Скачать 153.24 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждения дополнительного образования детей Идринский районный Дом детского творчества Программа деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми на 2011-2013 г. Цель программы: создание системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию одаренности. Основные задачи:
^ 1 этап: диагностико- прогностический, методологический. Мониторинг одаренности. Создание: банка данных по одаренным детям; банка творческих работ обучающихся; банка текстов интеллектуальных конкурсов; рекомендаций по работе с одаренными.
Экспертиза дополнительных образовательных программ для детей повышенного уровня обучаемости; выявление одаренных детей на ранних этапах развития; организация системы научно-исследовательской деятельности обучающихся; внедрение метода проектов; учет индивидуальных достижений обучающихся; переход на систему портфолио; проведение выставок детского творчества; обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития. 3 этап: констатирующий Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми; выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми». 1. Актуальность разработки Программы: В основе программы заложены основные парадигмы развития одаренности: 1. Все дети одарены от природы. 2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор. Деятельность педагогического коллектива по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в практику программ дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития обучающихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей. ^ В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей конкурсов и соревнований и, как следствие, высоких образовательных достижений. За последние два года увеличилось число участников районного этапа конкурсов. Хочется так же отметить увеличения интереса детей к занятиям исследовательской деятельности, действует научное общество НОУ «Малая акдемия» Наблюдается увеличение числа участников районного этапа научно-практической конференции, а также краевого этапа. Одновременно возрастает качество представляемых работ, о чем свидетельствуют победы на краевых научно-практических конференциях. Улучшение работы педагогов в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей. Их решение должна обеспечить Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования. Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности. Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми. ^ В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что дети отличаются друг от друга, прежде всего, способностями к учению, т. е. одаренность, а также обучаемостью. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз. В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты: • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки. • Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. • Не могут четко развести реальность и фантазию. • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми. • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. • Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них. Обучаемость — это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей обучающихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др. Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности. Из этого следует, что способности детей определяются его темпом учения. При этом деятельность педагогов предусматривает: а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности; б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости; в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей; г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности. д) управление процессом развития интеллектуальных способностей. Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание - обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий - технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей. Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают. Педагогическая система строится на четырех базовых идеях: - на осознании самоценности каждого ребенка как уникальной, неповторимой личности; - на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей; - на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития; - на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности. Условно можно выделить три категории одаренных детей: 1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ). 3. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте). ^
^ Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы. ^
Педагог должен быть:
Формы работы с одаренными обучающимися
^
|
![]() |
Программа работы с одаренными детьми. Программа работы с одаренными... Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муслюмовской средней общеобразовательной школы №3 Муслюмовского муниципального... |
![]() |
Кгбоуспо «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»... Сборник методических разработок педагогов, разработчиков программ, методистов мрц по работе с одаренными детьми, по итогам первого... |
![]() |
Программа 11-13 ноября 2014 г. Якутск у важаемые участники конференции!... Приветствуем Вас на Всероссийской научно-практической конференции «Российский и международный опыт и перспективы работы с одаренными... |
![]() |
Программа системы работы с одаренными детьми должна стать основным... «Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит... |
![]() |
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми для общеобразовательных учреждений |
![]() |
Задача Содержание и формы работы Управленческое и научно-методическое обеспечение инновационной деятельности педагогического коллектива |
![]() |
Положение о работе с одаренными детьми Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки... |
![]() |
Программа «одарённые и талантливые дети» на 2011-2013 годы обучения в школе Цель программы: совершенствование системы работы с одаренными детьми моу «Диктатурская оош»: создание условий по выявлению, развитию... |
![]() |
Программа «Одарённые дети» Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы требует организации системного... |
![]() |
На уроках истории В работе представлены разнообразные формы деятельности, которые позволяют добиться наибольших результатов в работе с одаренными детьми... |