Скачать 313.04 Kb.
|
![]() Старочигольская средняя общеобразовательная школа
^ учебного предмета «Технология» основное общее образование 8 класс 2014-2015 учебный год Составитель: учитель технологии Щеблыкин Александр Иванович с. Старая Чигла 2014 г. ^ Количество недельных часов_- 1 час Количество часов в год - 35 часов Уровень рабочей программы базовый Классификация рабочей программы _модифицированная Цели и задачи учебного предмета: • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий; • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда; • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по технологии, рекомендованной Министерством образования и науки РФ/письмо № 03-1263 от 07.07.2005, с использованием программы «Технология. Трудовое обучение. 5-11 кл.»/ Под ред. Хотунцева Ю.Л., Симоненко В.Д., 2008. Данная рабочая программа комбинированная. С целью учета интересов и склонностей учащихся, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основной образовательной программы по технологии изучается в рамках направления «Технология. Сельскохозяйственный труд». Базовой частью для программы по направлению «Сельскохозяйственный труд» являются разделы: «Растениеводство» и «Животноводство». С учетом сезонности работ в сельском хозяйстве базовые разделы направления «Технология. Сельскохозяйственный труд» дополняются необходимыми разделами направления «Технология. Технический труд». Кроме того, направления технологической подготовки обязательно включают в себя следующие разделы: «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование». Раздел «^ для комбинированной программы планируется комплексно: необходимые сведения о профессиях промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, путях получения профессионального образования даются сельским школьникам в содержательно общем для обоих направлений разделе по профессиональному самоопределению. Темы творческих работ и проектов носят комбинированный характер, сочетая технологии технического и сельскохозяйственного труда. Базовыми разделами для направления «Технология. Сельскохозяйственный труд» в МКОУ Старочигольской СОШ являются разделы «Растениеводство» и «Животноводство». Для реализации обязательного минимума по разделу «Растениеводство» в школе имеется учебно-материальная база для организации практической деятельности школьников. Школьный учебно-опытный участок (0,6 га), кабинет биологии, школьный сад (площадью 1га) являются основной базой изучения растениеводства. Для организации практической деятельности школьников по разделу «Животноводство» в качестве учебно-материальной базы используются личные подсобные (ЛПХ), а также фермерские хозяйства родителей учащихся, экскурсии на животноводческие фермы сельскохозяйственных предприятий Аннинского района. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами, предваряется необходимым минимумом теоретических сведений. Теоретическая подготовка заключается, прежде всего, в формировании ведущих понятий технологий сельского хозяйства – сорт, порода, урожайность, продуктивность и т.д. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями и животными, технологических расчетов. На лабораторно-практических работах изучаются свойства почвы, удобрений. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Темы работ даны в содержании. Специфика сельскохозяйственных проектов такова, что их выполнение требует значительного времени. Продолжительность проекта определяется биологическими особенностями выращиваемых растений. Поэтому проектная деятельность организуется не как завершающий этап, а в тот период учебного года, когда необходимо начинать выполнение проекта в соответствии с агротехникой конкретных сельскохозяйственных культур. Предполагается, что значительная часть проектных работ будет выполняться во внеурочное время. По методу проектов организована и опытническая работа. Учебно-материальной базой для реализации направления «Технология. Технический труд» является школьная мастерская. Учитывая, что в сельской школе уменьшается объем учебного времени на освоение направлений «Технический труд», темы творческих работ и проектов учащихся носят комбинированный характер, и при их выполнении учащиеся осваивают не только сельскохозяйственные технологии, но и технологии обработки различных материалов, предусмотренные обязательным минимумом содержания. ^ Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «Технология» на этапе основного общего образования. В 8 классе выделяется 35 часов (из расчета 1 учебный час в неделю). Учебный план МКОУ Старочигольской СОШ выделяет на изучение учебного предмета «Технология» 1 учебный часа в неделю, 35 часов в год. ^ Традиционные уроки, экскурсии, сельскохозяйственные опыты, практические и лабораторно-практические работы, проектные работы. ^ Виды: текущий, итоговый, самоконтроль. Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный, выполнение проектов, зачеты. ^ Б.А.Гончаров,Е.В.Елисеев,А.А.Электов,О.П.Очинин,П.С.Самородский,В.Д.Симоненко,Н.В.Синица. Технология 8 класс./ Под редакцией В.Д.Симоненко Издательский центр Вентана-Граф 2012.
^ Сельскохозяйственный труд: Растениеводство (8 часов) Выращивание плодовых и ягодных культур Осенние работы (2 часа) Основные теоретические сведения. Технология выращивания основных видов плодовых растений своего региона, районированные сорта. Способы размножения плодовых растений. Правила сбора и требования к условиям хранения плодов и ягод. Правила безопасного труда при закладке сада и внесении удобрений. Профессии, связанные с выращиванием плодовых и ягодных культур. Практические работы Чтение почвенных карт. Выбор участка под закладку плодового сада, его разметка, подготовка и заправка ям, посадка саженцев плодовых деревьев. Сбор и закладка на хранение урожая плодов и ягод. Первичная переработка плодово-ягодной продукции. Варианты объектов труда. Яблони, груши, сливы, облепиха. Весенние работы (2 часа) Выращивание растений рассадным способом и в защищенном грунте (2 часа) Основные теоретические сведения. Технология выращивания растений в защищенном грунте, виды укрывных материалов, требования к микроклимату . Защита растений от болезней и вредителей, ее экологический и экономический аспект. Правила безопасного труда в сооружениях защищенного грунта. Профессии, связанные с выращиванием растений в защищенном грунте. Практическая деятельность. Выбор видов защищенного грунта для учебно-опытного участка и личного подсобного хозяйства, устройство сооружений защищенного грунта (парников, теплиц, тоннельных укрытий), выбор культур для выращивания в защищенном грунте, составление почвосмесей, посев и посадка, уход за растениями; выбор удобрений, приготовление растворов, подкормка растений; расчет себестоимости агропродукции, выращенной в защищенном грунте и планируемого дохода. Варианты объектов труда Зеленные культуры, огурцы, томаты, перец, лук. ^ Основные теоретические сведения.Биологические особенности и технология выращивания декоративных растений и кустарников своего региона. Понятие о ландшафтном дизайне. Охрана редких дикорастущих растений своего региона. Правила безопасного труда в декоративном садоводстве. Профессии, связанные с выращиванием декоративных растений. Практическая деятельность. Ознакомление с развитием декоративного садоводства в регионе, с перечнем традиционных и новых декоративных культур, составление плана размещения декоративных культур на учебно-опытном участке, выбор и подготовка посадочного материала, посадка деревьев и кустарников. Варианты объектов труда Декоративные кустарники и деревья. Творческая, проектная деятельность (2 часа) Виды технологической деятельности и основные теоретические сведения. Организация и планирование технологической деятельности в растениеводстве- выбор видов и сортов сельскохозяйственных и цветочно-декоративных культур для выращивания на пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве. Технологии выращивания основных видов сельскохозяйственных растений своего региона. Практические работы. Сбор информации об урожайности основных сельскохозяйственных культур в ЛПХ своего села. Оценка эффективности производства основных видов растениеводческой продукции в ЛПХ. Анализ проблем. Выбор и обоснование темы проекта по повышению культуры растениеводства в ЛПХ (распространение новых сортов). Составление плана выполнения проекта. Варианты объектов труда (тем проектов) Портрет приусадебного хозяйства в нашем селе, проблемы картофелеводства в нашем селе. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (4 часа) Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование (2 часа) Сложные механизмы (2 часа) Основные теоретические сведения Применение кулачковых, кривошипно-шатунных и рычажных механизмов в машинах. ^ . Условные обозначения механизмов на кинематических схемах. Практические работы Сборка моделей кулачкового, кривошипно-шатунного и рычажного механизмов. Варианты объектов труда Модели механизмов из деталей конструктора. Декоративно-прикладное творчество (2 часа) Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения (2 часа) Основные теоретические сведения Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. Основной принцип художественно-прикладного конструирования: единство функционального назначения и формы изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Учет технологии изготовления изделия и свойств материала. Основные средства художественной выразительности. Виды поделочных материалов и их свойства. Виды и правила построение орнаментов. Практические работы Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России. Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления (по одному из направлений художественной обработки материалов). Выбор материалов с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия. Изготовление изделия с применением технологий ручной и машинной обработки из конструкционных и поделочных материалов. Подготовка поверхности изделия к отделке. Декоративная отделка поверхности изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Варианты объектов труда Предметы хозяйственно-бытового назначения, игрушки, кухонные принадлежности, предметы интерьера и детали мебели, украшения. ^ Творческая, проектная деятельность Дизайнерская проработка изделия (при наличии компьютера с использованием информационных технологий). Защита проекта будущего изделия. Составление чертежей деталей и технологических карт их изготовления. Электротехнические работы (3 часа) Электропривод (3 часа) Основные теоретические сведения Применение электродвигателей в быту, промышленности, на транспорте. Общее представление о принципах работы двигателей постоянного и переменного тока. Коммутационная аппаратура управления коллекторным двигателем. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока. Методы регулирования скорости и изменение направления вращения (реверсирования) ротора коллекторного двигателя. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств. Практические работы Сборка модели электропривода с двигателем постоянного тока из деталей конструктора. Подборка деталей. Монтаж цепи модели. Испытание модели. Сборка цепи электропривода с низковольтными электродвигателями и коммутационной аппаратурой. Варианты объектов труда Модели из деталей конструктора, цепи электропривода с низковольтными электродвигателями и коммутационной аппаратурой. Технологии ведения дома (12 часов) Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов (4 час) Основные теоретические сведения Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Потребительская корзина одного человека и семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи. Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита. Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен. Правила безопасного пользования бытовой техникой. Практические работы Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Усвоение положений законодательства по правам потребителей. Планирование возможной предпринимательской деятельности: обоснование Варианты объектов труда Рекламные справочники по товарам и услугам, сборники законов РФ, предприятия торговли. ^ Основные теоретические сведения Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей. Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Технологии наклейки обоев встык и внахлест. Способы размещения декоративных растений. Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ. Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ. Практические работы Подбор и составление перечня инструментов. Выбор краски по каталогам. Подбор обоев по каталогам. Выбор обойного клея под вид обоев. Оформление эскиза приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений. Варианты объектов труда Учебные стенды, стены с дефектами в классных комнатах и рекреациях школы. ^ Основные теоретические сведения Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Их назначение, способы и приемы работы с ними. Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта. Утилизация отходов. Экологические проблемы, связанные с утилизацией отходов. Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ. Практические работы Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам. Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения. Учебные работы по замене прокладок и установке новых герметизирующих колец в запорных устройствах. Варианты объектов труда Трос для чистки канализационных труб, резиновые шайбы и прокладки для санитарно-технических устройств, запорные устройства системы водоснабжения. Современное производство и профессиональное образование (1 час) Профессиональное образование и профессиональная карьера (1 час) Основные теоретические сведения Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Специальность, производительность и оплата труда. Пути получения профессии. Практические работы Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Выбор и характеристика по справочнику условий поступления и обучения в профессиональном учебном заведении. Варианты объектов труда Единый тарифно-квалификационный справочник. Справочники профессиональных учебных заведений. . Сельскохозяйственный труд: Животноводство (7 часов) Молочное скотоводство (7часов) Основные теоретические сведения. Биологические особенности и хозяйственная ценность крупного и мелкого рогатого скота. Технологический цикл производства молока, понятия «рацион, норма кормления, продуктивность, оплата корма продукцией«; требования к условиям содержания молочного скота; устройство и оборудование помещений. Особенности кормления коровы, козы в различные физиологические периоды, составление и корректировка рационов, правила замены кормов; технология ручного и машинного доения; устройство и принцип действия, правила эксплуатации оборудования для доения; технология первичной обработки и переработки молока, его хранения, понятие о зоотехническом учете. Экологический аспект молочного скотоводства. Правила безопасного труда в молочном скотоводстве. Профессии, связанные с производством и первичной переработкой молока. Практические работы. Оценка экстерьера и продуктивности коровы (козы), определение примерной массы коровы по промерам, составление (по образцам) рационов кормления в различные физиологические периоды, расчет годового запаса кормов, ручное доение, сборка и разборка переносных доильных аппаратов, машинное доение, первичная обработка молока. Варианты объектов труда. Коровы, козы. Творческая, проектная деятельность Виды технологической деятельности и основные теоретические сведения. Основные экономические показатели в молочном скотоводстве, способы переработки молока, молочная продуктивность и качество молока, факторы, от которых зависят эти показатели. Поиск необходимой информации в литературе. Практические работы. Изучение рынка сбыта молочной продукции в регионе, анализ динамики изменения спроса и цен, ознакомление с оборудованием для переработки молока (сепараторы, маслобойки). Варианты тем проектов. Разработка рекомендаций для владельцев ЛПХ о наиболее экономически целесообразном пути реализации излишков молока. Темы проектов
^ ОБЩЕТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ, ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен: знать/понимать • основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции; уметь • рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения ра-207бот; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности; • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства. РАЗДЕл «Черчение и графика» ^ эскиз, технический рисунок, чертеж, сборочный чертеж. Уметь: читать и выполнять эскиз, рисунок и простейшие чертежи. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: изготовления каких-либо изделий в быту. РАЗДЕЛ «Ремонтные работы в быту» ^ что такое мебельная фурнитура, разницу между накладной и врезной фурнитурой, причины неисправности мебели, способы установки и замены фурнитуры; материалы и инструменты для обойных работ, классификацию обоев, технологию обработки стен обоями, дефекты обойных работ. Уметь: устанавливать и заменять фурнитуру; обрабатывать стены обоями, устранять дефекты обойных работ. ^ создания уютных и комфортных условий проживания. РАЗДЕЛ «Материаловедение» ^ процесс заготовки и обработки пиломатериалов, физические и химические свойства древесины, процесс производства черных и цветных металлов, их свойства и область применения; способы получения искусственных и синтетических волокон, свойства тканей из химических волокон. Уметь: распознавать: металлы и сплавы; породы древесины; ,пороки древесины, ^ : подбора материалов согласно их свойствам для изготовления деталей и изделий. РАЗДЕЛ «Машиноведение» ^ значение техники в истории человечества; назначение детали в машине; общее устройство машин; общее устройство станков для обработки дерева и металла; общее устройство токарного станка по дереву СТД-120М, общее устройство токарно-винторезного станка-ТВ-6 , виды приводов технологических машин, их отличительные признаки.. Уметь: готовить технологические машины к работе, подбирать и устанавливать резцы и стамески в резцедержатель ТВ-6 ; производить простейшие расчеты режимов работы сырья и готовой продукции. ^ выполнения технологических процессов по изготовлению изделий с применением машин и механизмов. РАЗДЕЛ «Декоративная обработка древесины» ^ виды пиломатериалов; основные инструменты для резьбы по дереву. Уметь: выполнять простейшие детали из древесины по чертежам и технологическим картам; соединить детали из фанеры (склеиванием, на гвоздях); выполнять простейшие операции резьбы, шлифовать и полировать поверхности; выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы. ^ декоративного оформления интерьера помещений и приусадебных участков. РАЗДЕЛ «Декоративная обработка металла» ^ приемы обработки металлов согласно их свойствам. Уметь: выполнять простейшие детали из проволоки и тонколистового металла по чертежам и технологическим картам; выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы. ^ декоративного оформления интерьера помещений и приусадебных участков. РАЗДЕЛ «Уход за одеждой, ее ремонт» ^ правила ухода за одеждой из хлопка и льна; способы ухода за обувью; виды фурнитуры; символы ухода за одеждой. Уметь: чистить и удалять пятна с одежды; выполнять влажно-тепловую обработку рубашки (блузки) и брюк; осуществлять простейший ремонт одежды: ремонт распоровшихся швов; выбирать и менять фурнитуру, застежку-молнию, подшивать низ брюк. ^ выбора рациональных способов ремонта одежды и средств ухода за ней. РАЗДЕЛ «растениеводство» ^ полный технологический цикл получения 2–3-х видов наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона, в том числе рассадным способом и в защищенном грунте; агротехнические особенности основных видов и сортов сельскохозяйственных культур своего региона. Уметь: разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план размещения культур на приусадебном или пришкольном участке; проводить фенологические наблюдения и осуществлять их анализ; выбирать покровные материалы для сооружений защищенного грунта. ^ для: обработки почвы и ухода за растениями; выращивания растений рассадным способом; расчета необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и справочной литературы; выбора малотоксичных средств защиты растений от вредителей и болезней. |
![]() |
Рабочая программа по предмету «Технология» Описание места учебного предмета «Технология» в учебном плане |
![]() |
Рабочая программа по предмету «Технология» Описание места учебного предмета «Технология» в учебном плане |
![]() |
Рабочая программа по предмету «Технология» Описание места учебного предмета «Технология» в учебном плане |
![]() |
Рабочая программа учебного предмета «Технология» Учебник: «Технология» базовый уровень для 10-11 классов общеобразовательных учреждений |
![]() |
Рабочая программа учебного предмета «Технология» Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа |
![]() |
Рабочая программа по английскому языку для основной школы предназначена... Истика учебного предмета; сформулированы цели изучения предмета английский язык; описание ценностных ориентиров содержания учебного... |
![]() |
Рабочая программа по предмету «Литература» Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... |
![]() |
Рабочая программа учебного предмета одп. 17 «право» ... |
![]() |
Программа рассмотрена на заседании мо учителей начальных классов Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 1- 4 класса разработана в соответствии с требованиями |
![]() |
Рабочая программа по предмету «Математика» для основной школы предназначена... Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Математика»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... |