрению инструментов денежно-кредитной политики, рассмотрим каким образом происходит увеличение или уменьшение денежной массы в обращении, когда деньги дополнительно не печатаются, т.е. как банки «делают» деньги. Денежный (банковский) мультипликатор – это коэффициент, показывающий во сколько раз увеличивается денежная масса по сравнению с первоначальным вкладом. Эта величина обратно пропорциональна норме обязательных резервов: ![]() Рассмотрим пример. Будем считать, что rr=0,2, т.е. обязательный резерв составляет 20%.
Основные инструменты/направления денежно-кредитной политики.
Контрольные вопросы:
Тесты: Выберите единственно правильный вариант ответа:
А) нет; Б) да.
А) национальная денежная единица, в которой выражаются цены товаров и услуг; Б) система кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте; В) система эмиссии денег, т.е. законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение; Г) государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения; Д) верно все указанное; Е) не верно ничего из перечисленного.
А) кредит позволяет перераспределять средства налогоплательщиков с различным уровнем дохода в пользу лиц с доходами ниже прожиточного минимума; Б) благодаря кредиту временно свободные средства (частные сбережения, прибыли предприятий, доходы государства) превращаются в ссудный капитал; В) кредит обеспечивает возможность государству изымать свободные средства (сбережения домашних хозяйств и предпринимательского сектора) в государственный бюджет; Г) верно все указанное; Д) не верно ничего из перечисленного.
А) государство аккумулирует денежные средства в государственном бюджете; Б) государство перераспределяет свободные средства (сбережения домашних хозяйств и предпринимательского сектора) между кредиторами – коммерческими банками; В) государство регулирует доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, облегчая или затрудняя получение ссуд; Г) верно все указанное; Д) не верно ничего из перечисленного
А) появлению разнообразных средств использования банковских счетов и вкладов (кредитные карточки, векселя, чеки, различные виды счетов, депозитные сертификаты и т.п.); Б) опережающему росту безналичного оборота денежных средств; В) ускорению движения (скорости оборачиваемости) денежных средств; Г) верно все указанное; Д) не верно ничего из перечисленного Требования к отчету по практическому занятию № 23 Отчет по практическому занятию № 23 «Денежно-кредитная политика» должен содержать:
Список рекомендуемой литературы:
Приложение: титульный лист (образец) Практическое занятие №23 Тема: «Денежно-кредитная политика» »
Учебно-методическое издание Ковальская Марика Ивановна Козырев Валентин Александрович Практическое занятие №23 Методические указания к проведению Практических занятий по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» (Менеджмент в спорте), (Производственный менеджмент в строительстве) Подписано в печать Формат Усл.-печ. л. Тираж 100 экз. Заказ № Изд.№ 127994, Москва, ул. Образцова, 15. ^ 1 Мультипликатор инвестиций (MI) – это коэффициент, показывающий во сколько раз увеличивается национальный доход при увеличении инвестиций. 2 В структуре совокупного спроса (Y) можно выделить:
3 M- количество денег в обращении, V- скорость обращения денег, P- средняя цена товаров и услуг, Q- количество товаров и услуг. Произведенных в рамках национальной экономики за определенный период времени (как правило, за один год). 4 MM- денежный мультипликатор, rr- норма обязательных резервов банков в долях единиц, сумма денежных средств, которую коммерческие банки обязаны хранить в ЦБ без процентов. Если норма обязательных резервов равна 20%, то rr=0,2 |
![]() |
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент... |
![]() |
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент... |
![]() |
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» |
![]() |
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» |
![]() |
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент... |
![]() |
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Корпоративный менеджмент» Ковальская М. И. Функциональные стратегии компании на примере ОАО «ржд». Практическое занятие №4. Методические указания к проведению... |
![]() |
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Корпоративный менеджмент» Ковальская М. И. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Практическое занятие №1. Методические указания к проведению... |
![]() |
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Корпоративный менеджмент» Ковальская М. И. «Стратегическая программа развития компании на примере ОАО «ржд»». Практическое занятие №2. Методические указания... |
![]() |
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономика» Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности |
![]() |
Методические указания для выполнения практических работ по дисциплине... Управление техническими системами на автомобильном транспорте. Методические указания по выполнению практических работ / Е. А. Слепенко.... |