Скачать 126.77 Kb.
|
Тест – вопросы теоретического тура муниципального (районного) тура олимпиады по экологии 2011/2012 уч.год. 11 класс Тип задания 1 (НА ЗНАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИИ) Выберите один правильный ответ из четырех предложенных (правильный ответ - 1 балл)
а) фотоавтотрофы; б) цианобактерии; в) хемоавтотрофы; г) детритофаги; 2. Автотрофы – организмы, использующие в качестве источника углерода: а) СH4; б) CnH2nOn; в) CH3COOH; г) CO2. 3. Совокупность абиотических и биотических условий жизни организма - это: а) среда обитания; б) пространство, занимаемое организмом; в) физическая среда; г) микроклимат 4. В пищевой цепи: «трава-лемминг-полярная сова» лемминг является …: а) хозяином; б) фитофагом; в) паразитом; г) продуцентом. 5. Взаимодействие бобовых растений и клубеньковых бактерий является примером: а) мутуализма; б) мутаций; в) паразитизма; г) хищничества. 6. Низкая рождаемость, низкая общая смертность, низкая младенческая смертность, высокая продолжительность жизни и очень низкий естественный прирост населения – это признаки: а) примитивного типа воспроизводства населения; б) традиционного типа воспроизводства населения; в) современного типа воспроизводства населения развивающихся стран; г) современного типа воспроизводства населения развитых стран. 7. Создание коллекций деревьев и кустарников с целью сохранения и обогащения растительного мира – это задача: а) парков культуры и отдыха; б) природных национальных парков; в) ботанических садов и дендрологических парков; г) заповедников и заказников. 8. Какой элемент может стать причиной эвтрофикации водоема? а) фтор; б) фосфор; в) кальций; г) сера. 9. Какая из перечисленных ниже экосистем включает в себя только естественные биоценозы? а) коралловый риф; б) город; в) поле; г) пруд. 10. Изменения в строении организма в результате приспособлении к среде обитания – это: а) морфологические адаптации; б) физиологические адаптации; в) этологические адаптации; г) химические адаптации. 11. Для характеристики организмов, способных выдерживать незначительные колебания какого-либо экологического фактора, используют приставку: а) ксеро-; б) мезо-; в) стено-; г) эври-. 12. Увеличение видового разнообразия в экотоне называется: а) краевым эффектом; б) альфа-разнообразием; в) бета-разнообразием; г) обилием популяции. 13. Пример целенаправленно созданного человеком сообщества - это: а) биосфера, б) биоценоз, в) геобиоценоз, г) агроценоз. 14. Какое количество вторичной продукции передается от предыдущего к последующему трофическому уровню консументов? а) 60%; б) 50%; в) 90%; г) 10%. 15. Агроэкосистемы отличаются от естественных экосистем тем, что…: а) требуют дополнительных затрат энергии; б) растения в них угнетены; в) всегда занимают площадь большую, чем естественные; г) характеризуются большим количеством разнообразных популяций. 16. Весь спектр окружающих организм элементов и условий в той части пространства, где он обитает и с чем непосредственно взаимодействует, называют: а) фактором; б) средой; в) эдафотопом; г) биотопом. 17 Метод оценки состояния окружающей среды, основанный на учёте количества лишайников в городских насаждениях в районах крупных предприятий, называют: а) биодеградацией; б) гумификацией; в) лихеноиндикацией; г) нормированием. 18. Химические элементы, постоянно входящие в состав организмов и необходимые для жизнедеятельности, называют: а) микроэлементами; б) биогенными элементами; в) макроэлементами; г) ксенобиотиками. 19. Организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических с использованием внешних источников энергии, называют: а) деструкторами; б) детритофагами; в) продуцентами; г) редуцентами. 20. Способность биологических систем (организмов, популяций, сообществ) противостоять изменениям условий существования и сохранять относительное динамическое постоянство структуры и свойств, называют: а) адаптацией; б) толерантностью; в) регенерацией; г) гомеостазом. 21. Воздействие организмов друг на друга в борьбе за пищу, местообитание и другие, необходимые для жизни условия, ведущее к эволюционным изменениям, проявляется на элементарном уровне у: а) отдельных особей; б) сообществ; в) популяций; г) биосферы. 22. Типичным примером комменсализма можно считать: а) сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений; б) взаимоотношение льва и растительноядных копытных; в) использование непаразитическими формами насекомых нор грызунов в качестве убежищ; г) отношения рака-отшельника и актинии. 23. Взаимополезное существование, когда присутствие партнёра является условием существования каждого из парнёров, называют: а) комменсализмом; б) амменсализмом; в) мутуализмом; г) паразитизмом. 24. Процесс накопления в почве химических элементов, неорганических и органических веществ в результате разложения останков животных и растений называется: а) гумификацией; б) рекультивацией; в) детоксикацией; г) биоаккумуляцией. 25. К биокосному компоненту биосферы относится: а) вулканическая лава; б) почва; в) скала; г) засохшее дерево. 26. Концентрационная функция биосферы заключается в: а) накоплении отдельных элементов (N, P, Ca, Mg); б) поглощении и выделении газов; в) способности поддержания жизни одних организмов за счет их питания другими организмами; г) осуществлении окислительно-восстановительных процессов; 27. Вмешательство человека в круговорот фосфора проявляется: а) при сведении лесов б) при строительстве водохранилищ в) при попадании в водоемы коммунально-бытовых стоков г) при выращивании бобовых культур 28. Численность населения Земли в зависимости от времени а) изменяется линейно; б) изменяется экспоненциально; в) синусоидально; г) не изменяется. 29. Неолитическая (сельскохозяйственная) революция - одно из важнейших изменений в истории человечества, произошла: а) 40 тыс. лет назад; б) 100 тыс. лет назад; в) 2 тыс. лет назад; г) 10 тыс. лет назад. 30. Зарождение процесса урбанизации (формирование городских поселений) произошло: а) после сельскохозяйственной революции; б) сразу после овладения человека огнем; в) после великих географических открытий; г) после промышленной революции. 31. Экологическая функция леса состоит в: а) накоплении воды и подпитывании ручьёв и рек; б) обеспечении человечества бумажной массой; в) изготовлении древесного угля; г) использовании для отдыха людей. 32. Ряд загрязнителей вызывает у зародыша человека различные уродства. Эти вещества называют: а) мутагенами; б) фиброгенами; в) тератогенами; г) эмбриотоксинами. 33. Печально известная болезнь Минамата (сопровождается потерей зрения и слуха), обнаруженная в Японии, была вызвана: а) повышенным содержанием ртути в пище; б) нехваткой микроэлементов в пище; в) избытком магния, натрия и меди в пище; г) повышенным содержанием кобальта в пище. 34. Действенное природоохранное право должно включать; а) только специальные законы, касающиеся конкретных природных объектов (воздух, почвы, леса, реки и т.п.) б) специальные законы, механизмы экологического контроля и развернутое лицензионное законодательство в) специальные законы и механизмы экологического контроля г) все указанные выше компоненты в сочетании с необходимыми дополнительными подзаконными актами и нормами 35. Избыток стронция и кадмия в пище вызывает: а) повышенную хрупкость и ломкость костей; б) хроническое похудание и дистрофию; в) заболевания кожи; г) различные заболевания внутренних органов. 36. В жилом доме концентрация радона выше: а) на втором этаже; б) на первом этаже; в) на десятом этаже; г) независимо от этажа. 37. Экологи относятся с осторожностью к использованию в быту древесно-стружечной плиты, например к мебели из ДСП, потому что этот материал: а) сильно иссушает воздух квартир; б) повышает концентрацию радона в квартирах; в) значительно повышает уровень радиации в квартире; г) увеличивает концентрацию формальдегида в квартирах. 38. Ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве принадлежит Организации Объединенных наций и ее специализированным комитетам (Учреждениям). Назовите к сфере какого комитета относится - сельское хозяйство и мировые продовольственные ресурсы: а) МСОП; б)ФАО; в) ВОЗ; г) МАГАТЭ. 39. Одной из причин неустойчивости агроэкосистем является: а) быстрое истощение почв, вызванное сбором урожая; б) большое разнообразие видов растений, высаживаемых одновременно; в) плохой уход за агроэкосистемами в целом; г) неизученность агроэкосистем. 40. Наиболее опасной причиной обеднения биологического разнообразия – важнейшего фактора устойчивости биосферы является: а) истребление; б) химическое загрязнение; в) физическое загрязнение; г) разрушение местообитаний. 41. Чередование темного и светлого времени суток не оказывает существенного влияния на жизнедеятельность: а) крота; б) тритона; в) белки; г) гадюки. 42. Компактное тело с длинным хвостом, с удлиненными задними конечностями и значительно укороченными передними характерно для животного, которое: а) плавает; б) прыгает; в) летает; г) лазает. 43. Водная среда пополняется кислородом за счет: а) химических реакций; б) дыхания зоопланктона; в) разложения органики; г) фотосинтеза водорослей. 44. Дополнительным органом дыхания обитателей водной среды служат: а) покровы тела; б) жабры; в) боковые плавники; г) легкие. 45. Неоднородность условий в почве контрастней всего проявляется: а) в горизонтальном направлении; б) при смене дня и ночи; в) в вертикальном направлении; г) при смене сезона. 46. Органическое земледелие – это производство продуктов питания: а) без применения сельскохозяйственной техники; б) без применения искусственного полива; в) с ориентацией на последние достижения генной инженерии; г) без применения минеральных удобрений и пестицидов; 47. При сравнении многообразия форм жизни в целом в океанах и на континентах оказывается, что: а) органический мир суши намного более разнообразен, чем органический мир водной среды; б) органический мир водной среды более разнообразен, чем органический мир суши; в) органический миры суши и океана практически не отличается по многообразию своих представителей; г) органический суши лишь немного менее разнообразен, чем органический мир водной среды. 48. В районах недостаточного увлажнения, занимающих более 47% всей земной суши, деятельность людей вызвала эффект опустынивания, который заключается: а) в расширении существующих пустынь за счёт их наступления; б) в уменьшении площади луговых экосистем; в) в образовании пустынь за счёт уничтожения растительности и аридизации; г) в уменьшении площади лесных массивов. 49. Ответом популяции корневищного вида венерин башмачок настоящий на оползневые процессы на склоне, где он произрастает, является: а) интенсивное семенное размножение; б) интенсивное вегетативное размножение; в) увеличение размеров особей; г) уменьшение числа цветков. 50. Поддержание динамически устойчивого состояния биосферы главным образом обусловлено функционированием: а) неорганического вещества; б) живого вещества; в) людей; г) растений. 51. По правилу Уоллеса: а) видовое разнообразие увеличивается по мере движения от полюса к экватору; б) видовое разнообразие увеличивается при движении с востока на запад; в) видовое разнообразие увеличивается при движении к полюсам; г) видовое разнообразие на всем пространстве биосферы приблизительно одинаково. 52. Фитонциды брусники и березы: а) усиливают фагоцитарный процесс в организме; б) ослабляют фагоцитарный процесс в организме; в) не влияют на фагоцитарный процесс в организме; г) ослабляют фагоцитарный процесс в организме только при совместном участии. 53. Учеными выделяются три основных направления решения экологических проблем: I – уменьшение антропогенного воздействия на природные экосистемы; II – повышение устойчивости природных экосистем; III – восстановление (реабилитация, рекультивация, ремедиация) нарушенных экосистем. Использование альтернативных источников энергии следует отнести: а) к первому направлению; б) ко второму направлению; в) к третьему направлению; г) к каждому из указанных направлений. 54. При нынешних разведанных запасах и темпах использования позже всего ожидается исчерпание: а) природного газа; б) нефти; в) угля; г) горючих сланцев. 55. Активное развитие солнечной энергетики в нашей стране во второй половине XX века было вызвано, в первую очередь: а) исчерпанием собственных запасов углеводородного сырья; б) строительством Байкало-Амурской магистрали; в) освоением космоса; г) наращиванием военного потенциала. Тип задания 2 ^ ТРЕБУЮЩИЕ РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА (максимальное количество балов – 5) Задача 1. Зоомасса суши: а) Примерно равна фитомассе б) Во много раз меньше фитомассы в) Значительно превышает фитомассу г) Зависит от географического распределения автотрофов Задача 2 11 марта 2011 г. в Японии произошло землетрясение магнитудой 9 баллов. Эпицентр находился в 373 км северо-восточнее Токио, его очаг залегал на глубине 24 км. На атомной электростанции «Фукусима-1» после землетрясения был введен режим чрезвычайной ситуации. В целях предотвращения ядерной аварии в реакторе снизили давление, вследствие чего радионуклиды в газообразной и аэрозольной форме попали в атмосферу. При прогнозировании вероятности распространения и масштабов радиационного загрязнения на территории российского Дальнего Востока следует в первую очередь учитывать: а) скорость и направление ветров и морских течений; б) тип атомного реактора на АЭС «Фукусима-1»; в) состав ядерного топлива на АЭС «Фукусима-1»; г) расстояние от эпицентра землетрясения. Задача 3 Традиционно считается, что в озерах первичная продукция (прирост массы микроскопических планктонных водорослей и других фотосинтезирующих организмов) ограничена содержанием имеющихся биогенных элементов – прежде всего азотом и фосфором. Особенно важно значение фосфора, потому что: а) азот существует в природе в различных формах (молекулярной, нитритной, нитратной, аммонийной), каждая из которых легко усваивается водорослями; б) недостаток азота может быть восполнен за счет азотфиксации цианобактериями (которые раньше называли синезелеными водорослями); в) молекулярный азот – основной компонент воздуха и может усваиваться водорослями непосредственно из атмосферы; г) молекулярный азот воздуха хорошо растворяется в воде и в растворенном виде может легко усваиваться водорослями. |
![]() |
2. Закон ограничивающего фактора установил: а В. И. Сукачев; в Э. Геккель; б Ю. Либих Задания для проведения теоретического тура муниципального этапа олимпиады по экологии |
![]() |
Теоретического тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии Вам предлагаются тестовые задания закрытого типа, в которых необходимо выбрать один ответ из четырех предложенных |
![]() |
Теоретического тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады... Вам предлагаются тестовые задания закрытого типа, в которых необходимо выбрать один ответ из четырех предложенных |
![]() |
Программа тура 1 день Выезд из Киева на комфортабельном автобусе... Даты тура: 28. 04-03. 05. 2012, 26. 06-01. 07. 2012, 24. 07-29. 07. 2012, 21. 08 26. 08. 2012 |
![]() |
Олимпиада по истории России XX века для учащихся 9 класса Первый тур включает в себя 100 заданий. Задания тура предполагают выбор одного правильного ответа из четырех. Каждое задание тура... |
![]() |
Олимпиада по истории России X-XIX вв для учащихся 10 класса Первый тур включает в себя 100 заданий. Задания тура предполагают выбор одного правильного ответа из четырех. Каждое задание тура... |
![]() |
Олимпиада по новейшей истории зарубежных стран для учащихся 9 класса Первый тур включает в себя 100 заданий. Задания тура предполагают выбор одного правильного ответа из четырех. Каждое задание тура... |
![]() |
Примеры заданий из регионального тура олимпиады по Обществознанию 2010-2011 В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. Считают, в-пятых, что ( ) вносят изменения в ( ) и воспитание, что они создают или порождают... |
![]() |
Название оу Об итогах районного тура городских межшкольных конференций «Первые шаги в науку», «Я – исследователь» для учащихся оу ленинского,... |
![]() |
Школьный тур всероссийской олимпиады школьников участники окружного тура по рейтингу Количество обучающихся – участников и победителей олимпиад, конкурсов научно исследовательской направленности |