Программа элективного курса «Микробиология»




Скачать 203.41 Kb.
Название Программа элективного курса «Микробиология»
Дата публикации 05.05.2016
Размер 203.41 Kb.
Тип Программа
edushk.ru > Биология > Программа
Пояснительная записка

Программа элективного курса «Микробиология» адресована учащимся 10 – 11 классов и разработана на основе авторской программы элективного курса «Микробиология» 10-11 классы (авт. Шапиро Я.С., Г.Н.Панина, М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2012 г.).

Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирования целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.

Цели курса

- углубление и расширение знаний в области общей и частной микробиологии;

- формирование научного мировоззрения, современных взглядов о месте микроорганизмов в системе живого;

- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья;

- подготовка учащихся к практической деятельности в области медицины.

Задачи курса

Обучающие:

- овладеть основными понятиями в области общей и частной микробиологии;

- изучить методы микробиологических исследований;

- рассмотреть особенности морфологии и физиологии микроорганизмов;

- определить роль микроорганизмов в природе и в жизнедеятельности человека;

- познакомить учащихся с характерными особенностями возбудителей, основными

признаками вызываемых ими заболеваний, эпидемиологией и профилактикой.

Развивающие:

- обеспечить развитие познавательных процессов учащихся при объяснении взаимосвязи строения и функций;

-продолжить развитие интеллектуальных умений и навыков (систематизировать, сравнивать, обобщать);

-практических умений (готовить микропрепараты и объяснять биологические явления с точки зрения проявляющихся в них физических и химических законов);

-применять полученные знания при выполнении заданий.
Воспитывающие:

- определить единство биологических закономерностей для всей живой природы от микроорганизма до человека;

- показать, как знание микробиологии помогает выяснить причины многих тяжелых заболеваний человека, своевременно ставить диагноз, находить меры профилактики и лечения.
Формы организации образовательного процесса

Курс позволяет использовать элементы современных педагогических технологий. Это приемы технологии развития критического мышления: «минуты разминки», «заполнение таблички», «пометки на полях», «рефлексия себя на уроке». Построение занятий через организацию педагогических мастерских, а также с учетом технологий дифференцированного обучения.

Осуществляется проведение традиционных классно-урочных занятий. Для повышения познавательной активности учащихся используются нетрадиционные формы: урок творческий отчет, пресс-конференции, презентации. Особое внимание уделяется исследовательскому методу обучения. Учебно-исследовательская деятельность как процесс совместной работы учащихся и педагога по выявлению сущности процессов и явлений помогает развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений, сформировать умения самостоятельно и творчески мыслить.

В рамках изучаемого курса выделено время на решение заданий ЕГЭ, что способствует успешной сдаче единого государственного экзамена по биологии. Курс основан на сочетании индивидуальной и коллективной форм работы.

^ Общая характеристика элективного курса

Программа элективного курса «Микробиология» основана на интеграции знаний предметов естественнонаучного цикла (биологии, химии, физики, экологии), что становится возможным только на старшей ступени обучения в школе. Она предусматривает наряду с поиском, анализом и интеграцией необходимой информации, выполнение учащимися практических заданий, предложенные темы которых можно конкретизировать в соответствии с задачами элективного курса и имеющимися возможностями.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ микробиологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Данный курс позволяет углубить биологические знания учащихся, расширить их кругозор, повысить познавательный интерес в области медицины.

^ Место элективного курса в учебном плане

На изучение элективного курса выделен 1 час в неделю (34 часа в год).

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

- основные понятия, используемые в микробиологии: патогенность, инфекция, иммунитет и т.д.;

- методы микробиологических исследований;

- классификацию микроорганизмов;

- морфологические и физиологические особенности микроорганизмов;

- распространение микроорганизмов в окружающей среде и влияние факторов среды на них;

- роль микроорганизмов в природе и в жизни человека;

- практическое значение стерилизации и дезинфекции;

- основные стадии инфекционного процесса и формирование иммунитета с позиций взаимодействия микро- и макроорганизма в условиях внешней среды;

- характерные особенности возбудителей, основные признаки вызываемых ими заболеваний, эпидемиологию и профилактику.

^ Учащиеся должны уметь:

- составлять характеристику основных групп микроорганизмов;

- пользоваться микробиологическими знаниями для объяснения с материалистических позиций причин инфекционных заболеваний и меры их профилактики;

- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

- выявить (при микроскопировании) и описать микроорганизмы в природной среде или культуре.

^ Развитие компетентности учащихся

-Учебно-познавательная (готовность учащегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебнопознавательной деятельности);

- Информационная (готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией);

- Коммуникативная (навыки работы в группе, умение представить свою презентацию, вести дискуссию);

- Социально-трудовая (готовность учащихся к профессиональному самоопределению)
Микроорганизмы по их значению для биосферных процессов, для человека как биологического вида и для хозяйственной деятельности людей вполне сопоставимы с представителями макромира – растениями и животными, а в некоторых областях существенно их превосходят. Медицина и экологическая безопасность, генетическая инженерия и промышленная биотехнология, ветеринария и фитосанитария – развитие этих и многих других сфер деятельности человека невозможно без глубоких знаний о мире микроорганизмов.

В то же время весьма скромное положение, которое занимают микроорганизмы в образовательных программах и учебных пособиях по биологии для средней школы, не соответствует современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников профильной школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление учащихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже в средней школе. Вышеизложенное обусловливает актуальность включения элективного курса «Микробиология» в программу профильного биологического образования.

Весь объем предлагаемого учебного материала распределен по пяти главам и подразделяется на основной и дополнительный. Основной учебный материал является необходимым и достаточным для успешного овладения учащимися знаниями и умениями согласно предлагаемому ниже учебно-тематическому плану. Дополнительный материал позволит учителю творчески модифицировать учебно-тематический план, обогатить содержание проектной деятельности учащихся, а также будет способствовать самообразованию школьников.

Введение имеет цель, с одной стороны, ознакомить учащихся с наиболее общими признаками микроорганизмов, а с другой – дать представление о многообразии микромира. Три первых главы раздела программы элективного курса посвящены традиционным объектам микромира – вирусам, бактериям и грибам. В каждой из этих глав рассматриваются особенности организации соответствующей группы, ее роль в природных процессах и значение для человека. Поскольку важнейшая отрасль биотехнологии – генетическая инженерия за сравнительно короткий срок из «чистой» науки превратилась в непосредственную производительную силу и заняла ведущую позицию в народном хозяйстве, четвертая глава программы посвящена исключительной роли использования микроорганизмов в развитии этого научного направления.

Микроскопические растения и животные обзорно рассматриваются в пятой главе настоящей программы. Поскольку эти группы микроорганизмов достаточно полно отражены в соответствующих разделах базовых дисциплин «Растения» и «Животные», в элективном курсе этот учебный материал предложен в качестве дополнительного.

Программа элективного курса «Микробиология» основана на интеграции знаний предметов естественнонаучного цикла (биологии, химии, физики, экологии), что становится возможным только на старшей ступени обучения в школе. Она предусматривает наряду с поиском, анализом и интеграцией необходимой информации, выполнение учащимися практических заданий, предложенные темы которых можно конкретизировать в соответствии с задачами элективного курса и имеющимися возможностями.

Интеграция теоретической и практической частей программы возможна в форме проектной деятельности учащихся. Выполненные учащимися проекты могут быть представлены на олимпиаду или научную конференцию, оформлены в виде публикации в сборнике исследовательских работ школьников. Они также могут стать основой сценариев тематических праздников, развивающих игр и конкурсов. Технология реализации программы предусматривает использование учащимися научной и научно-популярной литературы, справочников, энциклопедий, видеофильмов, компьютерных программ, экспозиций музеев, лабораторного оборудования (как школьного, так и учреждений — партнеров школы). Реализация практической части программы возможна не только в условиях школьных кабинетов биологии и химии, но и в лабораториях научно-исследовательских организаций и высших образовательных учреждений, на предприятиях пищевой и микробиологической промышленности, в подразделениях санитарно-эпидемиологической службы, ветеринарного и фитосанитарного надзора, на земельных угодьях сельскохозяйственных предприятий.

Предлагаемая программа элективного курса объемом 35 часов может быть реализована как в течение года (с режимом реализации 1 час в неделю), так и в любом полугодии 10 или 11 классов (с режимом реализации 2 часа в неделю). Наиболее удобное время освоения программы — первое полугодие, поскольку осенние месяцы открывают благоприятные возможности использования натуральных наглядных пособий, особенно по теме «Грибы».

Содержание программы дает возможность углубить и расширить представление учащихся о таких разделах биологической науки, как вирусология, бактериология, микология, биотехнология, познакомиться с их прикладным значением, получить информацию о профессиях специалистов, работающих в этой области науки и практики.

Предлагаемая учащимся информация объединена в пяти главах: «Вирусы», «Бактерии», «Грибы», «Роль микроорганизмов в генетической инженерии», «Обзор организации микроскопических растений и животных». Последовательность изучения этих разделов допускает изменения, однако время изучения четвертой главы следует сохранить, так как она интегрирует и

обобщает содержание предыдущих разделов программы.

Для освоения программы элективного курса «Микробиология» могут быть использованы различные источники информации, но основным является одноименное учебное пособие Я.С. Шапиро, содержание глав которого полностью соответствует разделам программы элективного курса. Некоторая избыточность информации позволит учителю осуществить модификацию программы и обеспечить индивидуальный подход, удовлетворяя запросы отдельных учащихся в получении дополнительных сведений.

Практические занятия нацелены на овладение школьниками некоторыми методами исследований, используемыми учеными-микробиологами, что позволит сформировать разнообразные практические умения, необходимые специалистам названных выше сфер профессиональной деятельности, обеспечить проверку направленности интересов учащихся.

На самом первом занятии элективного курса следует провести подробную беседу о необходимости строгого выполнения правил техники безопасности при наблюдении за микроорганизмами, в процессе постановки экспериментов и использовании специального лабораторного оборудования.

Выполнение самостоятельных творческих проектов даст возможность сосредоточить внимание учеников на конкретной, интересующей их проблеме, проявить умения работать с информацией, самостоятельно проводить практические работы и исследования, анализировать и интерпретировать полученные результаты, проявить творчество на любом этапе выполнения проекта.

Выбор тематики проектов может осуществляться с учетом разной направленности интересов учащихся:

  • углубление, расширение, конкретизация теоретических знаний о микроорганизмах («Гипотезы о происхождении вирусов», «Роль грибов-сапротрофов в биосфере»);

  • расширение представлений о прикладном значении микробиологии («Микозы рыб, выращиваемых в рыбоводных хозяйствах», «Использование дрожжей для производства белков»);

  • углубление знаний об истории развития науки, роли ученых («История развития вирусологии», «Н.И. Вавилов — основоположник учения об иммунитете растений»);

  • расширение лингвистических представлений («Основные принципы названий микробиологических объектов», «Латинские и греческие корни биологического языка»);

  • расширение представлений о профессиях и тех образовательных учреждениях, где они приобретаются («Вирусолог и сфера его деятельности», «Миколог и объекты его исследований»);

  • формирование и совершенствование практических умений («Влияние настоя сенной палочки на развитие дрожжей», «Развитие гриба мукора в присутствии различных концентраций молочной сыворотки»).

Проекты готовятся в течение определенного времени, при этом учащиеся могут использовать различные источники информации в дополнение к учебному пособию, могут рассчитывать на подробную консультацию педагога или другого специалиста. Презентация и защита проектов возможны при изучении соответствующих тем или при завершении программы элективного курса, на заключительной конференции.

В процессе реализации программы весьма желательны встречи со специалистами, экскурсии в учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и на предприятия, где обучаются специалисты, изучаются и используются микроорганизмы для получения продуктов питания, ряда лекарственных веществ и др.

При успешном завершении программы учащимся выдаются сертификаты, а выполненные ими проекты могут быть далее представлены на конференциях школьного, районного и городского уровней, на олимпиадах (биологической, медицинской, экологической).

В процессе освоения теоретической и практической частей программы учащиеся приобретают знания и умения, необходимые для овладения в будущем рядом профессий и специальностей: микробиолога, биотехнолога, эколога, врача, ветеринара, специалиста по экологической безопасности и защите растений, а также педагога.
^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

элективного курса «Микробиология»

10 «Б» ,11 «В» классы




п/п

Дата

проведения

Наименование раздела и тем


Вид занятий

теоретические

практические

1

11В-04.09.14

10Б-05.09.14

Введение. Предмет микробиологии, объекты и методы исследований

1




Вирусы (9 ч)

2 (1)

11В-11.09.14

10Б-12.09.14

Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни

1




3 (2)

11В-18.09.14

10Б-19.09.14

Взаимоотношения вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов

1




4 (3)

11В-25.09.14

10Б-26.09.14

Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги)

1




5 (4)

11В-02.10.14

10Б-03.10.14

Вирусы растений и вызываемые ими болезни

1




6 (5)

11В-09.10.14

10Б-10.10.14

Диагностика вирусных болезней растений




1

7 (6)

11В-16.10.14

10Б-17.10.14

Защита растений от вирусов

1




8 (7)

11В-23.10.14

10Б-24.10.14

Вирусы животных и вызываемые ими болезни

1




9 (8)

11В-30.10.14

10Б-31.10.14

Вирусы человека и вызываемые ими болезни

1




10 (9)

11В-13.11.14

10Б-14.11.14

Заключительное занятие по теме «Вирусы»

1




Бактерии (10 ч)

11 (1)

11В-20.11.14

10Б-21.11.14

Общая характеристика бактерий как прокариотических организмов

1




12 (2)

11В-27.11.14

10Б-28.11.14

Обмен веществ и энергии у бактерий, их роль в экосистемах

1




13 (3)

11В-04.12.14

10Б-05.12.14

Азотфиксирующие симбиотические бактерии




1

14 (4)

11В-11.12.14

10Б-12.12.14

Фотосинтезирующие бактерии




1

15 (5)

11В-18.12.14

10Б-19.12.14

Бактерии — компонент нормальной биоты организма животного и человека

1




16 (6)

11В-25.12.14

10Б-26.12.14

Бактериальные болезни растений




1

17 (7)

11В-15.01.15

10Б-16.01.15

Бактериальные болезни животных и человека

1




18 (8)

11В-22.01.15

10Б-23.01.15

Молочнокислое брожение




1

19 (9)

11В-29.01.15

10Б-30.01.15

Микроскопическое изучение бактерий — возбудителей молочнокислого брожения




1

20 (10)

11В-05.02.15

10Б-06.02.15


Использование бактерий в биотехнологии

1




Грибы (12 ч)

21 (1)

11В-12.02.15

10Б-13.02.15

Общая характеристика грибов как эукариотических гетеротрофных микроорганизмов

1




22 (2)

11В-19.02.15

10Б-20.02.15

Грибница плесневых (мицелиальных) грибов




1

23 (3)

11В-26.02.15

10Б-27.02.15

Бесполое размножение грибов




1

24 (4)

11В-05.03.15

10Б-06.03.15

Половое размножение грибов




1

25 (5)

11В-12.03.15

10Б-13.03.15

Классификация и важнейшие систематические группы грибов

1




26 (6)

11В-19.03.15

10Б-20.03.15

Обмен веществ и энергии у грибов, их роль в экосистемах

1




27 – 28 (7 – 8)

11В-02.04.15

11В-09.04.15
10Б-03.04.15

10Б-10.04.15

Спиртовое брожение, возбуждаемое дрожжами




2

29 (8)

11В-16.04.15

10Б-17.04.15

Взаимоотношения грибов и растений

Симбиоз грибов и растений

1

1

30 (9)

11В-23.04.15

10Б-24.04.15

Грибы — паразиты животных и человека

1




31 (10)

11В-30.04.15

10Б-08.05.15

Использование грибов в биотехнологии

1




Роль микроорганизмов в генетической инженерии (3 ч)

32 (1)

11В-07.05.15

10Б-15.05.15

Биологические основы и направления использования микроорганизмов в генетической инженерии

1




33 (2)

11В-14.05.15

10Б-22.05.15


Генно-инженерные разработки на основе микроорганизмов в сельском хозяйстве, промышленности и медицине

1




34 (3)

11В-21.05.15

10Б-29.05.15

Заключительное занятие по теме «Роль микроорганизмов в генетической инженерии»

1




СОДЕРЖАНИЕ

34 часа (1 час в неделю: теория — 23 ч, практика — 11 ч)
^ Вводное занятие

(1 час)

Микробиология как научная и учебная дисциплина, объекты ее изучения. Общая и прикладная микробиология, ее важнейшие отрасли.
1. Вирусы

(9 часов)

Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни, история их открытия и изучения. Строение вирусной частицы – вириона. Классификация вирусов, ДНК-содержащие и РНК-содержащие вирусы. Взаимоотношение вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов.

Вирусы – паразиты бактерий (бактериофаги). Роль бактериофагов в жизни бактерий и их значение для человека. Использование бактериофагов в научных исследованиях, медицине, ветеринарии.

Вирусы – паразиты растений (фитовирусы), вызываемые ими болезни. Циркуляция фитовирусов в природе. Биологические основы защиты культурных растений от вирусов.

Вирусы животных и вызываемые ими болезни. Природные очаги зоопатогенных вирусов и их циркуляция. Биологические основы защиты домашних животных от вирусов. Вирусы насекомых и их использование против вредителей сельского и лесного хозяйства.

Вирусы человека и вызываемые ими болезни. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – опаснейшая вирусная болезнь человека. Карантинные вирусные болезни. Природные очаги и переносчики вирусов человека. Биологические основы профилактики и лечения вирусных болезней.
Практическое занятие:

Диагностика вирусных болезней растений.
2. Бактерии

(10 часов)

Общая характеристика бактерий как прокариотических (доядерных) организмов. Бактериальные клетки и бактериальные колонии. Размножение и генотипическая изменчивость бактерий. Обмен веществ и энергии у бактерий. Роль бактерий в круговороте биогенных химических элементов. Бактерии – продуценты и деструкторы органических веществ, их место в экосистемах Земли.

Роль бактерий в почвообразовании, их значение для почвенного плодородия. Азотфиксирующая деятельность бактерий. Бактериальные удобрения и их использование в земледелии. Бактерии – паразиты растений, их экономическое значение. Биологические основы защиты растений от болезней.

Бактерии – компонент нормальной биоты организма животного, их роль в усвоении пищи животными. Бактериальные болезни домашних животных (сибирская язва, бруцеллез, орнитозы и др.), биологические основы их профилактики и лечения. Природные очаги бактериозов домашних животных. Бактерии – возбудители болезней насекомых, их использование против вредных видов.

Бактерии – компонент нормальной биоты организма человека, их значение для здоровья; дисбактериозы и их преодоление. Бактерии – возбудители болезней человека, классификация бактериозов человека. Циркуляция болезнетворных бактерий в природе, роль переносчиков (насекомых, клещей, грызунов и др.) в возникновении эпидемий. Биологические основы профилактики и лечения бактериальных болезней человека.

Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии – продуценты аминокислот, белков, витаминов, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений.
Практические занятия:

1. Бактерии – возбудители молочнокислого брожения.

2. Фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии).

3. Азотфиксирующие бактерии – симбионты растений.

4. Бактерии – возбудители болезней культурных растений (бактериозов).

5. Обнаружение и количественный учет бактерий (в почве, воде,

воздухе).
3. Грибы

(12 часов)

Общая характеристика грибов как гетеротрофных эукариотических микроорганизмов. Строение, питание и размножение грибов. Роль грибов в экосистемах, их значение для почвообразования и плодородия почвы.

Классификация грибов. Высшие и низшие, совершенные и несовершенные грибы. Важнейшие систематические группы грибов и их представители.

Грибы – симбионты и паразиты растений. Микориза и ее роль в минеральном питании растений. Лишайники как симбиотические организмы; роль лишайников в экосистемах и их использование человеком. Болезни растений, вызываемые грибами и их экономическое значение. Грибы – разрушители древесины и продуктов ее переработки. Биологические основы профилактики и лечения микозов растений.

Грибы – паразиты животных и человека. Пути распространения зоопатогенных грибов. Токсины грибов и вызываемые ими отравления. Важнейшие микозы животных и человека, их профилактика.

Использование грибов в биотехнологии. Грибы – продуценты витаминов, ферментов, белков, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений. Культивирование съедобных грибов (грибоводство).
Практические занятия:

1. Морфология и размножение грибов.

2. Важнейшие классы грибов и их представители.

3. Дрожжевые грибы – возбудители спиртового брожения.

4. Грибы – возбудители болезней культурных растений (микозов).

5. Симбиоз грибов и растений (микориза, лишайники).

6. Обнаружение и количественный учет грибов.
^ 4. Роль микроорганизмов в генетической инженерии

(3 часа)


Генетическая инженерия – направление новейшей биотехнологии; ее предмет, объекты и методы исследований. Микроорганизмы как источник ферментов, необходимых для генно-инженерных разработок. Использование микроорганизмов в качестве носителей (векторов) генетической информации. Микроорганизмы как доноры и реципиенты целевых генов. Генно-инженерные разработки на основе микроорганизмов и их использование в сельском хозяйстве, промышленности, медицине.
^ 5. Микроскопические растения и животные

(дополнительный материал)

Микроскопические растения (водоросли), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы водорослей и их представители. Микроскопические животные (одноклеточные, или простейшие), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы простейших и их представители.

^ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Педагогическое наблюдение,

собеседование,

анализ опытов,

презентация проектов,

отчеты
УМК

Основная литература
1. Шапиро Я. С. Микробиология: 10 – 11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Я. С. Шапиро. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 272 с.: ил. – (Библиотека элективных курсов).

2. Панина Г. Н., Шапиро Я. С. Микробиология: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 64 с. – (Библиотека элективных курсов).
Дополнительная литература:


  1. Энциклопедический словарь юного биолога. / Сост. М. Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986. – 352 с., ил.

  2. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: В 3-х т: Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера – 3-е изд., М.: Мир, 2004. – 454 с., ил.

  3. Лаптев Ю. П. Биологическая инженерия. – М.: Агропромиздат, 1987. – 175 с.: ил.

  4. Мазин В. В., Шашкова Л. С. Грибы, растения и люди. – М.: Агропромиздат, 1983. – 208 с., ил.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «Микробиология» icon Программа элективного курса по химии химия в промышленности автор: Короткова Татьяна
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса или профильных классов (10-11кл) средних школ, естественно – научного...
Программа элективного курса «Микробиология» icon Программа элективного курса для 10, 11
Программа элективного курса для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений (для любого профиля обучения)
Программа элективного курса «Микробиология» icon Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов по обществознанию...
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне,...
Программа элективного курса «Микробиология» icon Программа элективного курса по географии в рамках профильной подготовки...
Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для обучающихся 10 (11) класса, базируется на знаниях...
Программа элективного курса «Микробиология» icon Рабочая программа Элективного курса «Химия и жизнь»
Классификация рабочей программы типовая Рабочая программа элективного курса «Химия и жизнь» 9 класса разработана на основании
Программа элективного курса «Микробиология» icon Рабочая программа элективного курса «Тайны гена»
Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10 классов. Изучение...
Программа элективного курса «Микробиология» icon Рабочая программа элективного курса по химии «Химия вокруг нас»
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся 8 классов
Программа элективного курса «Микробиология» icon Программа элективного курса по мировой художественной культуре «История...
Якутии», разработанной искусствоведом, профессором З. И. Ивановой-Унаровой. Актуальность учебного курса связана с ведением национально-регионального...
Программа элективного курса «Микробиология» icon Программа элективного курса по английскому языку
Материалы курса подбирались в соответствии с принципами целесообразности, актуальности и интересности
Программа элективного курса «Микробиология» icon Рабочая программа по элективному курсу
Составлена на основе программы профильного курса «Информатика x-xi» и элективного курса «Информационные системы и модели» (10-11...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница