Задания с ответами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2014-2015 учеб год




Скачать 328.76 Kb.
Название Задания с ответами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2014-2015 учеб год
страница 1/3
Дата публикации 10.05.2016
Размер 328.76 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Биология > Документы
  1   2   3
Задания с ответами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2014-2015 учеб. год

8-9 класс

1. Определите, правильно ли данное утверждение (да, нет).

Верный ответ – 1 балл

1.1. Любой фактор окружающей среды (температура, влажность, рельеф, глубина) называется экологическим

Нет

1.2. Способность вида адаптироваться к резко изменяющимся условиям среды обитания называется эврибионтностью

Да

1.3. Экологической нишей называется пространственное место обитания (“адрес”) вида

Нет

1.4. Кислород является условием среды для наземных животных и ресурсом среды для донных обитателей

Да

1.5. Фотопериодизм свойствен обитателям всех экологических зон мирового океана

Нет

1.6. Экология – это наука об окружающей среде и деятельности человека.

Нет

1.7. Экстенсивное землепользование - пример рационального природопользования.

Нет

1.8. Все экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность человека, называются условиями среды.

Нет

1.9. При продвижении в направлении полюсов у теплокровных животных одного или родственных видов наблюдается увеличение массы и площади поверхности тела

Нет

1.10. Присутствие автотрофных организмов является обязательным условием функционирования экосистемы

Нет
2. Выберите правильный вариант из списка

Верный ответ – 1 балл
2.1. Для пресноводного полипа гидры зависимость числа доживших до определенного возраста особей от времени («кривая выживания») имеет форму:

а) выпуклую вправо б) вертикальную в) наклонную прямую г) горизонтальную
2.2. Понятие «ноосфера» было введено в XIX в:

а) австрийским геологом Э. Зюссом б) российским геологом В. И. Вернадским

в) британским экологом А. Тенсли г) французским математиком Э. Леруа
2.3. Наибольший глобальный вклад в поглощение и связывание углекислого газа вносят экосистемы…

а) болот б) дождевого экваториального леса

в) мирового океана г) сельскохозяйственных угодьев
2.4. Наиболее уязвимы к вырубке в отношение утраты биологического разнообразия являются …….леса

а) таежные б) смешанные и широколиственные

в) субтропические г) экваториальные

2.5. К области прикладной экологии относится изучение…

а) влияния инфракрасного света на рост растений

б) механизмов устойчивости экосистем

в) процессов очистки сточных вод

г) экологического сознания населения
2.6. Наибольшую относительную массу сердца (сердечный индекс) имеет…

а) антилопа гну б) северный олень в) африканский слон г) лось
2.7. Примером внутриклеточного паразитизма является взаимоотношение….. и человека

а) кишечной палочки б) малярийного плазмодия

в) дизентерийной амебы г) печеночного сосальщика
2.8. Орнитофилия – это…

а) комплекс мероприятий по охране птиц б) питание хищников птицами

в) опыление цветковых растений птицами г) распространение семян растений птицами
2.9. Примером фабрических связей организмов является…

а) перенос плодов и семян растений животными

б) заселение насекомыми «бассейнов», образующихся за счет скопления дождевой воды в основаниях листьев растений семейства бромелиевых;

в) захват и переваривание росянкой насекомых, попадающих на поверхность её листьев

г) строительство бумажными осами гнезд из молодой коры сосны
2.10. Особо охраняемый вид-антропофоб, крайне редко гнездящийся в старых труднопроходимых борах Керженского заповедника – это…

а) скопа б) рогатый ворон в) черный аист г) болотный лунь

3. Выберите три правильных варианта из списка

Каждый верный вариант при общем числе ответов не более трех – 1 балл
3.1. Выберите 3 вида животных, вымерших по вине человека...

а) голубой кит б) китовая акула в) гигантский моа

г) дальневосточный леопард д) снежный барс е) стеллерова корова

ж) бушменов заяц з) антилопа орикс и) сумчатый дьявол

в,е,ж
3.2. Примерами стенобионтов являются организмы:

а) серый волк б) большой пестрый дятел в) выдра г) бобр

д) бурый медведь е) африканский слон ж) коралловый полип з) панда

в,ж,з
3.3. Культурные растения, способные расти и образовывать хороший урожай в условиях очень жаркого и засушливого климата, это…

а) рожь б) пшеница в) кукуруза г) картофель

д) просо е) сахарный тростник ж) сахарная свекла

в,д,е
4. Составьте правильную последовательность

Полная правильная последовательность – 2 балла (в заданиях 4.3, 4.4 – 3 балла), частично правильная последовательность – 0 баллов

4.1. Способность кроны листьев древесных растений к пылезадержанию возрастает в ряду…

а) липа б) дуб в) ель г) сосна

в,г,а,б
4.2. Водозатраты на 1 т конечного продукта возрастают в ряду производства …

а) капрона б) никеля в) чугуна и стали

в,б,а
4.3*. Глобальные экологические кризисы имеют следующую историческую последовательность: кризис

а) консументов б) продуцентов в) энергии г) редуцентов

а,б,г,в
4.4*. Расположите растительные сообщества в порядке увеличения биоразнообразия:

а) верховое болото б) дубрава в) ельник-черничник г) пойменный луг

а,в,б,г
4.5. Расположите виды растений в порядке увеличения их потребности в воде…

а) ветреница лютиковая б) ковыль перистый

в) пырей ползучий г) сныть обыкновенная

б,в,г,а
5. Творческие задания открытого типа

Впишите верный ответ

За каждый правильный вариант ответа – 1 балл

5.1. Рациональным способом промышленного водопользования является расположение водозабора по течению реки …….. относительно водоспуска

ниже
5.2. В заповедниках РФ ведутся ежегодные научные исследования по единой программе под названием: а)……................ В ней содержатся результаты наблюдений по 4-м основным направлениям: б)

а) «Летопись природы»

б1) Экологический мониторинг (окружающей среды)

б2) Мониторинг популяций особо охраняемых видов (растений, животных, грибов, лишайников)

б3) Фенологические данные

б4) Биологическая продуктивность основных типов экосистем
5.3. Биотестирование загрязнения воздуха шахты газом – а) ……… с древних времен проводят с помощью – б) ……….

а) метаном

б) птиц канареек
5.4. Для поиска грибов-трюфелей в качестве биотестов издавна используют:

а)…….. и б) …….

а) собак б) свиней
5.5. Закислению почв и природных вод препятствуют минеральные соли-…..

карбонаты (гидрокарбонаты)
5.6. Три группы природных процессов, обеспечивающих самоочищение почв и вод в экосистемах, это: ….. а) ……….; б) ……….; в) ……….

химические, физические и биологические.
5.7. Последствиями выпадения кислотных осадков для наземных экосистем являются (указать 4 причины):

а) разрушение плодородного слоя (гумуса)

б) выщелачивание катионов и анионов макро- и микроэлементов

в) повреждение корневой системы растений (корневых волосков)

г) закисление почвенного раствора и гибель организмов

д) выщелачивание кальция, разрушение раковин моллюсков и скорлуповой оболочки яиц
5.8. Предложите 4 мероприятия для восстановления плодородия сельскохозяйственных земель

а) внесение органических и минерельных удобрений

б) севообороты культур

в) безотвальная вспашка почв

г) применение бобовых трав-сидератов
5.9. Три звена экологического мониторинга - это …………… окружающей среды

а) наблюдения б) оценка в) прогноз
6. Творческие задания с выбором правильного варианта ответа, обоснованием его выбора и обоснованием причин неправильности каждого другого варианта ответа
6.1. В 1773 г. российский естествоиспытатель А.Т. Болотов в статье «Об истреблении костеря из пшеницы и некоторые другие, касающиеся до вычищения хлебов, экономические примечания и опыты» описал случай, произошедший в его имении. По словам приказчика, на поле пропала пшеница, которая три дня назад радовала глаз изумрудной зеленью, – вся она превратилась в дикий злак - костер. Следуя за приказчиком, Болотов убедился: насколько охватывал глаз, на поле волнами переливался костер. Однако, раздвинув стебли костра и внимательно присмотревшись, он обнаружил причину этого явления, связанного…

а) с перерождением пшеницы в костер б) с заболеванием пшеницы

в) с вытеснением пшеницы г) с вырыванием пшеницы

Выбор правильного варианта ответа – 2 балла. Полное правильное обоснование каждого варианта ответа – 2 балла, частично правильное или неполное обоснование – 1 балл
Ответ в) является верным.

Ответ а) не является верным. Перерождение растений, т.е..превращение одного вида в другой по данным современной науки невозможно.

Ответ б) не является верным. Заболевания пшеницы могут вызвать её загнивание или усыхание, но это не приводит к её исчезновению с поля

Ответ в) является верным. Сорный злак – костер более конкурентноспособен по сравнению с пшеницей, которую он обгоняет в росте, затеняет и постепенно вытесняет

Ответ г) не является верным. Выборочное массовое вырывание пшеницы на поле невозможно, даже при условии вредительства помещику. Удаление культурного злака при прополке поля также невозможно: пшеница хорошо отличима от диких злаков.
6.2. Оцените (позитивно «+» или негативно «-») ближайшие экологические последствия изменений климата в Российской Федерации, вызванные усилением парникового эффекта, и аргументируйте свои оценки

а) ослабление Северо-Атлантического течения б) распространение лесной зоны на север

в) таяние вечной мерзлоты в тундре г) изменение характера циркуляции атмосферы

^ Правильная оценка варианта ответа – 1 балл. Полное правильное обоснование каждого варианта ответа – 2 балла, частично правильное или неполное обоснование – 1 балл
а) «-» ослабление теплого Северо-Атлантического течения (ветви Гольфстрима) вызовет похолодание на побережье Кольского полуострова, уменьшение колоний морских птиц (Кандалакшский заповедник, Семиостровье)

б) «+» потепление климата вызывает таяние вечной мерзлоты и распространение лесной зоны тайги ближе к полярному кругу. Это создает условия для дополнительного поглощения углекислого газа и образования кислорода при фотосинтезе.

в) «-» таяние поверхностного мерзлотного грунта превратит низменные тундры в болота. Тогда за счет активизации микробного дыхания начнут активно выделяться парниковые газы: болотный газ – метан и углекислый газ. Кроме того, таяние вечной мерзлоты вызовет подвижки и деформации грунта.

г) «-» изменение характера циркуляции атмосферы, вызванного парниковым эффектом, приводит к быстрым изменениям погодных (метеорологических) условий, возникновению быстрых и мощных циклонических вихрей, вызывающих ураганы и наводнения; формированию устойчивых антициклонов в материковых областях, вызывающих летом аномальную жару и засуху, а зимой – аномальные морозы. В приморских областях климат становится более влажным, а в континентальных – более сухим.
6.3. Африканские слоны не поедают листву с акаций ^ Acacia drepanolobium, доминирующих на участках саванн с глинистой почвой. В тоже время, слоны охотно объедают акации других видов, произрастающих на супесчаных почвах. При этом жирафы могут объедать как те, так и другие акации. Как установили в полевых и лабораторных экспериментах Тодд Палмер (Todd Palmer) из Исследовательского центра Мпала в Кении и Якоб Гоин (Jacob Goheen) из Университета Флориды, причина данного явления заключается в следующем...

а) листья акаций этого вида несъедобны для слонов

б) акации этого живут в симбиозе с древесными муравьями

в) ствол и ветви этой акации покрыты длинными острыми шипами

г) слоны легко подрывают корни акаций, растущих на песчаной почве
а) ответ неверный. Листья акации ^ Acacia drepanolobium поедаются жирафами, следовательно, они не ядовиты

б) ответ верный. Мелкие муравьи четырех видов (Crematogaster mimosae, C. nigriceps, C. sjostedti и Tetraponera penzigi) живут в симбиозе с акацией ^ Acacia drepanolobium, получая пищу (нектар) и убежище в виде вздутий у основания шипов. Муравьи не позволяют слону поедать листья акации, поскольку заползают в хобот и кусаются, отчего слону очень неприятно и больно. В отличие от слонов жирафы могут слизывать муравьев с морды длинным языком. Поэтому они спокойно объедают «муравьиные акации».

в) наличие шипов на акации не препятствует поеданию листьев слоном, поскольку он умеет ловко оперировать хоботом, не накалываясь на иглы. Кроме того, снаружи хобот покрыт толстой ороговевшей кожей, защищающей от ранения.

г) слоны свободно разрывают бивнями твердую каменистую и глинистую почву, однако корнями акаций они не питаются.

^ Выбор правильного варианта ответа – 2 балла. Полное правильное обоснование каждого варианта ответа – 2 балла, частично правильное или неполное обоснование – 1 балл

типы заданий

1

2

3

4

5

6

Итого

макс.баллы

10

10

9

12

25

30

96
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задания с ответами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2014-2015 учеб год icon Приказ «16» октября 2014 года №2113 Об итогах школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников
«О подготовке и проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2014/2015учебном году» и в целях повышения уровня...
Задания с ответами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2014-2015 учеб год icon Теоретического тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады...
Вам предлагаются тестовые задания закрытого типа, в которых необходимо выбрать один ответ из четырех предложенных
Задания с ответами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2014-2015 учеб год icon Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии
Действие ультрафиолетового излучения солнца можно уменьшить с помощью солнцезащитных очков и одежды с длинными рукавами
Задания с ответами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2014-2015 учеб год icon Теоретического тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии
Вам предлагаются тестовые задания закрытого типа, в которых необходимо выбрать один ответ из четырех предложенных
Задания с ответами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2014-2015 учеб год icon Методические рекомендации для организаторов муниципального этапа...
...
Задания с ответами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2014-2015 учеб год icon Администрации губкинского городского округа приказ
«О подготовке и проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2014/2015учебном году» и в целях повышения уровня...
Задания с ответами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2014-2015 учеб год icon Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по...
Не спеша, внимательно прочитай задание. Из предложенных возможных вариантов ответов выберите тот, который, по Вашему мнению, наиболее...
Задания с ответами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2014-2015 учеб год icon 1. Отметьте один правильный ответ
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории 2010 – 2011 учебный год
Задания с ответами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2014-2015 учеб год icon 1. В каком году состоялась битва на реке Калке?
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории 2010 – 2011 учебный год
Задания с ответами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2014-2015 учеб год icon На конкурсные задания Заключительного этапа Всероссийской олимпиады...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов