Тема урока: Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея




Скачать 84.56 Kb.
Название Тема урока: Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея
Дата публикации 23.05.2016
Размер 84.56 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > Биология > Урок
ГБОУ Школа Здоровья и индивидуального развития.

Конспект урока по биологии 11 класс.

Тема урока: Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея.

Лекция с элементами беседы.
Цель урока: Изучить историю возникновения идеи эволюционного развития живого .

Задачи урока:

  1. Обогатить знания учащихся об историческом прошлом биологической науки, познакомить школьников с сущностью эволюционных представлений Ж.Б.Ламарка и других ученых.

  2. на примере материала о ранних эволюционных представлениях продолжить развитие у школьников умения анализировать взгляды и утверждения ученых прошлого.

  3. сформировать у школьников интерес и позитивное отношение к изучению истории развития биологии.

Средства обучения: портреты Аристотеля, Гераклита, Ж.Б.Ламарка.

Тип урока:раскрывающий тему

^ Вид урока: вводный.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

  Эволюция означает постепенный, закономерный переход от одного состояния в другое. Под биологической эволюцией понимают изменение популяций растений и животных в ряду поколений, направляемое естественным отбором. В течение многих миллионов лет, начиная с возникновения жизни на Земле, в результате непрерывного, необратимого, естественного процесса смены одних видов другими сформировались животные и растительные формы, существующие в настоящее время. Идея о том, что организмы развиваются в течение поколений, интересовала многих натуралистов. Мысль о том, что современные живые организмы произошли от более простых, примитивных, давно жила в умах людей. Зачатки подобных идей встречаются в трудах древнеиндийских и древнегреческих философов.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.), исследуя внешнее строение и развитие животных, пришел к заключению, что человек и животные имеют единый план строения. Вся природа, по Аристотелю, состоит из ступеней “лестницы”:

первая - неживая природа,

вторая - растения,

третья - низшие, прикрепленные морские животные,

четвертая - все прочие животные и, наконец,

пятая - человек.

Но “лестница” Аристотеля статична, так как он полагал, что высшие формы не происходят от низших.

Другой античный философ Гераклит (2400 лет назад) - родоначальник диалектики и автор широко известного изречения “Все течет, все изменяется” - утверждал, что в мире все имеет свою определенную причину, и что органический мир развился из неорганического. Он также представлял развитие органического мира в виде “лестницы” (камни, растения, животные, человек). Античный период в силу недостаточного накопления фактического материала, но высокого развития философской мысли вошел в историю развития науки как период, когда все сделанные выводы являлись цепью умозаключений.

^ Упадок знаний в Средневековье.

После почти двухтысячелетнего развития знаний в Древнем мире— Китае, Индии, Египте, Греции — в Европе на много веков наступает мрачное средневековье, «темная ночь для естествознания». Людей сжигали на кострах не только за высказывание идеи развития природы, но и за чтение книг древних естествоиспытателей и философов. Насильственное внедрение веры в науку превращает последнюю в придаток религии.

 ^ В эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.) после средневекового застоя наблюдалось бурное развитие науки, культуры, высших слоев общества - аристократии, нарождавшейся буржуазии, буржуазной интеллигенции. В этот период в науке накапливается фактический материал, усиливается интерес к естественным наукам. Число людей, принимавших теорию эволюции органического мира, с этого времени возрастало.

Один из ярких представителей эпохи ^ Возрождения - Леонардо да Винчи (XV в.) считал, что с изменением рельефа Земли изменялся и органический мир.

   XVIII в. ознаменовался развитием в русском и европейском естествознании эволюционных взглядов. К этому времени накопилось достаточно много описательного материала о растениях и животных, которые необходимо было систематизировать. Всеобщее признание завоевала система, составленная знаменитым шведским ученым Карлом Линнеем (1707-1778 гг.).

   Карл Линней

К 18 в. учёные и любители природы проделали огромную работу, по всему свету собирая и описывая растения и животных. Но ориентироваться в накопленном ими океане сведений становилось всё труднее. Обобщил и привёл в систему эти знания шведский натуралист Карл Линней. Он заложил основы современной систематики.

   Труды К.Линнея помогли его последователям осуществить систематизацию разрозненного фактического материала и усовершенствовать ее.

^ Родился Карл Линней 23 мая 1707 г. в семье сельского священника. Мать Карла с детства воспитала в нем любовь ко всему живому, особенно — к цветам.

Но к школьным занятиям будущий президент Шведской академии наук оставался весьма равнодушен. Никак не давался ему латинский язык. Учителя говорили, что образование, видно, мальчику не по плечу — лучше обучить его какому-нибудь ремеслу. Разгневанный отец решил отдать Карла на выучку к сапожнику. И ждала бы Лийнея карьера сапожных дел мастера, если бы знакомый врач не уговорил отца мальчика позволить ему изучать медицину. Кроме того, он помог Карлу закончить гимназию. Медицину и биологию Карл изучал в университетах шведских городов Лунд и Упсала. Жил он в студенческие годы бедно.

Когда Карлу исполнилось 25 лет, руководство Упсальского университета предложило ему отправиться в научное путешествие по северной Скандинавии — Лапландии, чтобы исследовать её природу. Весь свой багаж он нёс на плечах. Во время этого путешествия он питался чем придётся, едва выбирался из болотных топей, сражался с комарами. А один раз столкнулся с противником посерьёзнее — разбойником, который чуть не убил его. Невзирая на все препятствия, Линней собирал образцы растений Лапландии. На родине Линнею не удавалось найти себе постоянной работы по специальности, и на несколько лет он переехал в Голландию, где заведовал одним из лучших ботанических садов страны.

Здесь он получил учёную степень доктора, здесь в 1735 г. вышла в свет его самая известная работа «Система природы». При жизни Линнея вышло 12 изданий этой книги. Всё это время Линней постоянно дополнял её и увеличил её объём с 14 страниц до 3 томов.

Система Карла Линнея:

Понятие о виде.

Чтобы «разложить по полочкам» огромное количество описаний растений и животных, необходима была какая-то единица систематики. Такой единицей, общей для всего живого, Линней считал вид. Видом Линней назвал группу особей сходных между собой, как дети одних родителей и их дети. Вид состоит из множества похожих особей, дающих плодовитое потомство. Например, лесная малина - это один вид, костяника другой, морошка третий вид растений. Все кошки домашние составляют один вид, тигры - другой, львы - третий вид животных. Следовательно, Весь органический мир состоит из различных видов растений и животных. Вся живая природа состоит как бы из отдельных звеньев - видов.

Линней открыл и описал около 1500 видов растений и свыше 400 видов животных, он распределил все виды растений и животных по крупным группам - классам, каждый класс он разбил на отряды, каждый отряд на роды. Каждый род Линней составил из сходных видов.

Номенклатура.

Давать названия видам Линней стал на той самой латыни, которая так плохо давалась ему в школьные годы. Латынь была в то время международным языком науки. Тем самым Линней разрешил сложную проблему: ведь когда названия давались на разных языках, под многими наименованиями мог описываться один и тот же вид.

Очень важной заслугой Линнея стало введение в практику двойных названий видов (бинарной номенклатуры). Каждый вид он предложил называть двумя словами. Первое — название рода, куда входят близкие виды. Например, лев, тигр, кошка домашняя относятся к роду Felis (Кошка). Второе слово — название собственно вида (соответственно Felisleo, Felistigris, Felisdo-mestica). Точно так же виды Ель европейская и Ель тянь-шань-ская (голубая) объединяются в род Ель, виды Заяц-беляк и Заяц-русак — в род Заяц. Благодаря двойной номенклатуре выявляется сходство, общность, единство видов, образующих один род.

Систематика животных.

Линней разделил животных на 6 классов:

  1. Млекопитающие

  2. Птицы

  3. Амфибии (в этот класс он поместил земноводных и пресмыкающихся)

  4. Рыбы

  5. Насекомые

  6. Черви.

В число «червей» попали и моллюски, и медузы, и разнообразные черви, и все микроорганизмы (последних Линней объединил в один-единственный род — Хаос инфузориум).

Человека (которого он окрестил «человеком разумным», Homosapiens) Линней довольно смело для своего времени поместил в класс млекопитающих и отряд приматов вместе с обезьянами. Он сделал это за 120 лет до Ч. Дарвина. Он не считал, что человек произошёл от других приматов, но видел большое сходство в их строении.

^ Систематика растений.

К систематизации растений Линней подошёл более детально, чем к систематизации животных. Среди растений он выделил 24 класса.Он взял за основу деления тычинки и пестики. Линней понимал, что самая существенная и характерная часть растения — цветок. К 1-му классу он отнёс растения с одной тычинкой в цветке, ко 2-му — с двумя, к 3-му — с тремя и т.д. Грибы, лишайники, водоросли, хвощи, папоротники — в общем все, лишённые цветков, оказались в 24-м классе («тайнобрачных»).

^ Искусственность систематики Линнея.

Система растений и животных Линнея была во многом искусственна. Далекие друг от друга растения (например, морковь и смородина) оказались в одном классе только потому, что их цветки имеют одинаковое колличество тычинок. Многие родственные растения оказались в разных классах. Систематика Линнея искусственна, еще и потому что помогала распознавать растения и животных, но не отражала ход исторического развития мира.

Линней осознавал этот недостаток своей системы. Он считал, что будущие натуралисты должны создать естественную систему растений и животных, которая должна учитывать все особенности организмов, а не один-два признака. Пытаясь разработать естественную систему растений, Линней убедился в том, что наука того времени не располагает необходимыми для этого знаниями.

Несмотря на искусственность, система Линнея сыграла положительную роль в биологии. Предложенные Линнеем систематические подразделения и двойная номенклатура прочно вошли в науку и применяются в современной ботанике и зоологии. Позже были введены в употребление еще два подразделения:

  1. ^ Тип - высшее подразделение, объединяющее сходные классы;

  2. Семейство - объединяющее сходные роды

Нововведения Линнея.

Карл Линней провел реформу ботанического языка. Он впервые предложил такие названия растений как: венчик, пыльник, нектарник, завязь, рыльце, тычиночная нить, цветоложе, околоцветник. Всего К. Линней ввел в ботанику примерно тысячу терминов.

Взгляды Линнея на природу.

Наука в то время находилась под влиянием религии. Линней был идеалист, он утверждал, что в природе существует столько видов растений и животных, "сколько различных форм произвел в начале мира всемогущий". Линней считал, что виды растений и животных не изменяются; они сохранили свои особенности "с момента сотворения". По Линнею, каждый современный вид является потомством первоначального созданной богом родительской пары. Каждый вид размножается, но сохраняет, по его мнению, в неизменном виде все особенности этой прародительской пары.

Как хороший наблюдатель, Линней не мог не видеть противоречия между представлениями о полной неизменности растений и животных с тем, что наблюдается в природе. Он допускал образование внутри вида разновидностей благодаря влиянию на организмы перемены климата и других внешних условий.

  1. Закрепление.

  1. Какие идеи появились в работах древних философов?

  2. В каком виде представлялась Аристотелю «лестница существ»?

  1. Домашнее задание: конспект. Найти определение термину эволюция.

Подготовить сообщения на темы:

- Биография Ж.Б. Ламарка

- Теория эволюции Ж.Б. Ламарка

-Представления о градации живых существ и теория изменчивости видов.

- Законы Ламарка. -Значение теории эволюции Ж.Б. Ламарка.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея icon Урока по биологии 9 класс. Тема урока: Биология наука о живом мире....
«Введение в общую биологию и экологию»; сформировать у учащихся четкое представление о современных проблемах общей биологии и понимание...
Тема урока: Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея icon Урока Тема урока Содержание урока
Развитие понятия о художественной литературе как образном отражении действительности
Тема урока: Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея icon Конспект урока в 8 классе тема урока
Основные задачи: Развитие иноязычной коммуникативной компетенции средствами английского языка
Тема урока: Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея icon Конспект урока по истории. Тема урока: Социально экономическое развитие...
Цель урока: Полвести учащихся к пониманию того, что именно феодально –крепостническая система долгое время не способствовала развитию...
Тема урока: Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея icon Урок игра «Поле чудес» план урока тема урока
Тема урока: Проверочная работа за Iсеместр I курса. Специальность повар, кондитер
Тема урока: Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея icon Урока Тема урока Форма организации работы
Природные зоны Африки. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки
Тема урока: Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея icon Урока Тема урока Кол-во часов
Г. Р. Державин. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»
Тема урока: Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея icon Урок №1 Тема урока: Литература на рубеже XIX xx веков (обзорно)
Поэтому в период с 1871 по 1917 год происходят следующие важные исторические события
Тема урока: Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея icon Тема урока: Экономическое развитие в годы правления Александра III
Н. Х. Бунге; основные направления экономической политики И. А. Вышнеградского; экономическая программа
Тема урока: Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея icon Тема: развитие физических качеств
План – конспект урока по физической культуре для обучающихся 6 класса учителя моу «сош №72» Тетериной Е. Н
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница