Скачать 217.83 Kb.
|
Тема 34. Виды денежно кредитной политики, ее цели и воздействие на экономику. Предложение Денег (вступление) Количество денег в стране контролируется государством (монетарная, или денежная политика), на практике эту функцию осуществляет Центральный Банк. Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты: М1, М2, МЗ, L (в порядке убывания степени ликвидности). Состав и количество используемых денежных агрегатов различаются по странам. Согласно классификации, используемой в США, денежные агрегаты представлены следующим образом (от более ликвидных к менее ликвидным): ^ плюс нечековые сберегательные депозиты, срочные вклады (до 100000 долл.), однодневные соглашения об обратном выкупе и др.; МЗ - М2 плюс срочные вклады свыше 100 тыс. долл., срочные соглашения об обратном выкупе, депозитные сертификаты и др.; L - МЗ плюс казначейские сберегательные облигации, краткосрочные государственные обязательства, коммерческие бумаги и пр. Динамика денежных агрегатов зависит от многих причин, в том числе от движения процентной ставки. Так, при росте ставки процента агрегаты М2, МЗ могут опережать М1 поскольку их составляющие приносят доход в виде процента. В последнее время появление в составе М1 новых видов вкладов, приносящих проценты, сглаживает различия в динамике агрегатов, обусловленное движением ставки процента. Предложение денег (M S) включает в себя наличность (С) вне банковской системы и депозиты (D), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок (фактически это агрегат М1): MS = C + D Современная банковская система - это система с частичным резервным покрытием: только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов, а остальные используют для выдачи ссуд. В отличие от других финансовых институтов, банки обладают способностью увеличивать предложение денег ("создавать деньги"). ^ процесс эмиссии платежных средств в рамках системы коммерческих банков. В общем виде дополнительное предложение денег, возникшее в результате появления нового депозита, равно: ^ rr - норма банковских резервов; D - первоначальный клад. Коэффициент (1/rr) называется банковским мультипликатором, или мультипликатором денежной экспансии. Денежная база (деньги повышенной мощности, резервные деньги) - это наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном Банке. Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег. Обозначим денежную базу через МB, банковские резервы через R, тогда: MB = C + R где MB - денежная база, С - наличность, R - резервы. MS = C + D, где MS - предложение денег, С - наличность, D - депозиты до востребования. Денежный мультипликатор (m) - это отношение предложения денег к денежной базе: m = MS/MB MS = m * MB Денежный мультипликатор можно представить через отношение наличность - депозиты cr (коэффициент депонирования) и резервы-депозиты rr (норму резервирования): m = MS / MB = (C + D) / (C + R) m = (cr + 1) / (cr + rr) cr = C / D, rr = R / D Величина cr определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Отношение rr зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой Центральным Банком, и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы. Теперь предложение денег можно представить как' MS = ![]() Таким образом, предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора, (или мультипликатора денежной базы). Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу. Увеличение коэффициента депонирования и нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор. Центральный Банк может контролировать предложение денег. Прежде всего путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложение денег. Таким образом, процесс изменения объема предложения денег можно разделить на два этапа: - первоначальная модификация денежной базы путем изменения обязательств Центрального Банка перед населением и банковской системой (воздействие на величину наличности и резервов); - последующее изменение предложения денег через процесс "мультипликации" в системе коммерческих банков. Инструменты денежной политики корректируют величину денежной массы, воздействуя либо на денежную базу, либо на мультипликатор. Выделяют три главных инструмента денежной политики, с помощью которых Центральный Банк осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:
Эти операции связаны с изменением величины банковских резервов, а следовательно, денежной базы. Центральный Банк не может полностью контролировать предложение денег, поскольку:
Банковская система в рыночной экономике является обычно двухуровневой и включает Центральный Банк (эмиссионный) и Коммерческие (депозитные) банки различных видов. Основными функциями коммерческих банков считаются привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов. Посредством этих операций коммерческие банки могут создавать деньги, т.е. расширять денежное предложение, что отличает их от других финансовых учреждений. Банки занимаются также куплей и продажей ценных бумаг. Центральный Банк выпускает в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы страны, обязательные резервы коммерческих банков, выступает в качестве межбанковского расчетного центра. Он является обычно кредитором последней инстанции для коммерческих банков, а также финансовым агентом правительства. ЦБ может выступать как продавец и покупатель на международных денежных рынках и координировать зарубежную деятельность частных банков. Во всех странах Центральные Банки формируют и осуществляют Кредитно-Денежную Политику, контролируют и координируют деятельность коммерческих банков. Предложение денег в экономике изменяется в результате операций ЦБ, коммерческих банков и решений небанковского сектора. ЦБ контролирует предложение денег путем воздействия на Денежную Базу а также на Мультипликатор. Фактический объем предложения денег складывается в результате операций коммерческих банков по приему вкладов и выдаче суд.
Цели и инструменты денежной политики можно сгруппировать следующим образом: Конечные Цели:
Промежуточные целевые ориентиры:
Инструменты:
Существует различие между инструментами прямого (Лимиты кредитования: прямое регулирование ставки процента) и косвенного (Изменение нормы обязательных резервов, Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), Операции на открытом рынке) регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешне торговой, структурной и д.р. видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности ЦБ и осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов. Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ (форма хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в % от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по сточным они ниже чем по вкладам до востребования), а также в зависимости от размеров банка (для мелких банков они обычно ниже чем для крупных). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты которым банки отчисляют определенный % от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций ЦБ, а также для межбанковских расчетов. Банки могут хранить и избыточные резервы – некоторые суммы сверх обязательных резервов, например для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получит, пуская эти деньги в оборот. Поэтому сростом % ставки уровень избыточных резервов обычно снижается. Чем выше устанавливает ЦБ норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, ЦБ оказывает воздействие на динамику денежного предложения. На практике норма обязательных резервов пересматриваются довольно редко поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна. Другим инструментом кредитно-денежного регулирования является изменение Учетной Ставки (ставки рефинансирования), по которой ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается то объем заимствований у ЦБ сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению суд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по судам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении. Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у ЦБ может быть сопряжено с определенными административными ограничениями. Часто ЦБ выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затруднения. Однако к «учетному окну» Центрального Банка допускаются не все банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми сточки зрения ЦБ. Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального Банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения. В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального Банка попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального Банка составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки Центральным Банком стоит рассматривать скорее как индикатор политики Центрального Банка. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального Банка и ставками частных банков. Например, повышено учетной ставки Центральным Банком сигнализирует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банков по ссудам предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения происходят по цепочке достаточно быстро. Операции на открытом рынке - третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального Банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации. Когда Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном Банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные "деньги повышенной мощности" и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный Банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении. Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный Банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным Банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Процентом за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены и в деятельности коммерческих банков и фирм. С помощью названных инструментов Центральный Банк реализует цели кредитно-денежной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Варианты денежной политики по-разному интерпретируются на графике денежного рынка. Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого значения процентной ставки. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой предложения денег. Выбор вариантов кредитно-денежной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная кривая предложения денег MS). В зависимости от угла наклона кривой MS изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе (рис. 2.), либо на ставке процента (рис. 1.). Рис. 1 Рис. 2 ![]() ^ Очевидно, что Центральный Банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом вправо кривой MD ). Монетарная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом. Можно выделить 4 звена передаточного механизма кредитно-денежной политики:
Между изменением предложения денег и реакцией совокупного предложения расположены еще две промежуточных ступени, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат. Изменение рыночной ставки процента (2) происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как вследствие, скажем, расширительной денежной политики Центрального Банка, на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо. Следствием, как известно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита то есть в итоге - снижение ставки процента (см. рис. За.). Однако реакция денежного рынка зависит от характера спроса на деньги, т.е. от крутизны кривой MD. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению ставки процента, то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки процента, и наоборот: если спрос на деньги слабо реагирует на ставку процента (крутая кривая MD), то увеличение предложения денег приведет к существенному падению процентной ставки (рис.36, 3в.). ![]() 3.а 3.б 3.в Следующим шагом является корректировка совокупного спроса (совокупных расходов) в связи с изменением ставки процента. Обычно считается, что больше других на динамику ставки процента реагируют инвестиционные расходы (хотя можно говорить и о реакции потребления, расходах местных органов государственного управления, но они менее значительны). Если предположить, что на денежном рынке произошли существенное изменение ставки процента, то далее встанет вопрос о чувствительности инвестиционного спроса (или совокупного спроса в целом) к динамике ставки процента. От этого, при прочих равных условиях, будет зависеть величина мультипликативного расширения совокупного дохода. Отметим также необходимость учитывать и степень реакции совокупного предложения на изменения совокупного спроса, что связано с наклоном кривой AS. Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежной политики. Например, незначительные изменения ставки процента на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Помимо качества работы передаточного механизма существуют и другие сложности в осуществлении денежной политики. Поддержание Центральным Банком одного из целевых параметров, скажем, ставки процента, требует изменения другого в случае колебаний на денежном рынке, что не всегда благоприятно сказывается на экономике в целом. Так, Центральный Банк может удерживать ставку процента на определенном уровне для стабилизации инвестиций, а следовательно, их воздействия через мультипликатор на объем выпуска в целом. Но, если по каким-то причинам в экономике начинается подъем и ВНП растет, то это увеличивает трансакционный спрос на деньги (реальный ВНП - один из параметров спроса на деньги: (M/P) = k*Y – h*R). При неизменном предложении денег ставка процента будет расти, а значит, чтобы удержать ее на прежнем уровне, Центральный Банк должен увеличить предложение денег. Это, в свою очередь, создаст дополнительные стимулы роста ВНП и к тому же может спровоцировать инфляцию. В случае спада и сокращения спроса на деньги Центральный Банк для предотвращения снижения ставки процента должен уменьшить предложение денег. Но это приведет к падению совокупного спроса и только усугубит спад в экономике. Следует учитывать также возможные побочные эффекты при проведении кредитно-денежной политики. Например, если Центральный Банк считает необходимым увеличить предложение денег, он может расширить денежную базу, покупая облигации на рынке ценных бумаг. Но одновременно с ростом предложения денег начнется снижение ставки процента. Это может отразиться на величине коэффициентов cr и rr. население может перевести часть средств из депозитов в наличность и отношение C/D = cr увеличится, банки могут увеличить свои избыточные резервы, что повысит отношение R/D = rr. В результате денежный мультипликатор уменьшится, что может частично нейтрализовать исходную тенденцию к расширению денежной массы. Кредитно-денежная политика имеет значительный внешний лаг (время от принятия решения до его результата), т.к. влияние ее на размер ВНП связано с изменением ставки процента и инвестиционной активности в экономике. Это также осложняет ее проведение, т.к. запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Скажем, антициклическое расширение денежной массы для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы. Эффективность кредитно-денежной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике Центрального Банка, а также степенью независимости Банка от исполнительной власти. Последняя с трудом поддается точной оценке и определяется, как на основе некоторых формальных критериев (частота сменяемости руководства Центрального Банка, границы участия банка в кредитовании государственного сектора, решении проблем бюджетного дефицита и другие официальные характеристики банка, зафиксированные в уставе), так и неформальных моментов, свидетельствующих о фактической независимости Центрального Банка. Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. Если Центральный Банк ставит целью поддержание фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически невозможной, так как увеличение или сокращение валютных резервов (покупка или продажа иностранной валюты на валютном рынке) в целях поддержания обменного курса автоматически ведет к изменению денежной массы в экономике. Исключение составляет лишь ситуация, когда Центральный Банк проводит стерилизацию притока или оттока валютных резервов, нейтрализуя колебания денежной массы вследствие валютных операций изменением объема внутреннего кредита с помощью известных инструментов денежной политики. Определенные трудности связаны с вопросом согласованности, координации бюджетно-налоговой и денежной политики. Если правительство стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики (поведением Центрального Банка). Финансирование дополнительных расходов долговым способом, то есть через выпуск облигаций, окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций ("эффект вытеснения"). Если Центральный Банк одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию. Аналогичная проблема встает при решении вопроса о финансировании дефицита госбюджета. Как известно, дефицит может покрываться увеличением налогов, денежной эмиссией (монетизация дефицита), путем продажи государственных облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ считается неинфляционным, не связанным с дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками. В этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора - они переводятся в ценные бумаги. Если же к покупке облигаций подключается Центральный Банк, то, как уже было показано, увеличивается сумма резервов банковской системы, а соответственно, денежная база, и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике. ^ В соответствии с кейнсианской концепцией кредитно-денежная политика оказывается наиболее действенной при использовании ее в качестве контрактивной экономической политики для предотвращения «перегрева» экономики во время бума. Это объясняется тремя обстоятельствами. Во-первых Центральному банку легче сократить количество находящихся в обращении денег, чем увеличить их, так как в последнем случае требуется поддержка со стороны коммерческих банков и населения. Во-вторых, в периоды кризиса и депрессии экономика может оказаться в инвестиционной или ликвидной ловушке, а в таких ситуациях изменение количества денег не влияет на экономическую конъюнктуру. В-третьих, как правило, в периоды подъема ставка процента высока, а при высокой ставке процента предельная склонность к предпочтению денег в качестве имущества мала, что усиливает воздействие изменения количества денег на приращение дохода. Р ![]() Р |
![]() |
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства очень демократичный... Содержание денежно-кредитной политики государства. Конечные цели денежно-кредитной политики |
![]() |
Кривенко Софья, ммаэ-1 Механизм трансмиссии денежно-кредитной политики в России: курсовой канал Цель исследования: анализ возможностей трансмиссии денежно-кредитной политики Центрального банка РФ на основные макроэкономические... |
![]() |
Возможность применения технологии e-government в рамках денежно-кредитной... Возможность применения технологии e-government в рамках денежно-кредитной политики Республики Беларусь |
![]() |
1. Теоретико-организационные основы формирования и реализации денежно-кредитной... Теоретико-организационные основы формирования и реализации денежно-кредитной политики Центральным Банком 4 |
![]() |
Задания для контрольных работ Теоретические вопросы Операции на рынке ценных бумаг как инструмент проведения государственной денежно-кредитной политики |
![]() |
Вопросы к гос. Экзаменам Государственное воздействие на экономику в рыночных условиях. Методы и инструменты государственного регулирования экономики |
![]() |
4. Отчетность и аудит Банка России Денежно-кредитная политика цбр в 2000 году Нигде в мире мы не найдём хорошо функционирующую экономику, которая существует на основе бартера и не денежных отношений” |
![]() |
Вопросы к Государственному аттестационному экзамену по специальности «Банковское дело» Государственное воздействие на экономику в рыночных условиях. Методы и инструменты государственного регулирования экономики |
![]() |
В законе РФ “ о банках и банковской деятельности в рф” определяются... Ение, осуществляющее свои расходы за счет собственных дохо-дов. Он единственный банк в России, наделённый правом выпуска (эмиссии)... |
![]() |
Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики в школе Определение должностных лиц организации, ответственных за реализацию антикоррупционной политики |