Календарно-тематическое планирование.
№ урока
|
Раздел, тема
|
Кол-во часов
|
Мате-риал учеб-ника
|
Тип урока
|
Дата (месяц)
|
Требования к уровню подготовки учащихся
|
Базовые знания
|
Развитие познавательных
умений
|
ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
|
1
|
Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии.
|
1
|
§1-2
|
Урок изучения нового материала
|
|
Дисциплины, на которые делится биология; методы исследования в биологии.
Основные понятия: биология, биофизика, биохимия, микробиология, генетика, радиобиология; научное исследование, научный факт, наблюдение, гипотеза, эксперимент, закон, теория.
|
Ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; применять различные методы исследования.
|
2
|
Сущность жизни и свойства живого.
|
1
|
§3
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
Свойства живых организмов.
Основные понятия: жизнь, обмен веществ, процессы синтеза и распада, «открытая система», размножение, наследственность, изменчивость, развитие.
|
Различать химическую организацию живых организмов и объектов неживой природы, процессы обмена у живых организмов и в неживой природе, объяснять выражение «открытая система».
|
Раздел 1. Уровни организации живой природы (44 часа)
|
Тема 1.1 Молекулярный уровень (7 часов)
|
3
|
Молекулярный уровень: общая характеристика
|
1
|
§1.1
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
Уровни организации: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный; важнейшие биологические мономеры и полимеры.
Основные понятия: биологическая система, уровни организации, органические вещества: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры; биополимеры, мономеры.
|
Объяснять, почему молекулы белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов рассматриваются как биополимеры только в клетке.
|
4
|
Углеводы. Липиды.
|
1
|
§1.2-1.3
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
Состав, строение, классификация и функции углеводов и липидов.
Основные понятия: моно-, ди-, полисахариды, рибоза, дезоксирибоза, глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, хитин, гликоген; жиры, гормоны, функции липидов: энергетическая, запасающая, защитная, строительная, регуляторная.
|
Приводить примеры моно-, ди- и полисахаридов. Называть продукты, богатые углеводами и липидами. Объяснять биологическую роль углеводов и липидов для живых организмов.
|
5
|
Состав и строение белков.
|
1
|
§1.4
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
Состав, строение, структура белков
Основные понятия: белки, или протеины, простые и сложные белки, аминокислоты, полипептид, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белков.
|
Объяснять различия первичной, вторичной, третичной, четвертичной структуры белков; двойственность их свойств.
|
6
|
Функции белков.
|
1
|
§ 1.5
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
Функции белков.
Основные понятия: функции белков: строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая, каталитическая, гормон, фермент.
|
Объяснять многообразие функций белков.
|
7
|
Нуклеиновые кислоты
|
1
|
§ 1.6
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
Строение нклеотида, строение ДНК и РНК, виды РНК.
Основные понятия: ДНК, РНК, азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил; комплементарность, т-РНК, р-РНК, и-РНК, нуклеотид, двойная спираль.
|
Сравнивать по строению молекулы ДНК и РНК.
Объяснять, в чем заключается принцип комплементарности.
|
8
|
АТФ и другие соединения клетки. Биологические катализаторы
|
1
|
§ 1.7-1.8
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
Строение молекулы АТФ, АДФ, АМФ, функции витаминов и ферментов, условия, при которых активны ферменты.
Основные понятия: АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь, витамины жирорастроримые, водорастворимые; катализатор, фермент, кофермент, активный центр фермента.
|
Приводить примеры жирорастроримых и водорастворимых витаминов. Объяснять биологическую роль витаминов и ферментов.
|
9
|
Вирусы
|
1
|
§ 1.9
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
Строение вирусов, их значение в природе и в жизни человека, вызываемые ими болезни.
Основные понятия: вирусы, капсид.
|
Сравнивать вирусы с другими живыми организмами.
|
Тема 1.2 Клеточный уровень (11 часов)
|
10
|
Основные положения клеточной теории. Клеточная мембрана, цитоплазма.
|
1
|
§ 2.1-2.2
|
Комбиниро-ванный урок с элементами контроля
|
|
Основные положения клеточной теории; строение и функции клеточной мембраны и цитоплазмы.
Основные понятия: микроскоп, клеточная теория, ядро; цитоплазма, органоиды, мембрана, фагоцитоз, пиноцитоз.
|
Объяснять свойства, объединяющие все клетки живых организмов;
Способы проникновения различных веществ внутрь клетки.
|
11
|
Ядро.
|
1
|
§ 2.3
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
Строение и функции ядра клетки, значение и функции ядрышек.
Основные понятия: прокариоты, эукариоты, хроматин, ядрышки, хромосомы, кариотип, соматические клетки, диплоидный набор, гомологичные хромосомы, гаплоидный набор хромосом, гаметы.
|
Определять гаплоидный и диплоидный набор хромосом.
|
12
|
ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи.
|
1
|
§ 2.4
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
Строение и функции эндоплазматической сети, рибосом, комплекса Гольджи.
Основные понятия: эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи.
|
Объяснять, почему большинство рибосом расположены на каналах эндоплазматической сети, почему аппарат Гольджи расположен вблизи от ядра клетки, почему в эритроцитах аппарат Гольджи отсутствует.
|
13
|
Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.
|
1
|
§ 2.5
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
Строение и функции лизосом, митохондрий и пластид.
Основные понятия: лизосомы, митохондрии, кристы, пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты, граны.
|
Сравнивать митохондрии и пластиды, различать виды пластид.
|
14
|
Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.
|
1
|
§ 2.6
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
Строение и функции клеточного центра, органоидов движения, значение клеточных включений.
Основные понятия: клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, веретено деления, реснички, жгутики, базальное тельце, клеточные включения.
|
Объяснять сходство и различие между ресничками и жгутиками.
|
15
|
Различия в строении клеток эукариот и прокариот.
|
1
|
§ 2.7
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
Отличия анаэробов от аэробов, различия в строении клеток эукариот и прокариот.
Основные понятия: анаэробы, споры.
|
Объяснять, чем отличаются по строению клетки прокариот от эукариот.
|
16
|
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм
|
1
|
§ 2.8
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
Сущность пластического и энергетического обмена.
Основные понятия: ассимиляция, диссимиляция, метаболизм, синтез белка, фотосинтез.
|
Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции.
|
17
|
Энергетический обмен в клетке. Питание клетки
|
1
|
§2.9-2.10
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
Этапы энергетического обмена в клетке; способы питания клетки.
Основные понятия: неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы, гликолиз, полное кислородное расщепление глюкозы, клеточное дыхание; автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы.
|
Сравнивать клеточное дыхание и гликолиз; характеризовать автотрофов и гетеротрофов.
|
18
|
Фотосинтез и хемосинтез. Гетеротрофы
|
1
|
§ 2.11-2.12
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
Каким образом протекает световая и темновая фаза фотосинтеза, сущность хемосинтеза.
Основные понятия: световая и темновая фаза фотосинтеза, фотолиз воды, хемосинтез, нитрифицирующие бактерии, серобактерии; сапрофиты, паразиты, голозойное питание.
|
Объяснять значение фотосинтеза для всех живых организмов на планете; сравнивать гетеротрофов по способу питания.
|
19
|
Синтез белков в клетке.
|
1
|
§ 2.13
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
Свойства генетического кода, сущность транскрипции и трансляции.
Основные понятия: ген, генетический код, триплет, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция, полисома.
|
Уметь пользоваться таблицей генетического кода.
|
20
|
Деление клетки. Митоз.
|
1
|
§2.14
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
Какие изменения происходят в клетке в интерфазу, профазу, метафазу, анафазу, телофазу.
Основные понятия: митоз, жизненный цикл клетки, интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, редупликация, хроматиды, центромера, веретено деления.
|
Объяснять биологическое значение митоза.
|
Тема 1.3 Организменный уровень (14 часов)
|
21
|
Бесполое размножение организмов.
|
1
|
§ 3.1
|
Комбиниро-ванный урок с элементами контроля
|
|
Способы бесполого размножения организмов.
Основные понятия: бесполое размножение, почкование, деление тела, споры, вегетативное размножение.
|
Объяснять значение для животных и растений бесполого размножения.
|
22
|
Половое размножение. Оплодотворение.
|
1
|
§ 3.2-3.3
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
Сущность полового размножения организмов и оплодотворения.
Основные понятия: гаметы, гермафродиты, семенники, яичники, сперматозоиды, яйцеклетки, период размножения, период роста, период созревания, мейоз, конъюгация, направительные тельца; оплодотворение, зигота, наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у покрытосеменных, эндосперм.
|
Объяснять преимущество полового размножения перед бесполым.
|
23
|
Онтогенез. Биогенетический закон.
|
1
|
§ 3.4
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
Процессы, происходящие в эмбриональный и постэмбриональный период онтогенеза, биогенетический закон.
Основные понятия: онтогенез, эмбриональный и постэмбриональный период онтогенеза, дробление, бластомеры, бластула, первичная полость тела, энтодерма, эктодерма, мезодерма, нейрула, прямое и непрямое развитие, закон зародышевого сходства, биогенетический закон, филогенез.
|
Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием; органов, образующихся из энтодермы, эктодермы, мезодермы.
|
|