Урока: «Бактерии». Цель урока




Скачать 51.32 Kb.
Название Урока: «Бактерии». Цель урока
Дата публикации 18.05.2016
Размер 51.32 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > Биология > Урок
Тема урока: «Бактерии».

Цель урока: сформировать представление о строении, жизнедеятельности и роли бактерий в природе и жизни человека.

Задачи: рассмотреть формы клеток и строение бактерий, познакомиться с процессами жизнедеятельности бактерий, их значением в природе и жизни человека.

Методы: рассказ, беседа, сообщения учащихся, компьютерная презентация «Бактерии».

Оборудование: компьютер, слайд-проектор, таблица “Бактерии”.

Ход урока

1. Начало урока.

Проверка домашнего задания.

Какие царства живой природы вы уже знаете? (царство растений, животных, грибов). Мы часто слышим о том, что вокруг очень много микроскопических организмов, которые просто называют микробами. Среди них в отдельное царство выделены бактерии, состоящие из одной клетки. Но множество организмов, относящихся к простейшим, также состоят из одной клетки, они так и называются – одноклеточные. Как же тогда бактерии отличают от других одноклеточных и почему бактерии занимают особое царство? Есть важное отличие - бактерии не имеют ядра.

2. Изучение новой темы.

Бактерии - самая древняя группа живых организмов на нашей планете. Ученые полагают, что именно бактерии, имеющие хлорофилл, первые насытили атмосферу Земли кислородом и уже затем появились первые растения. Бактерии относятся к доядерным организмам. Десятки млн. лет жизнь была представлена на Земле исключительно безъядерными организмами и намного позже появились организмы, имеющие ядро. Практически нет места на Земле, где бы ни встречались бактерии. Особенно много бактерий в почве: в 1 гр. почвы насчитывают до млрд. клеток бактерий. В водах рек, особенно вблизи городов, бактерий может быть до 400 тыс. в 1 см. Поэтому не рекомендуется пить сырую воду. Бактерии обнаружены в грунте, взятом со дна океана на глубине 4 км. И даже в горячих источниках с температурой около 80 градусов. Некоторые бактерии живут в пищеварительной системе человека. Например, кишечная палочка, без нее нормальная жизнедеятельность кишечника невозможна. Меньше всего бактерий в воздухе, особенно в природных условиях. Но в местах скопления людей, например в классе, они встречаются в гораздо большем количестве. Так, в классе после проветривания до начала урока бактерий содержится в 13 раз меньше, чем в тех же классах после урока. Вот почему необходимо часто проветривать помещения.

Форма бактерий.

Ученым известно около 10 000 видов бактерий. Рассмотреть их можно только под микроскопом, т.к. размеры их очень малы и они бесцветны. Даже самые крупные не превышают 0,01 мкм, а большинство же гораздо меньше.

По-гречески «бактерия» означает «палочка», но эти организмы могут иметь самую разнообразную форму:

1) бациллы – палочковидная форма; 2) кокки – округлая форма;

3) спириллы – в виде спирали; 4) вибрионы – в виде запятой.

Кроме этого, бактерии могут жить колониями.

Строение бактерий

Бактерии имеют совершенно особое строение, не похожее на клетки растений и животных: они одноклеточны, не имеют ядра, у них нет пластид, поэтому большинство из них бесцветны.

Жизнедеятельность бактерий.

Условия жизни бактерий очень разнообразны.

Питание: сапрофиты (сапротрофы), паразиты, автотрофы гетеротрофы. Сапрофиты – бактерии, которые питаются органическими веществами отмерших организмов. Паразиты – бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов. Лишь очень немногие бактерии способны сами создавать органические вещества из неорганических. Это цианобактерии. Именно они сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере Земли.

Дыхание

Как и всем живым существам, большинству бактерий необходим кислород. Однако, существуют бактерии, способные жить без кислорода. Попав в среду, где много кислорода, они погибают. В природных условиях бактерии, которым необходим кислород, живут на поверхности почвы, в верхних слоях воды, в атмосферном воздухе. Те бактерии, для которых кислород губителен, обитают в глубинных слоях почвы, в иле, в толще воды.

Жизнедеятельность бактерий может протекать в различных температурных условиях. Некоторые из них способны развиваться при температурных условиях от -2 до +75 градусов. Но наиболее благоприятной для большинства бактерий можно считать температуру от +4 до +40 градусов. При более высокой температуре многие виды бактерий погибают. Чтобы уничтожить бактерии на них действуют паром при температуре 120 градусов в течение 20 минут. Губительны для бактерий и солнечные лучи.

Движение

Многие бактерии способны быстро передвигаться при помощи жгутиков или волнообразных движений. Многие бактерии соединяются в цепочки или группы, образуя огромные скопления.

Размножение

У бактерий очень высокий темп размножения. Они размножаются делением клетки. Материнская клетка делится на две дочерние и в благоприятных новое деление наступает через 20–30 минут после условиях предыдущего. Простой расчет показывает, что за сутки может образоваться в идеальных условиях 72 поколения. Каков же вес всего этого количества бактерий? Оказывается 4720 т! Еще через несколько часов масса бактерий сплошным многометровым ковром покрыла бы поверхность всего земного шара. К счастью, по разным причинам этого не происходит!

Значение бактерий в природе и жизни человека.

Положительное значение.

Бактерии имеют важное значение в природе и жизни человека. Многие процессы, вызываемые бактериями, необходимы в хозяйственной деятельности человека. Очень большое значение имеют процессы брожения. Процессы брожения вызывают, например, молочно – кислые бактерии. Благодаря деятельности этих бактерий молоко превращается в простоквашу, кефир и др. молочные продукты. Квашение овощей - также происходит при помощи молочно – кислых бактерий. Очень важна деятельность бактерий усваивающих атмосферный азот. Большое значение имеют клубеньковые бактерии, которые живут на корнях бобовых растений и обогащают почву азотом. Многие руды, например, железные, залегающие в болотах, возникли в результате жизнедеятельности бактерий.

Большое значение играют бактерии и в улучшении плодородия почв.

Отрицательное значение.

Многие бактерии причиняют вред. Например, поселяются на продуктах питания и портят их.

Задание: найдите в учебнике пример порчи продуктов и приведите пример.

Самое отрицательное значение имеют болезнетворные бактерии, которые вызывают заболевания человека и животных. Сюда относят туберкулезную палочку, холерный вибрион, сибирскую язву и др. О данных заболеваниях заслушиваются сообщения учащихся.

3. Выводы. (Выводы учащиеся записывают в тетради.)

4. Закрепление.

Тест по теме «Бактерии».

5. Домашнее задание: параграфы 5, 6 стр. 28 – 34.

Задание творческого характера:

Представьте себе, что вы врач экспедиции, которая высадилась на незнакомую планету. Среди экипажа обнаружилось неизвестное заболевание. Что вы будете делать?

МОУ Староаннинская СОШ

Новоаннинского муниципального района

Волгоградской области

ПЛАН

открытого урока по биологии

на тему:

«Бактерии»

в 6 классе

учитель биологии:

Меньшиков Руслан Андрианович

2010

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: «Бактерии». Цель урока icon Тема урока: Современная теория эволюции. Цель урока
Цель урока: Сформулировать основные положения современной синтетической теории эволюции и дать ей оценку
Урока: «Бактерии». Цель урока icon Урока. Домашнее задание (2 мин) Ход урока
Цель урока: Познакомить ребят с понятиями файла и файловой системы и ее назначением
Урока: «Бактерии». Цель урока icon План-конспект урока Тема урока: «Стеклянный мир» в романе Е. Замятина «Мы»
Цель урока: на основе анализа романа и исторических источников определить позицию человека в тоталитарном государстве
Урока: «Бактерии». Цель урока icon Конспект урока Тема урока : Начало Реформации в Европе. Обновление Христианства
Цель урока: Ознакомление учащихся с процессами происходящими в христианской церкви в 16 в в Европе
Урока: «Бактерии». Цель урока icon Страны Азии: Япония «страна наоборот» Цель урока
Цель урока: Сформировать у учащихся представление об особенностях природы, населения и традиций Японии
Урока: «Бактерии». Цель урока icon Методическое описание: Тип урока: изучение новых знаний. Цель урока:...
Содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства
Урока: «Бактерии». Цель урока icon Конспект урока по истории. Тема урока: Социально экономическое развитие...
Цель урока: Полвести учащихся к пониманию того, что именно феодально –крепостническая система долгое время не способствовала развитию...
Урока: «Бактерии». Цель урока icon Тема: «Литературная гостиная — Золотая осень» (4 класс) Автор: Ермоленко...
Цель урока: Развивать и формировать культурную личность на основе высших гуманистических ценностей, отношение человечества к природе...
Урока: «Бактерии». Цель урока icon 7 класс Цель урока: познакомить учеников с
Цель урока: познакомить учеников с содержанием реформ Петра I: государственной, социальной и церковной; достичь понимания их исторического...
Урока: «Бактерии». Цель урока icon Конспект урока по физической культуре
Цель урока: Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни. Освоение основ волейбола
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница