Сценарий круглого стол по теме : употребление психоактивных




Скачать 179.28 Kb.
Название Сценарий круглого стол по теме : употребление психоактивных
Дата публикации 13.05.2016
Размер 179.28 Kb.
Тип Сценарий
edushk.ru > Биология > Сценарий
Сценарий круглого стол по теме :

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ

ВЕЩЕСТВ: МИФЫ И

РЕАЛЬНОСТЬ.

Ст. Егорлыкская 2013

Круглый стол можно проводить в трех вариантах на темы: курение; алкоголь; наркотики.

Цель: предоставить подросткам необходимую инфор­мацию для преодоления общепринятых мифов и непра­вильного понимания значения психоактивных веществ (алкоголя, табака, марихуаны).

Задачи: обсуждение причин употребления психоактивных веществ;

обсуждение мифов и реальности воздействия психо­активных веществ на организм;

установить долговременный и кратковременный эф­фект влияния психоактивных веществ на организм;

описать процесс превращения человека в зависимого от алкоголя, табака, марихуаны. ^ Время: 1 час 45 минут. Материалы: большой лист бумаги. Задание на следующее занятие: попросить детей принести рекламу алкоголя и сигарет, вырезанную из журналов и газет.

Процедура проведения

^ ВАРИАНТ I.

КУРЕНИЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ Ведущий. На этом занятии вы получите фак­тическую информацию о курении, узнаете, сколько людей курит, каковы причины курения, каковы не­медленные и кратковременные последствия курения и в чем состоит процесс превращения в курильщика. Будут также затронуты проблемы социальной при­емлемости курения.

^ I. Исследование проблемы

Подростки обычно переоценивают количество куря­щих людей. Подчеркнуть факт, что курильщики нахо­дятся в меньшинстве, задав детям следующие вопросы:

1. Какой процент подростков курит? (Курение в этом
случае определяется как одна сигарета в неделю.)

  • Подсчитать (больше половины, меньше полови­ны и т.п.);

  • проголосовать по каждой из оценок;

  • назвать реальные цифры (11,4 /о).

2. Какой процент взрослых курит?

  • Подсчитать;

  • проголосовать;

— назвать реальные цифры (30,8 /о).
Ведущий. Курят гораздо меньше людей, чем мы

думаем. В действительности курильщики состав­ляют меньшинство. Большинство взрослых и под­ростков не курят. С 1975 по 1985 год количество старших подростков, которые курили, снизилось с 29 до 18,7%. 33,3% взрослых мужчин и 54% взрос­лых женщин никогда не курили.

^ II. Мозговой штурм

Обсудить причины курения/некурения подростков. Разделить лист бумаги на две части. Озаглавить одну половину «Причины курить», а другую «Причины не курить». Попросить детей перечислить причины того и другого. Каждое мнение выписывается отдельно и не изменяется. Добавить к спискам те причины, о кото­рых дети не подумали.

^ Причины не курить: мне не нравится курить; куре­ние вредно для здоровья; я не хочу иметь вредные привычки; это неприятно выглядит; это слишком доро­го; это вызов другим — показать, что я не курю; никто из моих друзей не курит; это повредит моим спортивным достижениям; мои родители не одобряют курение.

^ Причины курить: мне нравится курить; курение снимает раздражение, расслабляет меня; это привычка; все вокруг меня курят; курение помогает выглядеть и чувствовать себя старше; курение стимулирует меня, повышает тонус; курение дает мне шанс занять чем-то руки; это поможет мне сбавить вес; курение позволяет мне отвлечься, когда я скучаю или в плохом настроении; курение позволяет мне чувствовать себя независимым. Информация о курении (в помощь ведущему)

  1. Научными исследованиями показано, что курение сигарет является первичным фактором риска для не­скольких тяжелых хронических заболеваний, включая рак легких, коронарную недостаточность сердца, эм­физему и бронхит.

  2. Девяносто процентов рака легких наблюдается у людей, которые курят.

  3. Исследования показали, что каждая выкуренная человеком сигарета, уносит 6 минут его/ее жизни.

  4. Сигареты опасны, потому что содержат или выде­ляют при горении ядовитые вещества — смолы, нико­тин, угарный газ.

  5. Угарный газ является ядовитым веществом, кото­рое снижает способность крови насыщать клетки орга­низма необходимым количеством кислорода.

  6. Большинство существующих способов лечения от курения эффективны лишь приблизительно в 50% слу­чаев. В течение 6 месяцев после окончания лечения приблизительно половина лечившихся начинает снова курить.

  7. Некоторые специалисты считают, что курение та­бака может привести к употреблению других наркоти­ков.

Ведущий. Рассмотрим некоторые причины того, почему люди курят (чтобы расслабиться, выгля­деть старше, стать более популярными, лучше кон­центрироваться). Вы действительно думаете, что сигареты все это могут?

^ На самом деле сигаретыне магическое сред­ство и не могут сделать все то, что им приписы­вается.

III. Беседа о долговременных последствиях курения

Спросить, в чем состоят некоторые долговременные, опасные для здоровья, последствия курения. Обсудить риск для курильщика заболеть и умереть от рака, сер­дечно-сосудистых заболеваний.

Ведущий. Курение является главным фактором риска нескольких видов рака, заболеваний сердца и хронических заболеваний органов дыхания.

^ Указанные три группы болезней вместе состав­ляют причины 58% смертей в США ежегодно.

Пусть дети обсудят эффект, который курение ока­зывает на организм немедленно.

Попросить детей ответить на вопросы:


1. Как курит тот, кто только начал? В группе или один

2. Отличается ли это от того, как курят давно курящие

3. Думаешь ли ты, что взрослым курильщикам труд­но бросить? Почему? Могут ли люди на самом деле зависеть от сигарет?

Ведущий. Большинство курильщиков проходят че­рез одни и те же стадии: пробуют курить, курят от случая к случаю, становятся заядлыми куриль­щиками.

Люди, курящие много (30 и более сигарет в день), обычно с огромным трудом отказываются от этой привычки, потому что становятся психологически и физиологически зависимыми.

Курение становится сейчас все более неприемле­мым социально, все больше и больше взрослых лю­дей бросают курить. За последние 20 лет число курящих снизилось на 12%. Сегодня главная про­блемаэто возрастание количества девочек-под­ростков, которые курят. За 10 лет их количество возросло на 7%.

^ IV. Главные выводы занятия

Подростки переоценивают количество курящих лю­дей. Некурящих большинство.

Сигареты не являются магическим средством и не имеют всех тех эффектов, которые им приписыва­ются.

Существует множество немедленных и отсрочен­ных влияний курения на организм.

^ Курильщики проходят через ряд стадий при фор­мировании вредной привычки.

Курение постепенно становится все менее и менее социально приемлемым.

Дым от сигарет потенциально опасен для неку­рящих.

^ ВАРИАНТ 2. АЛКОГОЛЬ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

I. Описание влияния алкоголя на организм

Ведущий. Алкоголь всасывается через стенки же­лудка и кишечник и попадает непосредственно в кровяное русло. Затем с кровью он попадает в мозг, оказывая подавляющее действие на активность коры головного мозга.

Если алкоголь замедляет деятельность мозга (яв­ляется депрессантом), как вы думаете, каковы не­которые физиологические и поведенческие эффекты воздействия алкоголя на организм?

^ Провести групповую дискуссию о физиологических и поведенческих эффектов влияния алкоголя на организм.

Небольшие дозы алкоголя:

  • снижают способность ясно мыслить и прини­мать решение;

  • заставляют почувствовать небольшое расслаб­ление;

  • заставляют почувствовать себя более свобод­ным и смелым, чем обычно.

Большие дозы алкоголя:

  • замедляют деятельность отдельных областей мозга;

  • вызывают головокружение;

  • снижают координацию;

т приводят к затруднениям речи, ходьбы, сто­яния;

приводят к эмоциональной взрывчатости или
подавленному настроению.


Некоторые люди могут:

временно отключиться или потерять память
вследствие влияния алкоголя на их мозг.


Поведенческие проявления воздействия алкоголя:

  • драки/ссоры/насилие;

  • громкие разговоры, крик;

  • неприятное поведение;

  • глупость/дурашливость;

  • легкомыслие.

Алкоголь является психоактивным веществом. Люди употребляют психоактивные вещества вследствие раз­личных причин. Прием психоактивных веществ может иметь вредные последствия.

II. Объяснение причин

Убедить подростков в том, что большинство взрос­лых употребляют алкоголь только иногда и в умерен­ных дозах.

Ведущий. ^ Какой процент населения употребля­ет алкогольные напитки? (Получить приблизитель­ные оценки, проголосовать.) Реальные цифры тако­вы70%. Одна треть всех взрослых не пьет вообще!

^ Подсчитайте процент людей, которые напиваются до полного опьянения и попадают в происшествия в связи с этим. (Получить предположения подростков, проголосовать.) Реальные цифры — 10—12% взрослых являются сильно пьющими, выпивают за один прием 150 г водки и больше, пьют не реже чем раз в неделю.

Объяснить подросткам, что люди могут пить по-разному.

Попросить перечислить те модели употребления ал­коголя, которые они видели. Записать на бумаге (ал­коголь употребляют во время обеда, во время праздни­ков, в общественных местах, кафе, ресторанах, после окончания рабочего дня).

Модели употребления алкоголя: на вечеринках; на се­мейных праздниках; перед едой «для пищеварения»; в ресторанах, кафе, барах; на улицах (чаще пьют пиво — прямо из бутылок на больших городских праздниках); на пляже во время отдыха; в общественном транспорте.

Модели поведения:

  1. ^ Полная трезвость. Около 30 /о взрослых не пьют
    вообще. Причины: нелюбовь к спиртному, религиоз­
    ные убеждения, аллергия, бывшие алкоголики, кото­
    рые излечились и боятся рецидива.

  2. Ритуальное употребление алкоголя. Это упо­требление алкоголя в контексте религиозных служб или семейных ритуалов или обрядов.

  3. Социальное употребление алкоголя (за компа­нию). Около 55 /о всех взрослых называют себя пью­щими за компанию. Они употребляют алкоголь в под­ходящем месте и в подходящее время.

  4. ^ Проблемное употребление алкоголя. Алкоголь используется как средство для устранения проблем и отрицание чувств. В этом случае пьют слишком много и слишком часто. Такое поведение является разруша­ющим и часто усиливает проблемы человека, вместо того чтобы устранить их.

Попросить детей перечислить некоторые из вредных последствий такого типа употребления алкоголя (дра­ки, плохое самочувствие, дорожно-транспортные про­исшествия, хронические заболевания, связанные с ал­коголем).

Последствия: ссоры с близким человеком; чувство вины перед другим и перед собой; снижение самоува­жения; развод в семье; смерть или несчастный случай.

Ведущий. Существует несколько вариантов упо­требления алкоголя. Некоторые (например, риту­альные или социальные) обычно считаются прием­лемыми для большинства взрослых людей. Тем не менее отдельные модели употребления алкоголя мо­гут быть опасными и разрушительными.

В сознании подростков цифры пьющих и сильно пью­щих взрослых людей значительно преувеличены.

III. Обсуждение мотивации употребления
или неупотребления алкоголя

Спросить подростков, почему люди пьют и почему не пьют. Разделив лист бумаги на две части, заполня­ем табличку.




Люди пьют

Люди не пьют




— чтобы

снять стресс
— для интереса
— для новых ощущений
— чтобы «забыться»
— для окружающих
— чтобы быть «круче»
— от «пофигизма»

— нравится на вкус/

- для удовольствия

— чтобы не отличаться от других

— вредно для здоровья
— чтобы показать силу воли
— ради другого
— не нравится на вкус
— чтобы показаться взрослее
— из-за страха, например, смерти
— из страха попасть в зависимость
— не соотносится с жизненными принципами


































— на зло кому-то/ форма протеста

— для имиджа

— из-за религиозных убеждений





— из подражания



— для имиджа (здоровый образ жизни, спорти т.д.)

— для поддержания

статуса










— ради самоутверждения

— иллюзия свободы

— чтобы лучше концентрироваться

— стать более популярным














\


Оговорить реальное влияние алкоголя на человека: что алкоголь может и чего не может.

Спросить детей о влиянии алкоголя на организм. Дискуссия может быть организована вокруг следующих вопросов, задаваемых ведущим: Как алкоголь влияет на организм? Может ли употребление алкоголя помочь человеку расслабиться? Влияет ли алкоголь одинаково на разных людей? Почему некоторые люди способны выпить очень много? Помогает ли алкоголь уснуть?

Ведущий. ^ Алкоголь может: помочь расслабиться; снять стресс, снизить боль; помочь уснуть; с его помощью можно манипулировать человеком.

Алкоголь не может: сделать тебя «круче», силь­нее, красивее; помочь решить проблемы; снять стресс до конца; повысить самооценку.

Алкогольпсихоактивное вещество, которое сни­жает активность организма и действует как аспирин или другое болеутоляющее лекарство. Алкоголь не мо­жет сделать человека сильнее, умнее, приятнее, сек­суально привлекательнее, могущественнее, богаче и т.п.

IV. Беседа

Показать подросткам, что употребление алкоголя не является эффективным методом разрешения проблем.

Ведущий. Алкоголь является психоактивным ве­ществом, содержащимся в спиртных напитках. Ал­коголь угнетает работу головного мозга, т.е. за­ставляет мозг работать более медленно.

Небольшое количество алкоголя: уменьшает спо­собность четко мыслить и принимать решения; при­водит к тому, что люди чувствуют себя более сме­лыми, чем обычно, и идут на риск. Большое количе­ство алкоголя: снижает активность различных отделов мозга и нервной системы в целом; вызыва­ет головокружение; снижает координацию; снижа­ет время реакции; затрудняет речь, ходьбу; может явиться причиной смерти.

Алкоголь и наркотики производят временный эф­фект. Вместе с выводом алкоголя из организма ухо­дит и хорошее настроение. Период хорошего настро­ения сменяется плохим настроением, которое обыч­но сопровождается депрессией, усталостью, трево­гой. Наилучший способ поднять настроение — это естественные способы: физкультура, спорт, танцы, объятия, прикосновения, музыка, романтические чувства, молитвы, медитация, дружба, любовь.

Чем больше человек употребляет алкоголя, тем больше ему надо, чтобы получить тот же самый эффект. Это является результатом привыкания к алкоголю. Организм постепенно становится толе­рантным к алкоголю. Важно знать, что возраста­ние толерантности означает возникновение физи­ческой зависимости.

^ Банка пива или бокал вина содержат приблизи­тельно столько же алкоголя, сколько стопка водки, виски, рома, джина.

Если человек выпил, то ему захочется спать. Однако, подобно другим депрессантам, алкоголь не погружает его в спокойный сон, приносящий отдых. Сон пьяного или выпившего человека, это не тот же самый сон, что у трезвого. Выпивший накануне обычно встает усталым, нервным и т.п.

^ V. Обобщение основного содержания занятия

  • Алкоголь — психоактивное вещество. Подобно другим психоактивным веществам, которые относят­ся к категории депрессантов, алкоголь замедляет работу коры головного мозга и нервной системы в целом.

  • Хотя около 70% взрослых употребляют алкоголь, подавляющее большинство делает это от случая к случаю и в умеренных дозах Треть всех взрослых вообще не пьет.

  • Только небольшая часть взрослых — пьяницы и алкоголики.

  • Алкоголь не может сделать человека сильнее, со­образительнее, симпатичнее, сексуальнее, могуществен­нее и т.д.

  • Употребление алкоголя не является эффективным способом разрешения проблем, фактически он их усу­губляет.

  • Умение много пить не пьянея ничего общего не имеет с силой или другими положительными свойства­ми человека.

• Опьянение или постоянное употребление алкоголя
не делает человека старше или лучше.

ВАРИАНТ 3.

^ МАРИХУАНА: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Цель: изучить мифы и реальные факты, касающиеся марихуаны. Задачи:

описать марихуану;

выяснить, что большинство взрослых и подростков не курят марихуану;

обсудить причины, по которым подростки могут использовать марихуану;

обсудить реальное воздействие марихуаны на орга­низм: что может и чего не может марихуана;

обсудить долговременное и кратковременное влияние марихуаны на организм;

обсудить легализацию марихуаны.

^ I. Информация о наркотике

Ведущий. На этом занятии вы получите важную информацию о марихуане. Мы обсудим причины того, почему люди начинают употреблять запрещенный законом наркотик, и каковы немедленные и отсро­ченные последствия воздействия марихуаны на орга­низм.

Марихуана производится из дикорастущего рас­тения, которое может быть культивировано людь­ми. Растение содержит более 400 химических ве­ществ. Оно способно отравлять тех, кто его упот­ребляет, за счет своего психоактивного ингредиен­та9-дельта-тетрагидроканнабинола. Это ве­щество в различных количествах находится в раз­ных частях растения.

Конопля была известна издавна благодаря проч­ным волокнам стебля и получаемому из семян маслу, которое использовалось в кулинарии и в живописи. Известна она была и как растение, содержащее пси­хоактивные вещества, наиболее сюгьно сконцентри­рованные в листьях и упругих цветущих верхушках.

Установить, что большинство подростков и взрослых не курят марихуану.

Проголосовать: какой процент подростков курят ма­рихуану?

Ведущий. ^ Последние опросы показали, что подро­стки в старших классах средней школы пробовали марихуану в 50,2%, около 21%пользователи (иногда в течение последнего месяца), но только около 3,3% курили марихуану ежедневно.

^ II. Обсуждение последствий употребления марихуаны

Мозговой штурм причин, по которым люди употреб­ляют марихуану. Перечень причин выписывается на лист бумаги. Например: любопытство; групповое дав­ление; желание казаться старше; приятные ощущения; способ справиться с неприятностями.

Обсудить, что может и чего не может марихуана.

Мнения подростков выписываются на лист бумаги и не изменяются.

Ведущий. Марихуана, как и другие часто употреб­ляемые вещества, вызывающие зависимость, не по­может при решении жизненных проблем и не может гарантировать принятие подростка группой сверст­ников. Марихуана может вызвать эйфорию и на про­тяжении состояния эйфории создавать иллюзию, что проблемы нашли разрешение. Как только действие марихуаны заканчивается, человек снова оказывает­ся лицом к лицу с теми же проблемами.

Обсуждаются немедленные и отсроченные послед­ствия воздействия марихуаны на организм.

Лист делится на две части, и записываются мнения детей без изменения.

Ведущий. Наиболее интенсивные ощущения воз­никают через 30 минут после начала курения. Воз­действие наркотика длится до трех часов после окончания курения. Марихуана приводит к повыше­нию сердцебиения и учащению пульса, покраснению глаз, сухости в гортани и во рту, небольшому по­нижению температуры тела. Небольшие дозы ма­рихуаны способствуют появлению чувства неутомимости с возрастающим ощущением благополучия и даже эйфории. Большие дозы делают ощущения более отчетливыми. Искажение восприятия, утрата лич­ностной идентификации, фантазии и галлюцинациирезультат приема больших доз марихуаны.

Долговременные последствия. Активное вещество марихуаны адсорбируется многими тканями и орга­нами тела человека. Ее можно найти в организме через месяц после того, как она употреблялась. В эксперименте на обезьянах, которые курили по пять раз в неделю на протяжении 6 месяцев, было пока­зано, что изменения появились в головном мозге. Марихуана приводит к заболеваниям легких, так как курильщик вдыхает неотфильтрованный дым и старается удержать его так долго, как только это возможно. Это может способствовать воспалению легких и воздействовать на другие органы дыхания. Употребление марихуаны повреждает репродуктив­ные системы как мужчин, так и женщин. С увели­чением продолжительности употребления марихуа­ны снижается количество вырабатываемой спермы. Постоянное употребление марихуаны женщинами снижает их способность беременеть и нарушает мен­струальный цикл.

  1. Дискуссия о легализации наркотиков

  2. Обобщение содержания занятия Ведущий. Марихуанапсихоактивное вещество,

наркотик.

В соответствии с последними опросами, марихуа­ну курят значительно меньшее количество людей, чем обычный табак. Таким образом, большинство взрослых и подростков не курят марихуану.

Одна из главных причин, почему люди начинают употреблять марихуану,давление сверстников.

Марихуана не дает избавления от проблем.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий круглого стол по теме : употребление психоактивных icon Информационная карта программы. Муниципальное образовательное учреждение...
Уменьшение социально – негативных явлений, в том числе и употребление психоактивных веществ, среди детей и молодежи путем развития...
Сценарий круглого стол по теме : употребление психоактивных icon Король Артур и рыцари Круглого Стола
Одна из самых долгоживущих легенд в мировой литературе. Многие западные фантасты обращались к ней, выводя в своих произведениях в...
Сценарий круглого стол по теме : употребление психоактивных icon «Профилактика употребления психоактивных веществ» Подготовила куратор...
Вич-инфекции не подлежит сомнению, и куратор при поддержке деканата и управления по воспитательной и внеучебной работе со студентами...
Сценарий круглого стол по теме : употребление психоактивных icon Джон Эрнст Стейнбек Легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола
Джон Стейнбек предпринял дерзкую попытку: переписал уже готовый текст Мэлори, чтобы роман, нисколько не утративший своего очарования,...
Сценарий круглого стол по теме : употребление психоактивных icon Урок математики в 1 «А» классе По теме: «Задачи на сравнение чисел»
На столе стояло три стакана с черешней. Костя взял один, съел черешни и поставил пустой на стол. Сколько стаканов на столе?(3)
Сценарий круглого стол по теме : употребление психоактивных icon «Ответственность за употребление наркотических средств»
Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации за употребление наркотических и синтетических средств установлена...
Сценарий круглого стол по теме : употребление психоактивных icon Научно-исследовательская работа по теме «Цветные»
Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»». В данной работе рассмотрены такие особенности произведения, как символика различных...
Сценарий круглого стол по теме : употребление психоактивных icon Сценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...
Сценарий круглого стол по теме : употребление психоактивных icon Огонь в камине был таким ярким, что его отблесков вполне хватало,...
Ужин давно был окончен, стол и стулья отодвинуты в сторону, освобождая комнату. Летевшие к мерцающим в ночи окнам, словно бабочки...
Сценарий круглого стол по теме : употребление психоактивных icon Руководство к проведению тренинга
Тренинг жизненных навыков” в 5 7 классах, а также путем систематического просвещения родителей и общественности в вопросах предупреждения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов