1. 1 Зарождение науки, основные тенденции ее развития




Скачать 183.62 Kb.
Название 1. 1 Зарождение науки, основные тенденции ее развития
Дата публикации 26.04.2016
Размер 183.62 Kb.
Тип Реферат
edushk.ru > Биология > Реферат


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Биология как наука……………………………………………………………..5

1.1 Зарождение науки, основные тенденции ее развития………………………5

1.2 Система биологических наук……………………………………………….10

2. Специфика биологии как науки …………………………………………….12

2.1. Этапы развития биологии…………………………………………………..12

2.2. Основные установки биологии как науки…………………………………17

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………...19

Введение
Человек обладает знанием об окружающей его природе (Вселенной), о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела — на естественнонаучное (естественное в том смысле, что изучается то, что существует независимо от человека, в противоположность искусственному - созданному человеком) и гуманитарное (от "гомо" - человек) знание.

Под этими терминами понимают две различные традиции, которые сформировались в изучении природы, т.е. в естествознании, с одной стороны, и в исследовании явлений духовной жизни общества, т.е. в гуманитарных науках, с другой. Это различие обусловлено самой спецификой объектов изучения естественных и гуманитарных наук.

Биология (от греч. биос - жизнь, логос - наука, учение), совокупность наук о живой природе.

Современная биология уходит корнями в древность и берёт начало в странах Средиземноморья (Др. Египет, Др. Греция). Крупнейшим биологом древности был Аристотель.

В средние века накопление биологических знаний диктовалось в основном интересами медицины. Однако вскрытия человеческого тела были запрещены, и преподававшаяся анатомия была в действительности анатомией животных, гл. образом свиньи и обезьяны.

В эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.) после средневекового застоя наблюдалось бурное развитие науки, культуры, высших слоев общества - аристократии, нарождавшейся буржуазии, буржуазной интеллигенции. В этот период в науке накапливается фактический материал, усиливается интерес к естественным наукам. Число людей, принимавших теорию эволюции органического мира, с этого времени возрастало.

В природе действуют стихийные и независимые от человека процессы, в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. На этом основании естественно - научную культуру нередко противопоставляют культуре гуманитарной. Поскольку методы исследования в естествознании сформировались раньше, чем в гуманитарных науках, то в истории познания делались неоднократные попытки перенести их целиком и полностью, без соответствующих изменений и уточнений, в гуманитарные науки1.

Таким образом, понимание специфики биологии, как науки, является важным моментом в процессе осмысления окружающего мира и законов его развития, что обусловило выбор данной темы работы.

Целью настоящей работы является Выявление специфики биологии как науки среди прочих наук о природе.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

- Определить основные тенденции развития биологии

- обособить систему биологических наук

- выявить специфику биологии как науки

- охарактеризовать этапы развития биологии

- сформулировать основные установки биологии как науки.

1. Биология как наука

1.1. Зарождение науки, основные тенденции ее развития
Всего же (с точки зрения истории науки) человечество в своем познании Природы прошло три стадии и вступает в четвертую.

На первой из них сформировались общие представления об окружающем мире как о чем-то целом, едином. Появилась так называемая натурфилософия, которая была вместилищем идей и догадок. Так продолжалось до XV столетия.

С XV-XVI вв. началась аналитическая стадия, т.е. расчленение, выделение частностей, приведших к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных естественных наук.

Наконец, в настоящее время делаются попытки обосновать принципиальную целостность всего естествознания и ответить на вопрос, почему именно физика, химия, биология и психология стали основными и как бы самостоятельными разделами науки о Природе?

Происходит также и дифференциация науки, т.е. создание узких областей какой-либо науки, однако, общая тенденция идет именно к интеграции науки. Поэтому последнюю стадию (четвертую), начинающую осуществляться, называют интегрально-дифференциальной.

Механизм наследования и накопления сведений постепенно совершенствовался за счёт установления определённых обычаев, традиций, а затем - и письменности. Так возникла исторически первая форма науки - наука античного мира, предмет изучения которой составила вся природа в целом.

В этот период возникли первые основы химии, которая использовалась для извлечения металлов из руд, крашения тканей, выделки кожи. Потребности отсчета времени, ориентирования на Земле, предсказания сезонных явлений привели к созданию основ астрономии. Несколько раньше возникли основы математики, включающей в себя в то время элементы арифметики и геометрии.

Первоначально созданная (античная) наука ещё не делилась на отдельные обособленные области и имела черты натурфилософии. Природа рассматривалась в целостности, с выдвижением на первый план общего и пренебрежением частностями. Натурфилософии соответствовал метод наивной диалектики и стихийного материализма, когда гениальные догадки переплетались с фантастическими вымыслами об окружающем мире2.

В V-IV вв. до н.э. из натурфилософской системы античной науки в самостоятельные области познания выделяются математика, астрономия, зоология и ботаника, минералогия, география, начался процесс дифференциации науки и внедрения, самостоятельных по своему предмету и методам отдельных дисциплин.

Со второй половины XV в. в эпоху возрождения начинается период значительного развития науки, начало которой характеризуется накоплением большого фактического материала о природе.

Второй период в развитии естествознания занимает время от середины XII в. до конца XIX в. Именно в этот период были сделаны выдающиеся открытия в физике, химии, механике, математике, биологии, астрономии, геологии. Были открыты законы: всемирного тяготения (И. Ньютон - конец в.), сохранения массы в химических превращениях (М.В. Ломоносов, А. Лавуазье - вторая половина XVIII в.), периодический закон в химии (Д.И. Менделеев - вторая половина XIX в.). Подлинный переворот в естествознании произошел в результате трех великих открытий - создания Ч. Дарвином эволюционной теории, открытия клетки и закона сохранения и превращения энергии. Такой существенный скачок в развитии науки способствовали дальнейшему прогрессу и дифференциации.

В науке XVII в. господствовал метафизический метод мышления, который опирался на абсолютизацию материалов (результатов), исследование только частностей и рассмотрение отдельных явлений.

В конце XIX в. - начале XX в. революция в естествознании вступила в новую, специфическую стадию, физика переступила порог микромира, был открыт электрон (Д. Томсон, 1897 г.), заложены основы квантовой механики (М. Планк, 1900 г.), обнаружен дискретный характер радиоактивного излучения. В середине XX в. окончательную победу одержал метод научного познания, основанный на материалистической диалектике.

В современных условиях изменяется характер научного исследования, подход к изучению явлений природы. На место прежней изоляции отдельных дисциплин приходят их взаимодействие, проникновение одной в другую. К настоящему времени уже насчитывается около 1300 самостоятельных научных дисциплин и свыше 300 специальностей, процесс дифференциации науки продолжается. В то же время происходит процесс сближения и связи отдельных наук, который называется интеграцией.

Интеграционные процессы являются одной из характерных черт современного этапа развития науки. Одновременно идущие процессы её дифференциации и интеграции взаимно переплетаются, переходят один в другой. На основе взаимодействия этих процессов происходит становление новых научных дисциплин.

Одной из главных черт развития науки является её сближение с общественной практикой, производством.

На ранних стадиях техника и производство существенно опережали развитие науки. Они давали науке уже готовый материал для анализа обобщения, ставя перед ней задачи, диктуемые практикой.

Сближение науки и техники, их взаимный интерес и влияние одной на другую получило новый импульс в XVI-XVIII вв. в связи с развитием мануфактурного и машинного производства, а также мореплавания. Развитие отдельных дисциплин науки происходит не единым фронтом, а выдвижением в отдельные периоды времени далеко вперед ее отдельных дисциплин. В XVII-XVIII вв. одиночным лидером была механика, в XIX в. - физика, химия, биология, астрономия, в конце XIX в. лидерство вновь перешло к физике (атомной и субатомной), что продолжалось до середины XX в3.

Настоящий период развития науки характеризуется групповым лидерством. Кроме физики микромира и твердого тела получили значительное развитие кибернетика, космонавтика, биоорганическая химия, генетика, бионика, в совокупности и взаимосвязи, составляющие основу научно-технического прогресса настоящего времени.

Бурное развитие науки стимулировало зарождение науковедения, изучающего закономерности функционирования и развития науки, структуры и динамику научной деятельности, экономику и организацию науки, нормы взаимодействия её с другими сферами материальной и духовной жизни общества.

Наука - производительная сила современного общества. Основной особенностью современного периода научно-технической революции является конкретное коренное изменение соотношения между наукой и производством. В настоящее время формируется единая, тесно взаимодействующая система "наука - техника - производство", где ведущая роль принадлежит науке. Теперь обязательным условием научного и технического прогресса стало опережающее развитие науки, составляющее сущность научно-технической революция, основу её поступательного развития.

Необходимость в опережающей роли науки обусловлена вовлечением в сферу практической деятельности человека новых веществ с ранее неизвестными свойствами, использованием новых видов энергии, дальнейшем изучении непознанных явлений природы и т.д. Наука изучает законы и закономерности этих явлений, их свойства, разрабатывает рекомендации по их практическому применению. Именно наука играет сейчас ведущую роль в решении глобальных проблем будущего -энергетической, экологической, продовольственной.

Опережающее развитие науки создает прочную основу для прогресса техники, производства на основе научных достижений. Производство все больше выступает как техническое приложение и воплощение достижений в науке.

Следовательно, наука в целом, а не отдельные дисциплины, все в большей степени превращается в непосредственную производительную силу общества.

Однако, превращаясь в производительную силу, наука не становится дополнительным элементом производительных сил. Она своими методами совершенствует составные части производства: средства труда, предмет труда, сам труд4.

Рассмотрим основные пути превращения науки в производительную силу.

Первый путь состоит в создании на основе достижений науки новых технологических средств и технологических процессов, улучшающих процесс производства и повышающих производительность труда. Он являлся единственным вплоть до конца XIX в.

Второй путь превращения науки в производительную силу состоит в совершенствовании самого человека, как главной производительной силы общества. Он стал проявляться ещё в XIX в., но наибольшей значительности достиг в период научно-технической революции.

Теперь в производстве широко применяются станки с ПУ, автоматизированные линии, устройства электронно-вычислительной техники, для обслуживания которых требуется не только высокая производительность, но и определенная подготовка человека по математике, физике, химии, кибернетике.

Третий путь превращения науки в производительную силу, особенно проявивший себя в последние 20 лет, состоит в совершенствовании на научной основе производительных процессов, начиная от организации труда на отдельном рабочем месте и кончая общей стратегией развития страны5.
^ 1.2. Система биологических наук
Основные методы биологии: наблюдение, позволяющее описать биологические явления; сравнение, дающее возможность найти закономерности (строение, функции, происхождение, распространение и развитие), общие для разных явлений - эксперимент или опыт, в ходе которого исследователь искусственно создает ситуацию, помогающую выявить глубже лежащие свойства биологических объектов; наконец, исторический метод, позволяющий на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познавать процессы развитии живой природы.

Биология тесно связана со многими науками и с практической деятельностью человек6.

Одними из первых в биологии сложились комплексные науки по объектам исследования - о животных - зоология, растениях - ботаника; анатомия и физиология человека - основа медицины. В пределах зоологии сформировались более узкие дисциплины. Например, протозоология, энтомология, орнитология и др.; в ботанике - альгология, дендрология и т.д. В самостоятельные науки выделились микробиология, микология, вирусология Многообразие организмов и распределение их по группам изучают систематика животных и систематика растений. Изучением прошлой истории органического мира занимается палеонтология и ее разделы - палеозоология, палеоботаника и др.

Другой аспект классификации биологических дисциплин - по исследуемым свойствам и проявлениям (механизмам) живого. Форму и строение организмов изучают морфологические дисциплины - цитология, гистология, анатомия; состав и ультраструктуру тканей и клеток - биохимия, биофизика, молекулярная биология; образ жизни животных и растений и их взаимоотношения с условиями среды обитания - экология и более специально - гидробиология, биогеография и т.д.; функции живых существ изучают физиология животных и физиология растений; закономерности наследственности и изменчивости - предмет исследований генетики; закономерности индивидуального развития изучает эмбриология; историческое развитие - эволюционное учение. Глубокое проникновение математики в разделы биологии вызвало к жизни математическую биологию, биометрию. В целом для биологии характерно взаимопроникновение идей и методов различных биологических дисциплин, а также других наук - химии, физики, математики.

Современная биология изобилует проблемами, решение которых может оказать революционизирующее влияние на естествознание в целом и прогресс человечества. Это многие вопросы молекулярной биологии и генетики, физиологии и биохимии, энергетика, коренные философско-методологические проблемы (форма и содержание, целостность)7.

^ 2. Специфика биологии как науки

2.1. этапы развития биологии


Современная биология уходит корнями в древность и берет начало в странах Средиземноморья (Древний Египет, Древняя Греция). Первые систематические попытки познания живой природы были сделаны античными врачами и философами - Гиппократ (ок. 460-ок. 370 до н.э.), Аристотель (384-322 до н. э.), Гален (129 - ок. 201). В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и лечение больного, а не болезни; понятие об анамнезе; учения об этиологии и др. Крупнейшим биологом древности был Аристотель. Его сочинения охватывают все отрасли тогдашнего знания. Итак, в средние века накопление биологических знаний диктовалось в основном интересами медицины. Однако вскрытия человеческого тела были запрещены, и преподававшаяся по Галену анатомия была в действительности анатомией животных, главным образом свиньи и обезьяны.

В эпоху Возрождения широко распространяются и комментируются сочинения античных философов и натуралистов (первыми ботаническими трудами были комментарии к сочинениям Теофраста (327-287)).

В дальнейшем появляются оригинальные «травники» - краткие описания лекарств, растений, А. Цезальпино (1519-1603) сделал попытку создания классификации растений в 1583 г., на основе строения семян, цветков и плодов.

С введением анатомирования человеческого тела блестящих успехов добивается анатомия человека, что отражено в классическом труде А. Везалия (1514-1564) «О строении человеческого тела» в 1543 г. работы анатомов подготовили великое открытие 17 в. - учение У. Гарвея (1578-1657) о кровообращении в 1628 г., применившего для физиологических исследований количественные измерения и законы гидравлики. Плеяда микроскопистов открывает тонкое строение растений - Р. Гук (1635-1703) в 1665 г., М. Мальпиги (1628-1694) с 1675 по 1679 г.г., Н. Грю (1641-1712) с 1671 по 1682г.г. и их половые различия - Р. Камерариус (1665-1721) в 1694 г., мир микроскопических существ, эритроциты и сперматозоиды - А. Левенгук (1632-1723) в 1673 г., изучает строение и развитие насекомых - Мальпиги в 1669 г. , Я. Сваммердам (1637-1680) в 1669 г. Эти открытия привели к возникновению противоположных направлений в эмбриологии - овизма и анималькулизма и к борьбе концепций преформизма и эпигенеза.

В 18 в. фундаментальную «Систему природы» (1735 и позже), основанную на признании изначально сотворенного мира, дал К. Линней (1707-1778), применив бинарную номенклатуру. Сторонник ограниченного трансформизма Ж. Бюффон (1707-1788) построил смелую гипотезу о прошлой истории Земли, разделив ее на ряд периодов, и в отличие от креацианистов относил появление растений, животных и человека к последним периодам. Опытами по гибридизации И. Кельрейтер (1733-1806) окончательно доказал наличие полов у растений и показал участие в оплодотворении и развитии как яйцеклеток, так и пыльцы растений (1761 и позже). В конце 18 в. Л. Спалланцани (1729-1799) осуществил опыты, опровергающие господствовавшую до тех пор в биологии идею возможности самозарождения организмов.

Уже со 2-й половины 18 в. и в начале 19 в. все настойчивее в той или иной форме возникают идеи исторического развития живой природы. Ш. Бонне (1720-1793) развил (1745, 1764) идею «лестницы существ», которую эволюционно истолковал Ж. Б. Ламарк (1744-1829) в 1809 г. Эволюционные идеи Ламарка в то время успеха не имели и подвергались критике со стороны многих ученых, среди которых был Ж. Кювье (1769-1832) - основоположник сравнительной анатомии и палеонтологии животных, выдвинувший в 1812 г. учение о катастрофах. Антиэволюционные концепции Кювье утвердились в 1830 г. в результате дискуссии с Э. Жоффруа Сент - Илером (1772-1844), пытавшимся обосновать натурфилософское учение о «единстве плана строения» животных и допускавшим возможность эволюционных изменений под прямым воздействием внешней среды. Идея развития организмов нашла подтверждение в эмбриологических исследованиях К. Ф. Вольфа (1759, 1768), Х. Пандера (1817) и К. М. Бэра (1828-1837). Обоснованная Т. Шванном (1810-1882) в 1839 г. клеточная теория сыграла огромную роль в понимании единства органического мира и в развитии цитологии и гистологии.

В середине 19 в. установлены особенности питания растений и его отличие от питания животных, сформулирован принцип круговорота веществ в природе (Ю. Либих, Ж. Б. Буссенго). В физиологии животных крупные успехи достигнуты работами Э. Дюбуа - Реймона (1818-1896), заложившего основы электрофизиологии, К. Бернара, выяснившего роль ряда секреторных органов в пищеварении (1845, 1847) и доказавшего синтез гликогена в печени (1848), Г. Гельмгольца (1821-1894) и К. Людвига (1816-1895), разработавших методы изучения нервно-мышечной системы и органов чувств. И. М. Сеченов (1829-1905) заложил основы материалистического понимания высшей нервной деятельности («рефлексы головного мозга», 1863 г.). Л. Пастер (1822-1895) окончательно опроверг возможность самозарождения современных организмов (1860-1864). С. Н. Виноградский (1856-1953) обнаружил (1887-1891) бактерии, способные путем хемосинтеза образовывать органические вещества из неорганических. Д. И. Ивановский (1864-1920) открыл в 1892 г. вирусы.

Крупнейшим завоеванием 19 в. было эволюционное учение Ч. Дарвина (1809-1882), изложенное им в труде «Происхождение видов» в 1859 г., в котором он вскрыл механизм эволюционного процесса путем естественного отбора. Утверждение в биологии дарвинизма способствовало разработке ряда новых направлений: эволюционной сравнительной анатомии (К. Гегенбаур), эволюционной эмбриологии (А. О. Ковалевский, И. И. Мечников), эволюционной палеонтологии (В. О. Ковалевский).

В 1860 г. найдено перо древнейшего вымершего рода птиц-археоптерикс, первоптица в верхнегорских (титонских) литоградских сланцах в Баварии (Германия), где затем в 1861 был найден первый скелет. Сейчас известно пять таких скелетов археоптерикса, причем два были обнаружены недавно в музеях (Нидерланды и ФРГ), где хранились как скелеты птерозавра и динозавра.

Археоптерикс (Archaeopteryx lithographica) ископаемая древнейшая птица подкласса ящерохвостые. Размером с ворону. В строении археоптерикса сочетаются признаки пресмыкающихся (череп с 2 височными дугами, зубы в альвеолах, небольшой мозг рептильного типа, имеются брюшные ребра, позвонки амфицельные, длинный хвост состоит примерно из 20 позвонков, отсутствует роговой чехол клюва и др.) и птиц (тело покрыто перьями, маховые перья крыльев крупные, асимметричного строения, кости конечностей частично пневматизированы).

Большие успехи достигнутые в 70-80-х г.г. 19в. в изучении сложных процессов клеточного деления (Э.Страсбургер, 1875; В.Флемминг, 1882, и др.), созревания половых клеток и оплодотворения (О.Гертвиг, 1875 и позже; Г.Фоль, 1877; Э. ван Бенеден, 1884; Т.Бовери, 1887,1888) и связанных с ними закономерностей распределения хромосом в митозе и мейозе, породили множество теорий, искавших в ядре половых клеток носителей наследственности (.Гальтон,1875; К.Негели,1884; Э.Страсбургер. 1884; А.Вейсман,188501892; Х.Де Фриз, 1889). Однако закономерности наследственности, обнаруженные Г.Менделем (1822-1884) в 1865, остались незамеченными вплоть до 1900, когда они были подтверждены и легли в основу генетики.

Отправными пунктами развития генетики в начале 20 в. стали менделизм и мутационная теория (Х.Де Фриз, 1901-1903), способствовавшие в дальнейшем синтезу генетики и дарвинизма. Была сформулирована хромосомная теория наследственности (Т.Бовери, 1902-1907; У.Сетон, 1092). В дальнейшем было показано, что носителями генетической информации являются молекулы ДНК (1944).

Установление структуры ДНК Дж.Уотсоном и Ф.Крик в 1953г. привело к раскрытию генетического кода, дало резкий толчок развитию молекулярной биологии, а позднее - генетической инженерии и биотехнологии.

В области физиологии животных И.П.Павловым (1849-1936) разработано учение об условных рефлексах и высшей нервной деятельности; бурно развивается нейрофизиология.

Существенное развитие в 20 в. получила эволюционная теория. В 20-30-х г.г. была вскрыта роль в эволюции мутационного процесса. Колебаний численности и изоляции при направленном действии отбора. Это позволило разработать синтетическую теорию эволюции, развивающую дарвинизм (С.С.Четвериков, Дж.Б.С.Холдейн, Р.Фишер, С.Райт, Дж.Хаксли и др.) и включающую учения о факторах эволюции (И.И.Шмальгаузен и др.), о микроэволюции и макроэволюции.

Крупнейшими достижениями Биологии является создание В.И.Вернадским (1863-1945) биогеохимии и учения о биосфере (1926), В.Н.Сукачевым (1880-1967) - биогеоценологии (1942), на основе которых научно разрабатывается стратегия взаимоотношений человечества с природой.

Трудами В.Шелфорда (1912, 1939). Ч.Элтона (1934) и мн. Др. Разработаны основы экологии как науки о взаимосвязи между организмами и окружающей средой8.
^ 2.2 Основные установки биологии как науки

Методические установки биологии 20 в. значительно отличаются от методических регулятивов биологии 18 - 19 в.в. основные направления, по которым произошло их размежевание, следующие:

1). качественно новое представление объекта познания (полисистемное видение биологического объекта).

2). качественно новая гносеологическая ситуация, требующая явного указания на условия познания, на особенности субъект-объектных отношений; невозможность пренебречь ролью и позицией субъекта познания в окончательном результате биологического исследования.

3). установление диалектического единства ранее противопоставлявшихся друг другу методологических подходов. На этом этапе формируются методологические установки, предполагающие: единство описательно-класифицирующего и объяснительно-номотетического подходов; единство операций расчленения, математизацию, аксиоматизацию и др.

4). заметно преобразовывается мировоззренческая функция биологии. На рубеже XX -XXI веков мировоззренческая нацеленность биологии, ориентированность ее результатов на конкретизацию наших представлений об отношении человек - мир реализуется в двух направлениях:

- на человека, на выявление взаимосвязей биологического и социального в человеке; определение функционирования биологического в общественном (социуме).

-на мир, на выявление закономерностей включенности живого в эволюцию Вселенной, перспектив биологического мира в развитии мира космического9.

Заключение
В 20 в. динамичное развитие биологического познания позволило открыть молекулярные основы живого и непосредственно приблизиться к решению величайшей проблемы науки - раскрытию сущности жизни. Биология постепенно становиться лидером естествознания. Вскрываемые биологией закономерности - важная составная часть современного естествознания. Они служат укреплением связи биологии с точными и гуманитарными науками; развитие комплексных и междисциплинарных исследований; увеличение каналов взаимосвязи с теоретическим познанием и со сферой практической деятельности, прежде всего с глобальными проблемами современности; явное участие запросов практики в актуализации тех или иных проблем биологического познания; возрастание ответственности ученых-биологов за судьбы человечества; связь биологии с аграрной, медицинской, экологической и другими видами практической деятельности обуславливает не только их развитие, но и развитие биологии.

Современная биология уже далека от того времени, когда фундаментальную роль в мировоззрении играли идеи телеологии - учения, по которому все в природе устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных целей, которые или устанавливаются богом (Х. Вольф), или являются внутренними причинами природы (Аристотель, Лейбниц).

Все возрастающее значение биологических исследований для медицины, сельского хозяйства, разумного использования естественных ресурсов и охраны природы, а также проникновение в эти исследования идей и методов точных наук выдвинули биологию с середины 20 в. на передовые рубежи естествознания. Данные биологии - естественнонаучная основа материалистического познания природы и места человека в ней.

Список использованной литературы


  1. Анохин П. К. От Декарта до Павлова / П. К. Анохин. - М., 1985. - 367с.

  2. Биология. Большой энциклопедический словарь / Гл.ред. М.С. Гиляров.-3-е изд.-М.:1998.

  3. Большая советская энциклопедия / Т.14, - М.: 1970.

  4. История биологии с древнейших времён до начала XX в. / Под ред. К. С. Ушакова. - М., 1972. - 309 с.

  5. Мамонтов С.Г. Биология. Учебник.-М.: Дрофа, 1994.

  6. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие.-М.: Гардарики, 2003.

  7. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии / В. В. Лункевич . - М., 1960 -346 с.




1 История биологии с древнейших времён до начала XX в. / Под ред. К. С. Ушакова. - М., 1972

2 Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие.-М.: Гардарики, 2003

3 Анохин П. К. От Декарта до Павлова / П. К. Анохин. - М., 1985

4 Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие.-М.: Гардарики, 2003

5 Большая советская энциклопедия / Т.14, - М.: 1970

6 Мамонтов С.Г. Биология. Учебник.-М.: Дрофа, 1994

7 Биология. Большой энциклопедический словарь / Гл.ред. М.С. Гиляров.-3-е изд.-М.:1998

8 История биологии с древнейших времён до начала XX в. / Под ред. К. С. Ушакова. - М., 1972

9 Мамонтов С.Г. Биология. Учебник.-М.: Дрофа, 1994

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. 1 Зарождение науки, основные тенденции ее развития icon Предметом экономической теории является анализ ры­ночного хозяйства
Зарождение и основные этапы развития экономической теории. Истоки экономической науки. Древний Восток. Древняя Греция. Древний Рим....
1. 1 Зарождение науки, основные тенденции ее развития icon № шведская модель общественного развития
Основные тенденции социально-экономического и политического развития Швеции во второй половине XX века
1. 1 Зарождение науки, основные тенденции ее развития icon Темы рефератов по экономике
Зарождение и основные этапы развития экономической теории. Политическая теория. Экономика и современная экономическая теория
1. 1 Зарождение науки, основные тенденции ее развития icon Вопросы к зачету по социологии гр. 142
Социальная демография: понятие, основные тенденции развития демографических процессов
1. 1 Зарождение науки, основные тенденции ее развития icon Современное состояние, проблемы и основные тенденции развития современного образования
Современные требования к психолого-педагогической культуре преподавателя высшей школы
1. 1 Зарождение науки, основные тенденции ее развития icon Настя щ. У меня получилось ЁмкО!!!
Основные принципы и тенденции развития театрального и концертного дела в России и за рубежом во второй половине XX века
1. 1 Зарождение науки, основные тенденции ее развития icon Лекция 1
Лекция Мировая экономика. Возникновение, сущность и основные тенденции ее развития
1. 1 Зарождение науки, основные тенденции ее развития icon Вопросы к экзамену по дисциплине «основы управления жилищно- коммунальным комплексом»
Основные тенденции развития процессов функционирования и организационных изменений в сфере жкк
1. 1 Зарождение науки, основные тенденции ее развития icon Вопросы к экзамену по дисциплине
Основные тенденции развития мирового рынка туризма и задачи российской индустрии туризма на современном этапе
1. 1 Зарождение науки, основные тенденции ее развития icon От Хрущева до Горбачева. Был ли неизбежен развал СССР
Экономика СССР в 50-е начале 60-х годов: основные тенденции развития и реформы управления
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов