Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа




Скачать 373.77 Kb.
Название Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа
страница 1/3
Дата публикации 17.04.2016
Размер 373.77 Kb.
Тип Статья
edushk.ru > Биология > Статья
  1   2   3
Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой,

Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.
Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!
Праздник "Покормите птиц зимой!"
Лобуренко Римма Алексеевна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа

Объявление


Праздник “Покормите птиц зимой!”
Оформление зала:

картины зимнего леса;

выставка кормушек “Мы заботимся о птицах”;

рисунки детей с изображением зимующих птиц “Наши любимцы”;

выставка книг посвященных птицам;

жетоны; рисунок облака.
Музыкальное оформление: фонограмма М. Свиридов “Метель”.
Ход праздника
Звучит фонограмма М. Свиридова “Метель”. На сцену выходит ведущий.
Ведущий:
^ Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказкой сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.
Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Ребята, а для чего нужны птицы в природе?
Ответы детей. Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Например: колибри и нектарники опыляют тропические растения. Сойки, уносят желуди дуба на большие расстояния и часто теряют, тем самым, рассеивая его семена; склевывая сочные плоды рябины, черемухи, бузины, брусники, черники, они перелетают с места на место и выбрасывают неповрежденные семена вместе с пометом. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 проволочных червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.
Ведущий: Вот и пришла зима! С ее приходом сразу же началось оживление в птичьих столовых. Еще несколько дней, когда не было снега, птиц у кормушки приходилось дожидаться, а сейчас они все время рядом. У такой веселой кормушки можно долго стоять и с удовольствием наблюдать за птицами, если стоять тихо, не шуметь и не двигаться.
Объявляется игра “Распредели птиц на перелетных и зимующих”. Зимующих птиц поместить на кормушку, а перелетных “отправить в полет”.
Дети читают стихи:
^ НЕ РОБЕЙ, ВОРОБЕЙ!
На дворе белым-бело,

Землю снегом замело.
Трудно птицам зимовать,

Трудно пищу добывать.
Подлетай, воробей,

Подлетай, не робей!
Видишь девочку? Она

Принесла тебе зерна.
Подошла к крылечку,

Сыплет на дощечку.
Подлетай, воробей,

Угощайся, не робей!
И. Беляков.
СВИРИСТЕЛИ
Опять осеннею порой,

К нам в гости прилетели

И сели дружною семьей

На ветках свиристели.
Издалека летят они,

Сквозь ветры, дождь и град.

Рябины красные огни,

Наверно, их манят.
Мы гроздь рябины за окном

Повесим для гостей,

А вдруг и к нам заглянет в дом

Веселый свиристель.
ПОПОЛЗЕНЬ
Голубая спинка,

Рыженький бочок.

По стволу осинки,

За скачком скачок,

Поползень вертлявый

Скачет вверх и вниз;

В ствол залез дырявый,

Клювом вниз повис.

Вертит он головкой,

К дятлам заглянул,

Из-под черной бровки

Искоркой сверкнул,

Свистнул: “Эй вы, дятлы!

Клювом вниз скачу…

Вам такое вряд ли,

Дятлам по плечу!”
КЛЕСТЫ
Кружат снежные метели,

По ночам трещит мороз,

На вершине пышной ели

Лущит шишку яркий клест.
Он мороза не боится,

Не страшна ему зима!

Сосны, ели, дарят птице

Золотые семена.
Ведущий: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это… птицы зимнего леса. Объявляется игра “Узнай птицу!”. По словесному описанию нужно узнать, что это за птица.
Птицы представляются.
Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.
Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.
Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.
Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.
Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.
Дети читают стихи:
СИНИЦЫ
Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям -

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.
“Тинь-тень, тилли-тень,

Все короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика,

Ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек”.
Ю.Синицын Ю. Синицын
СНЕГИРИ
Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей!
Прилетели! Прилетели!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос

Им рябинки принес.
Хорошо угостил,

Хорошо подсластил

Зимним вечером поздним

Ярко-алые грозди.
А. Прокофьев А. Прокофьев
Ведущий: ^ А сейчас мы проведем среди ребят викторину “Что ты знаешь о зимующих птицах?”. Каждый правильный ответ оценивается одним жетоном.

Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи)

Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)

Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)

Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)

Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)

Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)

Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)

Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой)

Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)

Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления)

Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)

Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка )

Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)

Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)

Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова)

Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)

Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные)
Определяется победитель среди участников викторины.
Дети читают стихи.
^ КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?
1 чтец:
Как птице перезимовать?

Известно, что у птах,

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:

Они в грозу и град,

И под дождем, и в холода

На ветках сидя спят.
Но кто же им дает приют,

Когда снега метут?
Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.
Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.
2 чтец:
Сидят вороны по столбам,

Галдят на ветках галки,

Привольно прыгать воробьям,

Как бы крутя скакалки.
Но если долго снег идет

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

Спасибо вам великое!”
К. Мухаммади
Ведущий: Мы объявляли конкурс кормушек и сейчас подведем его итоги. Какая кормушка наиболее удобная для птиц? Проводится награждение победителей.
Ученик читает стихотворение:
^ МОРОЗЫ
Морозы жестокие в этом году…


Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку:

В ее конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц:

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?
Хором:
Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко пережить холода.
Е. Благинина
Ведущий: Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?
^ Учащиеся показывают корма и рассказывают о них:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.
- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.
- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
- Семена репейника – основной корм щеглов.
- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.
Ведущий: Ребята, вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим! Объявляется игра “Определи корм”. С завязанными глазами необходимо определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвует 4-6 человек.
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит. А сейчас познакомьтесь и запомните правила подкормки птиц.

^ Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.

^ Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала.

Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Выполняйте эти привила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих младших товарищей, братьев и сестер.
^ Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой,

Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.
Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!
Давайте посмотрим на книги, стоящие на выставке. Вы их можете посмотреть, почитать. Они помогут подробнее узнать о жизни птиц. Но это после праздника. А сейчас развесим кормушки на школьной территории.
Использованная литература:

Беляков И.В. Вертишейка. Краснодарское книжное издательство, 1983.

Землянова О.В., Козлова Н.Б., Патрушева Л.И., Носова М.Н., Гарьюнг С.Г., Погудина Н.А. Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий, посвященных датам экологического календаря. Барнаул: АКДЭЦ, 2003.

Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.

ШорыгинаТ.А. Птицы. Какие они? М., 2005.


тест

«Зимние изменения в природе»

1. Прячутся ли насекомые к зиме? ДА
2. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? НЕТ
3. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине? Так ли это? ДА
4. Ласточка, соловей, скворец- зимующие птицы? НЕТ
5. Ворона, дятел, клест — зимующие птицы? ДА
6. Верно ли, что зимой у клестов появляются птенцы? ДА
7. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? ДА
8. Нужно ли птиц подкармливать зимой? ДА
9. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? НЕТ
10. Заяц не меняет шерсть, строит дом, делает припасы. Верно ли это? НЕТ
11. Верно ли, что белка меняет цвет шерсти, утепляет жилище, делает припасы? ДА
12. Согласны ли вы с утверждением, что медведь питается жиром, делает берлогу, всю зиму спит? ДА
13. Верно ли, что ежи и змеи спят зимой? ДА
14. Кабаны, лоси, волки делают запасы на зиму, строят жилища. Верно ли это? НЕТ
На уроке в третьем классе предлагаю учащимся рассмотреть слайды с разными группами представителей животного мира и попытаться классифицировать их, доказывая свою точку зрения. После ответов детей обобщаю, указывая все характерные признаки каждой группы животных, используя презентацию «Животные нашего леса».
Работая по новому УМК «Планета знаний», по курсу «Окружающий мир» в подтеме «Береги природу», предложила детям слайды с изображением видов животных и растений, которые занесены в Красную книгу. В ходе беседы ученики узнали, что такое заповедники и познакомились с одним из них — Беловежской пущей. Для этих целей я использовала презентацию «Беловежская пуща». Продолжая работать в этой подтеме, на следующий урок предложила детям отправиться на экскурсию в лес, не покидая рабочего кабинета. В этом мне помогло программное обеспечение Паутовой А. В. «Информатика. 2 класс. В лес за информацией». Перед детьми на экране монитора была яркая картинка с изображением леса и описание растений, которые нужно было найти на активных зонах, анализируя информацию о растениях. На экране ученики видели и травы, и кустарники, и деревья, они вспомнили те из них, которые занесены в Красную книгу. После этого, продолжая урок окружающего мира на уроке технологии, мы с детьми сделали книжки-малышки «Красная книга».
Кроме того, я пыталась использовать компьютер и на уроках русского языка. Одна из форм работы на уроке — использование кроссворда при изучении и закреплении правописания слов с непроверяемыми гласными. Ученик, отгадавший слово, получает право пропечатать его на компьютере. Далее можно использовать и проверку, правильно ли отгадан весь кроссворд.
Есть прекрасная возможность отработать самые сложные темы а курсе русского языка, используя тренажерный комплекс «Правилка». Ученику дается право выбора между отдельными составляющими орфографического навыка или их смесью. Есть также и суперсмесь. Выполняя учебную программу за компьютером, ученик может работать в свойственном только ему темп. Он учится оценивать свои силы, рассчитывать время. Здесь можно обратиться и к обучающей справке, вновь повторить правила написания орфограммы.
Я начала изучать азы информатики с 2003 года и понимаю, что мой опыт в этой области невелик. Мне нравится искать новые пути использования ИКТ в процессе обучения младших школьников. Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что детям очень нравятся уроки информатики и интегрированные уроки с ней. Я думаю, что использование ИКТ на уроках в начальной школе представляется перспективным, а эффективность их использования достаточно высокой.
Урок природоведения.
Тема: «Зимние изменения в жизни животных»
Цели: уточнить знания детей о зимующих птицах; раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой; формировать представления о том, как зимуют животные: белка, заяц, лиса, медведь; воспитывать бережное отношение к природе, необходимость охранять птиц и зверей, готовность помочь животным в зимние месяцы.
Оборудование.
1. Аудиозаписи- Чайковский П. И. Времена года. Декабрь. Стихотворение «Покормите птиц зимой».
1. Аудиозаписи- Чайковский П. И. Времена года. Декабрь. Стихотворение «Покормите птиц зимой».
2. Презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Ребята, сегодня на уроке мы с вами, не покидая классного кабинета
отправимся в зимний лес, на лесную полянку. А по дороге я расскажу вам сказку.
(Звучит мелодия «Декабрь»)
Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили: кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга,поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко. Первой взялась за кисть Зима. (Слайд)
Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно.
Белым ровным слоем покрыл снег Землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется: «Здесь был такой-то».
Днем идет снег. Кончится- страницы чистые. Утром придешь- белые страницы покрыты множеством таинственных значков, черточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные жители, ходили, прыгали, что-то делали.
2. Проверка домашнего задания.
-Чьи же следы вы видите на снегу на нашей поляне? (на доске нарисован зимний лес, на снегу следы птиц)
Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом...
-Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?
-Чем они питаются, где находят корм?
-Что птицам страшнее: голод или холод?
-Как человек помогает птицам пережить зиму?
-Расскажите, какие птицы прилетают к вам на кормушку.
Сообщение 1.
-Угадали, ребята, кто прилетает на кормушку.(фигурку СИНИЦЫ- на кормушку на доске)
Сообщение 2.
А моих птиц вы узнаете, послушав стихотворение.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа icon Статья отнесена к разделу: Преподавание информатики
Одной из трех основных целей изучения информатики в школе является развитие мышления школьников
Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа icon Статья отнесена к разделу: Преподавание физики
Оставляя, естественно, за последними методами решающую роль, следует, однако, признать ошибочным мнение о несовместимости науки и...
Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа icon Статья отнесена к разделу: Преподавание обж
Цель: активизировать внимание учащихся на значении состояния здоровья в жизни человека, на здоровом образе жизни и влиянии его на...
Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа icon Контрольная работа по разделу №1 Тест
Цели: образовательная – ознакомление обучающихся с основами развития пищевой продукции, спроса на продукцию и услуги оп
Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа icon Учебной деятельности школьников Внеучебная и внеклассная работа....
Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной...
Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа icon На уроках литературы и внеклассной деятельности
Ез анализ художественного текста на уроках литературы и внеклассных мероприятиях», но охватывает более широкий диапазон. Диапазон...
Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа icon Исследовательская работа на тему: «Методика использования образовательных...
«Методика использования образовательных электронных изданий и ресурсов в обучении разделу «Технология хранения, поиска и сортировки...
Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа icon Статья 15. Учет и отчетность Общества 13 Статья 16. Трудовые отношения...
Утвержден решением годового общего собрания акционеров ОАО «Тверской мясокомбинат» от 28 мая 2002 года, протокол №10
Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа icon Статья Определение основных сроков и понятий 13 Статья Таможенная политика 15
Статья Законодательство Украины по вопросам таможенного дела Законодательство Украины по вопросам таможенного дела состоит из 16
Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа icon Программа «здоровье»
К этим болезням была отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз(боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов