Методическая разработка классного часа на тему: «Все в твоих руках»




Скачать 120.26 Kb.
Название Методическая разработка классного часа на тему: «Все в твоих руках»
Дата публикации 24.04.2016
Размер 120.26 Kb.
Тип Методическая разработка
edushk.ru > Биология > Методическая разработка




МКОУ «Введенская основная общеобразовательная школа»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

классного часа на тему:

«Все в твоих руках»

(для 8-9 классов)

Авторы-составитель: Баёва Т.И. - классный руководитель 9 класса

Тема: «Все в твоих руках»


Не погибни из-за невежества!”

Цели: Профилактика здорового образа жизни. Выработка теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, угрозе СПИДа для здоровья человечества.

Достичь цель можно через решение основных задач:

  • Характеристика факторов, разрушающих здоровье человека.

  • Развитие ценностей здорового образа жизни и уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья несовершеннолетних.

  • Создание условий для формирования коммуникативных компетентностей посредством: освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки.

  • ^ Развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям.

  • Содействие воспитанию свободной, независимой, ответственной личности, мобильной в принятии решений и способной планировать свое будущее.

Методы воспитания:

Вербальные

  • рассказ, промежуточное объяснение, групповая дискуссия.

Наглядные

  • иллюстрирование плакатов, рисунков, демонстрация картинок.

Средства воспитания:

  • учебно-наглядные средства (плакаты, рисунки);

  • дидактическая техника (электронные презентации).

Способы контроля

  • тип: промежуточный;

  • вид: самоконтроль, взаимоконтроль;

  • методика: письменный экспресс-опрос, тест, создание памятки «Без проблем»;

форма: фронтально

Оборудование и материалы:

- Тетради, ручки;

- Раздаточный материал;

- Маркеры, фломастеры;

- Компьютер, медиапроектор.

Опережающее задание – цитаты, рисунки, плакаты (вывешиваются стенах).
^

Структура воспитательного часа:





1. Орг. момент

3 мин


2. Мотивация: «Что пожелать?»

5 мин


3. Консультация врача.

20 мин


4. Вопросы

3 мин


5. Анкетирование

7 мин








7. Итог занятия: презентация «Сиди и дружи»

5 мин


8. Рецепт здоровья.

2 мин



^

Ход проведения классного часа


Вступление

Вирус Иммунодефицита Человека (ВИЧ) известен с начала 80-х годов XX столетия. К настоящему времени определена его природа и структура, исследованы пути передачи и жизнеспособность вируса.
Сегодня ВИЧ – это объективная реальность, игнорировать которую просто невозможно. Знать и постоянно помнить о том, что вирус иммунодефицита человека уже здесь, рядом, а не на другом конце планеты, – единственно правильный выход. Важно внимательно относится к себе, своему здоровью и будущему.
Наркомания в России и Украине угрожает уже не только здоровью населения, но и национальной безопасности. Ещё страшнее всплеск эпидемии ВИЧ–инфекции. Почти 90 % вновь выявленных в последнее время носителей этой страшной инфекции – это наркоманы. Донецкая область и наш город не стали исключением, и нас не обошла эта беда.
Затронув эту тему, нельзя не упомянуть о людях, живущих с ВИЧ и СПИДом. Не стоит забывать о том, какую важную роль играет для них поддержка общества и тех, кто находится рядом с ними. Разговоры о несовершенстве законодательной базы, профилактике наркомании могут остаться разговорами, если каждый из нас не определит для себя, что он выбирает: жизнь и здоровье или смерть от передозировки и СПИДа?
Только знания о путях передачи и профилактике ВИЧ-инфекции и умения способны защитить человека от заражения. Важно понять, что СПИД – это не просто статистика. Это не просто цифры. Это судьбы живых людей. Жизнь полна радости и удовольствия. Сохраняя свое здоровье, мы сохраняем радость жизни!

^ Классный руководитель. Внимание на экран проектора. Тема нашей встречи «Все в твоих руках». Студенты внимательно смотрят на экран проектора. Запускаем презентацию «фон.ppt».
Эпиграф нашего воспитательного часа - “Не погибни из-за невежества!” выбран не случайно, а вот почему именно эти слова давайте разберемся.
Классный руководитель. Что бы вы пожелали самому близкому вам человеку? (Все предложенные учащимися пожелания записываются на доске или в тетрадях):
^ СЧАCТЬЯ ЛЮБВИ
ЗДОРОВЬЯ РАДОСТИ
УЛЫБОК ВЕРНОСТИ
УСПЕХА ДОЛГОЛЕТИЯ

Классный руководитель Какое из предложенных вами пожеланий является самым главным, от которого зависит благополучие человека?

Учащиеся выбирают один из ответов. Если ответ правильный не выбран, то кл. руководитель зачитывает откровения ВИЧ - инфицированного:
^ ИНОГО НЕ ПРОШУ: МЕНЯ ПРОСТИТЕ!

Когда не болен человек,

То и не знает, как он счастлив,

Ругает жизнь, ругает век,

К чужой беде он не участлив.

И только если болен сам,

Тебе понятна боль чужая,

Молитвы шепчешь небесам,

Смиряясь, надеясь, угасая.

Ю.Селезнева

Учащиеся говорят, что самое главное здоровье, но еще не знают точно, что рассказ пойдет о СПИДе.

Классный руководитель зачитывает письмо:

Рассказ “больного”. Мне 24 года. Жил я легко, окруженный любовью и заботой родителей. Тогда мне казалось, что они вмешиваются в мою жизнь, слишком опекают меня, надоедают своими нравоучениями.

Три года назад мне повезло: Я поехал в Америку по обмену студентов. Что называется- вырвался на свободу. Пляжи, дискотеки, вечеринки бесконечной чередой. Я потерял счет времени. Да! Такая жизнь была для меня, и я чувствовал себя в кайфе. Но оказалось, что за все надо платить.

Вернувшись домой, я заболел. Сначала думали – смена климата. Но слабость не проходила, аппетита не было совсем, постоянно бросало в пот. Пришлось пройти обследование.

Помню негодование мамы, когда врачи предложили сдать анализ на ВИЧ. А потом её слезы. Теперь у мамы всегда глаза красные от слез, хотя при мне она не плачет. А я каждый день думаю: “Три года прошло. Сколько еще осталось?”

Знаю, что мне никто не поможет. Мне не хочется выходить из дома. Институт я бросил. Теперь мои родители – самые любимые и нужные мне люди. Хотя бы скорей врачи что-то придумали. Я обращаюсь к вам. Посмотрите на меня. Послушайте страшные цифры статистики. Не повторяйте моих ошибок.
Учащиеся внимательно слушали рассказ больного и были тронуты словами «НЕ ПОВТОРЯЙТЕ МОИХ ОШИБОК!»

Классный руководитель. Что это за болезнь, о которой говорится в письме? Да, сегодня мы с вами поговорим о здоровье, о чуме XXI века - СПИДе, о приобщении к здоровому образу жизни, о роли здоровья в жизни и деятельности человека.
Классный руководитель обращает внимание учащихся и гостей занятия на оформление места проведения занятия
Классный руководитель: Сегодня ответим на такие важные вопросы:

  • Что такое ВИЧ?

  • Какова история происхождения вируса иммунодефицита?

  • Как действует вирус в организме?

  • Что такое СПИД?

  • Как можно заразиться СПИДом и уберечься от него?


В этих других вопросах нам поможет разобраться гость нашего мероприятия фельдшер нашего ФАП. Каждый из вас может принять активное участие в работе, задав интересующий его вопрос по данной – проблеме специалисту.
Беседа врача с учащимися о проблеме XXI века и путях ее решения .(приложения 1-5, презентация «СПИД и его профилактика»)

Прослушав беседу с врачом, школьникам предлагается нарисовать или написать на 2-м листке как можно и как нельзя заразиться СПИДом. Они активно работают над вопросами

Фельдшер проводит анкетирование учащихся (Приложение )
^

Итог занятия:


Просмотр презентации «А Вам нужны проблемы?»

    1. Слушай приятель в открытом море удовольствий… (слайд 1,2)

    2. Так значит не надо любить? (слайд 3)

    3. Откуда тогда берутся проблемы? (слайд 4)

    4. «Не умеешь любить, сиди дружи» М.Жванецкий(слайд 5)

    5. Рекомендации для чайников от просвещенной молодежи (слайд 6)



Классный руководитель. Рецепт счастья: возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.” (И. Беляева)

Вопрос: А можете Вы дать рецепт здоровья? Учащиеся пишут ответы на листках.

^

Приложение 1.

Что такое СПИД?


С точки зрения медицины – коварная болезнь, вызываемая ВИЧ.

С точки зрения социальной СПИД – сложная проблема, которая касается человеческих взаимоотношений на любых уровнях.

Аббревиатура СПИД означает: ^ Синдром Приобретенного Иммунодефицита. Синдром – потому что существует большое количество признаков, симптомов, осложнений, связанных с заболеванием. Приобретенный – заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом. Иммунодефицит – иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться различным инфекциям.

Таким образом, СПИД – не болезнь в собственном смысле этого слова, а ослабление или потеря организмом иммунитета и создание на этой почве благоприятных условий для развития какого-либо инфекционного заболевания.

Почему “Чума XX века”?

  • Первая вирусная инфекция, распространившаяся по всему миру:

  • 1979-1981 г.г. – врачи в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе заметили необычные иммунные нарушения у ряда пациенток: рак кровеносных сосудов (саркома Капоши) и редкую форму пневмонии (пневмоцистная пневмония). Заболевание закончилось смертью;

  • В 1982 г. Центры по контролю заболеваний ввели в реестр болезней новое заболевание - СПИД;

  • 1983 г. – первые сведения о возбудителе болезни (фр. Л. Монтанье и ам. Р. Галло);

  • 1984 г. - возбудитель выделен в чистой культуре, созданы тест-системы для его обнаружения;

  • 1987 г. – в Советском Союзе официально объявлено о первом случае заболевания СПИДом мужчины, ранее работавшего переводчиком в одной из стран Африки (умер в 1992 г.);

  • 1988 г. – охвачено 136 стран мира на всех континентах; число больных – 250 тыс. человек, ещё 5 -10 млн. – носители;

  • 1989 г. – в России заражается – 250 детей при переливании крови;

  • спустя 10 лет – СПИДом охвачено уже 190 стран;

  • по данным ВОЗ число случаев СПИДа, зарегистрированное на данный момент (2004 г.), превысило более чем в 5 раз число заболевших в 2000 году;

  • Пока мир находится на ранней стадии пандемии, пределы которой предсказать трудно.
^

Приложение 2

Природа вируса и механизм его действия


ВИЧ - это РНК-содержащий вирус (иначе говоря, ретровирус) п\семейства лентивирусов. В отличие от онковирусов он вызывает не рост инфицированных клеток, а их гибель. Вирус, попадая в кровь человека, поражает специфические лимфатические клетки, преимущественно Т-4 лимфоциты, иначе называемые Т-хелперы, макрофаги и нейроглию. Белок вируса, оставшийся на поверхности клетки, изменяет её так, что она становится мишенью для клеток-убийц (Т-киллеров). Клетка погибает, а размножившиеся внутри неё вирусы попадают в кровоток, а оттуда в другие Т-лимфоциты-хелперы (Т-4), и процесс повторяется снова. Макрофаги, зараженные ВИЧ, не погибают, а становятся местом размножения вируса, его резервуаром. (Макрофаги играют особую роль в системе защиты организма. Они поглощают возбудителей, проникших в организм, разлагают их с помощью ферментов, удерживают фрагменты белков на своей поверхности.) Лимфоциты, зараженные ВИЧ, разрушаются, наступает момент, когда количество лимфоцитов резко снижается, это и приводит к иммунодефициту организма.

Т-4 лимфоциты играют важную роль в регулировании активности всех элементов иммунной системы человеческого организма. Поражение Т-4 лимфоцитов вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) первоначально вызывает дисфункцию иммунной системы, а затем полностью выводит её из строя, делая человека беззащитным перед различными болезнями и злокачественными новообразованиями.



Стадии болезни СПИДа

  1. Заражение инфекцией ВИЧ: недельная лихорадка, увеличение лимфатических узлов, сыпь. Через месяц в крови обнаруживаются антитела к ВИЧ.

  2. Скрытый период: от нескольких недель до нескольких лет. Изъязвления слизистой, грибковые поражения кожи, похудание, понос, повышенная температура тела.

  3. СПИД: воспаление легких, опухоли (саркома Капоши), сепсис и другие инфекционные заболевания.

Эти проявления болезни варьируют от нескольких дней до нескольких месяцев. Далее наступает бессимптомная фаза длительность её от 2 до 15 лет.

^ Источник инфекции у человека



Многие годы эти вирусы были безобидны для человека, однако мутационные процессы вызвали приспособление вируса к неизвестному нам механизму, связанному с функцией макрофагов и лимфоцитов.
^

Приложение 3

Пути передачи ВИЧ


При половом контакте (со спермой и влагалищным секретом):

  • при непостоянном половом партнёре

  • при гомосексуальных отношениях;

  • при искусственном оплодотворении;

через зараженную кровь:

  • совместное пользование загрязненными иглами для внутривенного введения наркотиков;

  • случайный контакт медицинских работников с зараженной кровью;

  • переливание непроверенной крови;

при передаче инфекции от матери плоду во время беременности и новорожденному во время родов;через молоко матери.

Основной фактор риска заражения ВИЧ в нашей стране – внутривенное ведение наркотических препаратов. Наркоманы на сегодняшний день составляют абсолютное большинство всех инфицированных в нашей стране.

По Красноярскому краю: 74% ВИЧ-инфицированных были заражены при приёме наркотиков с использованием нестерильных шприцев. Идёт рост заражения через незащищенный секс: 2001г. – 6%, 2004г. – 16%, 2007-…

Среди населения США и Канады, а также ряда европейских стран, в которых заболевание СПИДом получило широкое распространение, 72% от общего числа заболевших составляют гомосексуалисты, 17% - наркоманы, 2,1% - люди, получившие при переливании кровь или изготовленные из неё препараты, зараженные ВИЧ.

Локализация ВИЧ

Вирус обнаружен:

  • в семенной жидкости,

  • во влагалищном секрете,

  • в крови,

  • в материнском молоке.

Следы вируса обнаружены:

  • в слюне,

  • в слезах.



^

Приложение 4 Схема строения вируса СПИДа


Можно ли убить возбудителя СПИДа?

  • 50 О-70 О спирт (несколько секунд);

  • попадание в желудочно-кишечный тракт (разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой);

  • быстро погибает на воздухе и при нагревании 56О С в течение 30 минут;

  • Дезинфицирующие вещества - хлорамин, хлорная известь (мгновенно);

  • Кипячение (мгновенно);

  • При попадании на кожу (через 20 мин. уничтожается ферментами бактерий, паразитирующих на коже).

Не отмечены случаи передачи ВИЧ:

  • при нормальных социальных контактах, например, при рукопожатии или совместных трапезах;

  • воздушно-капельным путём при чихании и кашле;

  • при укусах кровососущих насекомых.
^

Схема строения вириона вируса СПИДа


В 1981 году появилось новое, ранее не известное науке, вирусное заболевание, получившее название СПИД. При этой болезни человек теряет ту часть иммунной системы организма, которая связана с Т-лимфоцитами крови, обеспечивающими клеточный и гуморальный иммунитет. В1983 году был открыт вирус, названный ВИЧ, вызывающий заболевание СПИДом. Вирус ВИЧ, поражающий Т-лимфоциты, относится к группе ретровирусов. Это РНК-содержащий вирус.

По величине отдельная частица ВИЧ, т.е. его вирион, достигает размера 100 -140 нм. Вирион имеет округлую форму. Под электронным микроскопом выглядит как многолепестковый цветок. Внутри вириона находятся две молекулы РНК, окруженные белковой оболочкой – капсидом. Рядом с молекулами РНК расположены специфические белки-ферменты (транскриптаза ВИЧ), трансформирующие РНК в ДНК. Вирион имеет супер-капсид – двухслойную мембрану, построенную из мембраны клетки-хозяина. Снаружи на мембране располагаются, как гвоздики, особые белки – гликопротеиды (сложные соединения углевода и белка), главной функцией которых является присоединение вириона СПИДа к клеточной поверхности клетки-хозяина.


^

Приложение 5

Механизм действия вируса СПИДа (ВИЧ)


Вирион СПИДа инфицирует первоначально клетки крови Т-лимфоциты, затем в патологический процесс вовлекаются все клетки кроветворных органов (селезёнка, косный мозг), лимфатических узлов, лёгких, некоторые клетки нервной системы, соединительной ткани, эпителиальные клетки кишечника, клетки мозга.

Кульминационный этап развития болезни СПИД – сборка вирусных частиц в клетке-хозяине и выход живого потомства вирионов из инфицированной клетки. Сборка происходит на плазматической мембране лимфоцита, откуда образовавшиеся частицы отпочковываются и внедряются вновь в незараженные клетки. У вируса СПИДа процесс идет очень быстро: за 5 мин. на одной лимфоцитарной клетке может образоваться до 5000 новых вирусных частиц.

Литература


  1. 1.Чайка Н.А., Клевакин В.М. “СПИД – чума XX века” Лениздат, 1989.

  2. Л.П. Анастасова и др. “Человек и окружающая среда” Москва “Просвещение”, 1997.

  3. “Биология в школе”, 2000, №7.

  4. “Биология в школе”, 2002, №.7

  5. Сводка информбюро санитарно-эпидемиологической станции.


Приложение 6


СЧАCТЬЯ
ЛЮБВИ
ЗДОРОВЬЯ
РАДОСТИ
УЛЫБОК
ВЕРНОСТИ
УСПЕХА
ДОЛГОЛЕТИЯ

Не погибни из-за невежества!”

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка классного часа на тему: «Все в твоих руках» icon Методическая разработка классного часа
В методической разработке представлены материалы по подготовке и проведению классного часа, посвященного любви и верности, чувствам,...
Методическая разработка классного часа на тему: «Все в твоих руках» icon Методическая разработка встречи с романсом в музыкальном салоне клуба «Додекаэдр»
...
Методическая разработка классного часа на тему: «Все в твоих руках» icon Методическая разработка классного часа
Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие...
Методическая разработка классного часа на тему: «Все в твоих руках» icon Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить»
Методическая разработка (научно-методическая, опытно экспериментальная) должна иметь следующую структуру
Методическая разработка классного часа на тему: «Все в твоих руках» icon Методическая разработка классного часа «Зауралье, мое Зауралье»
У каждого человека есть на земле такое место, где ему по–особенному тепло. Это город, деревня, дом, где он впервые ощутил мир и себя,...
Методическая разработка классного часа на тему: «Все в твоих руках» icon Классный час "Новый год шагает по планете"
Этот праздник – один из самых любимых, веселых, волшебных. Этот праздник любят и отмечают все. Угадайте, о чем идет речь и узнаете...
Методическая разработка классного часа на тему: «Все в твоих руках» icon «Космос человечеству»
Разработка классного часа, посвященного Дню космонавтики, для учащихся 5 класса
Методическая разработка классного часа на тему: «Все в твоих руках» icon Тема классного часа: «Что надо знать о вич/спиде» (проведен в 10а декабрь 2010г)
Цель классного часа: вооружить учащихся знаниями о спиде как болезни. Ознакомить с основными понятиями по проблеме
Методическая разработка классного часа на тему: «Все в твоих руках» icon Методическая разработка к уроку на тему «Домашнее хозяйство»
Используемые технологии: информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, здоровьесберегающие
Методическая разработка классного часа на тему: «Все в твоих руках» icon Методическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница