Строгий стиль в широком смысле этап развития древне-греческого искусства первой половины 5 века до н э




Скачать 84.96 Kb.
Название Строгий стиль в широком смысле этап развития древне-греческого искусства первой половины 5 века до н э
Дата публикации 23.04.2016
Размер 84.96 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Биология > Документы
2. Взаимоотношения слова и изображения в древнегреческой вазописи ( аналоги с жизнью иллюстрации в книжном пространстве).

Четыре стиля древнегреческой вазописи:

1 – геометрический стиль;

2 – ковровый стиль;

3 – чернофигурный стиль;

4 – краснофигурный стиль.

Вазопись - орнаментальная или изобразительная декоративная роспись сосудов специальными красками с последующим обжигом.

Геометрический стиль - одна из ранних стадий развития искусства Древней Греции 9-8 веков до н.э.

Наиболее ярко геометрический стиль проявился в вазописи. Орнамент вазописи располагается полосами и складывается из меандров, крестов, окружностей, геометризованных изображений человеческой фигуры.
^
Строгий стиль - в широком смысле - этап развития древне-греческого искусства первой половины 5 века до н.э.
Строгий стиль - в узком смысле - стиль древне-греческой вазописи, последней четверти 6 века - начала 5 века до н.э., характеризующийся:
- ясной монументальностью и строгостью композиции многофигурных сцен, подчиненных форме сосудов
- стремлением к естественности 3-мерных изображений.

^ Чернофигурный стиль

Чернофигурный стиль - художественный стиль в искусстве вазописи Древней Греции 7-6 вв. до н.э. В росписях чернофигурного стиля черные силуэты наносятся на желтый или красный фон глиняного сосуда, а внутренние контуры процарапываются иглой.

^ Сосуд и его роспись

Естественно, что орнамент, их украшавший, так или иначе соответствовал этому назначению - быть вместилищем души земли на разных стадиях (именно в крови тогда “помещали” душу). Правда, сегодня до нас дошли не многочисленные бытовые вазы, а лишь самые дорогие образцы, сделанные особо прочно и, главным образом, из этрусских захоронений. Не стены пещер или храмов и даже не скульптурные фризы являлись в античности основой для выражения массового художественного мировоззрения, а маленький и подчас очень хрупкий сосуд. Весь мир оказался в руках мастера. Маленькая поверхность сосуда заставляла экономить художественные средства. Главными становятся линия и цвет. Мелкая, тончайшая пластика и тонкие цветовые оттенки. Содержание всегда (даже в самых роскошных стилях) выражено скупо. Это символическое обозначение, а не изображение (один козел, а не стадо; один осьминог, а не все морские животные). Да и сами формы крайне стилизованы: рога - овалы, ноги - палочки, туловище - треугольники и т.д. При этом, расписывая сосуд, вазописец иногда расчленяет его на четко читающиеся антропоморфные части (тулово, горло, шейка, венчик, ручки, нога), а иногда, наоборот, создавая единый рисунок, сливает эти части в целое. Так закладываются основы искусства миниатюры.

Уже в ранней античности мы застаем огромное разнообразие форм ваз и их росписи. В крито-микенском мире для хранения вина, зерна, воды использовались огромные 2-х метровые пифосы, которые закапывали в землю на глубину, превышающую человеческий рост. Так в жарких условиях лучше было сохранять продукты. А с другой стороны, в быту использовали крошечные чашечки с тоненькими практически прозрачными стенками. Их сегодня метко называют “яичной скорлупой”. В росписи преобладают белая, черная, красная и синяя краски.

^ Вазы стиля Камарес

По имени критского грота Камарес близ Феста получил название первый стиль античной вазописи. Сюжеты вазовой росписи всегда отражают не столько предпочтения вазописца, сколько ритуальную необходимость. Божественная пара на острове Крит была представлена соединением растительного и животного миров. Богиню символизировали растения. На многочисленных критских печатях сохранился ритуал выдергивания священного дерева. Он проходил в середине лета, и после него силы Солнца начинали убывать. Так поддерживались ритмы мира. Ведь не только растения зависели от Солнца, но Солнце зависело от растений - тесное взаимовлияние. Одновременно это был и ритуал смерти богини. Весь растительный мир для критянина распадался на две сферы. В первой - природной, естественной человек лишь гость. Это таинственный и незнакомый мир, в который человек может войти лишь в момент ритуала. Вторую растительную сферу человек создавал сам для себя. Во дворцах специально разбивались священные сады, где в особых ямах или горшках выращивались ритуальные цветы (лилии, крокусы). Такие священные деревья росли в каждом критском святилище.

Бог-мужчина - это животное, бык. По имени мифического человеко-быка Минотавра названа и вся культура Крита минойской. Обитал он в самой глубине лабиринта - Дворца лабрисов (двойных топориков), изображения которых во множестве находят и сейчас. Его сосуды - это ритоны. Первоначально это сами отрубленные головы животных (быков), которые жрецы брали за рога, переворачивали и выпивали кровь. Так приобщались к силе земли, которую накапливали в себе быки. Позднее реальные головы заменили их керамическими аналогами. Но также ставить ритон нельзя, и выпивать из горла сосуда-быка нужно весь напиток сразу, не пролив не капли. А еще позже вместо всей головы стали использовать отдельный рог, впитавший всю символику жертвенного питья.

Но Крит - остров. И потому древнейшими божествами считались морские. Раковины и моллюски, кораллы и осьминоги смотрят на нас с крито-микенских ваз. Из таких сосудов, снабженных магическим изображением ритуального цветка или морского животного, вливалось в тело царя-жреца не вино, но кровь бога-животного. Происходило мистическое приобщение к богу (ср. причастие в христианской культуре). И формы сосудов вазописцы выбирали под стать сюжету. На высоких сосудах вытягиваются в длину растения. А шарообразные словно обнимают своими щупальцами осьминоги.

^ Геометрия мира и геометрия росписи

Гомеровская Греция - это царство керамики. Керамика в это время настолько показательна для культуры вообще, что сегодня некоторые ученые даже выделяют особый период древнегреческой культуры - геометрику (IX-VIII вв. до н.э.). Квадраты, ромбы, прямоугольники, круги, линии, зигзаги заполняют пространство сосудов всего античного мира в этот период. Показательно, что в Трое не было найдено ни живописи, ни скульптуры. Лишь мощные цитадели, ювелирные клады, да обилие керамики.

Для грека этого периода мир четко распадался на уровни. Человек располагался на средних мирах. Выше - небесные миры. Ниже - подземные (хтонические). Реально человек сталкивается с ними в моменты рождения или смерти (моменты перехода). Сами сосуды начинают играть ритуальную роль уже не только по отношению к богу (приношения сосудов богам и ритуальное питье из них), но и по отношению к умершему человеку. Маленькая урна с прахом умершего закапывается в землю, а над ней на могиле ставится большая человекоподобная амфора с отбитой ножкой или дном. Верхний сосуд служит алтарем. В него наливают ритуальную жидкость (чаще всего мед, разбавленный водой), которая проникает к умершему в подземный мир.

Человеческий мир лучше всего поддается изображению. И потому вазописец знаменитой дипилонской вазы, разбивая поверхность сосуда на уровни, помещает в средней части условное, силуэтное изображение похорон. Уровни (нижние и верхние), недоступные живому человеку, отмечены лишь символами верхних и нижних зерен, верхних и нижних вод. Плоские силуэтные фигуры и орнаменты не выписаны на поверхности сосуда, а еще составляют с ним одно целое. Они не стараются отделиться от поверхности, а наоборот, подчеркивают ее.

Ваза-ковер. В период греческой архаики возникают тысячи мастерских для изготовления и росписи керамических сосудов. Именно в это время, в VII в. до н.э., в Коринфе возникает особый стиль вазописи, вобравший в себя восточные мотивы. По сосудам протягиваются целые летнты реальных и фантастических животных. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром. Недаром и стиль этот назвали “ковровым”. Полнота жизни крупного торгового города вылилась на поверхности коринфской керамики. На светлом (прекрасного кремового оттенка) фоне с многочисленными пятнами-розетками словно выстроились черные, слегка подцвеченные пурпуром, силуэты львов, леопардов, пантер, сфинксов, грифонов, пальмовых листьев и цветов лотоса. Контуры их процарапаны, что еще больше выделяет фигуры необычные для Древней Греции фигуры. Вазописец еще не старается достичь тонкости в полутонах, а выражает все через силуэты. Но это уже не бесплотный мир чистых теней, каким он был в геометрическом стиле. Немного подцвечиваясь пурпуром, он приобретает телесность, весомость. Это еще не мир реальной Греции, но уже и не потусторонний мир. Небывалые существа из других стран (чаще из Египта) стали переходной ступенью в интересе художника к своему окружению. Изображение начинает отделяться от поверхности сосуда.

^ Афинская классическая керамика

Во второй половине VI века первенство в керамике перешло к Афинам. Афинская керамика преобладала на античном рынке более 200 лет. Первым стилем афинской вазописи стал чернофигурный стиль - традиционно черные фигуры на фоне естественной окраски обожженной глины. На еще сырой сосуд краской, приготовленной из глины, воды и древесной золы, наносили рисунок. Линии, которые должны были остаться красными (складки одежды, ветки деревьев), процарапывали стилом. Затем сосуд закладывали в печь. В определенный момент все отверстия в печи закрывали, происходила реакция, и весь сосуд становился черным. Затем температуру в печи понижали, отверстия открывали. Покрашенные места оставались черными, а неокрашенные - становились красными. Так краска закреплялась на поверхности сосуда.

^ На чернофигурных сосудах расписывали не всю поверхность, а лишь выделенные поля, отграничивая их орнаментальными бордюрами. Вся поверхность сосуда заливалась теперь блестящим, зеркальным лаком. Сосуд переставал таить в своей глубине неведомое, а все больше становился отражением реальной жизни. Тем более, что вскоре на керамике появились первые подписи гончаров и вазописцев. Так постепенно забывался смысл керамики, и она из ритуала уходила в искусство. Около VI века до н.э. в Афинах появилась целая плеяда блестящих вазописцев (Евфроний, Евтимий и др.), которые стали работать в новом, краснофигурном стиле. Теперь уже практически ничего не связывает изображение с поверхностью, разве что композиция строится в зависимости от формы сосуда. Но сама поверхность, ее плоскостность теперь усиленно преодолеваются. Красноватые (более подходящие к естественному цвету тела) фигуры теперь распределяются по планам. Появляется изображение контурной линии земной поверхности - зачатка будущего перспективного горизонта. Человеческие силуэты начинают дополняться полуоборотами голов. Гораздо мельче выписываются нюансы в изображениях лиц. К тому же, в краснофигурной росписи изображение лежит ниже фона, “за ним”, углубленно. Это достигается большой толщиной лака или фаянсового теста, покрывающего фон. Изображение все больше становится рельефным. Совсем оно исчезнет лишь в эпоху эллинизма, когда в моду войдут простые цветные вазы, украшенные лишь рельефными изображениями. Но удивительно, что чернофигурный стиль, более архаический, но и отражающий более глубинный синтез поверхности и рисунка, сохранился в Греции дольше краснофигурного. Делали афинские мастера классического периода и белофонные сосуды с цветными рисунками - лекифы. На них чаще всего изображались встречи живых с умершими и, наполненные жертвенным маслом, они в места захоронений.

^ Закат античной керамики

Завершением долгого пути развития греческой керамики некоторые считают 317 г. до н.э., когда правитель Афин Деметрий Фалерский издал закон, запрещавший роскошь. Бытовая же керамика почти не дошла до нас. Изменилось в афинской керамике и содержание изображения. С одной стороны, все чаще стали появляться мифологические мотивы, связанные с винопитием. Многочисленные пиры, игры, связанные с дионисийским культом, буквально заполоняют поверхности сосудов. С другой стороны, сосуды все больше становятся атрибутами богов и богинь. Соответственно, и их изображения появляются на сосудах. Это Пандора, открывающая теперь уже ящик; Немезида с вазой полной богатств и почета для награждения достойных; Геба как виночерпий огов; юноша Гилас, силящийся вырваться из рук коварных нимф; Кадм, убивающий змея, обвившего горшок.

Однако, изучая графическую культуру Греции, мы можем частично восполнить утраты памятников книжного искусства, обратившись к вазописи. Присущие графическому искусству элементы – линия и тонально не разработанное пятно – в высшей степени виртуозно используются здесь. Соотношение фигуративных композиций с орнаментом, взаимодействие слова и изображения (реплики действующих лиц, иногда – обозначение имен действующих лиц) заставляют современных художников книги внимательно изучать это искусство не для того, чтобы стилизаторски копировать его при иллюстрировании литературы древней Эллады, а чтобы понять первоосновы искусства графики, а в частности – иллюстрации. Ведь большинство композиций, нанесенных кистью и пером на глиняные сосуды, были иллюстрациями к мифам или эпосу.

При изучении вазописи желательно обратить особое внимание на роль орнамента – не только декоративную и не только посредническую между пространственными качествами изобразительной композиции и архитектоникой сосуда. Мы должны почувствовать, как ни парадоксально это звучит, звуковыразительную роль орнамента. Дело в том, что древние эллины, как и их потомки эпохи средневековья – граждане Восточной Римской империи (Византии), Гомера знали наизусть. Следовательно, когда они рассматривали изображение (безразлично на какую поверхность нанесенное), относящееся к сюжетам «Одиссеи» или «Илиады», то их внутренний слух наполнялся ритмами Гомера, и ритмы орнамента должны были быть соразмерными ритмам поэзии. В данном случае мы имеем дело с одним из способов зрительной интерпретации поэзии и, как и в книге, явлением синтетического искусства.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Строгий стиль в широком смысле этап развития древне-греческого искусства первой половины 5 века до н э icon 3. Кодекс рыцарской чести. 28
Рыцарство социальная категория в странах Западной и Центральной Европы в средние века, включавшая всех светских феодалов (рыцарство...
Строгий стиль в широком смысле этап развития древне-греческого искусства первой половины 5 века до н э icon Литература первой половины 20 века (77)
Русская литература 20 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы. Взаимодействие зарубежной, русской литературы...
Строгий стиль в широком смысле этап развития древне-греческого искусства первой половины 5 века до н э icon Курсовая работа по дисциплине: История искусств На тему: «Искусство...
Портрет центральный жанр искусства второй половины XVIII века
Строгий стиль в широком смысле этап развития древне-греческого искусства первой половины 5 века до н э icon Вопросы к семинарам и диспутам по произведениям первой половины 19 века
Русская литература. Материалы электронного учебника М. В. Осмоловского и И. Ю. Осмоловской
Строгий стиль в широком смысле этап развития древне-греческого искусства первой половины 5 века до н э icon Литература. 9 класс
Таким образом построены разделы «Проза второй половины XX века»; «Поэзия второй половины XX века»
Строгий стиль в широком смысле этап развития древне-греческого искусства первой половины 5 века до н э icon Искусство первой половины XVIII века
Восемнадцатый век принадлежит к числу наиболее значительных этапов русской истории. Россия вступает в него средневековой, довольно...
Строгий стиль в широком смысле этап развития древне-греческого искусства первой половины 5 века до н э icon Литература. Вопросы к зачёту для 12, 13 групп
Романтизм как метод и направление в русской литературе первой половины 19 века. Поэты-романтики
Строгий стиль в широком смысле этап развития древне-греческого искусства первой половины 5 века до н э icon Романским стилем принято называть стиль архитектуры и прочих отраслей...
Живопись, ваяние и другие художества находились в подчинении у зодчества, служа к украшению его созданий и соображаясь в своих произведениях...
Строгий стиль в широком смысле этап развития древне-греческого искусства первой половины 5 века до н э icon Методическая разработка урока русского языка по теме «Русский романс второй половины Х1Х века»
Цель: познакомить учеников с русским романсом второй половины Х1Х века, показать через музыку величие, силу и красоту русского поэтического...
Строгий стиль в широком смысле этап развития древне-греческого искусства первой половины 5 века до н э icon Вопросы по курсу «История русской литературы 19 века (2 половина)...
Своеобразие русской литературы 2 половины 19 века (основные этапы развития реализма, эстетика и критика, философия идеи)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница