Методические рекомендации I. Актуализация знаний Фронтальная беседа с учащимися о царствах органического мира с привлечением знаний учащихся, сформированных в VI классе при изучении учебника «Бактерии. Грибы. Растения»




Скачать 1.93 Mb.
Название Методические рекомендации I. Актуализация знаний Фронтальная беседа с учащимися о царствах органического мира с привлечением знаний учащихся, сформированных в VI классе при изучении учебника «Бактерии. Грибы. Растения»
страница 1/18
Дата публикации 16.05.2016
Размер 1.93 Mb.
Тип Методические рекомендации
edushk.ru > Биология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Введение (2 ч)
Задачи темы: познакомить учащихся с зоологией — наукой о животных, этапами ее развития, основными достижениями, многообразием животного мира, характерными признаками животного организма, чертами сходства и различия между животными, растениями, грибами, бактериями; раскрыть роль животных в природе и их значение в жизни человека, продолжить на этой основе формирование представлений о единстве живой природы; познакомить учащихся с учебником «Животные», его структурой, с правилами работы с ним, а также с учебной литературой для внеклассного чтения.
^ Планирование темы

Урок 1. История развития зоологии

Урок 2. Современная зоология

История развития зоологии
Задачи: дать представление о зоологии — науке о животных, об этапах ее развития, многообразии животного мира; познакомить учащихся с систематикой животных, ее основными систематическими категориями, с учебником зоологии и учебной литературой.
Оборудование: живые животные, чучела, коллекции, портреты К. Линнея, Ч. Дарвина, Аристотеля и др., литература для внеклассного чтения, таблицы «Бактерии», «Грибы», «Одноклеточные зеленые водоросли», таблицы по зоологии (изображения разнообразных представителей животного мира).
^ Методические рекомендации

I. Актуализация знаний

Фронтальная беседа с учащимися о царствах органического мира (с привлечением знаний учащихся, сформированных в VI классе при изучении учебника «Бактерии. Грибы. Растения»). Заполнение схемы.

Схема № 1


^ II. Изучение нового материала

  1. Зоология — наука о животных, часть биологии, изучающая многообразие Животного мира; строение и жизнедеятельность животных, связь их со средой обитания, индивидуальное и историческое развитие. (Беседа.)

  2. Этапы развития зоологии: донаучный и научный. (Рассказ учителя с демонстрацией учебника, портретов Аристотеля, К. Линнея, Ч. Дарвина.)

  3. Многообразие животных, их широкое распространение на Земле. (Беседа с демонстрацией живых животных, коллекций, чучел, таблиц.)

  4. Классификация животных — распределение всего множества животных на соподчиненные группы. (Объяснение учителя с использованием текста учебника на с. 2.)

  5. "Учебник «Животные»: его содержание, методический аппарат, правила работы с учебником. (Самостоятельная работа учащихся с учебником.)


^ III. Закрепление знаний

Что изучает зоология? Какие этапы можно выделить в истории развития зоологии? Какое значение имеет систематика животных? Каковы основные систематические категории в зоологии? (Фронтальная беседа.)
^ IV. Задание на дом

Изучить § 1 «История развития зоологии»; повторить по учебнику для VI класса «Бактерии, Грибы. Растения» строение бактериальной, грибной, растительной клеток.

^ Современная зоология
Задачи: познакомить учащихся с признаками сходства и различия между животными, растениями, грибами, бактериями; со структурой зоологии как науки; раскрыть роль животных в природе и их значение для человека; показать необходимость охраны животного мира.
^ Методические рекомендации

I. Актуализация знаний

Индивидуальный опрос.

Что способствовало выделению знаний в науку зоологию? Чем характеризуется донаучный этап развития зоологии? Каковы наиболее яркие примеры научного этапа развития зоологии? Что такое «язык систематики» и какова его роль в развитии зоологии?
^ II. Изучение нового материала

  1. Сходство и различие между животными, растениями, грибами, бактериями. (Беседа; продолжение работы с моделью-аппликацией «Характерные черты строения царств органического мира».)

  2. Структура науки зоологии. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Структура науки» § 2

по заданиям: а) прочитайте статью, составьте схему «Структура науки зоологии»; б) объясните, почему наука зоология подразделялась на отдельные науки.)

  1. Достижения зоологии. (Самостоятельная работа учащихся со статьей § 2 «Достижения зоологии» по заданию: прочитайте статью и выпишите в тетрадь наиболее значимые достижения науки зоологии.)

  2. Значение животных в природе: в жизни растений, почвообразовании, образовании осадочных пород; участие животных в цепях питания; санитарная роль животных. (Рассказ с элементами беседы; демонстрация чучел, коллекций, таблиц.)

  3. Значение животных в жизни человека, его хозяйственной деятельности. (Беседа с элементами рассказа.)

  4. Охрана животного мира, его рациональное использование и воспроизводство. Красная книга, значение создания Красной книги для дела защиты животных. (Беседа с элементами рассказа, комментирование соответствующей статьи Конституции.)


^ III. Закрепление знаний

Почему так важно изучение животных? Где и как используют знания о строении, жизнедеятельности и поведении животных? Почему, несмотря на огромное многообразие животного мира, человек должен заботиться о его сохранении и восстановлении? (Фрон­тальная беседа.)
^ IV. Задание на дом

Изучить § 2, ответить на вопросы в конце параграфа. Собрать материал о трех животных своей местности (области, района), занесенных в Красную книгу. Продумать и ответить на вопрос: какие меры, предпринятые человеком в своем крае, области, районе, способствуют сохранению видового разнообразия животных? Повторить по учебнику «Бактерии. Грибы. Растения» устройство микроскопа (§ 1), строение растительной клетки (§ 2).

^ Многообразие животных (34 ч)

Простейшие (2 ч)

Задачи темы: расширить представления учащихся о животном мире; познакомить учащихся с общей характеристикой простейших, особенностями их строения, жизнедеятельности, чертами сходства и различия в строении растительной клетки и клетки простейших; познакомить учащихся со значением простейших в природе и жизни человека; продолжить формирование умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты; научить распознавать простейших.
^ Планирование темы

Урок 3. Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики

Урок 4. Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики
Задачи: познакомить учащихся с общей характеристикой простейших, их многообразием; выявить черты сходства и различия в строении растений и простейших; продолжить формирование умений работать с микроскопом, распознавать простейших.

Оборудование: микроскопы, культура простейших, предметные и покровные стекла, вата, салфетки, таблицы «Простейшие», «Одноклеточные водоросли ».
^ Методические рекомендации

I. Актуализация знаний

Фронтальная беседа.

Каково значение открытия микроскопа в истории развития зоологии? Почему А. Левенгук назвал свою книгу «Тайны природы, открытые Антонием Левенгуком при помощи микроскопа»? Каковы основные части микроскопа? Учащиеся должны показать их. Каковы правила работы с микроскопом?
//. ^ Изучение нового материала

1. Общая характеристика простейших. (Объяснение учителя, сопровождающееся составлением учителем на доске, а учащимися — в тетради опорного конспекта.)

2. Сходство и различие растений и простейших. (Беседа, сопровождающаяся заполнением таблицы «Сходство и различие простейших и растений».)

^ Таблица № 1

Сходство и различие простейших и растений


Признаки

Сходство

Различия

Простейшие

Растения













  1. Многообразие простейших. (Лабораторная работа № 1 «Знакомство с многообразием водных простейших».)

  2. Систематические группы простейших: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики. (Рассказ учителя.)

  3. Особенности строения и жизнедеятельности корненожек, их значение. (Беседа с элементами рассказа учителя и с использованием рисунков 3, 4 учебника.)

  4. Особенности строения, жизнедеятельности радиолярий, их значение. (Беседа с элементами рассказа учителя и с использованием рисунка 5 учебника.)

  5. Особенности жизнедеятельности и значение солнечников, споровиков. (Рассказ учителя с использованием рисунков 6, 7 учебника.)


^ III. Закрепление знаний

На основании каких признаков животных относят к простейшим? Почему тело простейших является самостоятельным организмом? О чем свидетельствует сходство простейших и растений? (Фронтальная беседа.)
^ IV. Задание на дом

Изучить § 3, ответить на вопросы к параграфу.

Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории

Задачи: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности систематических групп простейших (жгутиконосцев, инфузорий), с их многообразием, значением в природе и жизни человека.

Оборудование: таблица «Простейшие».

^ Методические рекомендации

I. Актуализация знаний

1. Индивидуальный опрос.

Как приготовить микропрепарат простейших? Каковы особенности строения и передвижения простейших, увиденных под микроскопом? Как доказать, что тело простейших является самостоятельным организмом? Каковы черты сходства простейших с растениями? О чем они свидетельствуют? Каковы характерные особенности корненожек и радиолярий? Какие признаки характеризуют солнечников и споровиков?

2. Работа по карточкам. Учащиеся должны исправить ошибки, допущенные в общей характеристике простейших.

Карточка 1

  1. Тело простейших представлено одной клеткой;

  2. для большинства простейших характерен растительный тип питания;

  3. все простейшие — свободноживущие особи;

  4. трипаносома и лейшмания — свободноживущие простейшие;

  5. простейшие передвигаются с помощью ложноножек;

  6. тело каждой корненожки покрыто раковиной.

Карточка 2

  1. Большинство простейших — колониальные организмы;

  2. для всех простейших характерен животный тип питания;

  3. эвглена, хламидомонада, вольвокс ведут паразитический образ жизни;

  4. большинство простейших ведет паразитический образ жизни;

  5. простейшие передвигаются при помощи жгутиков;

  6. жгутиконосцы — колониальные формы.

Карточка 3

  1. Тело простейших представляет собой многоклеточный организм;

  2. для всех простейших характерен автотрофный тип питания;

  1. все простейшие перешли к паразитическому образу жизни;

  2. трихомонада и лямблия — свободноживущие простейшие;

  3. простейшие передвигаются при помощи ресничек;

  4. инфузории — одноклеточные, наиболее просто устроенные простейшие.

II. Изучение нового материала

  1. Особенности строения, жизнедеятельности жгутиконосцев, их значение. (Беседа с элементами рассказа и с использованием рисунков 8, 9, 10, 11 учебника.)

  2. Особенности строения, жизнедеятельности и значение инфузорий. (Беседа с элементами рассказа и использованием рисунка 12 учебника.)

^ III. Закрепление знаний

Сравнительная характеристика систематических групп простейших. (Самостоятельная работа учащихся по заданию: используя текст § 4, заполнить таблицу «Сравнительная характеристика систематических групп простейших».)

Таблица № 2

^ Сравнительная характеристика систематических групп простейших

^ Характерные признаки

Систематические группы простейших

Корненожки

Радиолярии

Солнечники

Жгутиконосцы

Инфузории

Среда обитания
















Величина, облик
















Особенности строения
















Движение
















Питание
















Дыхание
















Приспособления к небла­гоприятным условиям
















Значение в природе
















Значение в жизни человека
















^ IV. Задание на дом

Изучить § 4, закончить заполнение таблицы, начатое на уроке
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации I. Актуализация знаний Фронтальная беседа с учащимися о царствах органического мира с привлечением знаний учащихся, сформированных в VI классе при изучении учебника «Бактерии. Грибы. Растения» icon Рабочая программа по географии 6 класс
Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием...
Методические рекомендации I. Актуализация знаний Фронтальная беседа с учащимися о царствах органического мира с привлечением знаний учащихся, сформированных в VI классе при изучении учебника «Бактерии. Грибы. Растения» icon Урок «История в металлах, металлы в истории» Ход урока
Актуализация знаний. Обобщение и систематизация знаний учащихся о значении металлов в развитии человеческой цивилизации
Методические рекомендации I. Актуализация знаний Фронтальная беседа с учащимися о царствах органического мира с привлечением знаний учащихся, сформированных в VI классе при изучении учебника «Бактерии. Грибы. Растения» icon Тематическое планирование ( 3 класс ) №№
...
Методические рекомендации I. Актуализация знаний Фронтальная беседа с учащимися о царствах органического мира с привлечением знаний учащихся, сформированных в VI классе при изучении учебника «Бактерии. Грибы. Растения» icon Рабочая программа по биологии бактерии. Грибы. Растения
Учитывая специфику предмета, рабочая программа направлена на реализацию целей: получение общих представлений о структуре биологической...
Методические рекомендации I. Актуализация знаний Фронтальная беседа с учащимися о царствах органического мира с привлечением знаний учащихся, сформированных в VI классе при изучении учебника «Бактерии. Грибы. Растения» icon Литература, урок обобщения и систематизации знаний
В ходе урока использованы следующие методы: словесный (беседа, рассуждение) и индуктивный, а также методические приёмы: аналитическая...
Методические рекомендации I. Актуализация знаний Фронтальная беседа с учащимися о царствах органического мира с привлечением знаний учащихся, сформированных в VI классе при изучении учебника «Бактерии. Грибы. Растения» icon Тема: Лирика как род литературы. Обобщающий урок (2 часа). Цель урока
Цель урока: актуализация знаний учащихся, обобщение знаний о лирике как ро-де литературы
Методические рекомендации I. Актуализация знаний Фронтальная беседа с учащимися о царствах органического мира с привлечением знаний учащихся, сформированных в VI классе при изучении учебника «Бактерии. Грибы. Растения» icon Контрольная работа по истории России в 7 классе
Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Россия при Петре I»
Методические рекомендации I. Актуализация знаний Фронтальная беседа с учащимися о царствах органического мира с привлечением знаний учащихся, сформированных в VI классе при изучении учебника «Бактерии. Грибы. Растения» icon Целью курсового проекта является закрепление знаний, полученных при...
Целью курсового проекта является закрепление знаний, полученных при изучении теоретического курса и развития навыков самостоятельного...
Методические рекомендации I. Актуализация знаний Фронтальная беседа с учащимися о царствах органического мира с привлечением знаний учащихся, сформированных в VI классе при изучении учебника «Бактерии. Грибы. Растения» icon Рабочая программа для основного общего образования по географии в 6 классе (Базовый уровень)
В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений...
Методические рекомендации I. Актуализация знаний Фронтальная беседа с учащимися о царствах органического мира с привлечением знаний учащихся, сформированных в VI классе при изучении учебника «Бактерии. Грибы. Растения» icon «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»
Цель: Интеграция биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница