Рабочая программа по предмету Биология для 6 класса




Скачать 153.29 Kb.
Название Рабочая программа по предмету Биология для 6 класса
Дата публикации 12.05.2016
Размер 153.29 Kb.
Тип Рабочая программа
edushk.ru > Биология > Рабочая программа
Администрация Починковского муниципального района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наруксовская средняя школа

 
 

«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДЕНО»

на заседании педагогического совета приказом директора

МБ ОУ Наруксовской СШ МБ ОУ Наруксовской СШ

Протокол № 12 от 28.08.2015 от 31.08.2015 № 196

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

 Биология

для 6 класса

Составитель: учитель биологии Л.В.Ильичева


2015 год
1.Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта на основе «Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5- 11 классы» – М.: «Дрофа», 2011 г. и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Живой организм», 6 класс, автор Н.И.Сонин. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, - М.:«Дрофа», 2011 г.

Изучение  биологии  на  базовом  уровне  среднего (полного)  общего  образования  направлено  на  достижение  следующих  целей:

- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;

овладение умениями:

- применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии;

- работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; использованиеприобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

^ 2. Общая характеристика учебного предмета

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

На первых уроках курса раскрывается основные свойства живых организмов, химический состав клеток, строение растительной и животной клеток. Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения, жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

^ 3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для изучения учебного предмета « Биология»  из расчета   1 учебного часа в  неделю. C  учетом  этого  составлено  календарно- тематическое  планирование  на  35 часов, включающее  вопросы  теоретической  и  практической  подготовки  учащихся.

^ 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

^ 5. ЗУН в освоении конкретного учебного предмета

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/ понимать:


- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение;

уметь:

- объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, влияние собственных поступков на живые организмы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

^ 6. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (10 час)


Тема 1.1 Основные свойства живых организмов (1 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание. Выделение, рост и развитие, раздражимость, движение. Размножение.

^ Тема 1.2 Химический состав клеток.

Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

^ Тема 1.3 Строение растительной и животной клеток (2 ч)

Строение растительной и животной клеток. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторная работа №1. Строение клеток живых организмов.

^ Тема 1.4 Ткани растений и животных (2 ч)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторная работа 2. Ткани живых организмов.

^ Тема 1.5 Органы и системы органов (4 ч)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменение корней. Строение и значение побегов. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветие. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растения. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторная работа 3. Определение типов корневых систем.

Лабораторная работа 4. Строение семян двудольного и однодольного растения.

Тема 1.6 Растения и животные как целостные организмы (1 ч)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

Раздел 2. Жизнедеятельность организма (23 часа).

Тема 2.1 Питание и пищеварение (4 ч)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Демонстрация опыта, доказывающего образование крахмала на свету. Поглощение углекислого газа листьями; роль света и воды в жизни растений.

^ Тема 2.2 Дыхание (2 ч)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления химических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

^ Тема 2.3 Передвижение веществ в организме (2 ч)

Перенос веществ в организме и его значение. Передвижение веществ в растениях. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).

Практическая работа 1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

^ Тема 2.4 Выделение ( 2 ч)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

^ Тема 2.5 Опорная система. (2 ч)

Значение опорных системы в жизни организмов.опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно- двигательная система позвоночных.

Лабораторная работа № 5. Разнообразие опорных систем животных.

^ Тема 2.6 Движение (2 ч)

Движение как важнейшая особенность животных организмов.значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

Лабораторная работа № 6. Перемещение дождевого червя.

^ Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного, мигательного рефлексов, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

^ Тема 2.8 Размножение (3 ч)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

^ Тема 2.9 Рост и развитие (3 ч)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов.развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторная работа № 7. Распределение плодов и семян.

Раздел 3. Организм и среда (2 часа)

Тема 3.1, 3.2 Среда обитания. Факторы среды. Природные сообщества (1 час)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязь живых организмов. Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. Демонстрация моделей экологических систем.

^ 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса


Средства ИКТ:

- компьютер ACER

- проектор EPSON

Медиатека:

Биология 6 класс (электронное учебное издание к учебнику Н.И.Сонин)

Биология. Живой организм. 6 класс

Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс

^ Интернет ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия;

http://bio.1september.ru/ - электронная версия газеты «Биология»;

http://www.uchportal.ru – учительский портал (Методические разработки для уроков биологии, презентации);

http://www.uroki.net – разработки уроков, сценарии, конспекты, поурочное планирование;

http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей;

http://festival.1september.ru/ - уроки и презентации;

http://infourok.org/ – разработки уроков, презентации.

^ Демонстрационный материал и учебное оборудование:

- Микроскоп

- Лупа

-Набор микропрепаратов по курсу зоологии

-Набор микропрепаратов по курсу ботаника

-Таблицы

-Гербарии
^ 8. Тематическое планирование

Программа: Сонин Н.И., М., «Дрофа» 2011.

Учебник: Н.И.Сонин М.: «Дрофа» 2011 год.

Количество часов: 35.

Класс: 6 .

Календарно – тематическое планирование по биологии – 6 класс

п/п

Название темы, раздела.

Кол-во часов

^ Дата проведения

Дом.

задание




Раздел 1. Строение и свойства живых организмов.

10










^ Тема 1.1 Основные свойства живых организмов.

1







1

Основные свойства живых организмов.

1




1




^ Тема 1.2 Химический состав клетки.

1







2

Химический состав клетки.

1




2




^ Тема 1.3 Строение растительной и животной клетки.

2







3

Клетка – элементарная единица живого.

1




3

4

Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клетки.

^ Лабораторная работа № 1. «Строение клеток живых организмов».


1





4




^ Тема 1.4 Ткани растений и животных.

2







5

Ткани растений.

1




5

6

Ткани животных.

^ Лабораторная работа № 2. «Ткани живых организмов».


1





5




^ Тема 1.5 Органы и системы органов.

4







7

Строение корня.

^ Лабораторная работа № 3. «Определение типов корневых систем».



1






6

8

Строение и значение побега.

1




6

9

Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян.

^ Лабораторная работа № 4. «Строение семян двудольного и однодольного растения».



1






6

10

Системы органов животного.

1




7




^ Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы.

1







11

Организм как единое целое.

1




8,9




^ Раздел 2. Жизнедеятельность организма.

23










^ Тема 2.1 Питание и пищеварение.

4







12

Особенности питания растительного организма.

1




10

13

Фотосинтез и его значение в жизни растений.

1




10

14

Особенности питания животных.

1




10

15

Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты.


1





10




^ Тема 2.2 Дыхание.

2







16

Дыхание растений.

1




11

17

Дыхание у животных.

1




11




^ Тема 2.3 Передвижение веществ в организме.

2







18

Передвижение веществ в растении.

^ Практическая работа №1. «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».



1






12

19

Передвижение веществ в животном организме.

1




12




^ Тема 2.4 Выделение.

2







20

Выделение у растений, грибов и животных.

1




13

21

Обмен веществ у растений и животных.

1




14




^ Тема 2.5 Опорные системы.

2







22

Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма.


1





15

23

Лабораторная работа № 5. «Разнообразие опорных систем животных».


1









^ Тема 2.6 Движение.

2







24

Движение как важнейшая особенность животных организмов.


1





16

25

Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

^ Лабораторная работа № 6. «Перемещение дождевого червя».


1





16




^ Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности.

3







26

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость.


1





17

27

Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных.


1





17

28

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений.

1




17




^ Тема 2.8 Размножение.

3







29

Размножение и его виды. Бесполое размножение.

1




18

30

Половое размножение животных.

1




19

31

Половое размножение растений.

1




20




^ Тема 2.9 Рост и развитие.

3







32

Рост и развитие растений.

1




21

33

^ Лабораторная работа № 7. «Распределение плодов и семян».


1







34

Рост и развитие животных.

1




22,23




Раздел 3. Организм и среда.

1










Тема 3.1,3.2 Среда обитания. Факторы среды. Природные сообщества.


1







35

Среда обитания. Факторы среды. Природные сообщества.

1




24,25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету Биология для 6 класса icon Рабочая программа по предмету Биология для 8 класса
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Человек»,...
Рабочая программа по предмету Биология для 6 класса icon Рабочая программа по предмету Биология для 9 класса
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Общие...
Рабочая программа по предмету Биология для 6 класса icon Рабочая программа по предмету Биология для 7 класса
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Многообразие...
Рабочая программа по предмету Биология для 6 класса icon Рабочая программа Деркачёвой Елены Михайловны (высшая квалификационная...
М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский...
Рабочая программа по предмету Биология для 6 класса icon Рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса на 2013 2014 учебный год
Классификация рабочей программы типовая Рабочая программа по «Технологии» 1 класса разработана на основании
Рабочая программа по предмету Биология для 6 класса icon Рабочая программа по предмету Историческое краеведение для 7 класса
Рабочая программа составлена на основе программы «Нижегородский край». Интегрированный учебный курс для учащихся 7 класса общеобразовательных...
Рабочая программа по предмету Биология для 6 класса icon Рабочая программа 8 класса разработана в соответствии с «Примерным...
Рабочая программа учебного предмета Православная культура для 8 класса составлена на основе умк скоробогатова для 7-8 классов 2006...
Рабочая программа по предмету Биология для 6 класса icon Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош»
Н. И. Сонина Биология. 5-11 классы. М., Дрофа, 2010 год и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая...
Рабочая программа по предмету Биология для 6 класса icon Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» автора Н. И. Сонина / Программы для образовательных...
Рабочая программа по предмету Биология для 6 класса icon Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 8 класс
Курс «Биология. Человек» предназначен для формирования у учащихся сознательного и здорового отношения к своему здоровью и здоровью...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница