Скачать 303.13 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1.Биология как наука.Методы научного познания» (4 час.) В результате изучения темы на базовом уровне обучаюшийся должен понимать: Биологическую терминологию: биосистема, клетка, ткань, орган, системы органов, популяция, биогеоценоз, биосфера, обмен вешеств, рост, онтогенез, размножение, половое и бесполое размножение: Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки, Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, размножение, онтогенез. Сущность методов познания живой природы Уровни организации живой природы. их биосистемы, элементы, образующие биосистему, уметь объяснять - роль биологии в формировании научного мировоззрения; - вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира. - единство живой и неживой природы. родство живых организмов; сравнивать -биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы). и делать выводы на основе сравнения, анализировать и оценивать - уровни организации живой природы, находить Информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках- научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать: ^ Объект изучения биологии- живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей. гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Сисюма биологических наук. Понятия: Жизнь,биология Демонстрации: Портреты ученых. Схема «Связь биологии с другими науками» Схема «Система биологических наук» ^ Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно органичованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы.I основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы. Демонстрации: Схема «Уровни организации» Схема «Свойства живой материи» Понятия: Св-ва жизни. Уровни организации жизни. Методы познания живой материи. ^ В результате изучения темы на базовом уровне учащийся должен знать/понимать биологическую терминологию: клетка. органоид. ген. генетический код, прокариоты. эукариоты. мономер полимер. нуклеотид. хромосома, аутсома,диплоидный и гаплоидный набор хромосом, редупликация: Вклад выдающихся ученых в развитие клеточной теории; Положения клеточной теории; Химический состав клетки; строения биологических объектов: клетка доядерная и ядерная, генов,хромосом; строение вирусов, сущность биологических процессов удвоение молекулы ДНК. возбудителей вирусных 'заболеваний: меры профилактики вирусных заболеваний; уметь объяснять - роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира; - роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека - свойства генетического кода; -роль генов в биосинтезе белка: - отрицательное воздействие СПИДа и других вирусных заболеваний на организм человека; сравнивать - сгроение и функции органических всшесш к.ютки и организма человека. - основные части и органоиды клетки; - вирусы и клетки, доядерныеи ядерные клетки; - строение клеток растений и животных; и делать выводы на основе сравнения; выявлять - функции химических веществ, органоидов клетки на основе их строения; изучить и описывать - строение клеток растений и животных под микроскопом: находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах. справочниках. Научно-популярных изданиях. компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знании и умения в практической деятельности и повседневной жизни для; - соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний; - приготовления препаратов для микроскопического исследования; Тема 2.1.История изучения клетки. Клеточная теория. (3 ч) Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А.ван Левенгука, К.Э.Бэра, Р.Броуна, Р.Вирхова. Клеточная теория М.Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Демонстрации: схема «Многообразие клеток» Основные понятия: Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории. Тема 2.2. Химический состав клетки (7ч) Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма. Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека. •^ : «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК». • ^ . Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК. РНК). Репликация ДНК. ^ Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток. Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки. • Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки? , «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки». • ^ Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах. Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)*. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. • Основные понятия. Эукариотическая клетка, Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Прокариотическая клетка, бактерия. ^ 2.4;Реализация наследственной информации в клетке (3 ч.) ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка. . сущностъ биологических процессов; обмен веществ и превращения энергии, размножение, рост и развитие,оплодотворение, наследственность и изменчивость, действие искусственного отбора, гибридизации;генная и клнеточная инженерия. -вклад Г Менделя, Т.Моргана в развитиегенетики. Н.И Вавилова в развитие селекции; -роль генетики в медицине, селекции, - генетическую символику; - профилактику наследственных болезней человека: ^ |