Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: Примерная программа основного общего образования по биологии; Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология»




Скачать 0.5 Mb.
Название Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: Примерная программа основного общего образования по биологии; Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология»
страница 1/6
Дата публикации 08.05.2016
Размер 0.5 Mb.
Тип Пояснительная записка
edushk.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Большеключинская основная общеобразовательная школа № 4»



"Рассмотрено"

Методическим советом

МКОУ "Большеключинская ООШ№4"
"_____"____________2013г

"Согласовано"

зам директор по УВР

МКОУ «Большеключинская ООШ №4»

______________Сафонова О.Н.

«___» ____________ 2013 г.

"Утверждаю"

Директор МКОУ

«Большеключинская

ООШ №4»
__________ Дресвянская И.Г.

«___» __________2013 г.





^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

БИОЛОГИЯ.

в 9-ом классе

Программу составил:

учитель биологии

Видеман Людмила Викторовна

^ С.Большие Ключи

2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Примерная программа основного общего образования по биологии;

  • Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» автора Н.И. Сонина / Программы для образовательных учреждений. Биология. 5 -11 классы. – М: Дрофа, 2010.- 254 с/;

  • Федеральный Государственный стандарт;

  • Методическое письмо о преподавании предмета.

Место предмета в учебном плане школы:

  • Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, на протяжении учебного года, 68 часов в год.

^ Цели и задачи изучения биологии

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

  • подготовка школьников к практической деятельности в области сельского и лесного хозяйства, медицины, здравоохранения;

  • социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

  • формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;

  • способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.


^ Изменения, внесенные в рабочую программу, их обоснование:


  1. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год. Рабочая программа составлена согласно авторской программе основного общего образования по биологии для 7 класса « Многообразие живых организмов» автора Н.И. Сонина.

  2. В рабочей программе предусмотрено добавление часов из резервного времени на проведение лабораторных и практических работ и обобщающего урока:

Добавлен 1 час для тематического зачета по теме «Эволюция живого мира на Земле».

Увеличено количество часов на раздел «Структурная организация живых организмов»: добавлен 1 час по теме «Химическая организация клетки», 1 час на тему «Строение и функции клеток» на проведение лабораторной работы и 1 час для проведения зачетного урока по этому разделу.

Увеличено количество часов на раздел « Размножение организмов»: 1 час на тему «Размножение организмов» и 1 час на проведение зачетного урока по данному разделу.

Увеличено количество часов на раздел «Взаимоотношения организма и среды»: 1 час на проведение практической работы и 1 час на проведение зачетного урока по данному разделу.

Добавлен 1 час для проведения обобщающего урока по всему курсу «Общая биология»
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной рабочей программы по курсу биологии «Человек» использованы:

^ Формы образования – урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, зачетные уроки, лабораторные и практические работы и т.д.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены 4 лабораторные и 4 практические работы, предусмотренных Программой.

Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков, оцениваются согласно решением, принятым на районном методическим объединением учителей биологии (приложение). Все демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы проводятся согласно оборудованию, имеющему в кабинете (Приложение - Перечень технического оснащения в кабинете биологии).

^ Виды и формы контроля: Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.

Методы контроля знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.

При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначении:


КР –контрольная работа

СР – самостоятельная работа

ЗЧ – зачет

ТС – тестирование

Д – демонстрация опыта

ЛР – лабораторная работа

ПР – практическая работа

С – сообщение

ТЗ – творческое задание


^ Краткое описание содержания разделов учебного курса:

Введение (1 час) Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

^ Раздел 1 Эволюция живого мира на Земле (22 час)

Тема Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Д. схем структуры царств живой природы.

Тема Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Д. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

Тема Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 часов). Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Д. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Тема Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора ( 3 часа).

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Тема Микроэволюция (3 часа).

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Д. схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

ЛР Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

ПР Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

Тема Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа).

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Д. примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Тема Возникновение жизни на Земле (2 часа).

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Д. схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Тема Развитие жизни на Земле (3 часа).

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Д. репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
^ Раздел 2. Структурная организация живых организмов (13 часов)

Тема Химическая организация клетки (3 часа)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Д. объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров.

Тема Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа).

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема Строение и функции клеток (6 часов).

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов.

Д. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

ЛР Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.

^ Зачетный урок ( 1 час)

Раздел 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: Примерная программа основного общего образования по биологии; Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» icon Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Примерная программа среднего (полного) образования по географии. 10-11 классы. Базовый уровень (В. И. Сиротин, И. И. Душина, Е. М....
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: Примерная программа основного общего образования по биологии; Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» icon Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
В соответствии со стандартом общего образования по биологии (Вестник образования России. 2004)и обязательным минимумом содержания...
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: Примерная программа основного общего образования по биологии; Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» icon Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы основного...
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: Примерная программа основного общего образования по биологии; Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» icon Пояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной...
Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать...
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: Примерная программа основного общего образования по биологии; Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» icon Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы...
М.: Дрофа, 2010. полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки...
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: Примерная программа основного общего образования по биологии; Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» icon Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
«Человек» автора Н. И. Сонина //Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.:...
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: Примерная программа основного общего образования по биологии; Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» icon Рабочая программа учителя по биологии 7 класс Пояснительная записка...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:...
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: Примерная программа основного общего образования по биологии; Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» icon Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:...
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: Примерная программа основного общего образования по биологии; Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» icon Программа основного общего образования биология
Основная программа моу оош с. Мочалейка основного общего образования по биологии составлена на основе примерной программы по биологии...
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: Примерная программа основного общего образования по биологии; Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» icon Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Программа предназначена в основном для обучающихся, не плани­рующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница