Программа деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми




Скачать 153.24 Kb.
Название Программа деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми
Дата публикации 14.03.2016
Размер 153.24 Kb.
Тип Программа
edushk.ru > Банк > Программа
 Муниципальное бюджетное образовательное учреждения дополнительного образования детей Идринский районный Дом детского творчества

Программа

деятельности педагогического коллектива

с  одаренными детьми

на 2011-2013 г.

Цель программы: создание системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию одаренности.

Основные задачи:

  • реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

  • создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

  • изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;

  • совершенствование системы подготовки педагогов, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

  • внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления обучающихся;

  • создание банка данных «Одаренные дети», включающего информацию об образовательных  учреждениях и педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе;

  • установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами.

^ Этапы реализации:

1 этап: диагностико- прогностический, методологический. Мониторинг одаренности.

Создание: банка данных по одаренным детям; банка творческих работ обучающихся; банка текстов  интеллектуальных конкурсов; рекомендаций по работе с одаренными.

  1. этап: деятельностный.

Экспертиза дополнительных образовательных программ для детей повышенного уровня обучаемости; выявление одаренных детей на ранних этапах развития; организация системы научно-исследовательской деятельности обучающихся; внедрение метода проектов; учет индивидуальных достижений обучающихся; переход на систему портфолио; проведение выставок детского творчества; обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

3 этап: констатирующий

Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми; выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».

  1. Актуальность разработки Программы:

В основе программы заложены основные парадигмы развития одаренности:

1. Все дети одарены от природы.

2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.

Деятельность педагогического коллектива  по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости  соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в практику программ дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития обучающихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.

 ^ 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.

            В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей конкурсов и соревнований и, как следствие, высоких образовательных достижений. За последние два года увеличилось число участников районного этапа конкурсов.

Хочется так же отметить увеличения интереса детей к занятиям исследовательской деятельности, действует научное общество НОУ «Малая акдемия» Наблюдается увеличение числа  участников  районного этапа научно-практической конференции, а также краевого этапа. Одновременно возрастает качество представляемых работ, о чем свидетельствуют победы на краевых научно-практических конференциях.

            Улучшение работы педагогов в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей.  Их решение должна обеспечить Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.

Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.

Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.

^ 3. Концепция Программы 

В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что дети отличаются друг от друга, прежде всего, способностями к учению, т. е. одаренность, а также  обучаемостью.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз. В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

• Не могут четко развести реальность и фантазию.

• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

• Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Обучаемость — это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей обучающихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др.

Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности. Из этого следует, что способности детей определяются его темпом учения.

При этом деятельность педагогов предусматривает:

а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

 б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей;

г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных  дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.

д) управление процессом развития интеллектуальных способностей.

Структурная целостность образовательного процесса  основана на взаимозависимости компонентов структурирования:   идеи -  содержание  -  обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ -  определение индивидуальных      образовательных траекторий - технологии  - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность  - помощь семьи в образовании и воспитании детей. Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

- на осознании самоценности каждого ребенка как уникальной, неповторимой личности;

- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

- на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1.      Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.      Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).

3.      Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

 ^ Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;

  • принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

^ 4.Условия успешной работы с одаренными обучающимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы.

^ Включение в работу с одаренными обучающимися в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами:

  • педагог для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на  оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

  • педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

  • педагог считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

  • педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Педагог должен быть:

  • увлечен своим делом;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • профессионально грамотным;

  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

  • проводником передовых педагогических технологий;

  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

 Формы работы с одаренными обучающимися

  • творческие мастерские;

  • групповые занятия;

  • занятия исследовательской деятельностью;

  • НОУ « Малая академия»

  • конкурсы;

  • научно-практические конференции;

  • работа по индивидуальным планам;

 ^ 5.  Программа работы с одарёнными детьми.



Мероприятие

Сроки

Отетственные

1

Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у обучающихся творческое и исследовательское мышление

постоянно

педагоги

2

Создание и пополнение базы данных одаренных детей.

постоянно

методист

3

Проведение семинаров-практикумов с педагогами дополнительного образования по вопросам выявления одаренных детей

В течение периода

 

4

Организация психолого-педагогического просвещения родителей одарённых детей

постоянно

психолог 

5

  Организация исследовательской деятельности

 постоянно

педагоги

6

Участие в районных, зональных, краевых, Всероссийских конкурсах, смотрах

постоянно

педагоги

7

Проведение и участие в районной и краевой  научно-практической конференции молодежи

постоянно

педагоги

8

Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов, среди одаренных школьников

По плану

педагоги

9

Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год

Ежегодно, август

педагог-организатор 

10

Сбор   творческих работ обучающихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

в течение периода

методист

11

Обобщение эффективного опыта работы у педагога с одаренными детьми

в течение периода

методист

12

Размещение на сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

в течение периода

методист

13

Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого ребенка, благодаря которым педагоги разрабатывают содержание индивидуальной программы обучения

Выявление обучающихся, составление диагностической карты

Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми

   Проведения занятий с детьми

   Отработка форм, методов, приёмов работы

создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

постоянно

 

постоянно

 

 

 

 

психолог

 

 

 

 

 

 

педагоги

 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми icon Программа работы с одаренными детьми. Программа работы с одаренными...
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муслюмовской средней общеобразовательной школы №3 Муслюмовского муниципального...
Программа деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми icon Кгбоуспо «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»...
Сборник методических разработок педагогов, разработчиков программ, методистов мрц по работе с одаренными детьми, по итогам первого...
Программа деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми icon Программа 11-13 ноября 2014 г. Якутск у важаемые участники конференции!...
Приветствуем Вас на Всероссийской научно-практической конференции «Российский и международный опыт и перспективы работы с одаренными...
Программа деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми icon Программа системы работы с одаренными детьми должна стать основным...
«Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит...
Программа деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми icon Методические рекомендации по работе с одаренными детьми для общеобразовательных учреждений

Программа деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми icon Задача Содержание и формы работы
Управленческое и научно-методическое обеспечение инновационной деятельности педагогического коллектива
Программа деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми icon Положение о работе с одаренными детьми
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки...
Программа деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми icon Программа «одарённые и талантливые дети» на 2011-2013 годы обучения в школе
Цель программы: совершенствование системы работы с одаренными детьми моу «Диктатурская оош»: создание условий по выявлению, развитию...
Программа деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми icon Программа «Одарённые дети»
Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы требует организации системного...
Программа деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми icon На уроках истории
В работе представлены разнообразные формы деятельности, которые позволяют добиться наибольших результатов в работе с одаренными детьми...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница