Скачать 0.5 Mb.
|
![]() ![]() Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Большеключинская основная общеобразовательная школа № 4»
^ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ. в 9-ом классе Программу составил: учитель биологии Видеман Людмила Викторовна ^ 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Место предмета в учебном плане школы:
^
^
Добавлен 1 час для тематического зачета по теме «Эволюция живого мира на Земле». Увеличено количество часов на раздел «Структурная организация живых организмов»: добавлен 1 час по теме «Химическая организация клетки», 1 час на тему «Строение и функции клеток» на проведение лабораторной работы и 1 час для проведения зачетного урока по этому разделу. Увеличено количество часов на раздел « Размножение организмов»: 1 час на тему «Размножение организмов» и 1 час на проведение зачетного урока по данному разделу. Увеличено количество часов на раздел «Взаимоотношения организма и среды»: 1 час на проведение практической работы и 1 час на проведение зачетного урока по данному разделу. Добавлен 1 час для проведения обобщающего урока по всему курсу «Общая биология» С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной рабочей программы по курсу биологии «Человек» использованы: ^ – урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, зачетные уроки, лабораторные и практические работы и т.д. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены 4 лабораторные и 4 практические работы, предусмотренных Программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков, оцениваются согласно решением, принятым на районном методическим объединением учителей биологии (приложение). Все демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы проводятся согласно оборудованию, имеющему в кабинете (Приложение - Перечень технического оснащения в кабинете биологии). ^ Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный. Методы контроля знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д. При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначении: КР –контрольная работа СР – самостоятельная работа ЗЧ – зачет ТС – тестирование Д – демонстрация опыта ЛР – лабораторная работа ПР – практическая работа С – сообщение ТЗ – творческое задание ^ Введение (1 час) Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли. ^ Тема Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа). Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие. Д. схем структуры царств живой природы. Тема Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа) Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Д. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка. Тема Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 часов). Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Д. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль». Тема Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора ( 3 часа). Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Тема Микроэволюция (3 часа). Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Д. схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования. ЛР Изучение приспособленности организмов к среде обитания. ПР Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. Тема Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа). Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. Д. примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства. Тема Возникновение жизни на Земле (2 часа). Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов. Д. схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных. Тема Развитие жизни на Земле (3 часа). Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма. Д. репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных. ^ Тема Химическая организация клетки (3 часа) Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. Д. объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров. Тема Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа). Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Тема Строение и функции клеток (6 часов). Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов. Д. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории. ЛР Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах. ^ ( 1 час) Раздел 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов) |
![]() |
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей... Примерная программа среднего (полного) образования по географии. 10-11 классы. Базовый уровень (В. И. Сиротин, И. И. Душина, Е. М.... |
![]() |
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... В соответствии со стандартом общего образования по биологии (Вестник образования России. 2004)и обязательным минимумом содержания... |
![]() |
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы основного... |
![]() |
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной... Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать... |
![]() |
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы... М.: Дрофа, 2010. полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки... |
![]() |
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... «Человек» автора Н. И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.:... |
![]() |
Рабочая программа учителя по биологии 7 класс Пояснительная записка... Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:... |
![]() |
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного... Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:... |
![]() |
Программа основного общего образования биология Основная программа моу оош с. Мочалейка основного общего образования по биологии составлена на основе примерной программы по биологии... |
![]() |
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей... Программа предназначена в основном для обучающихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать... |