Скачать 0.53 Mb.
|
![]() ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по учебному предмету «Биология. Общая биология» 10 – 11 классы. Профильный уровень Программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне. Данная программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина и учебника В. В. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10 – 11 класс» (Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10 – 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2004) Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, а также логики учебного процесса. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на профильном уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы». Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в 5 – 9 классах средней школы. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся желательны экскурсии по следующим темам и разделам: «Основы генетики и селекции». С этой же целью предусмотрены демонстрации. Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 210 часов, в том числе в 10 классе – 105 часов (3 часа в неделю), в 11 классе – 105 часов (3 часа в неделю). В процессе изучения курса в 10 и 11 классах проводится 3 обязательных тестирования (входной, рубежный, итоговый контроль). Они могут быть рассчитаны на 20 мин или на весь урок и проводятся по тексту учителя или администрации. * Изменения в программе. 10 класс Изучение темы «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле» перенесено в 11 класс, где будет изучаться в разделе «Развитие органического мира» Раздел 1 «Введение в биологию» В теме 1.2 «Основные свойства живого. Многообразие живого мира» добавлено 3 часа для более тщательного изучения свойств живого, таких как размножение, развитие, раздражимость (таксисы, тропизмы, настии, рефлексы), ритмичность, энергозависимость, дискретность и др. С некоторыми из них учащиеся ранее не были знакомы. Отдельный урок в этой теме выделен для изучения многообразия живого мира, где обучающиеся повторяют систематику растений и животных – материал, постоянно встречающийся в тестах ЕГЭ. Раздел 2 «Учение о клетке» На изучение темы 2.2 «Химическая организация живого вещества» добавлено 5 часов: отдельным уроком изучаются особенности химического состава живого в сравнении с неживой природой и роль химических элемен- тов в живой клетке, так как этот материал имеет большое мировоззренческое значение. 1 час посвящён изучению свойств и функций минеральных солей, так как на этом уроке рассматриваются такие новые понятия как: буферные растворы, изо-, гипо- и гипертонические растворы и их значение для клетки (в учебнике этот материал отсутствует). На отдельном уроке изучается ферментативная функция белков: свойства и классификация ферментов (данный материал отсутствует в тексте учебника). Изучение генетического кода (работа с таблицей) важно для понимания биосинтеза белка и необходимо для решения заданий ЕГЭ, поэтому свойства генетического кода изучаются на отдельном уроке. Ещё один час отводится для решения цитологических задач: расчет размеров молекул белка, построение цепи ДНК по принципу комплементарности, расчёт процентного соотношения нуклеотидов в молекуле ДНК, определение количества нуклеотидов в молекуле ДНК по их процентному содержанию. Задачи такого содержания присутствуют в тестах ЕГЭ. ^ к теме 2.4 «Структурно-функциональная организация клеток эукариот» т. к. материал этой темы объёмный, содержит большое количество терминов и необходим для сдачи ЕГЭ. К теме 2.5 «Обмен веществ в клетке (метаболизм)» добавлено 2 часа, один из которых посвящён изучению истории открытия и изучения фотосинтеза (в учебнике материал отсутствует), на отдельном уроке изучается хемосинтез как один из способов автотрофного питания, проводится сравнение этого процесса с фотосинтезом. Тема 2.8 «Клеточная теория» сокращена на 1 час, так как материал знаком обучающимся и не вызывает затруднений при его изучении. Раздел 3 «Размножение организмов» На изучение темы 3.1 «Бесполое размножение растений и животных» достаточно 1 часа (вместо 2 по авторской программе), так как этот материал изучался в разделе «Ботаника», «Зоология», «Введение в общую биологию» Раздел 4 «Индивидуальное развитие организмов» Тема 4.1 «Эмбриональное развитие животных» сокращена на 2 часа, 4 часов вполне достаточно для усвоения этого материала. Тема 4.5 «Развитие организма и окружающая среда» сокращена на 1 час, так как вопросы этой темы рассматриваются так же в темах «Модификационная изменчивость», «Экологические факторы» и не вызывают затруднений при изучении. Раздел 5 «Основы генетики и селекции» Вопросы темы 5.1 «История представлений о наследственности и изменчивости» уже частично рассматривались при изучении эволюционной теории, поэтому целесообразно уменьшить её на 1 час. ^ к теме 5.2 «Основные закономерности наследственности» используются для решения генетических задач – материал ЕГЭ, требующий правильности не только решения, но и оформления. Изучение темы 5.4 «Генетика человека» вызывает интерес учащихся, так как имеет большое практическое значение, поэтому 2 часов недостаточно для её рассмотрения. ^ используются для знаком- ства с генетическими болезнями человека, вопросов медико-генетического консультирования и выполнения лабораторной работы по составлению родословных. К теме 5.5 «Селекция растений, животных и микроорганизмов» добавлено 3 часа. Так как объём информации по данному вопросу большой, то целесообразно изучать селекцию растений и животных на отдельных уроках. Ещё 2 часа используются для знакомства с достижениями современной селекции животных и растений – материал практической направленности, которому в последнее время стали уделять больше внимания в заданиях ЕГЭ. 3 часа отведено для проведения итогового тестирования, обобщающего и итогового уроков (по 1 часу на каждый) ^
11 класс Раздел 6 «Эволюционное учение» сокращён в целом на 3 часа (темы: 6.1 «Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина» и 6.4 «Основные закономерности эволюции. Макроэволюция» на 2 и 3 часа, соответственно). Оставшегося времени вполне достаточно для усвоения предлагаемого материала. На тему этого раздела 6.2 «Дарвинизм» добавлено 2 часа – для более детального знакомства с движущими силами и результатами эволюции (вопросы этого аспекта наиболее часты в тестах ЕГЭ). Раздел 7 «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле» перенесён из 10 класса, сокращён в целом на 7 часов (тема 7.1 «История представлений о возникновении жизни на Земле» – на 1 час, тема 7.2 «Предпосылки возникновения жизни на Земле» – на 3 часа, тема 7.3 «Современные представления о возникновении жизни на Земле» – на 4 часа), так как материал носит мировоззренческий характер, в тестах ЕГЭ не встречается (кроме вопросов о теории возникновения жизни А. И. Опарина). ^ сокращён на 2 часа (тема 8.1 «Основные черты эволюции животного и растительного мира»). Эти вопросы изучались в 6, 7 и 9 классах, и оставшихся 8 часов достаточно для их рассмотрения. Раздел 9 «Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии» сокращён на 7 часов (тема 9.1 «Понятие о биосфере», 9.2 «Жизнь в сообществах», 9.3 «Взаимоотношения организмов и среды», 9.4 «Взаимоотношения между организмами» – на 1, 3, 1, 2 часов, соответственно). Этот материал знаком учащимся из курсов «Бактерии. Грибы. Растения», «Животные», «Введение в общую биологию и экологию» В разделе 10 «Биосфера и человек» тема 10.1 «Взаимосвязь среды и общества. Биология охраны природы» сокращена на 2 часа. Вопросы данного раздела рассматриваются во всех предыдущих курсах биологии, при изучении географии, истории, обществознания, широко освещаются в СМИ, поэтому учащиеся хорошо владеют материалом. Сокращение разделов, изучаемых в 11 классе, позволило перенести раздел «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле» из 10 класса. Считаю, что более логично рассмотреть его здесь (перед разделом «Развитие органического мира»), чем в начале курса. |
![]() |
Учебник «Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс (профильный уровень)» Аннотация к рабочей программе по биологии (профильный уровень) для 10-11 классов |
![]() |
Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Биология» Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития... |
![]() |
Рабочая программа Деркачёвой Елены Михайловны (высшая квалификационная... М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский... |
![]() |
Рабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория... М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский... |
![]() |
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей... Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» автора Н. И. Сонина / Программы для образовательных... |
![]() |
Календарно-тематическое планирование Биология 11 класс Биология. Общая биология. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2008. А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник |
![]() |
Рабочая программа по биологии 5 класс Пояснительная записка Биология 5–9 классы. М.: Просвещение, 2012), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы «Биология.... |
![]() |
Рабочая программа педагога Высшая квалификационная категория По учебному курсу «Общая биология» Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 11 классов (профильный уровень) автора В. Б. Захарова, полностью... |
![]() |
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе в соответствии... Рабочая программа разработана на основе в соответствии с примерной программой общего образования по биологии и в соответствии с тематическим... |
![]() |
Рабочая программа учебного курса «Общая биология» Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных... |