Здоровьесберегающие технологии в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната V вида №96 (для детей страдающих логоневрозом) Синиченко Т. Ж




Скачать 108.77 Kb.
Название Здоровьесберегающие технологии в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната V вида №96 (для детей страдающих логоневрозом) Синиченко Т. Ж
Дата публикации 22.04.2016
Размер 108.77 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Биология > Документы




Здоровьесберегающие технологии в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната V вида № 96 (для детей страдающих логоневрозом)
Синиченко Т.Ж., директор ГОУ СКО школы-интерната V вида № 96

Матюхова Г.П., заместитель директора по УВР ГОУ СКО школы-интерната V вида № 96
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в школе-интернате для детей, страдающих логоневрозом, представляют собой комплекс различных средств, методов, форм организации занятий. Чем больше комплекс физических упражнений, методов, различных форм организации занятий, тем эффективнее процесс физического воспитания учащихся интерната.

Для выяснения связи и действия внешних факторов на здоровье ребенка, эффективности процесса физического воспитания в результате педагогических воздействий необходимо знание четырех основ, характеризующих двигательную подготовленность учащихся с нарушенным здоровьем: физического развития, физической подготовленности, функционального состояния и адаптации организма к мышечной и психической деятельности. При этом надо учитывать главное условие – подготовку кадров для работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Комплекс здоровьесбережения в спецшколе-интернате № 96 состоит из нескольких видов деятельности:

  1. Систематизация структуры здоровья, особенностей физического развития здорового организма и перенесшего заболевания;

  2. Применение средств, методов и форм адаптивного физического воспитания для детей с ослабленным здоровьем;

  3. Применение методов исследования физического развития, физической подготовленности детей;

  4. Организация и формы отбора детей с ослабленным здоровьем в спецгруппы на уроках физической культуры;

  5. Организация учебных и внеурочных занятий в специальных группах;

  6. Применение комплексов физических упражнений для детей с различными заболеваниями.

Детям, которые перенесли какие-либо заболевания или часто и длительно болеющие, особенно необходима двигательная активность, соответствующая функциональному состоянию организма.

Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода во время учебных занятий по физкультуре и во время проведения спортивно-массовых мероприятий направляет процесс оздоровления, развития организма и адаптации ребенка к условиям современной жизни.

Оздоровительное значение физического воспитания будет эффективным при правильно подобранных технологиях здоровьесбережениях:

  • изучение особенностей организма, перенесшего заболевание;

  • оценка состояния здоровья;

  • методы исследования физического развития и функциональных особенностей детей;

  • современные подходы к формам организации занятий в школе-интернате;

  • систематические занятия физическими упражнениями (утренняя зарядка, динамические минутки на уроках, динамических час после 3-го урока, подвижные игры во время прогулки и т.д.);

  • рациональный гигиенически обоснованный режим;

  • разнообразные методы реабилитации и адаптации детей после разных заболеваний.

Технологии здоровьесбережения предполагают строить контроль и оценку каждого тактического шага, соответствие его с выбранной стратегией и индивидуальными возможностями детского организма. Важное значение приобретает индивидуализация дозировок с учетом специфики заболевания, а также динамика резервных возможностей организма. Специальные физические упражнения, определенные приемы и методы воздействия средств АФК при многих заболеваниях представляют различные способы: в одних случаях необходимо снизить величину нагрузки, а в других – оказать преимущественное воздействие на нуждающуюся в стимуляции систему или звено регуляции.

Анализ состояния здоровья проводится по основным показателям: физическому развитию, общему соматическому и психоневрологическому статусу, состоянию функциональных систем организма, степени устойчивости к заболеваниям. Для этого применяются методы индивидуальных бесед с детьми, родителями, воспитателями; анкетирования родителей, воспитателей, учителей; анализ медицинских карт. На основании этого делается вывод, что при каждом заболевании, как бы оно глубоко ни повредило важнейшие функциональные системы организма, могут быть найдены специфические средства и методы адаптивной физической культуры, способные улучшить состояние поврежденного организма.

Ребенок в своем развитии проходит ряд этапов, каждому из которых соответствует определенный уровень зрелости физиологических функций организма, что необходимо учитывать при выборе педагогических методик. Поэтому уровень психофизиологической, функциональной зрелости организма и адаптации к внешним факторам среды может быть главным критерием, определяющим способность ребенка приспосабливаться к условиям жизни.

В российском образовании наметилась перспектива развития системы мер по сохранению и укреплению здоровья детей. Одним из новых направлений в педагогической деятельности учителя и методиста физкультуры является адаптивное физическое воспитание (АФВ), изучающее аспекты физического воспитания детей и подростков, которые в связи с перенесенными заболеваниями не могут в полной мере использовать все возможности общепринятой системы физического воспитания.

В основу АФВ положена совокупность медико-психолого-педагогических установок, направленных на восстановление здоровья и адаптацию (приспособление) детей с ослабленным здоровьем к условиям современной жизни.

Основным критерием оценки детей для определения методов и форм физкультурно-оздоровительной работы в нашем речевом специнтернате V вида является установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма.

Следующим критерием является выяснение степени физической подготовленности, т.к. необходимо учитывать индивидуальные особенности больного ребенка. Такое обследование может проводить педагог на основании данных анализа состояния здоровья, проводимых врачом. Особое внимание в этой оценке обращают на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (ССС), т.к. объем выполняемых физических нагрузок определяется чаще всего именно возможностями органов кровообращения.

Одним из важных критериев оценки является функциональное обследование учащихся с нарушением центральной нервной системы (ЦНС), от деятельности которой во многом зависят особенности двигательных реакций. Нарушения функций ЦНС проявляются в повышенной утомляемости, раздражительности, частых головных болях.

Учет состояния ЦНС ребенка исключительно важен для использования эффективной помощи физическими упражнениями. Учитель физкультуры должен использовать все средства для создания положительного эмоционального фона во время занятий, чтобы вселить в учащегося бодрость, уверенность в своих силах.

Важный критерий оценки физического состояния наших воспитанников – это оценка внешних факторов, в которых они находятся: условия жизни, особенности питания, психологический климат в школе и дома.

В спецшколе-интернате для детей с логоневрозом используется урочная форма занятий физкультурой, но обязательным является индивидуально-дифференцированный подход и интеграция часто болеющих детей. Чаще дети с отклонениями в состоянии здоровья занимаются физкультурой со здоровыми детьми. Интеграция детей с нарушениями в состоянии здоровья в группу здоровых детей имеет свои сложности (трудность при осуществлении индивидуального подхода, контроля за самочувствием и дозированием нагрузок; более высокая вероятность получения травм или осложнений в состоянии здоровья при отсутствии контроля).

Учебные занятия, проводимые под контролем медработника и при непосредственном участии подготовленного педагога, обеспечивают освоение учебной программы, вооружают учащихся навыками по сохранению и укреплению здоровья. Вырабатывают убежденность в необходимости соблюдения норм здорового образа жизни. Главный результат воспитания тех или иных качеств личности – это сознательное отношение к делу.

В интернате необходимо добиваться, чтобы дети сознательно относились к своему здоровью и умели пользоваться всеми средствами и методами адаптивного физического воспитания (АФВ) для восстановления утраченного здоровья.

Учитывая специфику АФВ, следует выделить главные условия деятельности педагога, учителя физкультуры:

  • Проектирование развития личности, обучение детей умению применять физические упражнения для восстановления своего здоровья.

  • Содержание деятельности учителя физкультуры состоит из последовательных действий:

  • выработки у учащихся положительного отношения к знаниям основ адаптивного физического воспитания;

  • трансформации знаний в убеждения о необходимости восстановления здоровья;

  • формирование двигательной активности в процессе реабилитации;

  • реализация знаний и умений в практической деятельности, на уроках и во внеурочных занятиях физкультурой.

Решение воспитательных задач через содержание физической культуры выдвигает на ведущее место в деятельности учащихся мотивацию. В процессе обучения физическим упражнениям АФВ характеризуется и определяется доминирующим мотивом – осознание ценности здоровья, желание оценить свое здоровье и возможности восстановить его физическими упражнениями.

За каждым мотивом стоит разумная потребность в здоровом образе жизни. Мотивация является процессом преобразования потребностей в мотивы, а в результате – побуждение к определенной деятельности (физические упражнения, двигательная активность и т.д.)

^ Образовательные задачи АФВ в спецшколе-интернате тесно связаны со спецификой заболеваний и процессом восстановления. Особенностью адаптивного физического воспитания наших учащихся является то, что в школе-интернате используются почти все, за небольшим исключением, методы, средства и организационные формы, применяемые к детям 1 группы здоровья.

Важнейшим фактором, который обеспечивает оздоровительное влияние средств физвоспитания на учащихся школы-интерната, является выбор определенных соотношений применяемых средств, их методически правильное сочетание, что обеспечивает при условии точной дозировки необходимый оздоровительный эффект.

Решающее значение в реализации задач физического воспитания приобретает индивидуализация дозировок не только внутри группы детей и подростков даже со сходными диагнозами, но и по отношению к одному и тому же учащемуся, изменившему в процессе занятий свои резервные возможности.

Преодоление собственной слабости формирует волю, характер; преображает личность: исчезает скованность, страх, комплекс неполноценности.

Единство воспитательных, оздоровительных и образовательных задач АФВ для учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, является залогом успеха в процессе адаптации их к условиям школы-интерната в частности и, в общем – к дальнейшей жизни.

Отсюда следует, что главной особенностью учебных занятий является индивидуальный подход учителя к учащимся. Ни в одном виде учебной деятельности педагог не может так эффективно помочь здоровью ребенка, как на уроках физкультуры.

Знания учителем индивидуальных физических, физиологических и психологических особенностей ребенка: анамнез болезни, резервные возможности организма, психическое состояние – в сочетании с тактом и доброжелательностью учителя определяют следующую особенность – подлинную заинтересованность преподавателя в реабилитации учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Эти дети более, чем кто-либо, нуждаются в моральной поддержке и руководстве со стороны старших. Главное требование к учебным занятиям – это разнообразие методических приемов и интересное содержание.

Коллектив школы-интерната № 96 работает по школьной комплексной программе ^ «СОХРАНЕНИЕ, УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ СПЕЦШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА № 96», которая составлена и реализуется в рамках выполнения Городской целевой программы «Столичное образование-5».

Программа сбережения здоровья воспитанников спецшколы-интерната № 96 для детей, страдающих заиканием характеризует значимость и логическую взаимосвязь основных механизмов, регламентирующих образовательный процесс в основной школе.

Как помочь детям стать здоровыми? Учителя физической культуры, педагоги, родители должны знать, что ответы на этот вопрос помогут найти решение многих проблем в деле воспитания здорового ребенка.

Данная задача особенно актуальна для детей, страдающих логоневрозом. Анализ состояния здоровья учащихся нашего интерната подтверждает это:

  • к 1 группе здоровья (здоровые дети) относятся 35% воспитанников;

  • ко 2 группе (дети с функциональными отклонениями) – 56% воспитанников и

  • к 3 группе здоровья (дети с хроническими заболеваниями) – 9%.

Основные болезни у воспитанников школы-интерната № 96:

  • психопатология – 90,3%

  • нарушение осанки – 66,7%

  • болезни глаза – 27,3%

  • болезни мочеполовой системы – 22,4%

  • болезни органов дыхания – 17%

Педагоги, психологи, медицинские работники, родители совместными усилиями помогают детям восстановить утраченное здоровье и адаптировать (приспособить) их к жизни. Для этого необходимо знать основные положения учения о здоровье, болезни, сроки восстановления (реабилитации) здоровья детей после перенесенных заболеваний; уметь применять эти знания в школе на уроках физической культуры, во время проведения спортивно-массовых мероприятий, во внеурочное время и дома при выполнении любых физических упражнений.

Содержание физкультурно-оздоровительной работы в школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи состоит из двух частей: базовой и дифференцированной (вариативной).

Освоение базовых основ физической культуры – объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент, иначе называемый ядром, составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

Дифференцированная (вариативная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, обучающихся в данном учреждении.

Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт в семье и детских образовательных учреждениях и многое другое. Поэтому проблема здоровья детей – комплексная и многоаспектная.

Ребенок, имеющий проблемы со здоровьем, не сформирован как личность, не имеет жизненного опыта и сложившегося мировоззрения. Психика ребенка, особенно имеющего отклонения в здоровье, неустойчива, ранима. Ребенок зависит от окружающих и, прежде всего, от родителей, врачей и учителей. Дети весьма болезненно, гораздо сильнее, чем взрослые, относятся ко всем физическим недостаткам и дефектам, ведь болезнь влечет за собой как телесные изменения, так и психологические: общее нарушение активности и внимания. Для таких детей характерна быстрая утомляемость, физическая и психическая истощаемость, гиперактивность или заторможенность, неуправляемость поведения. Для них очень сложно концентрироваться на одном типе заданий. Им необходима повышенная эмоциональная вовлеченность в процесс обучения, для осуществления которой требуются постоянные смена мотивов, а также индивидуальная программа продолжительности и содержания занятий.

Данная программа предназначена для всего педагогического коллектива спецшколы-интерната. Результативность внеклассных форм физического воспитания, физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной работы обеспечивается совместными усилиями администрации школы-интерната, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы, учителей физической культуры, учителей - предметников, физкультурного актива учащихся старших классов, тренеров, спортсменов, родителей.

Ребенок – наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжелая работа. Да, именно работа, ибо для здоровья ребенка надо потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей, специалистов комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры, методов и способов решения воспитательных задач здоровьесбережения может помочь сохранить ребенку здоровье.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровьесберегающие технологии в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната V вида №96 (для детей страдающих логоневрозом) Синиченко Т. Ж icon Программа развития муниципального бюджетного специального (коррекционного)...
Пушкинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида
Здоровьесберегающие технологии в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната V вида №96 (для детей страдающих логоневрозом) Синиченко Т. Ж icon Отчет об образовательной деятельности, основных результатах, проблемах...
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Здоровьесберегающие технологии в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната V вида №96 (для детей страдающих логоневрозом) Синиченко Т. Ж icon Отчет об образовательной деятельности, основных результатах, проблемах...
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Здоровьесберегающие технологии в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната V вида №96 (для детей страдающих логоневрозом) Синиченко Т. Ж icon МС(К)оу «Кузедеевская специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида»
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Кузедеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Здоровьесберегающие технологии в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната V вида №96 (для детей страдающих логоневрозом) Синиченко Т. Ж icon Программа развития моу специальной ( коррекционной ) общеобразовательной...
Изменения в методическом блоке: создание уровневой методической службы; проектная деятельность
Здоровьесберегающие технологии в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната V вида №96 (для детей страдающих логоневрозом) Синиченко Т. Ж icon Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной образовательной...
Целью программы является допрофессиональная трудовая подготовка обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, необходимая...
Здоровьесберегающие технологии в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната V вида №96 (для детей страдающих логоневрозом) Синиченко Т. Ж icon Анализ коррекционно- воспитательной работы педагогического коллектива...
Воспитательный процесс в школе осуществляли 22 воспитателя. 11 воспитателей имеет высшее образование, 11 воспитателей среднее- специальное....
Здоровьесберегающие технологии в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната V вида №96 (для детей страдающих логоневрозом) Синиченко Т. Ж icon Программа психологической службы школы – интерната №9
Психологическое сопровождение индивидуального развития детей – сирот с отклонениями в развитии в условиях школы – интерната
Здоровьесберегающие технологии в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната V вида №96 (для детей страдающих логоневрозом) Синиченко Т. Ж icon Положение об оплате труда работников Муниципального специального...
Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Здоровьесберегающие технологии в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната V вида №96 (для детей страдающих логоневрозом) Синиченко Т. Ж icon Настоящий Устав регулирует деятельность Муниципального казенного...
Устав регулирует деятельность Муниципального казенного специального /коррекционного/ образовательного учреждения для обучающихся,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница