Скачать 354.65 Kb.
|
НЕДЕЛЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ. Егорова Марина Николаевна, учитель биологии средней школы №3 г. Новочебоксарска. Я работаю в школе учителем биологии уже 14 лет. За это время я пришла к выводу, что в привитии интереса к предмету очень большую роль играет Неделя биологии, которая ежегодно проводится в нашей школе с 1 по 7 апреля. Именно в рамках предметной недели осуществляется тесная взаимосвязь учебной и внеурочной работы по предмету. Цель недели биологии - углубление и расширение знаний учащихся по биологии, привитие интереса к предмету и связь теории с практикой. Естественно чтобы получить ожидаемый результат необходимо очень чётко продумать и план всей недели и план каждого мероприятия. Колоссальную работу проделывает учитель биологии изыскивая интересные, развивающие вопросы. Приходится просмотреть огромное количество дополнительной и методической литературы. В 2006-2007 учебном году в рамках недели биологии в нашей школе были проведены следующие мероприятия: 6-е классы: Олимпиада по биологии. Интеллектуальная игра «Мир растений» 7-е классы: Олимпиада по биологии Викторина «Птичий гомон» Турнир « Мир птиц» 9-е классы Командные состязания « Здоровому – всё здорово!» 10-е классы Дискуссия « Проблемы Ельниковской рощи» 10-е – 11-е классы Турнир знатоков биологии «Что? Где? Когда?» Подведение итогов. К викторине птичий гомон ребята получили задание заранее. В викторину были включены самые разнообразные вопросы о птицах. Ребятам был предложен список литературы, где они могут найти ответы на поставленные вопросы. А к первому дню недели все ответы были уже проверены, составлен рейтинг. Ребята подготовили накопительные папки с интереснейшим материалом о птицах. Сделали мини-газеты. Прозвучали ответы на все поставленные вопросы и показаны рисунки, фотографии тех. Птиц о которых были заданы вопросы. Во второй день параллельно в двух кабинетах были проведены олимпиады для учащихся 6-х, 7-х классов. Цель этого мероприятия- выявить ребят , с которыми необходимо углубить индивидуальную работу и которые в будущем смогут защитить честь школы на городских олимпиадах . В этот же день, в 10-х классах была проведена дискуссия на тему « Проблемы Ельниковской рощи». В начале дискуссии выступили ученицы 9-го класса Юркина Ирина и Дмитриева Саша, которые по данной теме выполнили работу к научно- практической конференции. Их обеспокоило небрежное отношение горожан к памятнику природы. В ходе дискуссии ребята пытались разобраться почему люди не думают о будущем дпанного лесного массива, где кроются корни бездумного отношения к природе и высказаны очень неплохие предложения о том, как можно помочь памятнику природы, например, проводить агитационную работу, информировать горожан о состоянии рощи, участвовать в уборки рощи и даже для получения средств на благоустройство рощи организовывать благотворительные концерты с участием артистов Чувашской эстрады, учащихся школ города и музыкальной школы. В третий день для шестиклассников была проведена игра « Мир растений» В четвёртый день командные состязания «Здоровому - всё здорово!» В этом мероприятии сочетались интеллектуальные задания с практическими (оказанием первой помощи) и подвижными конкурсами Пятый день прошла игра для семиклассников « Мир птиц» 6-й день. В этот день состоялась игра «Что?Где? Когда?» для 10-х 11-х классов В центре были поставлены столы с секторами и вертушками. Всего 5 секторов: «ботаника», «зоология», «экология», «медицина», «разное», а между секторами хаотично располагаются обозначения «Черный ящик» и «Блиц».Каждый сектор был обозначен своим цветом. Предполагалось, что игра продлится не более 1,5 часов, но ребятам та кпонравилось , что мы задержались почти на 1 час. Я хотела бы поделиться опытом проведения игры «Что? Где? Когда?» в10-х 11-х классах. По организации она несколько отличается от знаменитого аналога. Литература, которая была использована при подготовке к данной игре указана ниже. ^ Что? Где? Когда? Участвуют 4 команды по 6 человек. Оформление: в центре столы с секторами и вертушками со стрелкой. Всего 5 секторов: «ботаника», «зоология», «экология», «медицина», «разное», а между секторами хаотично располагаются обозначения «Черный ящик» и «Блиц». Желательно каждый сектор обозначить своим цветом. Жюри ведет счет баллам, следит за временем, решает все спорные вопросы, определяет победителей. На столе жюри гонг удар, в который означает начало или конец временного отрезка, отведенного для обсуждения вопроса, песочные часы (1 мин) ^ Вопрос общий для всех команд. Команда первой давшая правильный ответ на вопрос, начинает игру. Капитан вращает стрелку. Ведущий вскрывает конверт и читает вопрос. Звучит гонг, обсуждение начинается. Через минуту команда дает ответ. Если ответ верен- 1 балл, если не верен - ведущий с этим же вопросом обращается к остальным командам. Жюри следит за тем, в каком порядке команды поднимают руки. В этом же порядке дается право на ответ. Команда, ответившая правильно, получает 1 балл. Затем ведущий задаёт вопрос 2-й команде и т. д. Турнир продолжается до того момента, пока одна из команд не наберет 10 баллов. Награждение. Команда-победитель награждается дипломом. Начало игры. Может ли страус назвать себя птицей? ^ Из области ботаники: 1. В первой половине 17 века русский посол передал монгольскому хану от царя Михаила Федоровича сто соболей. Монгольский хан в ответ передал русскому царю четыре пуда сухих листьев, на что царь обиделся: он дарит соболей, а в замен получает сухие листья, хан понял свою ошибку и отправил в Москву своего мастера с подарком о каких листьях идет речь? ^ 2.Известно, что семена некоторых лиственных деревьев нашей полосы быстро теряют всхожесть после выпадения из плодов, например, семена осины становятся не всхожими уже через несколько дней. Однако в лесу осина образует довольно густые молодые поросли как это объяснить ^ 3. «Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали… Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его»,- так писал старинный летописец о неизвестной болезни, называемой потом «злыми корчами», «антоновым огнём». Замечено было, что болезнь начиналась после употребления хлебобулочных изделий. Что вызывало эту болезнь? ^ 4.Они открыты в 1928 году советским учёным Токиным. Их много выделяют хвойные, однако чемпионом является можжевельник. Они выделяются бактериями и низшими грибами. Причём у этих организмов они носят название антибиотики. Назовите их. ^ 5.Их называют артиллеристами. Вопрос: назовите их и почему они так называются. Приведите три примера Ответ: Растения, семена, которых распространяются саморазбрасыванием. Кислица, фиалка, недотрога, бешеный огурец. 6. Почему, заготовленные зимой дрова ценятся больше, чем те которые заготовлены летом? ^ 7.Плод этого растения называют «ягодой пяти вкусов»: оболочка сладкая, мякоть кислая, семена горькие и терпкие, а приготовленное лекарство приобретает солёный вкус. ^ 8.Многие народы, живущие на территории России, почитали это дерево, как священное. По якутским поверьям, на ветвях этого дерева живёт Хозяйка Земли. А вот. Что поётся в русской песне об этом дереве: Первое дело- мир освещать, Второе дело- скрип утешать, Третье дело - больных исцелять, Четвёртое дело- чистоту соблюдать. Что это за дерево? Объясните, о чём говорится в песне. Ответ: Берёза. Люди освещали дома берёзовыми лучинками; дёгтем из берёзовой коры смазывали оси колёс, чтобы не скрипели; от болезней почек, печени и лёгких помогает отвар берёзовых почек; полы мыли да парились берёзовыми вениками. 9.Родовое латинское название этого растения «центауре» произошло от древнегреческого мифического существа Центавра (Кентавра), который соком этого растения залечивал раны нанесённые Гераклом. А как по-русски называется это растение? ^ 10. На Кавказе, Северном Урале, в некоторых районах Сибири и Арктики можно наблюдать «красный снег» Объясните, что вызывает это явление? Ответ: Хламидомонада снежная. При оттаивании снега клетки её начинают быстро размножаться и вызывают окрашивание снега. Из области зоологии: 1.Почему, испугавшись чего-нибудь лошадь, начинает фыркать? ^ 2.Почему лоси могут бегать по таким болотам, где любое другое животное такого же веса неминуемо увязнет? Ответ: Они имеют по два копыта на каждой ноге, между которыми натянута перепонка. Во время бега копыта раздваиваются, перепонка натягивается, давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет. 3.Кто раньше появляется весной - летучие мыши или летучие насекомые. ^ 4. Скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах и лошадях. Вопрос: зачем они это делают? ^ 5.Какая корова сытнее живёт - хвостатая или бесхвостая? Ответ: Хвостатая. Хвостом она отгоняет насекомых и спокойно пасётся, а бесхвостая поминутно мотает головой и переходит с места на место. 6. Пчелиный клей, клейкое, смолистое вещество, вырабатываемое медоносными пчёлами для обмазывания стенок улья и заделки щелей. Используется в медицине. ^ 7.Фет «Бабочка» Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила Весь бархат мой с живым миганьем- Лишь два крыла. …Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я лёгкий опустилась И вот дышу… Найдите биологическую ошибку. ^ 8. Видный отечественный учёный И. С. Даревский у некоторых видов ящериц (армянской, белобрюхой и других) обнаружил отсутствие самцов. Однако наблюдения показали, что самки откладывают неоплодотворённые яйца, из которых вылупляются вполне жизнеспособные детёныши- самки. Об открытии, какого процесса идёт речь? Известно ли вам подобное явление у других животных? Ответ: У значительного числа видов разных ящериц и некоторых змей существует партеногенетическое размножение, впервые открытое у позвоночных И. С. Даревским. Подобное размножение характерно для пчёл, дафний. 9. Во время тетеревиных токов на одной полянке можно увидеть одновременно несколько дерущихся пар самцов. А в стороне на ветвях деревьев сидят тетёрки, ожидающие исхода боёв. «Чуфырканье», «бормотание» и петушиные драки заканчиваются тем, что брачные пары соединяются так: молодые тетёрки остаются со старыми косачами, а старые, наоборот, с молодыми. Объясните биологический смысл такого распределения. ^ 10. На латинском языке название этого насекомого «Сверчок- крот». Чего оно только не умеет: и землю копает, и бегает, и прыгает, и плавает, и летает, и даже поёт. Кто это? ^ Из области экологии: 1.Экологи считают, что в северных районах лес можно рубить только зимой и тут же вывозить по глубокому снегу. Почему? Ответ: В этом случае значительно меньше нарушается почвенный покров, не уничтожается подстилка и травянистый ярус растений, не формируются рытвины, колеи, изменяющие гидрорежим и способствующие эрозии почвы, значительно меньше уничтожается подрост и подлесок. 2. Где быстрее происходит разложение ядохимикатов, утрата токсичных свойств - в тундре или степной зоне. Объясните почему? Ответ: В степной зоне утрата токсичности происходит под действием высоких температур при наличии активных веществ, способных видоизменять химическую структуру ядохимикатов. Разрушение токсинов происходит интенсивнее под влиянием живых организмов редуцентов в первую очередь, имеющих в степях более длительный период активности. 3.Два ученика поспорили, есть ли что – нибудь общее у лягушки. Крокодила и бегемота. Первый утверждал, что ничего общего между этими животными нет: лягушка маленькая, прыткая и никому, кроме мух и комаров не страшна; крокодил большой и зубастый, ловкий хищник; бегемот огромный, неповоротливый и ест траву. Второй настаивал на своём , что сходство между ними есть. А как же на самом деле? Ответ: Находящиеся в воде лягушки, крокодилы и бегемоты не могут обходиться без воздуха, который необходим им для дыхания, поэтому у животных над водой расположены ноздри. Глаза помогают высматривать добычу и врагов. 4.Жители северного побережья Австралии охвачены тревогой. Радио, газеты, телевидение предупреждают: купаться опасно- в заливе появились ядовитые медузы. Они особенно опасны, потому что прозрачны и практически невидимы в воде. Специалисты связывают появление медуз с уменьшением численности морских черепах. Почему это происходит? Ответ: Численность черепах снизилась из-за загрязнения вод залива и хищнического истребления животных. Черепахи питаются медузами. При уменьшении численности естественных врагов численность медуз резко возросла. 5. При помощи этого вещества очищают воздух от таких ядовитых веществ как оксиды азота (2) и (4), оксидов серы (4) и (6), а продукты очистки используют в производстве. Назовите это вещество и продукты, образующиеся в результате очистки? ^ 6. В клетках всех организмов имеется вода. При замерзании она может разорвать внутренние структуры клетки и вызвать гибель организмов. Почему же зимой не погибают растения, лягушки, насекомые и другие пойкилотермные животные при охлаждении их тела ниже 0ْ С? ^ 7.В средние века существовала казнь « под колокол». Кто был палачом? Ответ: Гул колокола мучил и медленно убивал человека, помещённого под колокол. Предельная норма для громких звуков- 80 децибеллов, звук в 130 децибеллов вызывает болевые ощущения, а в150 децибеллов - непереносим. 8. С биологической точки зрения уборка опада осенью не рекомендуется - опад необходим для нормального функционирования почв. Однако в промышленных городах уборку опада проводят регулярно. Почему? Ответ: Потому что городские деревья аккумулируют тяжёлые металлы из загрязнённой почвы, а листовые пластинки, кроме того, из воздуха, поэтому опад городских парков не может считаться нормальным источником перегноя. Плодородие городских почв поддерживают искусственно, добавляя минеральные удобрения. 9.После того как железная дорога Лондон- Глазго была электрифицирована, специалисты отметили значительное увеличение численности грызунов в прилегающих угодьях. Долгое время этому не могли дать никакого объяснения, но потом причина всё-таки вскрылась и оказалась вполне «экологичной». Как вы думаете, что это была за причина? Ответ: Вспышка численности грызунов в прилегающем к дороге ландшафте была связана с уменьшением численности хищников - консументов в трофической цепи, в данном случае сов. Которые гибли, поражённые электрическим током, когда садились на провода и одновременно задевали крыльями металлические конструкции ( чаще всего это случалось под мостами). 10. Восстановите текст высказывания и назовите автора: «…не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьёзна: она всегда…, ошибки же и заблуждения исходят от…». Немецкий поэт… Ответ: Природа, права, людей, Гете. |
![]() |
Доклад на I конференции ноу Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание,... |
![]() |
Некоторые данные о глобальных миграциях птиц через Забайкальский край Тысячи птиц в Забайкалье окольцованы стандартными металлическими кольцами, сотни пернатых помечены цветными пластиковыми кольцами... |
![]() |
Е. С. Преображенская Координатор программы зимних учетов птиц России и сопредельных стран Хотя саму по себе зиму я не люблю: холодно, по снегу ходить тяжело, и птиц, в общем-то, мало |
![]() |
Синхронный турнир по спортивному Что? «Кубка Вивальди». Турнир получил свое название в честь итальянского композитора Антонио Вивальди, написавшего цикл «Времена года»... |
![]() |
Синхронный турнир по спортивному Что? «Кубка Вивальди». Турнир получил свое название в честь итальянского композитора Антонио Вивальди, написавшего цикл «Времена года»... |
![]() |
Синхронный турнир по спортивному Что? «Кубка Вивальди». Турнир получил свое название в честь итальянского композитора Антонио Вивальди, написавшего цикл «Времена года»... |
![]() |
Синхронный турнир по спортивному Что? «Кубка Вивальди». Турнир получил свое название в честь итальянского композитора Антонио Вивальди, написавшего цикл «Времена года»... |
![]() |
Биологические периоды жизни птиц У каждого вида сложился специфичный для него годовой цикл жизни, состоящий из ряда последовательных биологических явлений, приуроченных... |
![]() |
Для нашей республики характерны жаркое лето и холодная зима с устойчивым снежным покровом Ноябре-декабре. В некоторые зимы снежный покров достигает толщины в 1 метр. Такое количество снега опасно для многих птиц и зверей:... |
![]() |
Методологические проблемы описания коммуникативных сигналов у птиц Методологические проблемы описания коммуникативных сигналов у птиц: попытка решения |