Никишов А. И., Петросова Р. А., Теремов А. В




Скачать 238 Kb.
Название Никишов А. И., Петросова Р. А., Теремов А. В
Дата публикации 08.05.2016
Размер 238 Kb.
Тип Программа
edushk.ru > Биология > Программа


Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9-го класса «Введение в общую биологию» А. И. Никишова.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьни­ков. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков.
^ Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 68 часов: 2 часа в неделю. Из них: лабораторных работ – 9

Формы промежуточной и итоговой аттестации: тесты.

Данная программа реализуется в учебниках «Биология. Общие биологические закономерности. 9 класс. / Никишов А. И., Петросова Р. А., Теремов А. В. – М.: «Владос», 2007.
^ Основные требования к знаниям и умениям учащихся IX кл.
Учащиеся должны знать:

  • уровни организации живой материи (клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный) и методы их изучения в биологии;

  • основные положения клеточной теории;

  • строение клеток прокариот и эукариот;

  • основные процессы жизнедеятельности клетки;

  • механизмы наследственности и изменчивости;

  • особенности биологических явлений, происходящих на каждом уровне организации живого;

  • причины многообразия организмов, доказательства эволюции органического мира;

  • движущие силы эволюции;

  • основные этапы развития жизни на Земле;

  • основные экологические факторы, среды жизни и приспособленности организме к различным условиям обитания;

  • структуру сообщества и взаимосвязи организмов, цепи и сети питания;

  • место человека как биологического вида в биосфере и его биосоциальную сущность;

  • влияние деятельности человека на экосистемы, меры охраны и рациональной природопользования.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять взаимосвязь процессов, происходящих на разных уровнях организации живого; причины разнообразия различных форм изменчивости, приспособленности организмов;

  • приводить доказательства родства, общности происхождения, эволюции организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды, единства человека как биологического вида;

  • приводить примеры изменчивости и приспособленности организмов, взаимосвязей организмов в сообществах, воздействия человека на окружающую среду;

  • проводить наблюдения за влиянием факторов среды на организмы;

  • обосновывать необходимость охраны природы;

  • оценивать последствия деятельности человека по изменению окружающей среды.


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ (3 ч)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

^ Требования ГОС

знать/понимать: - методы познания живой природы;

- сущность понятия «жизнь».

уметь: - называть основные признаки живых организмов;

- характеризовать уровни организации живого;

- ориентироваться в учебнике с помощью оглавле­ния, работать

с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа,

находить ответы на вопросы.

- объяснять роль биологии в формировании современной

естественнонаучной картины мира, в практической деятельности

человека.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - оценки последствий деятельности человека по отношению к природной

среде;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде.
РАЗДЕЛ I. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (52 ч)

ТЕМА 1. Молекулярный уровень (8ч)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, поли­сахариды). Катализаторы. Вирусы. Требования ГОС

знать/понимать: - особенность строения молекул воды в связи с ее важнейшей ролью

в жизнедеятельности клетки; значение катионов и анионов

в жизнедеятельности клеток;

- строение и функции углеводов, липидов, белков, нуклеиновых

кислот их важнейшие свойства и роль в клетке;

- роль ферментов в клетке.

уметь: - доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементном

составе клетки;

- объяснять роль белков в жизнедеятельности живых организмов

и проводить простейшие опыты;

- объяснять роль механизмов удвоения молекул ДНК в передаче

наследственной информации, уметь схематично изображать этот

процесс

- уметь выявлять и объяснять взаимосвязи строения и функций

биополимеров;

- уметь ставить биологические опыты и эксперименты, объяснять

результаты и делать выводы;

- объяснять опасность заражения вирусом СПИДа.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний;

- предупреждения ВИЧ-инфекций.

ТЕМА 2.^ Клеточный уровен� (14 ч)

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятель­ности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и ана­эробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация микропрепаратов митоза в клетках корешков лука.

^ Лабораторная работа

2. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

Требования ГОС

знать/понимать: - основные положения клеточной теории; роль клеточной теории

в становлении современной естественной картины мира;

- основные части клетки и выполняемые ими функции в связи

с особенностями их строения;

- периоды жизни клетки и состояние ядра в эти периоды;

- определение эукариот и прокариот;

- сущность фотосинтеза как пластического и энергетического обмена

у растений;

- сущность аэробного и анаэробного гликолиза у животных;

уметь: - применять основные положения клеточной теории для доказательства

материального единства органического мира;

- работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты,

находить основные части клетки на микропрепарате;

- выявлять особенности строения клеток растений и животных, черты их

сходства и различия; обосновать космическую роль зеленых растений;

- объяснять взаимообусловленность строения и функций органоидов клетки;

- сравнивать строение клеток эукариот и прокариот, делать выводы на основе

этого сравнения;

- работать с учебником, таблицами, схемами;

- решать элементарные биологические задачи.

ТЕМА 3. ^ Организменный уровень (16 ч)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетиче­ская непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонст­рация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

^ Лабораторная работа

3. Выявление изменчивости организмов. Требования ГОС

знать/понимать: - процессы и механизмы митоза и мейоза, их биологическую сущность

и роль;

- способы бесполого размножения;

- процесс оплодотворения у цветковых растений; оплодотворение вообще

и его значение;

- этапы зародышевого развития;

- задачи и методы генетики; генетическую символику и терминологию;

- сущность законов Г.Менделя;

- особенности строение генов и хромосом; хромосомный механизм

распределения пола человека;

- основные положения закономерностей изменчивости; виды изменчивости,

значение ее для селекции;

- сущность закона гомологических рядов Н.И.Вавилова;

- методы изучения наследственности человека, вклад выдающихся ученых

в медицинской генетике.

уметь: - выявлять черты сходства и отличия митоза и мейоза;

- описывать особенность половых клеток;

- объяснять особенности партеногенеза;

- делать вывод о материальном единстве живой природы;

- описывать способы бесполого размножения организмов;

- объяснять вредное воздействие никотина, алкоголя и наркотических

веществ на развитие зародыша;

- сравнивать зародыши организмов, выявлять черты сходства и отличия,

делать выводы на основе сравнения;

- объяснять родство живых организмов;

- описывать уровни приспособления организма к изменяющимся условиям;

- использовать знания цитологических основ наследственности для решения

генетических задач; составлять схемы скрещивания;

- работать с учебником, таблицами, схемами;

- находить информацию в различных источниках;

- раскрывать сущность взаимоотношений организма и среды, анализировать

и оценивать влияние условий среды на реализацию генотипа, на проявление

его наследственных свойств и признаков;

- объяснять причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития

организмов, наследственных заболеваний, мутаций.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - предупреждения наследственных заболеваний, вредных привычек

(курения, алкоголизма, наркомании);

- соблюдения правил здорового образа жизни, правил поведения

в окружающей среде;

- при работе с гербарным материалом, комнатными растениями.

ТЕМА 4. ^ Популяционно-видовой уровень (14ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма сущест­вования вида. Экология как наука. Экологические факторы. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволю­ции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусст­венный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
^ Лабораторная работа

4. Изучение морфологического критерия вида.

Требования ГОС

Требования ГОС

знать/понимать:

- понятия: вид, популяция;

- определение критериев вида;

- основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина, сущность первых

эволюционных теорий; постулаты СТЭ;

- сущность биогенетического закона Геккеля-Мюллера; закона зародышевого

сходства К.Бэра;

- сравнительно-анатомические, палеонтологические, биогеографические

доказательства эволюции;

- понятие «естественный отбор»;

- пути видообразования;

- основные пути ( ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация)

и направления (биологический прогресс, биологический регресс)

эволюционного процесса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

уметь: - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- объяснять причины необходимости сохранения видового

многообразия;

- объяснять понятие «эволюция»; роль сходства зародышей различных групп

организмов;

- выявлять взаимоотношения между организмами внутри популяции, между

организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой

природы;

- объяснять ведущую роль естественного отбора в эволюции;

- наблюдать натуральные объекты, объяснять понятие приспособленности

организмов к среде обитания, раскрывать относительный характер

приспособлений;

- объяснять образование новых популяций вида и причины вымирания групп

организмов;

- объяснять необходимость познания закономерностей эволюции для

хозяйственной деятельности человека;

- на примерах описывать основные пути и направления эволюционного

процесса;

- выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных , объяснять

их значение.

- находить информацию о биологических объектах в различных

источниках и критически ее оценивать
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - обоснования влияния человеческой деятельности на главные направления

органической эволюции.

- соблюдения правил поведения в природной среде;

- прогнозирования последствий влияние деятельности человека на многообразие

видов растений и животных, на среду их обитания.

ТЕМА 5.^ Экосистемный уровен� (7 ч)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаи­мосвязи в биогеоценозах.

^ Требования ГОС

знать/понимать: - основные свойства биогеоценозов;

- причины смены биоценозов, формирования новых сообществ.

уметь: - анализировать видовой состав биоценозов; компоненты

биогеоценозов;

- выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах;

- выявлять пищевые сети в конкретных условиях обитания;

- объяснять причины устойчивости и смены экосистем; сравнивать

искусственный и естественный биоценозы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения правил поведения в природной среде;

- обоснования актуальности проблемы сохранения биологического

разнообразия видов и сообществ в природе.

ТЕМА 6^ . Биосферный уровень (6 ч)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Требования ГОС

знать/понимать: - состав и функции биосферы;

- основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере;

- особенности круговорота основных химических элементов

на примере круговорота углерода и азота в биосфере.

уметь: - описывать структуру биосферы;

- описывать круговорот углерода и азота в биосфере;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- объяснять проблемы рационального природопользования и необходимость

охраны природы;

- работать с учебником, таблицами, схемами;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках

и критически ее оценивать.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения правил поведения в природной среде;

- прогнозирования последствий деятельности человека

в природных биогеоценозах;

- обоснования роли биологического разнообразия, регулирования численности

видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.
^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения предмета учащиеся должны

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом: клеток

и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем

и агроэкосистем; биосферы; растений, животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,

дыхание, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, круговорот

веществ и превращения энергии в экосистемах.

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, организмы) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



п/п

Тема урока


Дата

Коррек-

тировка

1.

Введение.

2.09







Признаки и структурная организация жизни на Земле (2ч)







2.

Основные признаки живого – его отличие от неживого.

3.09




3.

Уровни организации клетки

9.09







Молекулярно-генетический уровень организации жизни (8ч)







4.

Химический состав живого. Вода и минеральные вещества.

10.09




5..

Липиды. Углеводы.

16.09




6.

Белки. Л. р №1 «Изучение расщепления пероксида водорода в клетках клубня картофеля»

17.09




7.

Нуклеиновые кислоты. АТФ.

23.09




8.

Наследственная информация и генетический код.

24.09




9.

Матричные реакции как основа передачи и реализации генетической информации в живом.

30.09




10.

Наследственность и изменчивость на молекулярно-генетическом уровне.

1.10




11.

Обобщающий урок по теме «Молекулярно-генетический уровень организации жизни.

7.10







Органоидно-клеточный уровень жизни (13ч)+1







12.

История и методы изучения клетки. Клеточная теория.

8.10




13.

Типы клеток. Строение прокариотической клетки.

14.10




14-16.

Строение эукариотической клетки. Л. р № 2 «Проведение наблюдений явлений плазмолиза и деплазмолиза в клетках чешуи кожицы лука.»

15.10




17.

Л. р№3 «Сравнительная характеристика различных типов клеток»

21.10




18.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

22.10




19.

Автотрофное питание.

28.10




20.

Гетеротрофное питание

29.10




21-22

Биосинтез белка

11,12.11




23.

Жизненный цикл клетки. Хромосомы.

18.11




24.

Митоз. Л. р. №4 «Изучение фаз митоза в клетках кончика корешка лука»

19.11




25.

Зачет по теме «Органоидно-клеточный уровень жизни»

25.11







Организменный уровень жизни (11ч)







26.

Многообразие организмов. Клеточные и неклеточные формы жизни.

26.11




27.

Самовоспроизведение организмов.

2.12




28.

Образование половых клеток у животных. Мейоз.

3.12




29.

Гаметогенез. Л. р. №5 « Изучение строения сперматозоидов и яйцеклеток млекопитающих»

9.12




30.

Оплодотворение и зародышевое развитие у животных.

10.12




31.

Развитие животных после рождения.

16.12




32-33

Образование половых клеток и половое размножение у растений.

17, 23.12




34.

Наследование признаков у организмов.

24.12




35

Фенотип организма как результат проявления генотипа.

13.01




36

Изменчивость признаков у организма. ^ Л. р №6 «Изучение закономерностей фенотипической изменчивости. Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

14.01







Популяционно-видовой уровень организации жизни (13ч)







37.

История развития представлений о виде и эволюции.

20.01




38.

Дарвинизм и его основные положения.

21.01




39.

Вид как основная систематическая категория живого. Л. р №7 «Изучение морфологического критерия вида»

27.01




40.

Популяция как форма существования вида в природе.

28.01




41.

Популяция как единица эволюции.

3.02




42.

Основные движущие силы (элементарные факторы) эволюции видов в природе.

4.02




43.

Естественный отбор – главный фактор эволюции.

10.02




44.

Приспособления организмов к условиям обитания как результат эволюции. Л. р №8 «Изучение приспособленности организмов и выявление её относительного характера»

11.02




45.

Образование новых видов как результат эволюции.

17.02




46.

Селекция как изменение человеком культурных форм организмов.

18.02




47.

Основные методы селекции животных и растений.

24.02




48.

Биологическое значение эволюции и селекции организмов.

25.02




49.

Зачет по теме «Популяционно-видовой уровень организации жизни»

3.03







Биогеоценотический уровень организации жизни (9ч)







50.

Биогеоценоз как природное сообщество организмов.

4.03




51.

Структура биогеоценоза как основа поддержания его целостности.

10.03




52.

Биогеоценоз и его основные компоненты.

11.03




53.

Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Л. р №9 «Составление трофических сетей и цепей водных и наземных экосистем»

17.03




54.

Основные свойства биогеоценозов.

18.03




55.

Смена биогеоценозов.

1.04




56.

Агробиоценоз как искусственное сообщество организмов. Отличия агробиоценозов и биогеоценозов.

7.04




57.

Примеры биогеоценозов.

8.04




58.

Зачет по теме «Биогеоценотический уровень организации жизни»

14.04







Биосферный уровень организации жизни (13ч)







59.

Структура биосферы и функции её живого вещества.

15.04




60.

Биохимический круговорот как основа существования биосферы.

21.04




61.

Единство жизни в биосферном круговороте. Поток энергии в биосфере.

22.04




62.

Геологическая и химическая эволюция как этапы, предшествующие появлению на Земле первых организмов.

28.04




63.

Возникновение биосферы и начало её эволюции.

29.04




64.

Краткая история эволюции биосферы.

5.05




65.

Появление человека как глобальная сила биосферы. Ноосфера.

6.05




66.

Современные экологические проблемы.

12.05




67.

Пути решения экологических проблем.

13.05




68

Значение охраны биосферы для жизни на Земле.

19.05




Добавить документ в свой блог или на сайт
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов