№
п./п
|
Тема урока
|
Дата
|
Материально-техническое обеспечение урока
|
Виды деятельности
|
^
|
Демонстрации
|
Л. работы
|
Тема 1. Введение.
|
|
1/1
|
Краткая история развития биологии.
|
2.09
|
Д 42
|
|
Знать биологию как науку о живой природе, уметь охарактеризовывать основные направления развития современной биологии, иметь представление об истории развития биологии с древнейших времен до настоящего времени.
|
|
2/2
|
Методы исследования в биологии.
|
6.09
|
Д 42
|
|
Знать о науке как важнейшей сфере человеческой деятельности, иметь представления об особенностях разнообразии методов познания живого.
|
|
3/3
|
Сущность жизни и свойства живого.
|
9.09
|
|
|
Знать понятия о сущности жизни, иметь представления об основных свойствах живого ( критериях),уметь вычленять и характеризовать критерии живого при изучении живой природы.
|
|
4/4
|
Уровни организации живой материи.
|
13.09
|
|
|
Уметь охарактеризовывать уровни организации живого, иметь представления об их тесной взаимосвязи и соподчиненности (иерархичности).
|
|
5/5
|
Тест №1 по теме «Биология как наука. Методы научного познания»
|
16.09
|
|
|
Иметь знания об особенностях современной биологической науке, основных направлениях её развития, знать о методах исследования в биологии, сущности жизни и свойствах живого; уровневой организации живой материи.
|
|
^
|
|
6/1
|
Методы цитологии. Клеточная теория.
|
20.09
|
Д. периодической таблицы химических элементов.
Д 42
|
|
Иметь представления о методах изучения клетки, знать об основных положениях современной клеточной теории, уметь применять эти положения для доказательств материального единства органического мира, иметь знания о научно технических достижениях в изучении клеток.
|
|
7/2
|
Особенности химического состава клетки.
|
23.09
|
Д 42
|
|
Уметь охарактеризовывать химические элементы клеток, выделив особенности макро-, микро и ультрамикроэлементов; знать, как сформировать знания о химическом составе клетки; иметь представления о формировании умения доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементарном составе клеток.
|
|
8/3
|
Вода и роль в жизнедеятельности клетки.
|
27.09
|
Д 42
|
|
Иметь знания о строении и свойствах воды в связи с её важнейшей ролью в живой природе; уметь выявлять связи между строением вещества, его свойствами и ролью в живой природе.
|
|
9/4
|
Минеральные вещества и их роль в клетке.
|
30.09
|
|
|
Иметь представления о минеральных веществах клетки, уметь раскрывать значение неорганических ионов (катионов и анионов) в жизнедеятельности клеток, знать о буферных системах клеток и организмов.
|
|
10/5
|
Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.
|
4.10
|
Д 42
|
|
Знать многообразие, строение и функции углеводов и липидов в клетках и организмах, их классификацию и основных представителей. Уметь устанавливать связи между строением и функциями органических веществ.
|
|
11/6
|
Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.
|
7.10
|
Д 42
|
|
Знать о многообразии и функциях липидов в клетках и организмах, уметь устанавливать связи между строением и функциями органических веществ.
|
|
12/7
|
Строение и функции белков.
|
11.10
|
Д. таблицы «Уровни организации белка»
Д 42
|
|
Знать химический состав, уровни организации, свойства и функции белков. Понимать их важнейшую роль в органическом мире. Уметь устанавливать связи между строением и функциями органических веществ.
|
|
13/8
|
Строение и функции белков.
|
14.10
|
Д 42
|
|
|
|
14/9
|
Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.
|
18.10
|
Д. «Строение молекулы ДНК», «Типы РНК».
Д 42
|
|
Знать об особой роли нуклеиновых кислот в живой природе-хранение и передача наследственной информации на основе характеристики ДНК и РНК как биополимеров, уметь объяснять механизм удвоения ДНК, уметь работать с текстом составлять схемы и таблицы.
|
|
15/
10
|
АТФ и другие органические вещества.
|
21.10
|
Д 42
|
|
Знать строение и функции аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) как универсального хранителя и переносчика энергии в клетке.
|
|
16/
11
|
Контрольная работа №1
«Химическая организация клетки»
|
25.10
|
|
|
Знать о химических элементах и веществах, содержащихся в клетках, уметь выявлять и объяснять взаимосвязь строения и функций химических веществ.
|
Контрольная работа №1
«Химическая организация клетки»
|
17/
12
|
Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.
|
28.10
|
Д. таблиц «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки».
Д 42
|
Л.р. 1
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и описание их
|
Знать о строении эукариотической клетки, иметь представление о сути мембранного принципа ее строения, уметь охарактеризовывать строение и функции плазматической мембраны и ядра как важнейшего компонента эукариотических клеток.
|
|
18/
13
|
Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.
|
1.11
|
Д 42
|
|
Уметь формировать знания о строении эукариотической клетки на основе изучения особенностей строения цитоплазмы и ее немембранных структур,
|
|
19/
14
|
Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.
|
11.11
|
Д 42
|
|
Знать о других органоидах клетки,подчеркивая связь строения и функций каждого органоида, уметь устанавливать взаимосвязь изучаемых, органоидов в единой структуре – клетке.
|
|
20/
15
|
Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.
|
15.11
|
Д 42
|
Л.р. №2
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
|
Знать строение эукариотической клетки на основе характеристики двумембранных органоидов (митохондрий и пластид), изучения особенностей строения и функционирования органов движения клетки.
|
|
21/
16
|
Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.
|
18.11
|
|
Л.р. №3
Сравнение строения клеток растений и животных
|
Знать строение прокариотических клеток в сравнении с эукариотами, особенности строения бактерий и сине-зеленых, их роль в природе и жизни человека; их роли в природе и жизни человека.
|
|
22/
17
|
Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов.
|
22.11
|
|
|
Знать о клеточном строении организмов на основе изучения специфических особенностей клеток растений, животных и грибов и выявления общих структур в их строении.
|
|
23/
18
|
Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактеграфы.
|
25.11
|
Д 42
|
|
Знать о специфической форме жизни – вирусах и их особой группе - бактеграфах; о специфических чертах строения этих форм жизни, особенностях их размножения, научном и практическом значении.
|
|
24/
19
|
Контрольная работа №2
«Клетка - структурная единица живого»
|
29.11
|
|
|
Знать строение клетки на основе сравнения прокариот и эукариот; иметь представления об особенностях строения растительных, животных клеток и клеток грибов,
|
Контрольная работа №2
«Клетка - структурная единица живого»
|
25/
20
|
Обмен веществ и энергии в клетке.
|
6.12
|
Д 42
|
|
Иметь знания о гемостазе как необходимом условии существования биологических систем, уметь формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма, знать о роли ферментов метаболизма.
|
|
26/
21
|
Энергетический обмен в клетке.
|
9.12
|
Д 42
|
|
Знать метаболизм; сущность энергетического обмена – катаболизма; значение АТФ как универсального аккумулятора энергии в клетке; характерные особенности трех этапов энергетического обмена; роль ферментов в реакциях обмена веществ.
|
|
27/
22
|
Питание клетки.
|
13.12
|
Д 42
|
|
Уметь активизировать и углублять, знать об особенностях питания клеток, иметь представление о питании автотрофов, гетеротрофов и миксотрофов. Уметь различать клетки и организмы по способу их питания.
|
|
28/
23
|
Пластический обмен. Фотосинтез.
|
16.12
|
Д 42
|
|
Знать сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; особенности питания клеток; процессы метаболизма на основе изучения фотосинтеза как одного из вариантов пластического обмена; характеристику двух фаз фотосинтеза. Уметь обосновывать космическую роль зеленых растений. Иметь знания о разнообразии автотрофного типа питания организмов на основе изучения хемосинтеза, о его роли в природе.
|
|
29/
24
|
Хемосинтез
|
20.12
|
Д 42
|
|
Знать о разнообразии автотрофного типа питания организмов на основе изучения хемосинтеза, показав его роль в природе. Иметь знания о прокариотических клетках на основе изучения хемосинтетических бактериях.
|
|
30/
25
|
Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке.
|
23.12
|
Д. таблицы «Биосинтез белка».
Д 42
|
|
Знать сущность пластического обмена и одного из важнейших процессов жизнедеятельности клеток – биосинтеза белка. Иметь понятие о генетической информации, генетическом коде, его свойствах, матричных реакциях, особенностях транскрипции и трансляции.
|
|
31/
26
|
Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке.
|
27.12
|
Д 42
|
|
|
|
32/
27
|
Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.
|
10.01
|
Д 42
|
|
Иметь знания об общих механизмах регуляции синтеза белков в клетках и знания особенностей регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот.
|
|
33/
28
|
Повторительно-обобщающий урок.
|
13.01
|
|
|
Иметь знания о функциях и роли химических веществ в клетках, опираясь на понимание взаимосвязи строения молекул этих веществ, их свойств и функций; о процессах жизнедеятельности клетки; о ведущей роли ферментов и энергии во всех процессах жизнедеятельности клеток и организмов; о био- и фотосинтезе; о целостности метаболизма, двух его обменах, энергетическом обмене, биосинтезе белка, фотосинтезе, хемосинтезе, механизмах регуляции биосинтеза. Понимать сущность важнейшего процесса – метаболизма как единства взаимообусловленных и противоположных по направлению процессов: анаболизма и катаболизма.
|
|
34/
29
|
Контрольная работа №3
«Обмен веществ и энергии в клетке»
|
17.01
|
|
|
|
Контрольная работа №3
«Обмен веществ и энергии в клетке»
|
^
|
|
35/1
|
Жизненный цикл клетки.
|
20.01
|
Д 42
|
|
Знать о размножении как важнейшем свойстве, поддерживающем и сохраняющем жизнь на Земле, иметь представление о сущности жизненного цикла, клетки. Уметь раскрывать особенности отдельных стадий интерфазы, иметь представление о репликации ДНКа.
|
|
36/2
|
Митоз. Амитоз.
|
24.01
|
Д. схем характеризующих стадии митотического деления клетки.
Д 42
|
|
Знать основной способ деления эукариотических клеток – митоз, иметь знания об особенностях протекания каждой фазы митоза, иметь представление об амитозе.
|
|
37/3
|
Мейоз.
|
27.01
|
Д. схем характеризующих стадии мейотического деления клетки.
Д 42
|
|
Иметь знания о размножении, мейозе, об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, знать биологическое значение мейоза.
|
|
38/4
|
Формы размножения организмов. Бесполое размножение.
|
31.01
|
Д 42
|
|
Иметь представление о размножении в живой природе знать, о сущности и практическом значении бесполого размножения.
|
|
39/5
|
Формы размножения организмов. Половое размножение.
|
3.02
|
Д 42
|
|
Иметь знания о половом процессе и половом размножении, с особе6нностями строения иметь представления об особенностях строения и функциях половых клеток.
|
|
40/6
|
Развитие половых клеток.
|
7.02
|
Д 42
|
|
Знать о половом размножении на основе изучения процесса формирования половых гамет, знать о факторах, оказывающих отрицательные воздействия на половые клетки и о последствиях таких воздействий.
|
|
41/7
|
Оплодотворение.
|
10.02
|
Д 42
|
|
Уметь представлять сущность оплодотворения, особенности опыления и двойного оплодотворения у цветковых растений знать о материальном единстве живой природы.
|
|
42/8
|
Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.
|
14.02
|
Д. таблицы «Индивидуальное развитие хордовых (на примере ланцетника)»
|
|
Знать об онтогенезе как о сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, иметь представление о типах онтогенеза и его периодах: эмбриональным и постэмбриональным,
|
|
43/9
|
Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.
|
|
Д 42
|
Л.р. № 4
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства
|
Иметь знания о начальном периоде онтогенеза- эмбриональном развитии и его стадиях, уметь охарактеризовывать зародышевые листки, иметь представления об основах взаимовлияния частей развивающегося зародыша и влияниях условий окружающей среды на развитие эмбриона.
|
|
44/
10
|
Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.
|
17.02
|
Д 42
|
|
Знать об онтогенезе на основе изучения особенностей постэмбрионального развития; иметь представления о трёх периодах, уметь выявлять родство позвоночных животных, знать об общности их происхождении; знать о причинах нарушений развитии.
|
|
45/
11
|
Тест №2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
|
21.02
|
|
|
Иметь знания о сущности размножения, его биологической роли; о формах размножения, цитологических основах полового и бесполого размножения; о мейозе; об организме как системе, реализирующей в онтогенезе свою генетическую программу; об особенностях развития организмов: эмбрионального и постэмбрионального. Уметь сравнивать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи.
|
Тест №2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
|
^
|
|
46/1
|
История развития генетики. Гибридологический метод.
|
24.02
|
Д 42
|
|
Иметь знания о науке генетике, о наследственности и изменчивости, иметь представления о гибридологическом методе сформулированном «отцом генетики»- Г.Менделем.
|
|
47/2
|
Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.
|
28.02
|
Д. таблицы «Моногибридное скрещивание».
Д 42
|
|
Уметь правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом. Иметь понятие о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, о моногибридном скрещивании организмов, правилах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, о законе чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Уметь использовать знания основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г.Менделем.
|
|
48/3
|
Решение задач.
|
3.03
|
|
|
|
|
49/4
|
Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.
|
7.03
|
Д 42
|
|
Понимать закономерности наследования признаков в случаях множественного аллелизма, анализирующее скрещивание, сущность неполного доминирования на примере промежуточного наследования признаков. Уметь записывать схемы скрещивания, решать простейшие генетические задачи.
|
|
50/5
|
Решение задач.
|
10.03
|
|
Л.р. №5
Составление простейших схем скрещивания
|
|
|
51/6
|
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.
|
14.03
|
Д. таблицы «Дигибридное скрещивание».
Д 42
|
|
Знать дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков Г.Менделя. Уметь использовать специальную схему записи результатов скрещивания при дигибридном скрещивании, составлять решетки Пеннета.
|
|
52/7
|
Решение задач.
|
17.03
|
|
Л.р. №6
Решение элементарных генетических задач
|
|
|
53/8
|
Хромосомная теория наследственности.
|
21.03
|
|
|
Иметь представление о сцепленном наследовании, группах сцепления – расположенных в одной хромосоме, генах, о законе сцепления наследования Моргана.
|
|
54/9
|
Взаимодействие неаллельных генов.
|
4.04
|
|
|
Иметь знания о взаимодействии неаллельных генов, явлениях дополнительного взаимодействия генов, эпистаза, полимерного действия генов и плейотропности, уметь работать с генетической символикой.
|
|
55/
10
|
Цитоплазматическая (нехромосомная) наследственность.
|
7.04
|
|
|
Иметь знания о сущности наследственности на примере раскрытия особенностей проявления цитоплазматической наследственности; о сущности хромосомной теории наследственности.
|
|
56/
11
|
Генетическое определение пола.
|
11.04
|
Д. таблицы «Генетика пола».
|
|
Иметь знания о хромосомном механизме определения пола на основе характеристики особенностей половых хромосом- аутосом, знать о причинах возникновения сцепленных с полом генетических болезней.
|
|
57/
12
|
Изменчивость
|
14.04
|
|
|
Иметь представление об изменчивости: модификационной (фенотипической) и наследственной (генотипической), о цитологических основах двух основных типов изменчивости, о наследственной изменчивости на основе изучения комбинативной и мутационной.
|
|
58/
13
|
Модификационная изменчивость.
|
18.04
|
|
|
Понимать влияние факторов окружающей среды на процесс формирования признаков организмов; что изменение фенотипа происходит в результате взаимодействия условий среды и генотипа. Уметь приводить примеры фенотипической (модификационной) изменчивости одного вида, выраженные в разных условиях освещения.
|
|
59/
14
|
Виды мутаций
|
21.04
|
|
|
Знать характеристику наследственной изменчивости, генетические основы мутации на основе формирования знаний о трех группах мутаций, иметь представления о взаимосвязи возникновения мутаций с изменениями генетического материала клеток и организмов.
|
|
60/
15
|
Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.
|
25.04
|
|
Л.р. №7
Выявление источников мутагенов окружающей среде и оценка их влияния на организм
|
Иметь знания о молекулярно-цитологических основах мутационной изменчивости на основе изучения основных характеристик мутационной изменчивости и разнообразия соматических и генеративных мутаций; о мутагенных факторах как причинах мутаций.
|
|
61/
16
|
Контрольная работа №4 «Основы генетики»
|
28.04
|
|
|
Знать о важнейших свойствах живого, наследственности и изменчивости, цитологических основах этих закономерностей и законов, видах изменчивости, их роли в эволюции и практической жизни, уметь пользоваться генетическими терминами и символикой, иметь представление о понятиях об окружающей среде то действия мутагенов.
|
Контрольная работа №4 «Основы генетики»
|
^
|
|
62/1
|
Методы исследования генетики человека.
|
5.05
|
|
|
Понимать универсальность генетических закономерностей для всех живых организмов, в том числе и для человека. Иметь знания об особенностях каждого метода исследования генетики человека. Уметь характеризовать значение генетики для человеческого общества.
|
|
63/2
|
Генетика и здоровье
|
12.05
|
|
|
Иметь представление о заболеваниях в основе которых лежат генетические нарушения, знать о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах, уметь лечить и не допускать такие заболевания.
|
|
64/3
|
Проблемы генетической безопасности.
|
16.05
|
|
Л.р. №8
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
|
Знать о проблемах генетической безопасности направленной на сохранение здоровья людей и предупреждение появления генетически больных людей и распространения вредных мутаций в человеческом обществе
|
|
65/4
|
Общебиологические закономерности, изучаемые на клеточном и организменном уровнях организации живой природы.
|
19.05
|
|
|
Знать о важнейших биологических закономерностях, проявляющихся на молекулярно- генетическом, клеточном организменном уровнях.
|
|
66/5
|
Итоговая контрольная работа.
|
23.05
|
|
|
Знать основные понятия тем, изученных за курс 10 класса.
|
Итоговая контрольная работа.
|
67/6
|
Работа над ошибками
|
26.05
|
|
|
Знать основные понятия тем, изученных за курс 10 класса.
|
|
68/7
|
Итоговый урок
|
30.05
|
|
|
Знать основные понятия тем, изученных за курс 10 класса.
|
|