Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Биология. Общая биология» 10 11 классы. Профильный уровень




Скачать 0.53 Mb.
Название Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Биология. Общая биология» 10 11 классы. Профильный уровень
страница 1/5
Дата публикации 05.05.2016
Размер 0.53 Mb.
Тип Пояснительная записка
edushk.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по учебному предмету

«Биология. Общая биология»

10 – 11 классы.

Профильный уровень
Программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

Данная программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина и учебника В. В. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10 – 11 класс» (Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10 – 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2004)

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, а также логики учебного процесса.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на профильном уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы».

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых

компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета

«Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в 5 – 9 классах средней школы. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся желательны экскурсии по следующим темам и разделам: «Основы генетики и селекции». С этой же целью предусмотрены демонстрации.
Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 210 часов, в том числе в 10 классе – 105 часов (3 часа в неделю), в 11 классе – 105 часов (3 часа в неделю).

В процессе изучения курса в 10 и 11 классах проводится 3 обязательных тестирования (входной, рубежный, итоговый контроль). Они могут быть рассчитаны на 20 мин или на весь урок и проводятся по тексту учителя или администрации.
* Изменения в программе.

10 класс

Изучение темы «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле» перенесено в 11 класс, где будет изучаться в разделе «Развитие органического мира»

Раздел 1 «Введение в биологию»

В теме 1.2 «Основные свойства живого. Многообразие живого мира» добавлено 3 часа для более тщательного изучения свойств живого, таких как размножение, развитие, раздражимость (таксисы, тропизмы, настии, рефлексы), ритмичность, энергозависимость, дискретность и др. С некоторыми из них учащиеся ранее не были знакомы. Отдельный урок в этой теме выделен для изучения многообразия живого мира, где обучающиеся повторяют систематику растений и животных – материал, постоянно встречающийся в тестах ЕГЭ.

Раздел 2 «Учение о клетке»

На изучение темы 2.2 «Химическая организация живого вещества» добавлено 5 часов: отдельным уроком изучаются особенности химического

состава живого в сравнении с неживой природой и роль химических элемен-

тов в живой клетке, так как этот материал имеет большое мировоззренческое

значение.

1 час посвящён изучению свойств и функций минеральных солей, так как на

этом уроке рассматриваются такие новые понятия как: буферные растворы,

изо-, гипо- и гипертонические растворы и их значение для клетки (в учебнике

этот материал отсутствует).

На отдельном уроке изучается ферментативная функция белков: свойства и классификация ферментов (данный материал отсутствует в тексте учебника).

Изучение генетического кода (работа с таблицей) важно для понимания биосинтеза белка и необходимо для решения заданий ЕГЭ, поэтому свойства генетического кода изучаются на отдельном уроке.

Ещё один час отводится для решения цитологических задач: расчет размеров молекул белка, построение цепи ДНК по принципу комплементарности, расчёт процентного соотношения нуклеотидов в молекуле ДНК, определение количества нуклеотидов в молекуле ДНК по их процентному содержанию. Задачи такого содержания присутствуют в тестах ЕГЭ.

^ Добавлено 2 часа к теме 2.4 «Структурно-функциональная организация клеток эукариот» т. к. материал этой темы объёмный, содержит большое количество терминов и необходим для сдачи ЕГЭ.

К теме 2.5 «Обмен веществ в клетке (метаболизм)» добавлено 2 часа, один из которых посвящён изучению истории открытия и изучения фотосинтеза (в учебнике материал отсутствует), на отдельном уроке изучается хемосинтез как один из способов автотрофного питания, проводится сравнение этого процесса с фотосинтезом.

Тема 2.8 «Клеточная теория» сокращена на 1 час, так как материал знаком обучающимся и не вызывает затруднений при его изучении.

Раздел 3 «Размножение организмов»

На изучение темы 3.1 «Бесполое размножение растений и животных» достаточно 1 часа (вместо 2 по авторской программе), так как этот материал изучался в разделе «Ботаника», «Зоология», «Введение в общую биологию»

Раздел 4 «Индивидуальное развитие организмов»

Тема 4.1 «Эмбриональное развитие животных» сокращена на 2 часа, 4 часов вполне достаточно для усвоения этого материала.

Тема 4.5 «Развитие организма и окружающая среда» сокращена на 1 час, так как вопросы этой темы рассматриваются так же в темах «Модификационная изменчивость», «Экологические факторы» и не вызывают затруднений при изучении.

Раздел 5 «Основы генетики и селекции»

Вопросы темы 5.1 «История представлений о наследственности и изменчивости» уже частично рассматривались при изучении эволюционной теории, поэтому целесообразно уменьшить её на 1 час.

^ 2 часа, добавленные к теме 5.2 «Основные закономерности наследственности» используются для решения генетических задач – материал ЕГЭ,

требующий правильности не только решения, но и оформления.

Изучение темы 5.4 «Генетика человека» вызывает интерес учащихся, так

как имеет большое практическое значение, поэтому 2 часов недостаточно для её рассмотрения. ^ Добавленные 2 часа используются для знаком-

ства с генетическими болезнями человека, вопросов медико-генетического консультирования и выполнения лабораторной работы по составлению родословных.

К теме 5.5 «Селекция растений, животных и микроорганизмов» добавлено 3 часа. Так как объём информации по данному вопросу большой, то целесообразно изучать селекцию растений и животных на отдельных уроках. Ещё 2 часа используются для знакомства с достижениями современной селекции животных и растений – материал практической направленности, которому в последнее время стали уделять больше внимания в заданиях ЕГЭ.
3 часа отведено для проведения итогового тестирования, обобщающего и итогового уроков (по 1 часу на каждый)
^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Раздел

Количество часов

по программе

Н. И. Сонина

по рабочей программе

Введение

1

1

РАЗДЕЛ 1

Введение в биологию

5

8

1.1. Предмет и задачи общей биологии.

Уровни организации живой материи

2

2

1.2. Основные свойства живого. Многообразие живого мира

3

6

РАЗДЕЛ 2

Учение о клетке

31

39

2.1. Введение в цитологию

1

1

2.2. Химическая организация живого вещества

9

14

2.3. Строение и функции прокариотической клетки

1

1

2.4. Структурно-функциональная организация клеток эукариот

6

8

2.5. Обмен веществ в клетке (метаболизм)

7

9

2.6. Жизненный цикл клетки

2

2

2.7. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

2

2

2.8. Клеточная теория

3

2

РАЗДЕЛ 3

Размножение организмов

7

6

3.1. Бесполое размножение растений и животных

2

1

3.2. Половое размножение

5

5

РАЗДЕЛ 4

Индивидуальное развитие организмов

13

10

4.1. Эмбриональное развитие животных

6

4

4.2. Постэмбриональное развитие животных

2

2

4.3. Онтогенез высших растений

1

1

4.4. Общие закономерности онтогенеза

1

1

4.5. Развитие организма и окружающая среда

3

2

РАЗДЕЛ 5

Основы генетики и селекции

30

36

5.1. История представлений о наследственности и изменчивости

2

1

5.2. Основные закономерности наследственности

14

16

5.3. Основные закономерности изменчивости

8

8

5.4. Генетика человека

2

4

5.5. Селекция растений, животных и микроорганизмов

4

7

Обобщающий урок




1

Итоговый контроль




1

^ Итоговый урок




1

Резервное время

2

2

Итого

87

105


11 класс
Раздел 6 «Эволюционное учение» сокращён в целом на 3 часа (темы: 6.1 «Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина» и 6.4 «Основные закономерности эволюции. Макроэволюция» на 2 и 3 часа, соответственно). Оставшегося времени вполне достаточно для усвоения предлагаемого материала. На тему этого раздела 6.2 «Дарвинизм» добавлено 2 часа – для более детального знакомства с движущими силами и результатами эволюции (вопросы этого аспекта наиболее часты в тестах ЕГЭ).

Раздел 7 «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле» перенесён из 10 класса, сокращён в целом на 7 часов (тема 7.1 «История представлений о возникновении жизни на Земле» – на 1 час, тема 7.2 «Предпосылки возникновения жизни на Земле» – на 3 часа, тема 7.3 «Современные представления о возникновении жизни на Земле» – на 4 часа), так как материал носит мировоззренческий характер, в тестах ЕГЭ не встречается (кроме вопросов о теории возникновения жизни А. И. Опарина).

^ Раздел 8 «Развитие органического мира» сокращён на 2 часа (тема 8.1 «Основные черты эволюции животного и растительного мира»). Эти вопросы

изучались в 6, 7 и 9 классах, и оставшихся 8 часов достаточно для их рассмотрения.

Раздел 9 «Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии» сокращён на 7 часов (тема 9.1 «Понятие о биосфере», 9.2 «Жизнь в сообществах», 9.3 «Взаимоотношения организмов и среды», 9.4 «Взаимоотношения между организмами» – на 1, 3, 1, 2 часов, соответственно). Этот материал знаком учащимся из курсов «Бактерии. Грибы. Растения», «Животные», «Введение в общую биологию и экологию»

В разделе 10 «Биосфера и человек» тема 10.1 «Взаимосвязь среды и общества. Биология охраны природы» сокращена на 2 часа. Вопросы данного раздела рассматриваются во всех предыдущих курсах биологии, при изучении географии, истории, обществознания, широко освещаются в СМИ, поэтому учащиеся хорошо владеют материалом.

Сокращение разделов, изучаемых в 11 классе, позволило перенести раздел «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле» из 10 класса. Считаю, что более логично рассмотреть его здесь (перед разделом «Развитие органического мира»), чем в начале курса.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Биология. Общая биология» 10 11 классы. Профильный уровень icon Учебник «Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс (профильный уровень)»
Аннотация к рабочей программе по биологии (профильный уровень) для 10-11 классов
Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Биология. Общая биология» 10 11 классы. Профильный уровень icon Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Биология»
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития...
Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Биология. Общая биология» 10 11 классы. Профильный уровень icon Рабочая программа Деркачёвой Елены Михайловны (высшая квалификационная...
М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский...
Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Биология. Общая биология» 10 11 классы. Профильный уровень icon Рабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский...
Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Биология. Общая биология» 10 11 классы. Профильный уровень icon Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» автора Н. И. Сонина / Программы для образовательных...
Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Биология. Общая биология» 10 11 классы. Профильный уровень icon Календарно-тематическое планирование Биология 11 класс
Биология. Общая биология. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2008. А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник
Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Биология. Общая биология» 10 11 классы. Профильный уровень icon Рабочая программа по биологии 5 класс Пояснительная записка
Биология 5–9 классы. М.: Просвещение, 2012), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы «Биология....
Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Биология. Общая биология» 10 11 классы. Профильный уровень icon Рабочая программа педагога Высшая квалификационная категория По учебному курсу «Общая биология»
Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 11 классов (профильный уровень) автора В. Б. Захарова, полностью...
Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Биология. Общая биология» 10 11 классы. Профильный уровень icon Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе в соответствии...
Рабочая программа разработана на основе в соответствии с примерной программой общего образования по биологии и в соответствии с тематическим...
Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Биология. Общая биология» 10 11 классы. Профильный уровень icon Рабочая программа учебного курса «Общая биология»
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов