Основные принципы рационального, сбалансированного, адекватного питания




Скачать 93.75 Kb.
Название Основные принципы рационального, сбалансированного, адекватного питания
Дата публикации 23.05.2016
Размер 93.75 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Биология > Документы
Общие принципы формирования рационального питания школьников
Во всех образовательных учреждениях для детей и подростков с постоянным пребыванием последних более 3-4 часов организовывается питание учащихся (воспитанников). Длительность промежутков между отдельными приемами пищи не должна превышать 3,5-4 часов.

Для учащихся общеобразовательных учреждений (школьного типа) предусматривается организация двухразового горячего питания, а также реализация (свободная продажа) вторых блюд и буфетной продукции (продуктов, готовых к употреблению, промышленного производства и кулинарных изделий для дополнительного питания учащихся) в достаточном ассортименте.

Двухразовое питание предполагает организацию завтрака и обеда, а при организации учебного процесса во 2-ю смену - обеда и полдника. Учащиеся в первую смену в 7:30-8:30 должны получать завтрак (дома, перед уходом в школу), в 11:00-12:00 - горячий завтрак в школе, в 14:30-15:30 - после окончания занятий - обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома, а в 19:00-19:30 - ужин (дома). Учащиеся во вторую смену в 8:00-8:30 должны получать завтрак (дома), в 12:30-13:00 - обед (дома, перед уходом в школу), в 16:00-16:30 - горячее питание в школе (полдник), в 19:30-20:00 - ужин (дома).

Для детей 6-летнего возраста предусматривается трехразовое питание (горячий завтрак, обед и полдник или завтрак, второй завтрак, обед).

Посещение детьми групп продленного дня может быть разрешено только при организации их двухразового или трехразового питания (в зависимости от времени пребывания в образовательном учреждении).

Для учащихся (воспитанников) образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей и подростков организуется 4-5 разовое (в зависимости от их возраста и состояния здоровья) питание.

При формировании рациона питания детей и подростков и приготовлении пищи, предназначенной для детей и подростков, должны соблюдаться основные принципы рационального, сбалансированного, адекватного питания, подразумевающего:

  • удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энер­гии, в том числе в макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микро-
    нутриентах (витамины, микроэлементы и др.) в соответствии с возра­стными физиологическими потребностями (питание, адекватное возрастным физиологическим потребностям);

  • сбалансированность рациона по всем пищевым веществам, в т. ч. по аминокислотам, жирным кислотам, углеводам, относящимся к различным классам, содержанию витаминов, минеральных веществ (в том числе микроэлементов);

  • максимальное разнообразие рациона, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки;

•адекватную технологическую (кулинарную) обработку

продуктов, обеспечивающую высокие вкусовые качества кулинарной продукции, и сохранность пищевой ценности всех продуктов;

•исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей и подростков с хроническими заболеваниями (вне стадии обострения) или компенсированными функциональными нарушениями органов желудочно-кишечного тракта (щадящее питание);

•учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непере­носимости ими отдельных видов пищевых продуктов или блюд).
Рацион питания детей и подростков различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и подростков и формируется отдельно для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста согласно «Норм физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР», утвержденных коллегией Минздрава СССР 17.04.91

Рекомендуемое соотношение в рационе питания детей и подростков количества основных пищевых веществ - белков, жиров и углеводов составляет около 1:1:4 (по массе). Удельный вес животного белка в рационе детей и подростков школьного возраста должен быть не менее 60% от общего количества белка. Жиры растительного происхождения должны составлять в рационе не менее 30% от общего количества жиров. В рацион включается молочный жир в виде сливочного масла (30-40 г/сутки), сметаны (5-10г). Легкоусвояемые углеводы (сахара) должны составлять около 20-30% от общего количества углеводов. Рацион должен содержать достаточное количество пищевых волокон - не менее 15-20 г/сутки. Оптимальное соотношение в рационе питания детей и подростков солей кальция и фосфора не ниже 1,2:1.

Завтрак детей должен обеспечивать 25%, обед - 35-40%, полдник -15%, ужин - 20-25% от суточной потребности детей в пищевых веществах и энергии (в соответствии с «Нормами физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для различных групп насе­ления СССР», утвержденными коллегией Минздрава СССР 17.04.91).

Рацион двухразового питания в образовательном учреждении школьного типа должен обеспечивать не менее 55% от суточной потребности детей школьного возраста в пищевых веществах и энергии. Школьный завтрак (для учащихся второй смены — полдник) должен составлять не менее 20-25%, а обед не менее 35% от суточной потребности в пищевых веществах и энергии. При организации трехразового питания для детей 6-летнего возраста, третий прием пищи (полдник) должен составлять не менее 10% суточной калорийности рациона. При организации трехразового питания должно обеспечиваться 65-70% суточной потребности детей в пищевых веществах и энергии. При организации четырехразового питания детей на долю полдника должно приходиться 10%, а на долю ужина -25% от суточной потребности детей в пищевых веществах и энергии.

При обеспечении детей в школе только завтраком последний рассматривается как второй завтрак, пищевая и энергетическая ценность которого должна составлять около 20% от суточной потребности детей школьного возраста в пищевых веществах и энергии; такая организация питания учащихся целесообразна только при условии получения детьми дома первого завтрака перед началом занятий и обеда сразу по окончании занятий.

^ Организация горячего питания предполагает обязательное использование в каждый прием пищи горячих блюд и кулинарных изделий, в том числе первых блюд и горячих напитков.

Завтрак состоит из закуски, горячего блюда, горячего напитка. В качестве закуски в завтрак используются сыр, салат, порционные овощи, фрукты, салаты из свежих овощей и фруктов, колбасные изделия (ограниченно) и т. п. Завтрак обязательно должен содержать горячее блюдо - мясное, рыбное, творожное, яичное, крупяное (молочно-крупяное). В завтрак широко используются молочные каши, в том числе с овощами и фруктами, разнообразные пудинги и запеканки. Каши можно чередовать с овощными блюдами (овощным рагу, тушеной капустой, свеклой, морковью в молочном соусе, овощной икрой). Можно готовить смешанные крупяно-овощные блюда (овощные голубцы с рисом, морковные, картофельные, капустные котлеты с соусом, запеканки). В качестве основного горячего блюда может использоваться рыба (припущенная или отварная), отварная детская вареная колбаса и сосиски (колбаски детские), мясные, мясо-овощные, мясокрупяные рубленые кулинарные изделия.

При приготовлении крупяных гарниров следует использовать разнообразные крупы, в том числе овсяную, гречневую, пшенную, ячневую, перловую, рисовую, которые являются важным источником многих пищевых веществ (особенно гречневая, овсяная, пшенная). В рационе питания детей и подростков должны присутствовать молочно-крупяные блюда (каши). Наряду с крупяными гарнирами в питании используются овощные, в том числе сложные овощные, гарниры, картофель. Нецелесообразно давать в день более одного крупяного блюда.

В качестве горячих напитков в завтрак используются горячее молоко, витаминизированные кисели, компоты из свежих и сухих плодов (фруктов), какао-напиток с молоком, чай, чаи из различных видов растительного сырья, напиток из шиповника и т. п. При наличии в составе завтрака горячего блюда в качестве напитка можно использовать соки, холодные витаминизированные напитки промышленного производства - готовые, в упаковке или инстантные (быстрорастворимые), приготовленные непосредственно на пищеблоке образовательного учреждения (напитки «Золотой шар», «Цедевита», «Витастарт» и др. аналогичные), другие витаминизированные напитки.

Обед состоит из закуски, первого, второго и третьего блюда (напитка). В обед обязательно горячее первое блюдо (суп), мясное или рыб­ное блюдо с гарниром (крупяным, овощным, комбинированным). На третье обязательно давать напиток (соки, кисели, компоты из свежих или сухих фруктов), целесообразно в обед давать детям свежие фрукты.

В обед в качестве первых блюд используются самые разнообразные супы, кроме острых. Можно использовать бульоны - куриный, мясной, рыбный, - готовить из них супы, заправленные овощами, крупами, клецками, фрикадельками. В питании школьников широко ис­пользуются вегетарианские, молочные супы. В качестве вторых блюд используют припущенную или отварную рыбу, тушеное и отварное мясо, гуляш, мясо по-строгановски (бефстроганов), тушеные овощи с мясом, запеканки. Широко используются мясные, мясоовощные, мясокрупяные рубленые кулинарные изделия. Как гарнир дают тушеные овощи, рагу, а также крупяные гарниры.

Полдник состоит из двух блюд - молочного напитка и хлебобулочного или мучного кондитерского изделия (выпечки), а также, желательно, третьего блюда - свежих фруктов или ягод. При трехразовом питании детей и подростков в образовательном учреждении в состав полдника можно включать более калорийное блюдо - запеканку, пудинг, блюдо из творога, яиц.

Ужин обычно состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и яичных блюд. Непосредственно перед сном можно дать ребенку стакан кисломолочного напитка (кефира, простокваши, йогурта и т. п.) или молока с хлебом, булочкой, яблоком и т. п.
При организации в общеобразовательных учреждениях бесплат­ного (льготного) питания учащихся за счет дотируемых бюджетных средств (или из иных источников финансирования) предпочтитель­ной является такая организация питания, при которой все учащиеся по­лучают бесплатные завтраки (обучающиеся во 2-ю смену - полдники).

При этом обеспечение учащихся завтраками, удовлетворяющими менее 20% суточной потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии, может расцениваться только как вынужденная мера в неблагоприятных социально-экономических условиях. Основу таких завтраков должны составлять продукты, блюда и кулинарные изделия с высокой пищевой и биологической ценностью (обогащенные микронутриентами, белком, другими незаменимыми пищевыми веществами).

Организация питания учащихся с использованием только готовых продуктов промышленного производства (продуктами «сухого пайка», без использования горячих блюд и кулинарных изделий) возможна только в исключительных случаях (при возникновении аварийных ситуаций на пищеблоке, по эпидемиологическим показаниям) в течение непродолжительного времени (не более 1-2 недель). В этом случае рекомендуются молочно-фруктовые холодные завтраки: кисломолочные напитки и молоко, сыр, хлебобулочные изделия, фрукты, соки и витаминизированные напитки.

При организации экскурсий, походов, выездных занятий и т. п. в состав наборов продуктов «сухого пайка» следует включать термизированные молочные продукты на основе йогуртов, стерилизованные молоко, сливки, молочные напитки, хлебобулочные изделия, фрукты, соки в индивидуальной упаковке.

В наборы «сухого пайка» для питания детей во время длительных экскурсий допускается включать (ограниченно) мучные кондитерские изделия (вафли, пряники, печенье) в индивидуальной упаковке. В походах в питании детей и подростков используют макаронные изделия, пищевые концентраты (готовые супы, каши, сухое молоко), консервированные продукты: тушеную говядину, свинину, сгущенное молоко, сливки и т.д. При организации питания в походах не используют скоропортящиеся продукты, в том числе в вакуумной упаковке.

^ Основные принципы, организации рационального питания детей в общеобразовательных школах

1. Поступление пищевых веществ и энергии должно соответство­вать возрастным физиологическим потребностям детского организма,

обеспечивать его рост и развитие. Завтрак в школе должен составлять 20%, обед 35% от физиологической суточной потребности в пищевых веществах и энергии.

  1. Обеспечение оптимального соотношения пищевых веществ (со­
    отношение белков, углеводов, липидов как 1:1:4), энергетическая квота
    белка от общей калорийности должна составлять 14%. углеводов 55%,
    липидов 31%; доля белка животного происхождения от общего количе­
    ства белка — не менее 60%.

  2. Пищевые волокна должны включаться в рацион из расчета не
    менее 15-20 г/сутки;

  3. Растительные жиры должны составлять не менее 30% от общего
    количества жира;

5. Организация дифференцированного по возрасту питания, обеспе-

чение 2-х разового режима питания для детей, посещающих группу прод- ленного дня и детей из социально неблагополучных семей. При посещении ( групп продленного дня для детей должен быть организован полдник;

6. При двухразовом питании ежедневно должны присутствовать

блюда из мяса или рыбы, быть включены молочные продукты, раститель­ное и сливочное масло, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи, фрукты.

7. Не допускается повторение в рационе одних и тех же блюд или
кулинарных изделий в смежные дни;

8. Учет региональных эколого-гигиенических факторов питания, особенно геохимических эндемий (дефицит йода, фтора, селена и т.д.).

9. Включение в рацион питания биологически активных добавок, природного происхождения, разрешенных к применению Минздравом РФ для детей, продуктов, блюд, способствующих:

- повышению защитных функций физиологических барьеров (кожи, слизистых желудочно-кишечного тракта, верхних дыхательных путей);

- активизации процессов связывания и выведения из организма экзо- и эндотоксинов;

- компенсации дефицита жизненно необходимых веществ, которые

не синтезируются в организме (незаменимые аминокислоты, ПНЖК, витамины, микроэлементы).

10. Широкая информированность родителей с целью преемствен­ности питания детей в выходные дни и формирования мировоззрения здорового образа жизни.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основные принципы рационального, сбалансированного, адекватного питания icon Об организации рационального питания детей и подростков в общеобразовательных...
Настоящее Положение устанавливает порядок организации рационального питания детей и подростков в общеобразовательных учреждениях...
Основные принципы рационального, сбалансированного, адекватного питания icon Программа «школьное здоровое питание»
Здоровье и развитие школьников во многом зависят от полноценного сбалансированного питания и эффективности его организации в школе,...
Основные принципы рационального, сбалансированного, адекватного питания icon Родительское собрание «Принципы рационального питания» 4 класс Цели
Из буквенной неразберихи предлагаю родителям составить слова таким образом, чтобы можно было прочесть народную пословицу
Основные принципы рационального, сбалансированного, адекватного питания icon Основные принципы организации рационального
Младший школьный возраст особенности социального, психического, физического развития
Основные принципы рационального, сбалансированного, адекватного питания icon Урока-практикума. Тема: «Рациональное питание»
Автор раскрывает основные нормы рационального питания, как одного из важнейших компонентов здорового образа жизни и предлагает формы...
Основные принципы рационального, сбалансированного, адекватного питания icon Определение проблем в организации пропаганды рационального питания и путей их решения
Организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения,...
Основные принципы рационального, сбалансированного, адекватного питания icon Основные принципы здорового питания школьников
Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение...
Основные принципы рационального, сбалансированного, адекватного питания icon Классный час в 11 классе по теме «Рациональное питание старших школьников»
Цель: Ознакомить учащихся с основными составляющими зож и дать понятие рационального питания
Основные принципы рационального, сбалансированного, адекватного питания icon О введении в действие Положения об организации рационального питания детей и подростков
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Шебекино Белгородской области»
Основные принципы рационального, сбалансированного, адекватного питания icon Архитектура и структура пк. Основные принципы Джона фон Неймана
Трансляторы языков программирования. Основные виды ошибок в программах. Основные элементы блок-схем
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов