1 Кратка




Скачать 303.13 Kb.
Название 1 Кратка
страница 1/3
Дата публикации 04.05.2016
Размер 303.13 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Биология > Документы
  1   2   3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1.Биология как наука.Методы научного познания» (4 час.)

В результате изучения темы на базовом уровне обучаюшийся должен понимать:

Биологическую терминологию: биосистема, клетка, ткань, орган, системы органов, популяция, биогеоценоз, биосфера, обмен вешеств, рост, онтогенез, размножение, половое и бесполое размножение:

Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки,

Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, размножение, онтогенез.

Сущность методов познания живой природы

Уровни организации живой природы. их биосистемы, элементы, образующие биосистему,

уметь

объяснять

- роль биологии в формировании научного мировоззрения;

- вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира.

- единство живой и неживой природы. родство живых организмов;

сравнивать

-биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы).

и делать выводы на основе сравнения,

анализировать и оценивать

- уровни организации живой природы, находить

Информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках- научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать:

^ Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук. ( 1 Ч.)

Объект изучения биологии- живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей. гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Сисюма биологических наук.

Понятия: Жизнь,биология

Демонстрации:

Портреты ученых.

Схема «Связь биологии с другими науками»

Схема «Система биологических наук»

^ Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой приролы. ( 3 ч)

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно

органичованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени.

Биологические системы.I основные уровни организации живой материи. Методы

познания живой природы.

Демонстрации:

Схема «Уровни организации»

Схема «Свойства живой материи»

Понятия: Св-ва жизни. Уровни организации жизни. Методы познания живой материи.

^ Раздел 2. «Клетка» (21 час.)

В результате изучения темы на базовом уровне учащийся должен

знать/понимать

биологическую терминологию: клетка. органоид. ген. генетический код, прокариоты. эукариоты. мономер полимер. нуклеотид. хромосома, аутсома,диплоидный и гаплоидный набор хромосом, редупликация:

Вклад выдающихся ученых в развитие клеточной теории;

Положения клеточной теории;

Химический состав клетки;

строения биологических объектов: клетка доядерная и ядерная, генов,хромосом;
строение вирусов,

сущность биологических процессов удвоение молекулы ДНК.

возбудителей вирусных 'заболеваний:

меры профилактики вирусных заболеваний;

уметь

объяснять

- роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира;
- роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека
- свойства генетического кода;

-роль генов в биосинтезе белка:

- отрицательное воздействие СПИДа и других вирусных заболеваний на организм человека;

сравнивать

- сгроение и функции органических всшесш к.ютки и организма человека.

- основные части и органоиды клетки;

- вирусы и клетки, доядерныеи ядерные клетки;

- строение клеток растений и животных;

и делать выводы на основе сравнения;

выявлять

- функции химических веществ, органоидов клетки на основе их строения;

изучить и описывать

- строение клеток растений и животных под микроскопом:

находить

информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах. справочниках. Научно-популярных изданиях. компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знании и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;

- соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний;

- приготовления препаратов для микроскопического исследования;

Тема 2.1.История изучения клетки. Клеточная теория. (3 ч)

Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А.ван Левенгука, К.Э.Бэра, Р.Броуна, Р.Вирхова. Клеточная теория М.Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Демонстрации: схема «Многообразие клеток»

Основные понятия: Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.

Тема 2.2. Химический состав клетки (7ч)

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

^ Демонстрации. Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».

^ Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК. РНК). Репликация ДНК.

^ Тема 2.3.Строение эукариотической и прокариотической клеток ( б час )

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки? , «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки».

^ Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.

Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)*.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

• Основные понятия. Эукариотическая клетка, Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Прокариотическая клетка, бактерия.

^ Тема 2.4;Реализация наследственной информации в клетке (3 ч.)

ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

. сущностъ биологических процессов; обмен веществ и превращения энергии, размножение, рост и развитие,оплодотворение, наследственность и изменчивость, действие искусственного отбора, гибридизации;генная и клнеточная инженерия.

-вклад Г Менделя, Т.Моргана в развитиегенетики. Н.И Вавилова в развитие селекции;

-роль генетики в медицине, селекции,

- генетическую символику;

- профилактику наследственных болезней человека:

^ Уметь

объяснять

-родство живых организмов, отрицательное влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, сущность методов селекции.

решать

- элементарные генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания, схемы обмена веществ у растений, животных и бактерий:

выявлять

- источники мутагенов и окружающей среде (косвенно)",

- признаки сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, Сравнивать

- биологические объекты (зародыши человека и других млекопитающих), процессы (половое и бесполое размножение).

- способы бесполого размножения;

- генотипическую и фенотипическую изменчивость ;

- формы искусственного отбора и гибридизации;

и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать

- закономерности наследования, установленные Г. Менделем, современные представления о гене и геноме, влияние мутагенов на организм человека. этиические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонировиние человека);

находить

- информацию о биологических объектах в различных источниках ('учебных текстах, справочниках. научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знании и умении в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек игрение. ;1лкоголизм, наркомания), наследственных болезней человека;

- размножения растении способами бесполого размножении.

- оценки этических аспектов некоторых исследований в биотехнологии (Клонирование, искусственное опдодотворение).

Демонстрация :Таблица « Генетический код », «Биосинтез белка».

Основные понятия. Генетический код, триплет, ген, транскрипция, трансляция, матричный синтез.

^ Тема 2.5. Вирусы (1 час)

Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

^ Демонстрация. Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа».

Основные понятия. Вирус, бактериофаг.

Раздел3.Организм (43 ч.)

В результате изучения темы на базовом уровне учащайся должен

знать / понимать

- биологическою терминологию; обмен веществ, ассимиляция, диссимиляция. Катболизм, анаболизм, фотосинтез. размножение, половое и бесполое размножение, гамета, зигота, оплодотворение, онтогенез, дробление, бластула, гаструла,нейрула, наследственность, изменчивость, генетика, митоз, мейоз, фенотип, генотип, гомозигота. гетерозигота, аллельные гены, законы Г. Менделя, доминантный и рецессивный признаки, закон Т. Моргана, геном, мутации, модификационная изменчивость, норма реакции, селекция, порода, сорт, штамм, гибридизация, нскусс1 венный отбор, биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование.

- сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости.

- строение биологические объектов: генов и хромосом, половых клеток, зародышей человека и других млекопитающих;

^ Тема 3.1.Организм — единое целое. Многообразие живых организмов (1ч)

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

Демонстрация. Схема «Многообразие организмов»

Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточные организмы.

^ Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии. (7ч)

Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Ообенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

• Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке».

• Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез.

^ Тема 3.3. Размножение ( 9час )

Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения. Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».

^ Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.

Тема^ 3.4.Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (7час )

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье, его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

*Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», * Прямое и непрямое развитие». Табли-ды, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.

• Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом). Этапы эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов