Тематическое планирование для 10 класс




Скачать 122.2 Kb.
Название Тематическое планирование для 10 класс
Дата публикации 01.05.2016
Размер 122.2 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > Биология > Урок
Календарно –тематическое планирование для 10 класса

( профильный уровень)



Тема программы


Количество

часов

Раздел 1. Введение в курс биологии 10-11 классов.

  1. Биология как наука и её прикладное значение.

  2. Общие биологические явления и методы их исследования.






15

5

10

Раздел 2. Биосферный уровень организации жизни.

  1. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

  2. Происхождение живого вещества.

  3. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

  4. Условия жизни в биосфере.






26

4

9

5

8

Раздел 3. Биогеоценотический уровень организации жизни.

  1. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема.

  2. Многообразие биогеоценозов и их значение.






28

18

10

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень жизни.

  1. Вид и видообразование.

  2. Происхождение и этапы эволюции.

  3. Учение об эволюции и его значение.

  4. Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества.




36

11

8

11

6



Итого


105


Календарно –тематическое планирование для 10 класса профильный уровень





урока

дата

Содержание(тема урока)

примечание

1

2

3

4

5




Раздел 1. Введение в курс биологии 10-11 классов (15 часов)

1.Биология как наука и её прикладное значение (5 часов)

Введение:задачи курса биологии в старшей школе. Биология как наука о живом. Отрасли биологии, её связи с другими науками.

Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биологии.

Осознание ценности изучения биологических видов.

Практическая биология и её значение. Биотехнология. Бионика. Роль биологичес-ких знаний в формировании современной естественнонаучной картины мира.

^ Многообразие видов. Сезонные изменения в природе.


п. 1

п. 2

п. 3

п. 4

экскурсия



1(6)

2(7)

3(8)

4(9)

5(10)

6(11)

7(12)

8(13)

9(14)

10(15)





2.Общие биологические явления и методы их исследования (10 часов)

Основные свойства жизни. Общие признаки биологических систем. Отличитель-ные признаки живого от неживого.

Определение понятия «жизнь».

Биосистема как объект изучения биологии и как структурная единица живой материи.

Приготовление микропрепарата для рассмотрения клеточного строения листа элодеи и наблюдение за движением цитоплазмы в клетках листа элодеи под влиянием факторов внешней среды.

^ Рассмотрение под микроскопом разнообразия инфузорий и их движения.

Структурные уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

Методы биологических исследований. Наблюдение, эксперимент, описание,

измерение и определение видов как методы изучения природы. Моделирование и мониторинг.

Определение видов растений и животных.

^ Методика работы с определителями растений и животных.

Морфологическое описание и определение одного вида растений.

п. 5

п. 6

п. 7

Лаб р.1

Лаб.р.2

п.8

п. 9

п. 10

Лаб.р. 3

Лаб.р.4



1(16)

2(17)

3(18)

4(19)




Раздел 2. Биосферный уровень организации жизни (26 часов)

3.Уучение о биосфере(4 часа)

Понятие о биосфере. Границы и структура биосферы. Функциональная структура биосферы.

Учение В.И.Вернадского о живом веществе биосферы.

Живое вещество и его особенности.

Функции живого вещества в биосфере.


п. 11

п.12

п.13,с.61-62

п.13,с.62-64

1(20)

2(21)

3(22)

4(23)

5(24)

6(25)

7(26)

8(27)

9(28)





4. Происхождение живого вещества( 9часов)

Гипотезы происхождения живого вещества на Земле , их анализ и оценка.

Современные гипотезы происхождения жизни (А.И.Опарин и Дж. Холдейн).

Предыстория происхождения живого на Земле.

Физико-химическая эволюция в развитии биосферы.

Этапы возникновения жизни на Земле.

Этапы эволюции органического мира и её значение в развитии биосферы. Эволюция биосферы.

Хронология развития жизни на Земле. Криптозой.

Хронология развития жизни на Земле. Фанерозой.

^ Защита презентаций «Этапы развития живого мира на Земле».


п.14

п. 15

п. 16

п. 17

п. 18

п. 19

п.20,с.95-98

п.20,с.99-100

Защита презентаций

1(29)

2(30)

3(31)

4(32)

5(33)

1(34)

2(35)

3(36)

4(37)

5(38)

6(39)

7(40)

8(41)




5.Биосфера как глобальная биосистема(5 часов)

Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Функциональная неоднородность живого вещества. Особенности распределения биомассы на Земле.

Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере.

Биологический круговорот и его значение.

Биогенная миграция атомов.

Механизмы устойчивости биосферы.

6. Условия жизни в биосфере (8 часов)

Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле.

Экологические факторы и их значение. Комплексное действие факторов среды на организмы. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Абиотические, биотические и антропогенные факторы.

Человек как житель биосферы. Понятие о ноосфере. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Определение пылевого загрязнения воздуха в помещении и на улице.

Определение химического загрязнения воздуха с помощью биоиндикаторов.

^ Определение загрязнения воды в водоёме.

Исследование водозапасающей способности зелёных и сфагновых мхов.

Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.

Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Живой мир и культура.

^ Живой мир вокруг нас. Приёмы описания растительного покрова возле школы.


п. 21

п. 22

с.109

п. 23

п. 24

п. 25

п.26,с.129-131

п.26,с.131-133

п.27

Лаб.р.5

Лаб.р.6

Лаб.р. 7

Лаб.р. 8

п.28

п.29

Экскурсия

1(42)

2(43)

3(44)

4(45)

5(46)

6(47)

7(48)

8(49)

9(50)

10(51)

11(52)

12(53)

13(54)

14(55)

15(56)

16(57)

17(58)

18(59)




Раздел 3. Биогеоценотический уровень организации жизни(28 часов)

7. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема(18 часов)

Биогеоценоз как часть биосферы. Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценозы как структурные компоненты биосферы. Понятия: «биогеоценоз», «биоценоз», «экосистема».

Структура экосистемы. Функциональные компоненты экосистемы.

Понятия: «экотоп» и «биотоп». Пространственная и видовая структура биогеоценоза.

Характеристики биогеоценоза.

Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей.

Пирамиды чисел. Правила экологической пирамиды.

Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.

Строение и свойства биогеоценоза (экосистемы).

Экологические ниши и жизненные формы организмов в биогеоценозе.

Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Системы «хищник-жертва», «паразит- хозяин».

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах.

Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем.

Зарождение и смена биогеоценозов.

Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов.

Суточные изменений в биогеоценозе.

Сезонные изменения в биогеоценозе.

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни.

^ Типы связей и зависимостей в биогеоценозе.


п. 30

п.31

п. 32

п. 33

п. 34

п. 35

п. 35

п. 36

п. 37

п. 38

п. 39

п. 40

п.41,с.197-199

п.41,с.199-201

п.42,с.202-203

п.42,с.202-204

п. 43

конференция

1(60)

2(61)

3(62)

4(63)

5(64)

6(65)

7(66)

8(67)

9(68)

10(69)

1(70)

2(71)

3(72)

4(73)

5(74)

6(75)

7(76)

8(77)

9(78)

10(79)

11(80)



8.Многообразие биогеоценозов и их значение( 10 часов)

Многообразие биогеоценозов (экосистем) в природе. Водные экосистемы.

Сухопутные биогеоценозы.

^ Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.

Рассмотрение примеров жизненных форм у растений, экологических ниш животных. Сравнение особенностей организмов из разных ярусов.

^ Оценка экологического состояния газона, прилегающего к школе. Описание природного сообщества.

Искусственные биогеоценозы- агроэкосистемы(агробиоценозы). Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем. Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах.

Сохранение разнообразия экосистем. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. ^ Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях.

Использование биогеоценозов в истории человечества. Решение экологических задач по материалам Тульской обл.

Экологические законы природопользования. Живая природа в литературе и народном творчестве.^ Антропогенное влияние на природный биогеоценоз.

Природная экосистема(лес, луг, водоём). Агроэкосистема (поле, сад)

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень жизни (36 часов)

9.Вид и видообразование (11 часов)

Вид, его характеристика и структура. Критерии вида.

Популяция как структурная единица вида и как форма его существования.

Типы популяций.

Популяция как структурный компонент биогеоценозов.

Популяция как элементарная единица эволюции. Понятие о генофонде популяции. Исследования С.С.Четверикова.

Понятие о микроэволюции и образовании видов. Элементарные факторы эволюции.

Движущие силы эволюции. Естественный отбор- главный движущий фактор эволюции.

Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции.

Искусственный отбор как фактор увеличения биологического разнообразия. ^ Значение искусственного отбора.

Видообразование –процесс увеличения видов на Земле.

Зачёт по теме «Вид и видообразование»


п. 44

п. 45

Лаб.р. 9

Лаб.р.10

Лаб.р. 11

п. 46 Лаб.р.12

Лаб.р. 13 п.47

п. 48,Лаб.р. 14

п.49

экскурсия

экскурсия

п. 50

п. 51

п. 52

п. 53

п. 54

п. 55

п. 56

п. 57

п. 58

Лаб р.15

п. 59 до с. 278

зачёт

1(81)

2(82)

3(83)

4(84)

5(85)

6(86)

7(87)

8(88)




10.Происхождение и этапы эволюции человека(8 часов)

Видообразование-путь происхождения человека. Место человека в системе живого мира. Понятия «гоминиды» и «понгиды».

Предшественники человека. Популяционная концепция происхождения человека

Этапы эволюции человека.

История изучения антропогенеза.

Особенности эволюции человека.

Человек как уникальный вид живой природы. Политипичный характер вида Человек разумный. Расселение человека по земному шару.

Человеческие расы и гипотезы происхождения рас.

Находки палеолитического человека на территории России.


п. 60

п.61 с.288,с.299

п. 61,с.289-291

с.291-294.

п. 62

п. 63 .с.300-304

п. 64

п. 65

1(89)

2(90)

3(91)

4(92) 5(93)

6(94)

7(95)

8(96)

9(97)

10(98)

11(99)




11.Учение об эволюции и его значение(11 часов)

Развитие эволюционных идей в истории биологии. Значение работ К.Линнея.

Значение работ Ж.Б.Ламарка и эволюционной теории Ч.Дарвина.

Теория Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Современное учение об эволюции. Синтетическая теория эволюции.

Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства (закон Бэра).

Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.

Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Система живых организмов на Земле. ^ Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов.

Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов.

Способы видообразования. Микро- и макроэволюция.

Сохранение многообразия видов- основа устойчивости биосферы. Новая система органического мира.

Особенности популяционно-видового уровня организации жизни.


п.66,с.318-321

с. 321-322

п. 67

п. 68

п.69

п.70

п. 72,Лаб.р. 16

п. 71

с.278-280

п.73

п.74

1(100)

2(101)

3(102)

4(103)

5(104)

6(105)




12.Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества( 6 часов)

Проблема сохранения биологического разнообразия. Значение диких видов растений и животных.^ Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях. Выявление морфологических признаков у разных видов рода.

Генофонд и охрана редких и исчезающих видов на примере Тульской области.

^ Выявление способов размножения в природе.

Проблема утраты биологического разнообразия. Выявление свойств ароморфозов у растений и идиоадаптаций у животных.

Всемирная стратегия сохранения природных видов.

Изучение результатов искусственного отбора на примере яблони и золотых рыбок. Выявление особенностей сорта у растений.

Знакомство с многообразием сортов растений и пород крс в племенном хозяйстве «Новая жизнь».


п. 75

Лаб.р. 17

п. 76

экскурсия

Лаб.р. 18

п. 77

п.78 семинар

Лаб.р. 19

экскурсия

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематическое планирование для 10 класс icon Календарно-тематическое планирование по химии для 8 класс
Программа курса построена по концентрической концепции. Календарно тематическое планирование, составленное О. С. Габриеляном, соответствует...
Тематическое планирование для 10 класс icon Тематическое планирование «Технология» 11 класс
Календарно – тематическое планирование «Технология» 11 класс (базовый уровень) на 2013-2014 уч год
Тематическое планирование для 10 класс icon Тематическое планирование учебного материала по истории 7 «А» класс
Календарно-тематическое планирование предназначено для 7 класса и составлено на основе требований к обязательному минимуму содержания...
Тематическое планирование для 10 класс icon Календарно-тематическое планирование заданий для учащихся экстернатно-заочной...
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных школ Российской Федерации
Тематическое планирование для 10 класс icon Календарно-тематическое планирование заданий для учащихся экстернатно-заочной...
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных школ Российской Федерации
Тематическое планирование для 10 класс icon Календарно-тематическое планирование заданий для учащихся экстернатно-заочной...
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных школ Российской Федерации
Тематическое планирование для 10 класс icon Календарно-тематическое планирование заданий для учащихся экстернатно-заочной...
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных школ Российской Федерации
Тематическое планирование для 10 класс icon Календарно-тематическое планирование заданий для учащихся экстернатно-заочной...
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных школ Российской Федерации
Тематическое планирование для 10 класс icon Календарно-тематическое планирование заданий для учащихся экстернатно-заочной...
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных школ Российской Федерации
Тематическое планирование для 10 класс icon Календарно-тематическое планирование заданий для учащихся экстернатно-заочной...
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных школ Российской Федерации
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов