Учебная программа по курсу «Менеджмент инноваций в биологическом и экологическом образовании» Разработчик




Скачать 75.05 Kb.
Название Учебная программа по курсу «Менеджмент инноваций в биологическом и экологическом образовании» Разработчик
Дата публикации 28.05.2016
Размер 75.05 Kb.
Тип Программа
edushk.ru > Биология > Программа

Новосибирский государственный педагогический университет

Институт естественных и социально-экономических наук

Кафедра ботаники и экологии


Учебная программа по курсу «Менеджмент инноваций в биологическом и экологическом образовании»



Разработчик:

доцент кафедры ботаники и экологии

к. б. н., С.А. Гижицкая

I Пояснительная записка

1.1 Место, цели и задачи курса



Цель – сформировать системные знания и умения организации инноваций в биологическом и экологическом образовании.

Задачи:

  1. Изучение методологии и методики биологического и экологического образования.

  2. Изучение основных принципов инновационного менеджмента в образовательных системах.

  3. Знакомство с основными методами формирования инновационной культуры

  4. Освоение основных навыков и умений формирования проектного мышления и организации деятельности у школьников и молодежи в сфере биологии и экологии

  5. Знакомство с региональными особенностями инициирования инновационной экологической деятельности детей и молодежи в Западной Сибири и Новосибирской области

1.2 Требования к знаниям и умениям


В результате освоения данного курса слушатели должны:

  • Знать методологии и методики биологического и экологического образования

  • Знать основные принципы инновационного менеджмента в образовательных системах

  • Владеть основными методами формирования инновационной культуры

  • Освоение основных навыков и умений формирования проектного мышления и организации деятельности в сфере экологии и биологии у школьников и молодежи

  • Знакомство с региональными особенностями инициирования инновационной экологической деятельности детей и молодежи в Западной Сибири и Новосибирской области.

1.3 Принципы построения программы и обоснование структуры курса


Фундаментальной базой курса «Менеджмент инноваций в биологическом и экологическом образовании» являются основы методологии и методики биологического и экологического образования, а также инновационного менеджмента. Необходимым компонентом курса является использование методов проектной, креативной педагогики. Прикладной характер программы предопределяет пошаговую стратегию в освоении содержания данного курса, результатом которой должно стать умелое владение навыками организации экологической проектной деятельности. Весь материал разбит на 4 блока.

II Содержание учебной дисциплины «Менеджмент инноваций в биологическом и экологическом образовании»

1 Формирование экологического мировоззрения и культуры


  1. История развития экологического мировоззрения в мире и России:

    1. Праэкологизм – генетическая связь человечества с природной средой в эпоху неолита

    2. Развитие городских поселений и усиление самоизоляции природы от общества

    3. Заложение основ антиэкологической идеологии победителей природы

    4. Начало XX века: осознание уничтожения природной среды

    5. Противоречивость и незавершенность первичной концепции экологического мировоззрения

    6. От разрозненных и частных экологических проблем – к осознанию глобального экологического кризиса. Парадигма целостности в экологическом мировоззрении.

    7. Характеристика современного экологического мировоззрения по Н.Н. Моисееву.

    8. Коэволюционный подход в формировании экологической культуры школьников и молодежи.

    9. Осознание необходимости экологического образования

  2. Модели и содержание экологического образования (ЭО)

    1. Характеристика нововременного образования как предпосылка

    2. Характеристика утопически-экстремистской модели (ЭО)

    3. Характеристика «отшельнической», или «неоруссоистской» модели ЭО

    4. Характеристика «природоохранной» и «научной» моделей ЭО

    5. Содержание, проблемы и пути развития «альтернативной» экологической педагогики

2 Организация общественного участия в подготовке и принятии экологически значимых решений (по материалам сайта ГЭЭ)


  1. Предпосылки и условия общественного участия (ОУ)

    1. Социально-экологические предпосылки ОУ

    2. Нормативно-правовое обеспечение ОУ: обеспечение «права знать» в системе ОУ, ответственность и обеспечение доступа к правосудию

    3. Особенности участия школьников и молодежи в принятии экологически значимых решений

  2. ОУ в государственной системе принятия решений

    1. ОВОС и общественные слушания

    2. ОУ в экспертизе проектов

    3. Общественная экологическая экспертиза

    4. Обеспечение доступа к экологической информации в рамках процедуры ОУ

  3. Формы и методы ОУ в процессе подготовки и принятия решений

    1. Формирование общественного мнения (связи с общественностью как механизм формирования общественного мнения, отношения со СМИ, организация специальных событий, восстановление доверия к организации в глазах общественности)

    2. Социально-экологический мониторинг

    3. Консультации в процессе ОУ

    4. Выбор оптимального метода ОУ в процессе подготовки принятия решения

3 Основы управления проектным циклом в сфере образования (по материалам программы ТАСИС)


  1. Проектный цикл: определение понятий

    1. «Управление проектным циклом» - инструмент планирования и управления

    2. «Управление проектным циклом» в сфере образования

  2. Логический структурный подход (ЛСП) – инструмент дизайна и анализа проекта

    1. Введение

    2. Фаза анализа

    3. Фаза планирования, примеры матрицы логико-структурного подхода для экологических проектов в сфере образования

  3. Использование ЛСП для разработки плана мероприятий и расходования ресурсов

    1. План мероприятий и расходования ресурсов

    2. Планирование расходования ресурсов

    3. Специфика мероприятий, ресурсов и источников финансирования в сфере образования

4 Разнообразие экологических проектов


  1. Школьный экологический мониторинг (ЭМ)

    1. Исследовательские проекты школьников и студентов в системе экологического образования

    2. Организация школьного экологического мониторинга

    3. Выбор и характеристика объектов ЭМ

    4. Методы ЭМ: биологических объектов, воздушной среды, почв, водных объектов, шумового и радиоактивного загрязнения, здоровья населения,

    5. Обработка данных и оформление результатов

    6. Экологический паспорт микрорайона школы

  2. Формы и методы экологического познания через ощущения, переживания и практическую деятельность

    1. Игровые формы - экологические театр, КВН, экологические конкурсы: олимпиады, конференции, конкурсы практических проектов и др.

    2. Экологически ориентированные туристические походы

    3. Фитодизайн интерьеров и ландшафтов

    4. Участие в природоохранных проектах

    5. Конкретные методики помощи животным, растениям


Тематический план

Наименование блока, раздела, темы


^ Аудиторные занятия в уч. ч

Лекции

Занятия

1 Формирование экологического мировоззрения и культуры


(1) История развития экологического мировоззрения в мире и России

(2) Модели и содержание экологического образования


6

8



4

2 Организация общественного участия в подготовке и принятии экологически значимых решений (по материалам сайта ГЭЭ)


(1) Предпосылки и условия общественного участия (ОУ)

(2) ОУ в государственной системе принятия решений

(3) Формы и методы ОУ в процессе подготовки и принятия решений


8

6

6

4

4

3 Основы управления проектным циклом в сфере образования

(по материалам программы ТАСИС)


(1) Проектный цикл: определение понятий

(2) Логический структурный подход (ЛСП) – инструмент дизайна и анализа проекта

(3) Использование ЛСП для разработки плана мероприятий и расходования ресурсов



4
8
6



4
4
6

4 Разнообразие экологических проектов


(1) Школьный экологический мониторинг (ЭМ)

(2) Формы и методы экологического познания через ощущения, переживания и практическую деятельность


2
8


6
16
Зачетное задание

ИТОГО


110

3. Список литературы

3.1 Основная литература


  1. http://expertiza.ru/p7/soder.html Рекомендации по организации общественного участия в подготовке и принятии экологически значимых решений

  2. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.: АГАР, 2000

  3. Борейко В.Е., др. Спутник юного защитника природы. Новосибирск: 2001

  4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.

  5. Калмыков А.А. Введение в экологическую психологию. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999

  6. Краткий курс Управления Проектным Циклом: учебное пособие. Петрозаводск: Техническое бюро ТАСИС, 2001

  7. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: «Юнисам», 1996

  8. Философия экологического образования. М.: Прогресс – Традиция, 2001.

3.2 Дополнительная литература


  1. Гижицкая С.А., Факторович Л.В., Влазнева А.Е. Экологические тропы города Новосибирска. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999

  2. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков: уч.-метод. пособ-е – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

  3. Отношение школьников к природе / под. ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной, М.: Просв., 1988.

  4. Хассард Дж. Уроки естествознания – М.: Центр «Экология и образование», 1993

  5. Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. М.: Просвещение, 1989

  6. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / под. ред. Л.П. Печко. М.: Просв., 1984.

  7. Экологическое образование школьников / под. ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной, М.: Просв., 1983.




Новосибирск – 2006

- I -

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебная программа по курсу «Менеджмент инноваций в биологическом и экологическом образовании» Разработчик icon Учебная программа по курсу «Экологический туризм и экскурсоведение» Разработчик
Цель – сформировать системные знания о содержании, принципах развития и организации экологического туризма и компетенции проектирования,...
Учебная программа по курсу «Менеджмент инноваций в биологическом и экологическом образовании» Разработчик icon Учебная программа по курсу «Фитодизайн интерьеров и ландшафтов» для...
Поэтому данную дисциплину необходимо осваивать после освоения базовых курсов данных фундаментальных наук
Учебная программа по курсу «Менеджмент инноваций в биологическом и экологическом образовании» Разработчик icon Учебная программа дисциплины экономика и менеджмент сми
Менеджмент сми. Программа учебной дисциплины факультета журналистики / Автор-составитель: кандидат филологических наук, доцент кафедры...
Учебная программа по курсу «Менеджмент инноваций в биологическом и экологическом образовании» Разработчик icon «Экологическое воспитание младших школьников» Казюлина Н. В. Содержание. Введение
Опытно-экспериментальная работа: учебные проекты в экологическом образовании учащихся начальной школы
Учебная программа по курсу «Менеджмент инноваций в биологическом и экологическом образовании» Разработчик icon Учебно-методические материалы по дисциплине стратегический менеджмент...
Автор: кандидат экономических наук Скрынченко Б. Л. Стратегический менеджмент. Учебная программа и методические рекомендации. Для...
Учебная программа по курсу «Менеджмент инноваций в биологическом и экологическом образовании» Разработчик icon Министерство образования и науки российской федерации российский...
Примерный перечень тем дипломных работ по специальности 080507 «Менеджмент организаций»
Учебная программа по курсу «Менеджмент инноваций в биологическом и экологическом образовании» Разработчик icon Московская финансово-юридическая академия российский университет инноваций
Сущность понятия «Стратегический менеджмент». Главная задача стратегического менеджмента. Основные признаки, характеризующие стратегические...
Учебная программа по курсу «Менеджмент инноваций в биологическом и экологическом образовании» Разработчик icon Тесты Инновационный менеджмент к объектам инфрастуктуры науки и инноваций...
Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является
Учебная программа по курсу «Менеджмент инноваций в биологическом и экологическом образовании» Разработчик icon Программа по курсу «Криминология» / Сост. Малаев С. С. Брянск: Изд-во...
Программа по курсу «Криминология» / Сост. Малаев С. С. – Брянск: Изд-во бгу, 2010. – 15 с
Учебная программа по курсу «Менеджмент инноваций в биологическом и экологическом образовании» Разработчик icon Учебная литература
В., Просняковой Т. Н. к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1 год обучения)– Самара: Издательство «Учебная...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов