Скачать 0.69 Mb.
|
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»г. Ханты-Мансийска
Рабочая учебная программа по биологии 10 в класс (углубленный уровень) ^ -2012/ 13учебный год Срок реализации программы – 2012 / 13 учебный год Программа составлена на основе программы углубленного обучения по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 10 -11 класс «Общая биология» автор В.Б. Захаров . Учебник: «Биология. Общая биология». 10-11 класс. В.К Шумной, Г.М. Дымшиц М: «Просвещение»: 2011: « Биология. Общая биология» (профильный уровень) для 10 класса» Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. «Дрофа»:2010 ^ - Бобырева Лариса Михайловна, учитель биологии. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и программы курса «Общая биология» для 10-11-го класса автор: В.Б.Захаров / Биология: Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5- 11 класс. Кучменко В.С. – М.: Дрофа, 2001. – 180с., отражающей содержание примерной программы с дополнениями. Предлагаемая программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии и предназначена для изучения предмета «Общая биология» в школах, лицеях и гимназиях, специализирующихся на изучении биологических и химических дисциплин, и рассчитана на 5 часов классных занятий в неделю (350 часов в 10 -11 классах). Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на углубленном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на углубленном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на углубленном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы. Программа углубленного курса полностью включает в себя программу общеобразовательной школы для 10 – 11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока расширено и углубленно, увеличено количество лабораторных работ, число демонстраций и экскурсий. В курсе 10 класса изучаются главы по «Цитологии», «Генетике», «Селекции», в 11 классе по «Эволюции» и «Экологии». В главе «Цитология » раздел 5 «Индивидуальное развитие организмов» расположен впереди главы 6 «Основы генетики и селекции»; в раздел «Развитие органического мира» перенесен материал из темы «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле» для лучшего усвоения и систематизации материала. Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражения задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи. ^ :
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
^ В результате изучения предмета учащиеся старших классов с углубленным изучением биологии должны приобрести: - знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях биологии; о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости; об основных теориях биологии - клеточной, хромосомной теории наследственности, эволюционной, антропогенеза; о соотношении социального и биологического в эволюции человека; о законах (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); о правилах (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); о гипотезах (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); о закономерностях (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); о учениях (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере); об особенностях биологических процессов и явлений; о получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; о действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; о формирование приспособленности к среде обитания; о круговороте веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; об эволюция биосферы; об особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура); о причинах эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряд отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека; основных терминов, используемых в биологической и медицинской литературе; - уметь пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований; решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале; работать с учебной и научно – популярной литературой, составлять план, конспект, реферат, владеть языком предмета.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, предусматривающим дальнейшее лицейское или гимназическое образование, а также по общеобразовательным программам. Изучение предмета предусматривает и использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин, изучаемых факультативно или иным образом в соответствии с профессиональной ориентацией того или иного учебного заведения. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается лекционная форма обучения, представленная наряду с освоением учебного материала на семинарских занятиях, а также выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: « Основы генетики и селекции», « Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на Земле», « Взаимоотношения организма и среды обитания». С этой целью предусмотрены демонстрации. В программе даётся примерное распределение материала по разделам и темам (в часах). В конце изучения материала проводятся зачетные занятия, которые сочетают письменную и устную формы изложения материала. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся, критерии оценки знаний учащихся, приводится список основной, дополнительной и специальной литературы, а также перечень учебно – наглядных пособий, который составлен на основе каталогов и тематических планов издания учебной литературы издательств «Просвещение» и «Высшая школа». К программе прилагается тематический план, приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, микропрепаратов, слайдов, видеофильмов и др. Результаты изучения учебного предмета «Общая биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании. ^ Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий. Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков. Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. ^ обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем; личностно - деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий. Учебно-тематическое планирование 10 -11 класс
|
![]() |
Рабочая учебная программа по литературе 10Б класс (углубленный уровень) Мбоу «Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3» |
![]() |
Рабочая учебная программа по литературе 10Б, 10Г класс (углубленный уровень) Мбоу «Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3» |
![]() |
Рабочая учебная программа по биологии 9а,б класс (базовый уровень) Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 9 класс «Биология»... |
![]() |
Рабочая учебная программа по природоведению 5а,б класс (базовый уровень) Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 5 класс «Природоведение»... |
![]() |
Рабочая программа по биологии в 10 -11 классе. Составитель: Учитель биологии Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10-11 классах. Программа составлена на основе стандарта... |
![]() |
Рабочая программа учебного курса «Программа среднего (полного) общего... «Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10 11 класс (базовый уровень)» |
![]() |
Рабочая программа по биологии 10 класс (профиль) Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 11 классов (профильный уровень) автора В. Б. Захарова, полностью... |
![]() |
Рабочая учебная программа по литературе 8 класс г, д (базовый уровень) «Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3» |
![]() |
Рабочая учебная программа по литературе 9 в класс (базовый уровень) Мбоу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3» |
![]() |
Рабочая программа по биологии 11 класс рабочая программа по биологии... «средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3» |