Урок по окружающему миру по теме «Разнообразие животного мира»




Скачать 123.8 Kb.
Название Урок по окружающему миру по теме «Разнообразие животного мира»
Дата публикации 19.05.2016
Размер 123.8 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > Биология > Урок
Урок по окружающему миру по теме «Разнообразие животного мира»

4 класс

Сафонова Людмила Анатольевна

Цели урока: Создание педагогических условий, обеспечивающих общее гармоничное развитие младших школьников в процессе его учебной деятельности. Формировать понятие «виды животных». Систематизировать и расширять знания о группах животных, о признаках каждой группах. Задачи :Предметно-информационные: Познакомить с классификацией животных. Изучить основные признаки групп животных. Деятельностно-коммуникативные: Развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку. Закрепить навыки работы в группах, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности. Ценностно-ориентированные: Развитие любознательности, наблюдательности,чувства гармонии человека с природой. Воспитывать интерес к окружающей среде, продолжить формирование основ экологической культуры.

^ 1. Психологический настрой Однажды один ученик сказал: «Вот вырасту и открою какое-нибудь живое существо. Только бы не опоздать!» Может, так думаете и вы. Только вот зря! Ученые предполагают, что должно быть открыто около сотни новых птиц и около двух миллионов видов насекомых. Это только на Земле! А в море? В глубинах океанов? Сколько там животных, растений, которые еще не попали на глаза человеку! А что растет в нашем лесу, на полянке? Мы даже этого не знаем! Научитесь открывать! Смотрите на природу добрыми глазами человека! И вы сделаете много удивительных открытий. Давайте прочитаем эпиграф нашего урока:

«Природа - единственная книга, содержание которой одинаково на всех страницах»

Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успехов всем.
^ 2. Проверка домашнего задания

- А сейчас проверим, как вы справились с домашним заданием.

- В этом мне помогут Агаева Юл. и Зубенко Вяч.

Зубенко Вяч. читает стихотворение.

^ 1)Юля проводит игру «Правила вежливости» (работа с карточками)

2) Тестирование уч-ся по теме «Природа в опасности» (тесты на столах уч-ся)

3. Подготовка к восприятию нового материала.

 Прочитайте слова, найдите лишнее: слон, паук, ананас, аист
К какому царству относится? Что общего во всех остальных словах?

Есть на земле огромный дом (читает ученик)
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли зовётся этот дом.

^ 4. Формулирование темы урока.

– Начнём работу на уроке с интеллектуальной минутки. Если вы, верно, выполните все задания, то сами определите тему сегодняшнего урока. Из двух вариантов ответов выберите верный и обведите в кружок соответствующую букву. (работа в парах)


1) В каком органе растения происходит образование питательных веществ?
л – корень
з – листья
2) При дыхании растения поглощают:
о – кислород
р – углекислый газ
3) Растения какой группы не имеют органов, всё растение – 1 организм?
о – водоросли
а – папоротники
4) Какие питательные вещества готовят листья растений?
е – минеральные соли
л – сахар и крахмал
5) Какой газ выделяют растения при питании, когда “Работает кухня”?
о – кислород
т – углекислый газ
6) При каком условии будет работать “кухня” растений?
г – на свету
о – при определённой температуре
7) Сладкий сок цветов, который даёт цветку аромат:
л – пыльца
и – нектар
8) Наука, которая занимается изучением растений:
я – ботаника
у – биология
– Сдайте листочки с выполненными заданиями на проверку. А сейчас мы вместе выберем верные ответы.(^ Буквы на доску) Какое слово получилось?
Зоология.
– А что же обозначает это слово? Давайте попробуем сами догадаться.
Кто из вас бывал в зоопарке? А что продают в зоомагазине? У всех этих слов есть общая часть “зоо”, которая переводится, как “животное”. А “логос” в переводе – “наука”.
Зоология – наука о животных.
Сформулируйте тему нашего урока. “ Поговорим о разнообразии животного мира, о бережном отношении животных, о науке о животных.»

А также сегодня на уроке мы поговорим о группах, на которые делятся животные.

^ 5. Работа по теме урока.

– Когда вы слышите слово “животные”, то кого представляете?
– У каждого животного своя среда обитания. Некоторые живут в воде, некоторые на суше, третьи – в почве, жизнь других животных тесно связана с воздухом. А многие живут рядом с человеком. Как называются животные, которые живут рядом с человеком? (Домашние.) А те, которые живут в дикой природе? (Дикие.)

С этой классификацией вы познакомились во 2-м классе
^ 1)Работа в группах.
– У каждой группы карточки: корова, белка, лось, северный олень, курица, медведь, баран, кошка, лиса. Разделите животных на 2 группы.
Животных можно разделить не только на диких и домашних. Учёные делят царство животных на большое количество групп.


Сегодня из царства растений мы перенесемся в царство животных и познакомимся с их удивительным многообразием.

Как называется наука, изучающая животных? (зоология) Мы с вами представим себя учеными-зоологами и проведем урок-исследование. Цель исследований – выявить группы животных и определить их отличительные особенности. Мы разделимся на группы. Каждая группа получает свое задание. Будьте внимательны, прислушивайтесь к мнению своих товарищей, активно участвуйте в обсуждениях.
2).^ Этап получения новых знаний и способов действий. Итак, вы получаете карточки с заданиями. Работаете в парах. После выполнения задания ,находите табличку с названием своей группы и прикрепляете ее к доске.( На учительском столе лежат напечатанные таблички с названием групп: Насекомые. Рыбы. Земноводные. Птицы. Пресмыкающиеся. Звери.) Учащиеся вскрывают конверты и выполняют задания.

карточки

1-я группа . Тело этих животных покрыто шерстью. Они выкармливают своих детёнышей молоком. Тело состоит из головы, шеи, туловища, хвоста и четырёх лап. Хорошо развит головной мозг.

- Как вы думаете, о каких животных говорится в этом тексте? А как вы догадались? Приведите примеры животных этой группы.

(собака, лиса, медведь, лось, кошка и т.д.)

- Сейчас мы выберем признаки, которые отличают зверей от всех остальных животных.

шерсть

кормят молоком

2-я группа . Самая многочисленная группа животных. Их известно более 1 миллиона видов. Их тело состоит из трёх частей: голова с двумя усиками, грудь и брюшко. У них 6 ног. Большинство имеют крылья и способны летать.

- Как вы думаете, о каких животных говорится в этом тексте? А как вы догадались? Назовите известных вам насекомых.

(стрекоза, оса, шмель, бабочки, жук-носорог и т.д.)

- Сейчас нам надо выбрать из перечисленных признаков только такие, которые есть у всех насекомых.

^ 6 ног

голова, грудь, брюшко


3-я группа–Эти животные могут жить как в воде, так и на суше. Их кожа голая, нежная. У них нет шеи. Большая плоская голова сразу переходит в туловище. Задние лапы более длинные и сильные, чем передние. Интересны эти животные тем, что они дышат кожей и лёгкими. Кто знает представителей этой группы животных?

(лягушки, жабы)

- Какие общие черты есть у всех земноводных?

голая кожа

живут на суше и в воде

4-я группа. Тело этих животных покрыто перьями. Тело состоит из головы, шеи, туловища, крыльев и двух лапок. Многие из них приспособлены к полёту. Питаются насекомыми.

- Как вы думаете, о каких животных говорится в этом тексте? По каким признакам вы это определили? Кого вы знаете из представителей этой группы животных? (ласточка, пингвин, скворец, страус и т.д.)
- Сейчас нам надо выбрать из перечисленных признаков только такие, которые присущи всем птицам.

перья

клюв

крылья
5-я группа. Представители этой группы животных получили своё название от способа передвижения. Они всё время ползают или можно сказать “пресмыкаются”.
Их тело покрыто сухими чешуйками или панцирем. Температура их тела зависит от температуры воздуха, потому многие из них любят греться на солнышке. Каких животных можно отнести к этой группе?

(черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи)

- Какие у этих животных общие черты?

сухие чешуйки или панцирь

ползают

6-я группа. Тело этих животных сжато с боков и покрыто скользкой чешуёй. Они передвигаются, изгибая своё тело то вправо, то влево. А помогают им в этом хвост и плавники. Дышат с помощью жабр кислородом, растворённым в воде. Как вы думаете, о каких животных говорится в этом тексте? А как вы догадались? Перечислите представителей этой группы животных.

(щука, лещ, треска, сом и т.д.)

- Сейчас нам надо выбрать из перечисленных признаков только такие, которые есть у всех рыб.

чешуя, плавники

живут в воде


^ Минутка отдыха.
– Сядьте так, как вам удобно. Сейчас мы с вами немного отдохнём.

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Вы спокойно отдыхаете… (2 раза)
Сном волшебным засыпаете…
Ваши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают… засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена и рас-слаб-ле-на…
Дышится легко… свободно… глубоко…
(Длительная пауза).2
Вы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо вам отдыхать!
Но уже пора вставать!..
Крепче кулачки сжимайте,
Их повыше поднимайте…
Потянуться!.. Улыбнуться!..
Всем открыть глаза и встать!
(Дети встают и хором говорят слова)
– Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы!

- Все эти животные имеют сложное строение, т.к. состоят из множества клеток. Значит это многоклеточные животные. Тогда есть и …(одноклеточные)

– Всех животных можно разделить на две группы: одноклеточные и многоклеточные.

Группа одноклеточных немногочисленная, в нее входят “инфузория туфелька”, “амеба”.

Одноклеточные очень малы, их можно увидеть только с помощью микроскопа.

Группа многоклеточных очень большая и разнообразная, в нее входят практически все, живущие на Земле живые организмы.

Многоклеточные животные делятся на две большие группы: беспозвоночные и позвоночные.

– Как вы думаете, какие животные относятся к беспозвоночным?
– А для чего животным нужен позвоночник?

^ Делается вывод о том, что позвоночник необходим, чтобы держать осанку, лучше передвигаться, для работы конечностей.

Учитель по таблице-схеме знакомит детей с группами животных.

^ Практическая работа.

А теперь давайте рассмотрим основные признаки каждой группы и заполним таблицу.

Дети читают текст в учебнике (с 88–89 “Разнообразие животных”), на доске коллективно заполняется таблица:

^ Какие бывают животные.

Группы животных

Признаки группы

^ Беспозвоночные животные

Черви: дождевой червь, пиявки

 

Моллюски: улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы

Мягкое тело обычно защищено раковиной

Иглокожие: морские звёзды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы

Имеются иголки

Ракообразные: раки, крабы, креветки, мокрицы

 

Паукообразные: скорпионы, сенокосцы, пауки, клещи

Имеют восемь ног

Насекомые: жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы, мухи

Имеют шесть ног

^ Позвоночные животные

Рыбы

Живут в воде, тело покрыто чешуёй, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами

Земноводные: лягушки, жабы, тритоны

Часть жизни проводят на суше, часть – в воде. Кожа голая, нежная.

^ Пресмыкающиеся (рептилии): ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы

Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем

Птицы

Тело покрыто перьями

Звери, или млекопитающие

Тело покрыто шерстью. Детёнышей кормят молоком.

 ^ 6. Итог урока

– Какие группы животных вы узнали? Назовите их. Чем отличаются представители каждой группы?
– На какие виды можно разделить многоклеточных?
– Как связаны между собой все животные?

Мы должны помнить о том, что все-все на свете нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудищ нелепых, И даже без хищников,- злых и свирепых. Нужны все на свете, нужны все подряд, Кто делает мед и кто делает яд. Поэтому, возвращаясь к эпиграфу нашего урока можно отметить важность каждой группы изучаемых нами царств растений и животных. Помните, что прекрасен мир природы. А нам с вами нужно познавать, беречь и умножать этот великий мир!

7. Д /з оформить книжку – малышку о животном (по выбору)

  1. В каком органе растения происходит образование питательных веществ?
    л – корень
    з – листья


2) При дыхании растения поглощают:
о – кислород
р – углекислый газ


3) Растения какой группы не имеют органов, всё растение – 1 организм?
о – водоросли
а – папоротники


4) Какие питательные вещества готовят листья растений?
е – минеральные соли
л – сахар и крахмал


5) Какой газ выделяют растения при питании, когда “Работает кухня”?
о – кислород
т – углекислый газ


6) При каком условии будет работать “кухня” растений?
г – на свету
о – при определённой температуре


7) Сладкий сок цветов, который даёт цветку аромат:
л – пыльца
и – нектар


8) Наука, которая занимается изучением растений:
я – ботаника
у – биология

1-я группа . Тело этих животных покрыто шерстью. Они выкармливают своих детёнышей молоком. Тело состоит из головы, шеи, туловища, хвоста и четырёх лап. Хорошо развит головной мозг.

- Как вы думаете, о каких животных говорится в этом тексте? А как вы догадались? Приведите примеры животных этой группы.
2-я группа . Самая многочисленная группа животных. Их известно более 1 миллиона видов. Их тело состоит из трёх частей: голова с двумя усиками, грудь и брюшко. У них 6 ног. Большинство имеют крылья и способны летать.

- Как вы думаете, о каких животных говорится в этом тексте? А как вы догадались? Назовите известных вам насекомых.
3-я группа–Эти животные могут жить как в воде, так и на суше. Их кожа голая, нежная. У них нет шеи. Большая плоская голова сразу переходит в туловище. Задние лапы более длинные и сильные, чем передние. Интересны эти животные тем, что они дышат кожей и лёгкими. Кто знает представителей этой группы животных?
4-я группа. Тело этих животных покрыто перьями. Тело состоит из головы, шеи, туловища, крыльев и двух лапок. Многие из них приспособлены к полёту. Питаются насекомыми.

- Как вы думаете, о каких животных говорится в этом тексте? По каким признакам вы это определили? Кого вы знаете из представителей этой группы животных?
5-я группа. Представители этой группы животных получили своё название от способа передвижения. Они всё время ползают или можно сказать “пресмыкаются”.
Их тело покрыто сухими чешуйками или панцирем. Температура их тела зависит от температуры воздуха, потому многие из них любят греться на солнышке. Каких животных можно отнести к этой группе?
6-я группа. Тело этих животных сжато с боков и покрыто скользкой чешуёй. Они передвигаются, изгибая своё тело то вправо, то влево. А помогают им в этом хвост и плавники. Дышат с помощью жабр кислородом, растворённым в воде. Как вы думаете, о каких животных говорится в этом тексте? А как вы догадались? Перечислите представителей этой группы животных

^ Группы животных

Признаки группы

Беспозвоночные животные

Черви:

 

Моллюски:





Иглокожие:





Ракообразные:


 

Паукообразные:





Насекомые:





^ Позвоночные животные

Рыбы



Земноводные:



^ Пресмыкающиеся (рептилии):



Птицы




Звери, или млекопитающие





^ Группы животных

Признаки группы

Беспозвоночные животные

Черви:

 

Моллюски:





Иглокожие:





Ракообразные:


 

Паукообразные:





Насекомые:





Позвоночные животные

Рыбы



Земноводные:



Пресмыкающиеся (рептилии):



Птицы




Звери, или млекопитающие



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по окружающему миру по теме «Разнообразие животного мира» icon Методическая разработка по окружающему миру 2 класс по теме: Урок...
...
Урок по окружающему миру по теме «Разнообразие животного мира» icon Название рабочей программы
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего по окружающему...
Урок по окружающему миру по теме «Разнообразие животного мира» icon Программа по окружающему миру Класс: 1А, 1Б, 1Д
Предмет «Окружающий мир» это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного...
Урок по окружающему миру по теме «Разнообразие животного мира» icon Рабочая программа по окружающему миру (базовый уровень)
Рабочая программа по Окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования...
Урок по окружающему миру по теме «Разнообразие животного мира» icon Урок по теме: «Животные и растения болот»
Цели: создать условия для первичного представления о болоте, познакомить с наиболее типичными представителями животного и растительного...
Урок по окружающему миру по теме «Разнообразие животного мира» icon Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса (общеобразовательное...
Позитивного эмоционально-цeнностногo отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических...
Урок по окружающему миру по теме «Разнообразие животного мира» icon Урок-проект по окружающему миру в 4 классе Тема: «Мир чувств и эмоций»
Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувств и эмоций». Формирование навыков культурного поведения и управления своими эмоциями...
Урок по окружающему миру по теме «Разнообразие животного мира» icon Рабочая программа по окружающему миру составлена для обучающихся 1 класса мбоу «Сырцевская оош»
Рабочая программа по окружающему миру составлена для обучающихся 1 класса мбоу «Сырцевская оош» в соответствии с требованиями федерального...
Урок по окружающему миру по теме «Разнообразие животного мира» icon Программа учебного курса по окружающему миру (автор А. А. Плешаков) умк «Школа России»
Программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Урок по окружающему миру по теме «Разнообразие животного мира» icon Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Программа составлена на основе примерной программы по окружающему миру и авторской программы «Окружающий мир» 4 класс, автор А. А,Плешаков,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница