Урок физики " Тайны звуков, окружающих нас"




Скачать 106.05 Kb.
Название Урок физики " Тайны звуков, окружающих нас"
Дата публикации 16.04.2016
Размер 106.05 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > Биология > Урок

Урок физики " Тайны звуков, окружающих нас"


I. Актуализация знаний.

2 группы ребят.

5 мин тест на компьютере – оценку сразу выставляет компьютер в 100 балльной шкале.

5 мин примеры воздействия инфразвука (вредное, полезное) написать на доске на доске.

Вывод: инфразвук – явление природы. А природа мудра. У него есть и положительные, и отрицательные проявления, как и у людей. Их, пожалуй, поровну.

II. Изложение новой темы.

Мы живём в мире звуков. Нас окружает шум нашего города, шелест листвы, гул голосов друзей и взрослых людей, звуки железной дороги, соединяющей Запад и Восток нашей Родины. С детства, знакомые нам звуки, сопровождают нас. Одни успокаивают, другие поднимают настроение, третьи вызывают грусть, четвёртые зовут к действию, движению. Человек, который не слышит от рождения, не может овладеть речью, мир для него лишён многообразия.

Сегодня тема нашего урока звучит так: “ Тайны звуков, окружающих нас”. Откройте тетради и запишите тему урока, число.

Давайте вспомним, а что же является источником звука? (Ответы)

В каждом случае источником являлось колебание: струны, мембраны, шариков, камертона. Некоторые детали приборов и механизмов могут колебаться с частотой 20 000 колебаний в 1 сек. Тела, которые колеблются с частотой выше 20 000 колебаний в 1 сек, издают ультразвук. Эти звуки воспринимают животные (лошади, дельфины, киты, собаки). В литературных произведениях нам часто встречаются описания различных звуковых явлений. Вспомним некоторые из них.

1. Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

^ А.С.Пушкин “Зимний вечер”

А в этом стихотворении назовите естественные и искусственные источники звука.

2. В клубе, в аптеке, в кино, в магазине,

Где на пружине, где на резине,

Хлопают двери, покоя не зная,

Людям привычно, словно в трамвае.

Входят, выходят, а дверь за собою

Никто не придержит, никто не прикроет.

Ветер гуляет, словно на сквере.

Хлопают двери! Хлопают двери!

И.Василевский

В физических и технических лабораториях для получения звука нужной частоты колебаний применяют специальные приборы – звуковые генераторы.

Опыт 1. Включаем генератор звуковой частоты, меняем громкость звука и частоту.

Посмотрите на гитару. Источник звука один, а звук каждая струна издаёт особый. У пианино каждая струна издаёт свой звук, непохожий на другой. Две одинаковые гитары, а звучат по-разному. Мы никогда не спутаем с вами звук трубы со звуком баяна.

Голос своей мамы мы узнаем из тысячи голосов. Для описания звуков введём характеристики звука.

1. Громкость.

Мы знаем, что звук бывает громким и тихим. И различные песни звучат громко, призывно или тихо, лирично.

Опыт 2. Обратите внимание, как меняется амплитуда колебаний. Она увеличивается при увеличении громкости и уменьшается при уменьшении громкости.

Опыт 3. Уменьшаем громкость звукового генератора, амплитуда колебаний маленькая. Увеличиваем громкость, не меняя частоты, амплитуда увеличивается.

Вывод: громкость звука определяется амплитудой колебаний.(график)

Громкость звука, воспринимаемая ухом человека, от самого тихого до самого громкого, вызывающего боль, разделили на 130 частей и одну часть назвали децибелом, в честь американского изобретателя телефона Бела.

Измеряя энергию, переносимую звуковой волной за 1 с через поверхность площадью 1м2, мы найдем величину, называемую интенсивностью звука. Человек может воспринимать волны с очень малой и очень большой интенсивностью. Данный факт подчеркивает, что человеческие органы слуха очень совершенны и гибки в смысле настройки на разные волны.

Любая физическая величина должна быть измерена. За единицу громко­сти принят 1 сон. 1 сон - небольшая единица. Этому значению соответству­ет тихий разговор. Шум улицы - примерно 10 сон. Звук работающего реак­тивного двигателя составляет примерно 250 сон. Начиная с громкости 200-210 сон возникают болевые ощущения.

2. Тон.

Вы знаете, что звук бывает “ высокий” и “ низкий”. Любая звуковая волна характеризуется высотой звука. Она опреде­ляется частотой колебаний в волне. Для волны, в которой есть колебания только одной частоты, вводят понятие тона.

Запишите в тетрадях вторую характеристику звука – тон.

Чем больше частота, тем выше тон звучания, чем меньше частота, тем тон ниже.

Вывод: тон определяется частотой. (график)

Звук одинаковой частоты и громкости на различных инструментах звучит различно. Одна и та же нота, взятая разными певцами, звучит иначе. В мире создано много скрипок, и все они звучат по-разному. Особенно красивые звуки издают скрипки итальянских мастеров Страдивари и Гварнери. Эти скрипки не превзойдены по окраске звучания.
Качество звука, связанное с “ окраской”, получило название – тембр.
Запишите в тетрадях третью характеристику звука.

3. Тембр.

Тембр связан со специфическими свойствами инструментов. Вспомните сказку “ Волк и семеро козлят”.
– Почему козлята не пустили волка в дом?
– Какой был у него голос?
– Что сделал кузнец, как он изменил голос волка, каким стал новый голос?

Тембр - индивидуальная особенность сложной звуковой волны.



  • Как вы думаете, образование звука связано с гортанью? Опыт: палец положить на кадык и мычать. Что вы чувствуете?

По внутреннему строению гортань напоминает песочные часы, т. к. состоит из двух небольших полостей, сообщающихся через узкую голосовую щель. Ее края образованы растянутыми между хрящами голосовыми связками. В щель между ними проходит весь вдыхаемый и выдыхаемый воздух. В спокойном состоянии, когда человек молчит, щель имеет треугольную форму и достаточно велика. Во время пения или разговора связки натягиваются, сближаются между собой. Выдыхаемый воздух, с силой прорываясь через их сомкнутые края, вызывает вибрацию связок, порождающую возникновение звука.

^ Причины голосообразования.

Голос обеспечивается колебанием сомкнутых голосовых связок под влиянием струи выдыхаемого воздуха. Высота голоса зависит от частоты колебания голосовых связок, а та, в свою очередь, обусловлена длиной, толщиной и напряжением. У мужчин длина голосовых связок 20 –24 мм, у женщин 18 – 20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Вот почему у мужчин голос ниже, чем у женщин.

Голоса мальчиков и девочек практически не различаются, только в подростковом возрасте голос начинает меняться, происходит его мутация, связанная с перестройкой гортани. Во время мутации голоса у мальчиков щитовидный хрящ, загнутый внутрь, расправляется, становится заметным кадык. Это ведет к удлинению голосовых связок и снижению тембра голоса. В это время напрягать голос (громко разговаривать, петь, кричать) нельзя, т. к. могут произойти изменения, в результате которых может нарушиться формирование голосового аппарата.

Громкость голоса зависит от амплитуды колебаний голосовых связок: чем сильнее они колеблются, тем голос громче. Неумелые певцы пытаются получить громкий звук за счет форсированного, интенсивного выдоха. Но поступать так нельзя: можно просто сорвать голос. Певцов и дикторов учат специальным приемам дыхания, позволяющим им управлять воздушной струей при выдохе в моменты речи или пения.

Резонаторы.

Для усиления звука служат специальные приспособления – резонаторы. У музыкальных инструментов резонатор, как правило, корпус (гитара, барабан и т. д.). У животных тоже есть резонаторы. У человека резонаторами являются ротовая и носовая полости, гортань, а также околоносовые пазухи.

Для усиления человеческого голоса используют мегафоны и громко­говорители (динамики).

  • щелчки по щеке.

  • работа № 1 (инструкция № 1).

 Задание 1.

Известно, что звуки речи формируются с помощью органов ротовой и носовой полостей. Чтобы убедиться в этом, протяжно произнесите звуки Р, М, Н, З, а затем зажмите нос.

Какие звуки будут искажаться?

 Задание 2.

Произнесите слоги ЛЕ, ЛИ, НИ обычным способом и с зажатым носом.

Изменяется ли звучание этих слогов и почему?

^ Членораздельная речь.

В образовании членораздельной речи принимают участие язык, зубы, губы. Вспомните, как разговаривает человек при потере зубов, во время насморка. Почему человек не может говорить без языка?

Артикуляция – работа языка, губ, зубов (челюстей), ротовой и носовой полостей при произнесении членораздельных звуков.

У млекопитающих и многих птиц, как и у человека, имеются голосовые связки. Все вы знаете о способностях к человеческому разговору попугаев, дельфинов, некоторых собак и даже слонов. Но ни одно животное не способно к сознательной членораздельной речи. Речь осуществляется вследствие существования у человека в мозгу специальных центров речи. Они согласовывают работу мышц всего речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления.

^ Лабораторная работа № 2 (инструкция № 2)

Задание 1.

Цель: научиться управлять своим голосом.

При хорошем самочувствии, уверенности и бодрости голос человека звучит ясно, твердо, сочно, интонации богаты. У мужчин ясно различимы твердые ноты, а у женщин появляется приятная мелодичность.

Ваша речь зависит от умения управлять своим голосом, который должен передавать тончайшие оттенки; для убедительности вашей речи вы должны обладать хорошей дикцией. Психолог В. Леви предлагает нижеследующие упражнения.

^ Ход работы.

Регулярно делайте упражнения для голоса:

1. Свободно вдохните, медленно выдыхайте, произнося гласные звуки “а-а-а-а”, “о-о-о-о-о” и т. д.; согласные “м-м-м-м”, “н-н-н-н”, слоги “ба-а”, “да-а” и т.д. Варьируйте громкость, высоту, продолжительность, но при всех условиях старайтесь сохранить свободу и легкость дыхания. Напрягать следует только диафрагму, живот, нижнюю часть грудной клетки и оставлять максимально свободными плечи, шею и горло.

2. Произносите по 7 раз каждое из следующих слов, начиная с тихого полушепота, с нарастающей силой и эмоциональной насыщенностью, ритмируя с вдохом – выдохом:

свобода                                                                собран                                                           уверен  

сила                                                                      ясно                                                               твёрдо

солнце                                                                  радость                                                          громко

3. Добивайтесь предельной выразительности звучания.

  • Читайте вслух с различной скоростью и громкостью стихи, прозу, пропевайте мелодию песен, соответствующих вашему настроению.

  • Разговаривайте с воображаемым собеседником.

4. Для правильного произношения звуков полезны скороговорки. Научитесь произносить их на одном дыхании. Правила произнесения скороговорок следующие:

  • сделайте вдох с участием диафрагмы и мышц живота – короткий вдох, как будто вы удивились.

  • произносите скороговорку на одной высокой ноте, добиваясь четкого произношения каждого звука и скорости говорения.

Скороговорки.

У перепела и перепелки пять перепелят.

Вставай, Архип, петух охрип.

У воза овца, на возу пуд овса.

С Сашки в кармашке шишки и шашки.

Колотил Клим клин, колотил, да не выколотил.

Не прибирает Домна дом, а у Домны дом вверх дном.

Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.

Есть Кирилл присел, да кисель съел.

Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры – для бобрят добры.

(Конечно, эту работу лучше выполнять дома, в уединении)
Звук, как и свет, падая на границу двух сред, одновременно отражается и преломляется. Причём звук отражается почти полностью. Отражение звука можно наблюдать в горах, в лесу, в пустой комнате. Это явление ревербации - увеличение длительности звуковой волны. Это явление устраняют путем увеличения поглощения волн. Для этого оби­вают стены и потолок материалами, поглощающими звуковые волны.

Иногда отражённый звук приходит с разных сторон, тогда мы слышим звук несколько раз. Это явление получило название эхо. Это звуковые волны, которые до­ходят до источника звука после отражения от препятствий.

Об этом явлении сложены загадки, стихи, песни. Вспомним их.

1. Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал,
Без тела, а живёт оно,
Без языка – кричит.

Н.А.Некрасов

2. И сморщась, голова зевнула,
Глаза открыла и чихнула.
Чихнуло эхо – конь ретивый
Заржал, запрыгал, отлетел,
Едва сам витязь не слетел.

А.С.Пушкин “Руслан и Людмила”
III. Закрепление. Итоги.

  1. От чего зависят индивидуальные особенности голоса?

  2. Почему у женщин более высокий голос, чем у мужчин?

  3. Почему у детей более высокий голос, чем у взрослых?

  4. Что происходит с голосом мальчиков-подростков и почему?

  5. Почему нельзя разговаривать и петь на морозе?

  6. Почему нельзя громко петь и кричать?

Домашнее задание:

Найти песни, стихи, поговорки, загадки, в которых встречаются звуковые явления.

§ 26, 27, зад 112.
Возможные вопросы.

1. Почему при закрытых дверях и окне шум с улицы или из коридоров в комнате менее слышен? Воздух значительно хуже проводит звук, чем дерево или стекло?

Ответ: Закрытые двери и окна заглушают звуки только потому, что значительная часть звуковых волн, падающих на их поверхность, отражается назад и количество энергии, попадающей в комнату, значительно уменьшается.

3. Почему тонкий бокал, наполненный жидкостью, “поет”, если мокрой подушечкой указательного пальца водить по его торцу?

Ответ: При движении пальца по бокалу кожа то зацепляется за стекло, то проскальзывает по его поверхности. При этом возникают упругие деформации стакана, сопровождаемые звуком. А так как бокал – твердое тело, имеющее полость, то он является резонатором, усиливающим звук. Высота звука зависит от размеров резонатора. (Можно данный опыт продемонстрировать).

4. Когда мы держим стакан в руке и размешиваем чай в нем ложкой, то слышим звук. Затем, поставив стакан на стол и продолжая помешивать чай, слышим другой звук. Почему?

Ответ: Звуковые колебания стакана передались столу.

5. Когда гроза, как можно определить, на каком расстоянии находится эпицентр грозы?

Ответ: Увидев вспышку молнии, необходимо по часам засечь время, а потом по часам определить момент, когда слышны раскаты грома. Зная, что молния и гром происходят одновременно, что свет распространяется очень быстро, скорость звука в воздухе при 20 о С примерно 343 м/с и время, за которое до него дошел звук грома, можно рассчитать путь, пройденный звуком. Он равен расстоянию до эпицентра грозы.

6. Как вы думаете, почему трубы отопления так хорошо передают звук?

Ответ: Трубы твердые металлические тела: звук в таких средах распространяется с большой скоростью.
Скорость звука в стали 5000-6100 м/с, а в воздухе 340 м/с.
Вторая причина, в металле звук – это продольные волны, а они затухают слабо.

7. Почему кричат?

Ответ: Распространяясь по воздуху, звуковые волны передают часть своей энергии окружающей среде и поэтому затухают; их амплитуда уменьшается, нарушается и периодичность. Кроме того, в среде происходит и дисперсия звука: появляется зависимость скорости распространения волн от их частоты. В результате   в ухо поступает пакет колебаний, отличающийся от испущенного, то есть весьма искаженный. И чем дальше приемник звука находится от источника, тем больше это искажение.

8. Что вы слышите и почему, если на газету насыпать небольшую горку сухого песка и начать катать по нему тяжелую цилиндрическую гирьку?

Ответ: Песок поскрипывает. Песчинки имеют неправильную форму, и при трении гирьки о шероховатую поверхность возникает звук; кроме того, под действием приложенной силы некоторые из них разрушаются, тоже издают звук.

9. Что произойдет, если пуговицу, через дырки которой продета резинка, прикрепленная к кусочку изогнутой проволоки, завернуть в бумагу?

Ответ: При вращении пуговица задевает своими краями за плотную бумагу кулька, та начинает колебаться, издавая звук. Для увеличения громкости нужно увеличить амплитуду колебаний бумаги, например, сделав на боковой поверхности пуговицы зубчики.

10. Почему в комнате первичный и отраженный звук доходят одновременно?

Ответ: Потому, что шторы и мебель, находящиеся в комнате, частично поглощают отраженный звук, поэтому звуки не искажаются эхом и звучат четко и разборчиво.

11. Если в стеклянный колокол поместить электрический звонок и выкачать оттуда воздух, то звук становится слабее и слабее, и наконец прекращается.

Ответ: Для того чтобы распространялся звук, необходимо, чтобы существовала упругая среда. В вакууме звуковые волны распространяться не могут.

12. Назовите, пожалуйста, морское животное, способное воспринимать упругие волны с очень высокими частотами.

Ответ: Дельфин воспринимает волны с частотой колебаний в диапазоне 0,4 кГц до 200 кГц.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок физики \" Тайны звуков, окружающих нас\" icon Урок 9 Тема урока: Обобщение темы четвери: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литература»
Ребята, у нас на уроке гости, посмотрите, пожалуйста, на них, поприветствуйте их и, конечно же, улыбнитесь. А так как у нас урок...
Урок физики \" Тайны звуков, окружающих нас\" icon Классный руководитель 9 класса
Однако агрессивность продолжает дремать в каждом из нас. Когда и в какой форме она может выплеснуться на окружающих – зависит от...
Урок физики \" Тайны звуков, окружающих нас\" icon Предуведомление
Три великих тайны есть в нас: рождение, любовь и смерть. Оставляя первые две за пределами своего внимания, некоторое время назад...
Урок физики \" Тайны звуков, окружающих нас\" icon Памятка по профилактике вирусного гепатита А
Возбудителем вга является вирус, который обладает высокой устойчивостью к воздействию различных факторов внешней среды. Вирус длительное...
Урок физики \" Тайны звуков, окружающих нас\" icon Урок по истории и математике на тему: «Развитие научных знаний»
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами попробуем соединить свои
Урок физики \" Тайны звуков, окружающих нас\" icon В. Р. Дольник Почему многие наши пристрастия странны для окружающих...
Почему любовь ослепляет? Какая форма брачных отношений «естественна» для человека? Откуда берутся агрессивность, страх, соподчинение?...
Урок физики \" Тайны звуков, окружающих нас\" icon Наука о русском языке. Русистика и ее разделы
Классификация звуков. Сильная и слабая позиция для гласных и согласных звуков. Слог. Ударение словесное и логическое. Интонация и...
Урок физики \" Тайны звуков, окружающих нас\" icon Методическая разработка по окружающему миру 2 класс по теме: Урок...
...
Урок физики \" Тайны звуков, окружающих нас\" icon Миненко Светлана Евгеньевна Жерлицына Инна Васильевна Приложение...
Выявить средства и приемы, которые использует автор для того, чтобы открыть нам тайны душевных переживаний героев
Урок физики \" Тайны звуков, окружающих нас\" icon Урок-проект по окружающему миру в 4 классе Тема: «Мир чувств и эмоций»
Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувств и эмоций». Формирование навыков культурного поведения и управления своими эмоциями...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов