Скачать 90.18 Kb.
|
Формирование эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и упражнений Козыркина О.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2» г. Чебоксары e-mail: olia.gressi@yandex.ru, тел: 8(8352) 45-46-47 Эмоциональное развитие ребенка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Эмоциональное развитие ребенка является первоосновой всего его психического здоровья. Проблема постоянного роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу до60% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с нарушением речи. Отклонения в речевом развитии могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, объединенность и примитивизм содержания коммуникативной, игровой, художественно-творческой деятельности и конечно эмоционального развития. Развитие эмоциональной сферы у детей с нарушением речи способствует речевому развитию и является важнейшим фактором в исправлении нарушений. Ведь развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязана с особенностями его чувств и переживаний. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей с ОНР очень актуальна и важна. Организуя работу с детьми младшего дошкольного возраста с ОНР по развитию эмоциональной сферы, я провела диагностику уровня сформированности эмоциональной сферы предлагаемую психологами Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой. Рисунок 1. Начало года Результаты диагностики показали, что у детей низкий уровень развития эмоциональной сферы (Рис.1). Проблема, которая встала передо мной – это недостаточный уровень развития эмоциональной сферы у детей с ОНР, который является препятствием его познавательной активности. Моя задача помочь ребенку разобраться с основными проблемами общения, научить узнавать и распознавать своё внутренне эмоциональное состояние и состояние взрослых и сверстников, активно реагировать на эмоции других, обогатить словарь за счет слов обозначающих различные эмоциональные состояния. Работа состояла из3 этапов. На1 этапе активная роль в создании атмосферы принадлежит воспитателю. Дети еще не умеют сами создавать нужную атмосферу, для этого не хватает опыта, обретение которого в процессе моделирования различных эмоциональных ситуаций становится содержанием работы. Я объясняла детям, что такое эмоциональная атмосфера, сопровождая описание соответствующих эмоций. Слушали с детьми аудиозаписи с разными музыкальными произведениями, рассматривали фотографии людей с разным эмоциональным состоянием. И тогда дети начинают ощущать различия в эмоциях, они начинают обращаться к собственному опыту вспоминая, где и когда они испытывали подобные чувства. Здесь проводились игры «Я и мои эмоции» направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
В этой игре применяла приём поддержки ребёнка в ситуации неудачи, приём одобрения поведения детей. В игре рассказываю детям о том, что у каждого человека бывают разные настроения. Называя ситуацию прошу детей ответить, какие чувства будут испытать в тех или иных случаях. Затем прошу детей найти это настроение на карточках и назвать его. Далее предлагаю найти настроение на пиктограммах.
В этой игре ребенок составляет лицо, выражающее определенную эмоцию (радость, грусть, горе, удивление). Это позволяет ребенку не только определить эмоциональное состояние, но и расширить словарь, т.к. ребенок описывает различные эмоциональные состояния, что очень важно для обогащения собственного эмоционального мира ребенка.
Дети с помощью разноцветных бабочек определяют своё эмоциональное состояние. Если настроение «положительное», то ребенок выбирает бабочек яркого цветы. Если грустное, печальное, то на полянке появляются бабочка серого, черного и фиолетового цвета. Разноцветные бабочки ассоциируются с цветом настроения и ребенок может рассказать о своем состоянии.
Показав иллюстрацию предлагаю детям охарактеризовать данного персонажа. Если ребенок затрудняется дать ответ, то с помощью дополнительных, уточняющих вопросов подвожу к правильной формулировке изображенных эмоций и чувств. Вместе с ребенком обсуждаем почему возникла такая ситуация и как этим ребятам выйти из неё. В этой игре использую метод моделирования, который положительным образом влияет на развитие абстрактного мышления, умения соотнести схематический образ с реальным. Особенностью этой игры является зеркальный кубик. Посмотрев в зеркальный кубик, ребенок может изобразить ту или иную эмоцию и сравнить своё изображение с пиктограммой на этом кубике. Расширение и упорядочение эмоционального опыта детей происходит когда дети усвоят представления о «несловесных» средствах выражения эмоций, т.е что различные настроения выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Игровые упражнения из серии «Я и мой язык» направлены на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.
В игровом упражнении мы передаем разные эмоциональные состояния целого моря, используя различные выразительные средства: жесты, мимику, пантомимику. Лента – это «волна» помогает объединить, сплотить, развить чувство общности. Это упражнение стимулирует моторное и эмоциональное самовыражение, снимает мышечное напряжение. Каждый ребенок – это «волна» вместе мы «море», когда подует ветерок волны начинают волноваться, качаться, гневаться, а когда ветер стихает, море успокаивается.
Чтобы научить детей не только слушать, переживать события, происходящие с героями, но и отражать эти эмоции, я учу детей изображать различных их животных с их типичными повадками и характером. Ребенок преображается в изображаемого животного, а дети отгадывают, какое животное изображал ребенок и оценивают качество и детали изображения, а также указывают, какой это был зверь страшный, добрый, злой или хитрый, т.е. саму эмоциональную атмосферу.
В этом упражнении использовала приём эффекта неожиданности, непривычности задания. «Кто смелый?» Дети стоят вокруг мешка и произносят»: Кто смелый выходи и в мешочке посиди. Смелый залезает в мешок и сидит сколько может. «Кто сидит в мешке?» Ребенок залезает с головой и пытается подружиться со своим страхом, с тем кто сидит в мешке. Дети его гладят, дотрагиваются, похлопывают и произносят: «Чтобы не бояться, надо улыбаться». «Уходи страх» Дети рисуют свои страхи, рассказывают о них, затем рвут рисунки на кусочки или делают из них комочки и выбрасывают в мешок со словами: «Уходи страх, уходи и ко мне не приходи». Работа по совершенствованию общения значительно облегчается в результате развития у детей навыков саморегуляции эмоциональных состояний. В основе любого навыка саморегуляции лежит умение расслабляться, которому учу детей используя приём прослушивания аудиозаписи, музыки для релаксации, звуков природы.
Воспитатель спокойным, размеренным тоном, выдерживая паузы читает стихотворение. Затем дети открывают глаза и встают.
В результате проведенной работы провела итоговую диагностику, которая показала, что у детей с ОНР уровень эмоциональной сферы повысился на 42% (Рис.2). Рисунок 2. Конец года Качественный способ оценки результативности системы работы по развитию эмоциональной сферы детей с ОНР позволяет выделить следующие результаты:
Список литературы
|
![]() |
Задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного... Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества |
![]() |
Формирование произвольности поведения с учетом нравственных норм... Ми структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – это содержание и организация образовательного процесса... |
![]() |
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание... Программа предназначена для обучения и воспитания детей со вторым-третьим уровнем речевого развития 6-го года жизни с нормальным... |
![]() |
Курсовая работа по предмету: Общая психология тема: «Психодиагностика... Цель работы: изучить психодиагностику познавательной сферы детей дошкольного возраста |
![]() |
Отчет о результатах самообследования муниципального образовательного... Тип: образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста |
![]() |
Опыта Формирование связной речи у младших школьников с не ярко выраженным общим недоразвитием речи через систему игровых упражнений |
![]() |
«Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста» Основной целью работы психолога в детском саду – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей,... |
![]() |
Исследование проводилось в два этапа Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста |
![]() |
Система педагогической помощи родителям, имеющим детей с общим недоразвитием речи |
![]() |
Теоретические аспекты использования театрализованных игр в развитии... Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки,... |