Скачать 0.97 Mb.
|
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург Брянский филиал ЗАХАРОВ Н.Е. Возрастные ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Адаптационные изменения в орГанизме ПРИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА Методическое пособие Брянск 2009 ВВЕДЕНИЕ Курс «Возрастные особенности человека» является одной из важных дисциплин в медико-биологической подготовке специалистов в области физической культуры и спорта. Данный курс дает студентам возможность глубже освоить такие предметы как физиология, спортивная медицина, гигиена, лечебная физкультура, возрастная физиология, поскольку изучение данного курса невозможно без глубоких системных знаний по данным предметам, являющихся базой для изучения возрастных особенностей организма человека. Изучение возрастных особенностей человека позволит будущим тренерам ориентироваться в вопросах первичного отбора и ранней ориентации в различных видах спорта, понятиях возрастной нормы, сенситивных периодов развития, гетерохронности развития, определения возраста начала систематических тренировок в различных видах спорта. ^ является обеспечение будущих тренеров конкретными знаниями, умениями, навыками, касающимися особенностей жизнедеятельности организма человека в различные периоды онтогенеза, а также научить студентов оценивать эффект воздействия дозированных физических нагрузок на людей различного возраста с целью оптимизации тренировочного процесса и предотвращения негативных последствий перетренированности. ^ 1. Расширение общебиологической и методической подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту. 2. Формирование представления об основных общебиологических процессах и реакциях организма в различные периоды его жизни. 3. Обучение правильной оценке возрастных изменений, связанных с систематическими тренировками. 4. Ориентация будущих специалистов в тренировочном процессе на сенситивные периоды, обеспечивающие максимальный позитивный эффект от тренировок. 5. Обеспечение будущих тренеров конкретными знаниями о физиологических, анатомических, морфологических, психических особенностях детей различного возраста. 6. Изучение особенностей организации тренировочного процесса для людей зрелого и пожилого возраста. 7. Обучение оценке биологического возраста детей и подростков, возрастной нормы и темпов развития детей и подростков. Таким образом, знания, полученные студентами при изучении курса «Возрастные особенности человека» крайне важны для будущих специалистов физической культуры, спорта и АФК, поскольку при осуществлении профессиональной деятельности им приходится сталкиваться с разновозрастным контингентом, учет возрастных особенностей каждого занимающегося становится необходимостью, от которой зависит не только успешность тренировочного процесса, но часто и здоровье человека. В данном методическом пособии представлены теоретические основы развития систем органов человека, возрастных особенностей адаптации организма к физическим нагрузкам. Также приводится примерный тематический план практических и семинарских занятий по изучаемому курсу, основные термины и понятия, которые должны быть усвоены студентами, методические рекомендации по изучению предмета, литература, помогающая глубже понять закономерности онтогенеза и оценить влияние занятий физической культурой и спортом на становление и развитие человека. Кроме того, в пособии содержатся справочные таблицы, позволяющие количественно оценивать изменения, происходящие в различных системах органов в процессе индивидуального развития. ^ I. ОСНОВНЫЕ закономерности, термины и понятия. Периодизация онтогенеза. Жизненный цикл всех животных и человека складывается из определённых стадий или периодов. Так, развитие млекопитающих животных проходит следующие периоды: внутриутробный (включающий фазы эмбрионального и плацентарного развития), новорождённости, молочный, полового созревания, зрелости и старения. Весь жизненный цикл организма — от зачатия до смерти — называется индивидуальным развитием, или онтогенезом. Понятие роста и развития. Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и к качественным изменениям. Под развитием понимают 3 основных процесса: 1) Рост - увеличение числа клеток (в костях, легких и др. органах) или увеличение размеров клетки (в мышцах и нервной ткани) т.е. количественный процесс; 2) Дифференцирование органов и тканей. 3) Формообразование т.е. качественные изменения. Основными закономерностями возрастного развития является периодизация и гетерохронность т.е. неравномерность и разновременность роста и развития. ^ К важным закономерностям роста и развития детей относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония и явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем. И.А. Аршавский сформулировал «энергетическое» правило скелетных мышц» в качестве основного фактора, позволяющего понять не только специфические особенности физиологических функций организма в различные возрастные периоды, но и закономерности индивидуального развития. Согласно его данным, особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры. А.А. Маркосян к общим законам индивидуального развития отнес и надежность биологической системы. Под надежностью биологической системы принято понимать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, гарантирующей приспособление к новым условиям, и с быстрым возвратом к исходному состоянию. Согласно этой концепции, весь путь развития от зачатия до естественного конца проходит при наличии запаса жизненных возможностей. Эти резервные возможности обеспечивают развитие и оптимальное течение жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды. П.К. Анохин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерное созревание функциональных систем) и вытекающее из него учение о системогенезе. Согласно его представлениям, под функциональной системой следует понимать широкое функциональное объединение различно локализованных структур на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (например, функциональная система акта сосания, функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве, и др.). Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития. Системогенез как общая закономерность развития особенно четко выявляется на стадии эмбрионального развития. Однако гетерохронное созревание, поэтапное включение и смена функциональных систем характерны и для других этапов индивидуального развития. Знание основных закономерностей возрастного развития позволяет подойти к решению двух важнейших практических задач. ^ . По ходу решения этой задачи было выявлено, что темпы роста и развития детей зависят от большого количества факторов. ^ онтогенеза. Одни ученые считают, что развитие ребенка протекает непрерывно, и поэтому говорить о каких-либо его этапах, или периодах, бессмысленно. Так полагает, в частности, британская школа антропологов, среди которых немало выдающихся ученых, чьи труды лежат в основе физиологии развития, — Таннер, Харрисон и другие. Напротив, российская научная школа, ведущая свою историю от Н.П. Гундобина, В.В. Бунака, П.К. Анохина, считает вопрос о периодах онтогенеза одним из ключевых. Представления о гетерохронности развития и неравномерности онтогенетического процесса, лежат в основе различных моделей периодизации онтогенеза, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Для человека предложена следующая возрастная периодизация: 1. Новорождённый (от 1 до 10 суток). 2. Грудной возраст (от 10 суток до 1 года). 3. Детство: а) раннее (1—3 года), б) первое (4—7 лет), в) второе (8—12 лет мальчики, 8—11 лет девочки). 4. Подростковый возраст (13—16 лет мальчики, 12—15 лет девочки). 5. Юношеский возраст (17—21 год юноши, 16—20 лет девушки). 6. Зрелый возраст: 1-й период (22—35 лет мужчины, 21—35 лет женщины); 2-й период (36—60 лет мужчины, 36—55 лет женщины). 7. Пожилой возраст (61—74 года мужчины, 56—74 года женщины). 8. Старческий возраст (75—90 лет). 9. Долгожители (90 лет и выше). К проблеме возрастной периодизации непосредственно примыкает задача выявления сенситивных и критических периодов развития. Известно, что некоторые свойства организма особенно зависимы от внешних воздействий на определенных этапах своего формирования. Поэтому выявление такого рода сенситивных, т.е. наиболее чувствительных к внешнему воздействию, периодов — весьма важная задача физиологии развития. |
![]() |
Учебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008 Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности... |
![]() |
Курс-конспект лекций и контрольные задания Рига 2006. Методическое... Современная психодиагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально... |
![]() |
Календарно-тематическое планирование учебного материала по Брянскому краю Проектная и исследовательская деятельность. Методическое пособие / Голованова В. И., Карбанович О. В., Лупоядова Л. Ю., Якимович... |
![]() |
Учебно-методическое пособие Сураж 2009 Рекомендовано к печати научно-методическим... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая... |
![]() |
Методическое пособие Методическое пособие для государственных экзаменов по специальности «Государственное и Муниципальное управление» — 061000; гуу.,... |
![]() |
Слуховой анализатор. Возрастные особенности. Гигиена слуха Функция слухового анализатора человека связана с членораздельной речью. Звуки, которые воспринимаются ухом характеризуются |
![]() |
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников... Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование: Методическое пособие /Качкина Т. Б., Качкин А. В. – Ульяновск,... |
![]() |
Программа по курсу «Правоохранительные органы» / Сост. Малаев С.... Программа по курсу «Правоохранительные органы» / Сост. Малаев С. С. – Брянск: Изд-во бгу, 2009. – 27 с |
![]() |
Учебно-методическое пособие Великий Новгород 2009 Менеджмент и маркетинг.... Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (ргуитп) |
![]() |
Учебно-методическое пособие Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения |