Рабочая программа составлена




Скачать 271.63 Kb.
Название Рабочая программа составлена
Дата публикации 01.05.2016
Размер 271.63 Kb.
Тип Рабочая программа
edushk.ru > Биология > Рабочая программа
Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта. Примерной программы среднего (полною) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования По биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой. В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138с.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

^ На изучение биологии на базовом уровне отводится 68 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю в 10 классе (1час Федерального компонента и 1 час из школьного компонента) и 2 часа в 11 классе (по БУПу 1998 года).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе но биологии (базовый уровень);

освоение знании: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира: о методах научного познания;

овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание; убежденности в возможности познания живой природы. необходимости бережною отношения к природной среде, собственному здоровью;

уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для:

оценки последствий своей деятельности но отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью полей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри-предметных связей, а также е возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной.картины мира, ценностных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятелыюстного. практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственною здоровья.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в Формировании научного мировоззрения - носи! обобщающий характер и включает и себя следующие умения:

• выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

• определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

• отличать научные методы, используемые в биологии;

• определять место биологии в системе естественных наук;

• доказывать, что организм - единое целое;

• объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

• обосновывать единство органического мира;

• выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

• отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теории, идеи, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит инте-гративный характер и включает в себя следующие умения:

• определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

• приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

• объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

• указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

• отличать биологические системы от объектов неживой природы.

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

• основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• биологическую терминологию и символику;

уметь

• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения: вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека* экологических факторов на организмы: взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем: необходимость сохранения многообразия видов;

• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

• описывать особей видов но морфологическому критерию;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

• сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с представленным выше перечнем. В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.

В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы.

• увеличено количество часов на раздел «Клетка»: добавлен 1 час для проведения тематического зачета по разделу (21ч);

• увеличено количество часов на раздел «Организм»: добавлен 1 час на изучение темы «Закономерности наследственности и изменчивости», ввиду ее сложности, и 1 час для проведения тематического зачета по разделу (43ч.);

• увеличено количество часов на раздел «Вид» на 2 часа: по 1 часу добавлено для проведения тематических зачетов но темам; «Современное эволюционное учение», «Происхождение человека» (34ч.);

• увеличено количество часов на раздел «Экосистемы»: добавлен 1 час для проведения тематического зачета по разделу (15ч.).

Увеличение количества часов осуществлялось за счет распределения предусмотренного авторской программой резервного времени.

Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации- Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Всего в курсе 5 зачетов :

1. Клетка

2. Организм

3. Основные закономерности эволюции

4. Происхождение жизни на Земле. Происхождение человека.

5. Экосистема.

Перед зачетными уроками учащимся предложено выполнить тематическую контрольную работу по текущему разделу.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология. Базовый уровень: учеб, для Ю- // кл. общеобразовательных учреждении / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2010. -368 с.;

А также

методических пособий для учителя:

• Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.:Дрофа. 2006. -140 с.;

• Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа. 2005. -138 с.;

• Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. -М.:Дрофа. 2006;

• Рабочие программы по биологии 6-11 классы /авт.-сост.: И.П. Чередниченко. М.В. Оданович.2-е изд., стереотип. -М.:Глобус, 2008. - 464 с. - (Новый образовательный стандарт)

дополнительной литературы для учителя:

Батуев А.С., Гуленкова М.А., Елсневский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа. 2004;

Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М,:

«Оникс 21 век» «Мир и образование». 2005;

Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.:Дрофа. 2002;

Пименов А.В.. Пименова И.И. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство 1 II [ ЭНАС». 2004;

Козлова Т.А. Общая биология. 10-11 классы: Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология» - М. : Дрофа, 2002

Киреева Н.М. Биология. 10-11 классы. Тематическое планирование. Волгоград, 2002

Сивоглазов В.И, Сухова Т.С., Козлова Т.А. Биология. Общие закономерности. - М. ГЕНЖЕР. 1999

Кулев А.В. Общая биология.10-111 классы. Метод, Пособие. - СПб.: ПАРИТЕТ,

2002

Петунии О.В. Уроки биологии. 11 класс. Развернутое планирование.- Ярославль,

2003

• Лернер Г.И. Биология. Тесты и задания для поступающих в ВУЗы,- М.: Аквариум. ГИППВ. 1998

• Биология: тесты и ответы. - ФОЛИО. 2005 г

• Фнусбаев В.Х. Биология. Общая биология,-М. 2001

• Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии.- М.: Просвещение, 1990

Беляев Д. К.. Рувгшский А. О., Ворошков Н. Н. и др. Общая биология, 10—11 класс. М,:

Просвещение. 1993.

• Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Биология. М.: Дрофа, 1999.

Грин П.. Стаут V., ТеилорД. Биология. М.: Мир, 1990. Т. 1—3.

Захаров В. Ь.. Мамонтов С. Г., Сивогяизов В. И. Биология: общие закономерности. М; Школа-Пресс. 1996.

Иорданский И. Н. Основы теории эволюции. М.: Просвещение, 1970.

КемпП., Арме К. Введение в биологию. М,; Мир, 1988.

Мамонтов С. Г. Биология: для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1991.

Мечников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение. 1991.

Полянский Ю. И. Общая биология, 10—И класс- М.: 11росвещение, 1991.

Рувинский А. О., Высоцкая Л. В., Глаголев С. М и др. Общая биология (для школ с углубленным изучением биологии). М.: Просвещение, 1993.

СлюсаревА. А., Жукова С. В. Биология. Киев; Вища школа, 1987.

для учащихся:

Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленсвский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

• Фросин В. Н.. Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену.

Общая биология. - М.: Дрофа. 2004. -216с. Литература в качестве измерителей:

• Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. - 240с.;Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. -576 с.: ил.-(«Универсальное учебное пособие»);

• Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т. В. Иванова. Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение. 2002- (Проверь свои знания);

• Козлова Т-А.. Колосов С.II. Дидактические карточки-задания по общей биологии. -М.: Издательский Дом «Генджер». 1997. -^ 96с.;

• Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные гесты и задания, - М.: Аквариум, 1998;

Сухова Т. С.
, Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-1 Гкл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М,: Дрофа, 2005. - 171с.;

• Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углублубленным изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая. С.М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с.: ил.

• Материалы с тестами по ЕГЭ

*Интернет-ресурсы на усмотрение обучающихся «Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина».

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ:
В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост. развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп): роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

взаимосвязи организмов и окружающей среды: биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

причины наследственное и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывав и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической

группе(классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,

/бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов. ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

^ Литература для учащихся:

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Москва. Дрофа. 2006 год Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Москва. Дрофа. 2002 год. Латюшин В.В.. Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс. Москва. Дрофа. 2003 год. Колесов Д.В., Маш Р.Д.. Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. Москва. Дрофа. 2005 год Никишов А.И.. Шарова И, X. Биология, Животные.7 класс. Москва. Просвещение. 2004 год

Каменский А.А„ Криксунов Р.А.. Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Москва. Дрофа. 2004 год.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология 10-11 класс.Общая биология. Москва. Дрофа. 2006 год.

Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. Москва. Просвещение. 1986 год. Энциклопедический словарь юною натуралиста. Москва. Педагогика. 1981 год. Хрестоматия юного натуралиста. Минск. Юнипресс. 2001 год. Мамонтов С.Г. Биология. Для школьников старших классов и поступающих в Вузы. Москва. Дрофа. 1997 год.

Детская энциклопедия. 11арство животных. Москва. Оникс 21 век. 2001 год. Козлов М.А. Не просто букашки. Чебоксары. Чувашское книжное издательство. 1992 год. • Голубева Е. Занимательное естествознание. Нескучный учебник. С - Петербург. Тритон. 1997 год.

Литература для учителя:

Лукин Е.И. Зоология. М.. ВО Агропромиздат. 1998

Воронов Н.И, Они нуждаются в -защите. Ч., Чувашское книжное издательство. 1990.

Плавильщиков Ш1. Определитель насекомых. М., Топикал. 1994.

Федоров Ф.В. Грибы. Ч.. Чувашское книжное издательство. 1998.

Жизнь животных. Т 1-5. М.. Просвещение. 1987.

Я иду на урок биологии. Книга для учителя. Зоология беспозвоночных. М., Первое

сентября. 2000.

Я иду на урок биологии. Книга для учителя. Рыбы и земноводные. М., Первое сентября.

2000.

Я иду на урок биологии. Книга для учителя. Пресмыкающиеся. М., Первое сентября. 2000.

Я иду на урок биологии. Книга для учителя. Млекопитающие. М-, Первое сентября. 2002.

Я иду на урок биологии. Книга для учителя. Человек и его здоровье. М., Первое сентября,

2000.

Бабенко В.Г., Кузнецов А.А.. Птицы Красной книги СССР. М.. Педагогика. 1986.

Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. М., Просвещение. 1998.

Плечова З.Н., Борисова Н.В.. Казакова Р.Г. Биология. Материалы по национально-/ -атональному компоненту в школьном курсе. Ч., 1997.

Челомбитько В.А.. Яковлев ГЛ. М.. Высшая школа. 1990.

Козлов М.А., Олигер И.М. Зоологические прогулки. Школьный атлас. Ч., Чувашское

книжное издательство.1993.

Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология. Перевод с немецкого. М., Мир, 1989.

Курепина М-М.-Воккен Г.Г. Лнатомия человека. М., Просвещение. 1979.

Полевой В.В. Физиология растении. М., Высшая школа, 1989

Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. По страницам Красной книги СССР.

М., Энергоатом издат.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена icon Рабочая программа по обществознанию составлена для 7 классов на основе...
Рабочая программа по обществознанию составлена на основании следующих нормативных документов
Рабочая программа составлена icon Рабочая программа по истории составлена на основе примерной программы...
...
Рабочая программа составлена icon Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального...
...
Рабочая программа составлена icon Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального...
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена на основе следующих документов
Рабочая программа составлена icon Рабочая программа «обж», 10 класс учитель Гагунов С. А. г. Светлый...
Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Обж 5-11 классы», «Просвещение», 2009 г., под редакцией...
Рабочая программа составлена icon Рабочая программа «История», 8 (а, б, в, г) класс учитель Коняхина...
Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 классы», «Просвещение»,...
Рабочая программа составлена icon Рабочая программа «История», 7 «а» класс учитель Гагунов С. А. г....
Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 классы», «Просвещение»,...
Рабочая программа составлена icon Рабочая программа «История», 6 (а,б,в) класс учитель Чух М. А. г....
Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 классы», «Просвещение»,...
Рабочая программа составлена icon Рабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе...
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется...
Рабочая программа составлена icon Рабочая программа «Обществознание», 8 (а, б, в, г) класс учитель...
Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 классы», «Просвещение»,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов