Скачать 110.89 Kb.
|
ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ НА БАЗЕ 9 КЛАССОВ для подготовки к вступительным испытаниям в ГАОУ СПО РБ Салаватский МК (РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ) Общие требования На экзамене по биологии поступающий должен показать: 1) знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов; развития живой природы; 2) знание строения и жизни растений, животных, человека; основных групп растений и классификации животных; 3) умение обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы с приведением примеров. ^ Ботаника — наука о растениях. Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле. Цветковое растение и его строение. Семя. Строение семян (на примере двудольного и однодольного растения). Состав семян. Условия прорастания семян. Дыхание семян. Питание и рост проростка. Время посева и глубина заделки семян. Корень. Развитие корня из зародышевого корешка. Виды корней. Типы корневых систем (стержневая и мочковатая). Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Зоны корня. Рост корня. Понятие о ткани. Поглощение корнями воды и минеральных солей, необходимых растению. Удобрения. Дыхание корня. Значение обработки почвы, внесения удобрений, полива для жизни культурных растений. Корнеплоды (видоизменение корня). Значение корня. Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасполо¬жение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями, кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки. Дыхание листьев. Питание растений из воздуха. Испарение воды листьями. Листопад. Значение листьев в жизни растений. Роль зеленых рас¬тений в природе и жизни человека. Стебель. Понятие о побеге. Почки листовые и цветочные, их строение и расположение на стебле. Развитие побега из почки. Рост стебля в длину. Ветвление стебля. Формирование кро¬ны. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями: кора, древесина, серд¬цевина. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Значение стебля. Видоизмененные побеги: корневище, клу¬бень, луковица; их строение, биологическое и хозяйственное значение. Вегетативное размножение цветковых растений. Размножение растений посредством по¬бегов, корней, листьев в природе и растениеводстве (видоизмененными побегами, стеблевыми и корневыми черенками, отводками, делением куста, прививкой). Биологическое и хозяйст¬венное значение вегетативного размножения. Цветок и плод. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка и вен¬чик), тычинки, пестик или пестики. Строение тычинки и пестика. Цветки однополые и обое¬полые. Соцветия и их биологическое значение. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление. Оплодотворение. Образование семян и плодов. Значение цветков, плодов, се¬мян в природе и жизни человека. Растение - целостный организм. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания. Основные группы растений. Классификация цветковых растений. Многообразие дикорастущих и культурных цветко¬вых растений и их классификация. Элементарные понятия о систематических (таксономиче¬ских) категориях — вид, род, семейство, класс. Значение международных названий растений. Класс двудольных растений. Семейство крестоцветных, розоцветных, бобовых, паслено¬вых, сложноцветных. Отличительные признаки растений основных семейств. Формула их цветка. Класс однодольных растений. Семейство злаковых, семейство лилейных. Отличительные признаки растений основных семейств; их биологические особенности и хозяйственное значение. Типичные культурные и дикорастущие растения этих семейств. Влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений. Ох¬рана редких видов растений. Красная книга. Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Распростра¬нение бактерий в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль бактерий в природе, медици¬не, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними. Ядерные организмы. Царство грибов. Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы, их строение, питание, размно¬жение. Условия жизни грибов в лесу. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы. Дрож¬жи, Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в природе и хозяйстве. Водоросли. Систематика низших растений. Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей. Нитчатые водорос¬ли. Значение водорослей в природе и хозяйстве. Лишайники. Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайников в природе и хозяйстве. Мхи. Высшие споровые растения (архегониальные). Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности его строения. Образование торфа, его значение. Папоротникообразные. Папоротник. Строение и размножение. Хвощ. Плаун. Семенные растения. Голосеменные. Строение и размножение голосеменных (на примере сосны и ели). Распро¬странение хвойных, их значение в природе и хозяйстве. Покрытосеменные ('цветковые). Приспособленность покрытосеменных к различным усло¬виям жизни на Земле и господство в современной флоре. Ароморфоз и идиоадаптация в жизни покрытосеменных растений. Влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие растений. Охрана растений. Развитие растительного мира на Земле. Основные этапы исторического развития и ус¬ложнения растительного мира на Земле. Создание культурных растений человеком. Достиже¬ния ученых в выведении новых сортов растений. Отечественные селекционеры. Районированные сорта злаковых культур. Растительные сообщества. Понятие о растительном сообществе. Взаимосвязи растений, животных, микроорганизмов, неживой природы в сообществе. Цепи питания. Ярусность над¬земная и подземная. Сезонные изменения сообщества. ^ Зоология — наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Сходст¬во и отличие животных и растений. Классификация животных. Простейшие. Общая характеристика. Обыкновенная амеба. Среда оби¬тания. Движение. Питание. Дыхание. Выделение. Размножение. Инцистирование. Класс жгутиковые. Зеленая эвглена — одноклеточный организм с признаками животного и растения. Класс инфузории. Инфузория-туфелька. Особенности строения и процессов жизнедеятель¬ности. Раздражимость. Малярийный паразит — возбудитель малярии. Тип кишечнополостные. Общая характеристика типа. Пресноводная полип-гидра. Среда обитания и внешнее строение. Лучевая симметрия. Внутреннее строение (двухслойность, раз¬нообразие клеток). Питание. Дыхание. Нервная система. Рефлекс. Регенерация. Размножение вегетативное и половое. Морские кишечнополостные (полипы и медузы), их значение. Тип плоские черви. Общая характеристика типа. Бычий цепень. Внешнее строение. Мускулатура. Питание. Дыхание. Выделение. Нервная система. Размножение. Регенерация. Тип круглые черви. Общая характеристика типа. Внешнее строе¬ние. Полость тела. Питание. Размножение и развитие. Многообразие паразитических червей и борьба с ними. Тип кольчатые черви. Общая характеристика типа, их многообразие. Среда обитания. Внешнее строение. Ткани. Кожно-мускульный мешок. Полость тела. Систе¬мы органов пищеварения, кровообращения, выделения. Процессы жизнедеятельности. Нерв¬ная система. Регенерация. Размножение. Тип моллюски. Общая характеристика типа. Среда обитания и внешнее строение. Особенности процессов жизнедеятельности двустворчатых моллюсков на примере беззубки и брюхоногих моллюсков на примере большого прудовика. Тип членистоногие. Общая характеристика типа. Класс ракообразные. Речной рак. Среда обитания. Внешнее строение. Размножение. Внут¬реннее строение. Пищеварительная, кровеносная и дыхательная системы. Органы выделения. Питание, дыхание, выделение. Особенности процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Класс паукообразные. Паук-крестовик. Среда обитания. Внешнее строение. Ловчая сеть, ее устройство и значение. Питание, дыхание, размножение. Паразитические клещи — возбу¬дители и переносчики болезней. Меры защиты человека от клещей. Класс насекомые. Майский жук. Внешнее и внутреннее строение. Процесс жизнедеятельности. Размножение. Этапы развития. Отряды насекомых с полным превращением. Чешуекрылые. Капустная белянка. Тутовый шелкопряд. Шелководство. Двукрылые. Комнатная муха. Овод. Перепончатокрылые. Медо¬носная пчела. Муравей. Инстинкт. Наездники. Биологический способ борьбы с вредителями. Отряд насекомых с неполным превращением. Прямокрылые. Перелетная саранча — опасный вредитель сельского хозяйства. Роль насекомых в природе, их практическое значение. Сохранение их видового многооб¬разия. Тип хордовые. Общая характеристика типа. Класс ланцетники. Ланцетник — низшее хордовое животное. Среда обитания. Внешнее строение. Хорда. Особенности внутреннего строения. Сходство ланцетников с позвоночными и беспозвоночными. Класс рыбы. Общая характеристика класса. Речной окунь. Среда обитания. Внешнее стро¬ение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Пищеварительная, кровеносная, дыхательная сис¬темы. Плавательный пузырь. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Многообразие рыб. Отряды рыб: акулы, осетровые, сельдеоб¬разные, карпообразные, кистеперые. Хозяйственное значение рыб. Промысел рыб. Искусст¬венное разведение рыб. Прудовое хозяйство. Влияние деятельности человека на численность рыб. Необходимость рационального использования рыбных богатств, их охраны (защита вод от загрязнения и др.). Класс земноводные. Общая характеристика класса. Лягушка. Особенности среды обита¬ния. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Особенности строения внутренних органов и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Многообразие земноводных и их значение. Происхождение земноводных. Класс пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Прыткая ящерица. Среда обита¬ния. Внешнее строение. Особенности внутреннего строения. Размножение. Регенерация. Мно¬гообразие современных пресмыкающихся. Отряд чешуйчатые. Отряд черепахи. Древние пре¬смыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся. Класс птицы. Общая характеристика класса. Голубь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Особенности внутреннего строения и процессов жизне¬деятельности. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Сезон¬ные явления в жизни птиц, гнездование, кочевки, перелеты. Происхождение птиц. Приспо¬собленность птиц к различным средам обитания. Птицы парков, садов, лугов, полей. Птицы леса. Хищные птицы. Птицы болот и побережий водоемов. Птицы степей и пустынь. Роль птиц в природе и их значение в жизни' человека. Роль заповедников и зоопарков в сохране¬нии редких видов птиц. Привлечение птиц. Птицеводство. Класс млекопитающие. Общая характеристика класса. Домашняя собака. Внешнее строе¬ние. Скелет и мускулатура. Полости тела. Системы органов. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Отряды млекопитающих. Первозвери. Происхождение млекопитающих. Рукокрылые: летучие мыши. Грызуны. Хищ¬ные: собачьи, кошачьи. Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Особенности строения пищеварительной системы жвачных. Породы крупного рогатого скота. Кабан. Домашняя сви¬нья. Непарнокопытные. Дикая лошадь. Породы домашних лошадей. Приматы. Роль млекопи¬тающих в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на численность и видо¬вое многообразие млекопитающих, их охрана. ^ Биология как наука. Объект изучения биологии – живая природа. Основные свойства живого. Уровни организации живой природы. Формы существования живой природы. Неклеточные формы. Вирусы. Меры профилактики. Распространение вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Клеточные формы. Наука о клетке. Развитие знаний о клетке, клеточная теория. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Строение и функции клетки. Химическая организация клетки. Деление клетки. Размножение клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Многообразие клеток. Прокориоты, эукариоты. Особенности их строения. Экосистемы. Экологические факторы. Экологическая ниша. Межвидовые отношения. Пищевые связи в экосистеме. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Анатомия, физиология и гигиена человека — науки, изучающие строение и функции ор¬ганизма человека и условия сохранения его здоровья. Гигиенические аспекты охраны окружа¬ющей среды. Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека (органы и си¬стемы органов). Элементарные сведения о строении, функциях и размножении клеток. Реф¬лекс. Краткие сведения о строении и функциях тканей. Ткани (эпителиальные, соединитель¬ные, мышечные и нервная). Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Строение скелета человека. Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, суставы. Состав, строение (ма¬кроскопическое) и рост костей в толщину. Мышцы, их строение и функции. Нервная регуля¬ция деятельности мышц. Движение в суставах. Рефлекторная дуга. Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Кровь. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное по¬стоянство внутренней среды. Состав крови: плазма, форменные элементы. Группы крови, значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция. Эритроциты и лей¬коциты, их строение и функции. Малокровие. Учение И. И. Мечникова о защитных свойст¬вах крови. Борьба с эпидемиями. Иммунитет. Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, вены, капилляры). Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Автономия-сердца. Понятие о нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Движение крови по сосу¬дам. Пульс. Кровяное давление. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппа¬рат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Понятие о жизненной емкости легких. Понятие о гуморальной и нервной регуляции дыхания. Гигиена дыхания. Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Ферменты и их роль в пище¬варении. Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Глотание. Пищеваре¬ние в желудке. Понятие о нервно-гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Роль И. П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания. Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Распад и окисле¬ние органических веществ в клетках. Пластический и энергетический обмен — две. стороны единого процесса обмена веществ. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Норма питания. Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма. Выделение. Органы мочевыделительной системы. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ. Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание орга¬низма. Гигиена кожи и одежды. Нервная система. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга: продолговатого, среднего, промежуточного, мозжечка. Понятие о ве¬гетативной нервной системе. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий. Анализаторы. Органы чувств. Значение органов чувств. Строение и функции органа зре¬ния. Гигиена зрения. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биоло¬гическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Роль И. М. Сече¬нова и И. П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности; его сущность. Зна¬чение слова. Сознание и мышление человека как функции высших отделов головного мозга. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон, его значение. Вред¬ное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему. Железы внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гормональной регуляции в организме. Развитие человеческого организма. Воспроизведение организмов. Половые железы и поло¬вые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Особенности развития детского и юношеского организмов. Наследственность и изменчивость организмов. Закономерности наследования признаков. Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя. Законы Менделя. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Наследственная (генотипическая) изменчивость. Комбинативная изменчивость. Селекция растений, животных и микроорганизмов. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. Генная инженерия в селекции микроорганизмов. Биотехнология. |
![]() |
Программа по биологии для подготовки к вступительным испытаниям в... Ботаника – наука о растениях. Значение ботаники в природе и жизни человека. Классификация растений |
![]() |
Программа по биологии. Моу «Химический лицей» «Человек и его здоровье»... Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Наблюдения, гипотеза,... |
![]() |
Перечень вопросов для подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям... Киевская Русь (IX – XII в в.): основные направления внутренней и внешней политики |
![]() |
Программа для подготовки учащихся 9 классов к гиа по дисциплине «Биология» Программа дополнительных занятий по биологии разработана с целью подготовки учащихся 9 классов школ для сдачи экзамена по биологии... |
![]() |
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта (2004г.), примерной программы основного общего образования... |
![]() |
Рабочая программа учителя по биологии 7 класс Пояснительная записка... Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:... |
![]() |
Рабочая программа по биологии 8 класс В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде |
![]() |
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в гаоу... Огии проводится в соответствии с Правилами приема в педагогический колледж в 2012 году с целью определения возможности поступающих... |
![]() |
Программа итоговой государственной аттестации выпускников гаоу спо... Программа итоговой государственной аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы гаоу спо «Бугульминский... |
![]() |
Программа составлена на основе программы углубленного обучения по... Мбоу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»г. Ханты- мансийска |