Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2010/2011 учебном году




Скачать 136.41 Kb.
Название Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2010/2011 учебном году
Дата публикации 29.05.2016
Размер 136.41 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Биология > Документы

Задания муниципального этапа

Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2010/2011 учебном году


I ТУР – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

11 класс
Уважаемый участник олимпиады!

Не спеша, внимательно прочитай задание. Из предложенных возможных вариантов ответов выберите тот, который, по Вашему мнению, наиболее полно и верно отвечает на вопрос, поставленный в самом задании.

Желаем успеха!
Задание 1 типа. Тестовые задания «ОДИН ИЗ ЧЕТЫРЁХ»

(выберите один правильный ответ из четырёх предложенных)
Правильный ответ – 2 балла


^ Организм и среда

баллы



В какой среде живут самые быстродвигающиеся животные?

^ А) наземно-воздушная; Б) подземная (почва); В) водная; Г) живые организмы.






Клесты строят свои гнезда и выводят птенцов, начиная с февраля. С чем это связано?

^ А) в это время много корма, которым питаются взрослые птицы и птенцы

Б) у клестов есть особые приспособления для выживания в холодных условиях

В) у клестов срабатывает «генетическая память» со времени предшествующего ледниковым периодам

Г) им необходимо вывести птенцов до прилета основных кормовых конкурентов с мест






В раковинах моллюсков жемчуг образуется в результате:

А) нарушения обмена веществ

Б) нарушения процессов фильтрации через мантийную полость

В) гормонального дисбаланса

^ Г) защитной реакции организма






К числу видов-гелиофитов нельзя отнести:

А) сосну обыкновенную; Б) лиственницу даурскую;

^ В) ель обыкновенную; Г) дуб черешчатый.






Лучшими индикаторами (показателями) состояния среды являются виды, которые:

^ А) требуют строго определенных условий существования

Б) существуют в широком диапазоне условий среды обитания

В) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов

Г) проявляют пластичность к действию факторов среды




^ Сохранение биологического разнообразия



Выберите представителя Красной книги РФ, являющегося эндемичным видом России:

А) беркут Б) филин ^ В) краснозобая казарка Г) белый гусь






Ондатра была завезена в некоторые районы России из Америки. Это пример:

А) селекции

Б) реакклиматизации

^ В) акклиматизации

Г) ацидификации






Биологическое разнообразие:

А) главное условие устойчивости всей жизни на Земле

Б) число различимых типов биологических объектов или явлений и частота их встречаемости на фиксированном интервале пространства и времени
^
В) вариабельность живых организмов, включая, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются

Г) все ответы верны






Правило, которое сформулировал Уоллес (Wallace) Алфред Рассел (1859) гласит, что биологическое разнообразие увеличивается по мере продвижения:

А) с запада на восток

Б) с востока на запад

^ В) с севера к экватору

Г) от экватора к северу






Лиственница, ель, пихта, кедр, сосна, лось, белка, косуля, бурундук, соболь, бурый медведь, рысь, глухарь, волк являются обитателями:

А) степной экосистемы

^ Б) хвойного леса

В) смешанного леса

Г) тундры




Загрязнение и охрана атмосферного воздуха






К природным источникам загрязнения атмосферы не относятся:

А) пыльные бури;

^ Б) продукты фотосинтеза;

В) вулканические извержения;

Г) космическая пыль.






Аэрозоль - это:

А) смесь воды - серной кислоты;

Б) твердые и жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в атмосфере, обладающие малыми скоростями осаждения

В) токсичные вещества, выбрасываемые предприятиями в окружающую среду;

Г) все перечисленное






Какие погодные условия в наибольшей степени оказывают неблагоприятное влияние на живые организмы в условиях атмосферного загрязнения?

А) дождь

Б) туман

В) снегопад

Г) солнечная погода






Постоянство кислорода в атмосфере поддерживается:

А) животными

^ Б) растениями

В) человеком

Г) водами Мирового океана






Вклад автотранспорта в загрязнение атмосферного воздуха в Чувашии:

А) не выявлен

Б) незначителен

^ В) составляет около половины и даже более от объема всех выбросов в атмосферу

Г) все ответы неверны




^ Загрязнение и охрана природных вод






Отметьте водное растение, которое может быть использовано в качестве биоидикатора водоема:

А) кувшинка белая

Б) рдест блестящий

В) ряска малая

Г) роголистник погруженный






На Международном форуме «Чистая вода 2009» (г.Москва) отмечено, что Россия обладает 20% мирового запаса жидкой питьевой воды. В среднем в России потребляется на 1 человека:

А) 120 литров воды

Б) 150-180 литров воды

В) 220-230 литров воды

^ Г) 315 литров воды






Основным источником загрязнений в Чебоксарском водохранилище являются:

А) сбросы загрязняющих веществ от сельхозпредприятий

Б) сбросы загрязняющих веществ от промышленных предприятий

В) загрязняющие вещества от предприятий и жилищно-коммунального хозяйства г.Чебоксары

^ Г) транзитное поступление загрязняющих веществ из Нижегородской области






Какие пресноводные водоемы более склонны к накоплению питательных веществ?

А) проточые водоемы с интенсивно протекающими естественными процессами обмена веществ

^ Б) застойные, с замедленным водообменном

В) искусственные водоемы

Г) водоемы с интенсивным судоходством






Какой термин используется для обозначения животных, зарывающихся в толщу грунта водоема?

^ А) инфауна

Б) мезофауна

В) мейобентос

Г) зообентос




Деградация и охрана почвенного покрова






Выберите наиболее продолжительную сукцессию (во всех случаях она заканчивается лесной стадией):

А) зарастание заброшенной пашни;

Б) зарастание лесного пожарища;

В) зарастание вырубки;

^ Г) зарастание отвалов грунта при добыче полезных ископаемых






Чтобы выжить, человечество должно понимать, что биосфера формирует такие условия жизни, как:

^ А) чистая вода, плодородная почва, пригодная для дыхания атмосфера;

Б) плодородная почва, магнитное поле Земли, кислород атмосферы;

В) чистая вода, магнитное поле Земли, сила тяготения;

Г) плодородная почва, углекислый газ атмосферы, сила тяготения






Орошение, проводимое без надлежащего контроля, в первую очередь вызывает:

А) увеличение доли рудеральной растительности

^ Б) вторичное засоление почв;

В) снижения почвенного плодородия;

Г) изменение почвенного разнообразия обитателей почв






Владимир Иванович Вернадский считал почву особым «телом природы» и относил ее к:

А) Косным веществам

^ Б) Биокосным веществам

В) Биогенным веществам

Г) Канцерогенным веществам






Процесс разрушения и выноса плодородного слоя почвы водой или ветром называется:

А) сель

Б) горная лавина

^ В) эрозия

Г) диффузия




Проблема утилизации ТБО



За последние 50 лет объем твердых бытовых отходов на Земле:

^ А) имеет тенденцию к увеличению;

Б) имеет тенденцию к уменьшению;

В) не изменяется;

Г) не имеет выраженной тенденции изменения






В соответствии с технологией вторичной переработки бытовых отходов измельчению и последующей переплавке не подлежит:

^ А) макулатура

Б) алюминий (тара);

В) стекло (бой).

Г) пластик;






В настоящее время наиболее перспективным способом утилизации бытовых отходов с точки зрения безопасности окружающей среды считается:

А) компостирование мусора

^ Б) сортировка и переработка мусора

В) захоронение мусора;

Г) мусоросжигание






Для повышения эффективности раздельного сбора бытовых отходов теперь и в Чувашии контейнеры для мусора:

А) окрашивают в любые яркие цвета, привлекающие глаз;

^ Б) имеют таблички и надписи различного цвета, соответствующие тому или иному виду отходов;

В) делают серого цвета, чтобы не привлекать внимание птиц, растаскивающих отходы из контейнера;

Г) окрашивают в зеленый цвет, символизирующий живую природу






Наиболее эффективный способ решения проблем, связанных с накоплением отходов в окружающей среде, состоит:

А) в расширении площадей специально оборудованных свалок и могильников для ТБО;

Б) в увеличении численности мусоросжигательных заводов;

^ В) в предотвращении образования отходов путем изменения образа жизни, структуры потребления и производственных технологий;

Г) в заполнении отходами пустот земной коры, образованных путем добычи полезных ископаемых




^ Проблема особо охраняемых природных территорий (ООПТ)



К особо охраняемым природным территориям в нашей стране НЕ относится:

А) природный парк

^ Б) зоологический парк

В) дендрологический парк

Г) национальный парк;






Национальные парки создаются:

А) на совершенно не затронутых хозяйственной деятельностью территориях или на малоизмененных деятельностью человека территориях для сохранения уникальных природных ландшафтов;

Б) на территориях, в пределах которых запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности с целью охраны одного или нескольких видов живых существ или биогеоценозов;

В) на малоизмененных или не затронутых хозяйственной деятельностью территориях или на территориях древнего освоения человеком для сохранения типичных природных ландшафтов;

Г) на значительных по площади территориях, включающих особо охраняемые природные ландшафты, которые, помимо сохранения природных комплексов, предназначены для рекреационных целей






В Чувашской Республики имеется река, которая почти по всей длине протекает по ООПТ федерального значения и одновременно сама является региональной ООПТ - памятником природы. Что это за река и федеральная ООПТ?

А) Река Люля, заповедник «Присурский»

Б) Река Парат, природный парк «Заволжье»

^ В) Река Бездна, национальный парк «Чаваш Вармане»

Г) Река Кумашка, охотничий заказник «Кумашкинский»






В настоящее время государственных природных заповедников в России насчитывается (укажите наиболее близкое число):

А) 20.

Б) 30;

В) 50;

Г) 100;






Рекомендации для посетителей природного заповедника НЕ могут содержать такого пункта:

А) «Путешествуйте по возможности пешком или с использованием тех транспортных средств, где необходимо использование энергии собственных мускулов»;

Б) «Приобретая на территории заповедника товары из редких и охраняемых видов флоры и фауны, вы способствуете улучшению социально-экономического положения местного населения»;

В) «Вы пришли в мир заповедной природы, постарайтесь выразить ей свою любовь и уважение своим примерным поведением»;

Г) «Относитесь с уважением к местным обычаям и культурным традициям»




^ Популяции и сообщества



13. В природное сообщество (например, в сосняк брусничный) обычно входят:

А) тысячи видов организмов;

Б) несколько видов;

В) миллионы видов;

Г) миллиарды видов






В норках крупных морских червей и роющих креветок часто встречаются моллюски, которые питаются остатками пищи хозяина. Как называется такой тип взаимоотношений между организмами?

^ А) комменсализм Б) протокооперация В) мутуализм Г) паразитизм






В состав популяции НЕ входят:

А) организмы одного вида

^ Б) организмы разных видов

В) организмы разного возраста

Г) организмы разного пола






Какой из графиков, представленных на рисунках а, б, в, г, отражает колебания численности жертв в случае полной гибели хищников?


А) график г

Б) график в

В) график б

Г) график а






Взаимоотношения между организмами разных трофических уровней называются:

А) экосистемными

Б) трофическими

В) конкурентными

^ Г) вертикальными




Биосфера



Какие организмы не являются абсолютно необходимыми в поддержании замкнутого круговорота биогенных элементов (азота, углерода, кислорода и т.д.)?

А) продуценты; ^ Б) консументы; В) редуценты; Г) необходимы все.






Температура Земли повысилась бы на 30-40°С, если бы не охлаждающая способность:

А) Арктики и Антарктиды

Б) гидросферы

^ В) растительного покрова;

Г) планктона и сине-зеленых водорослей






Основную массу живого вещества биосферы составляют:

А) животные

Б) бактерии

^ В) растения

Г) планктон






Озоновый слой планеты Земля представлен:

А) в нижних слоях атмосферы

^ Б) в верхних слоях атмосферы

В) в верхних слоях гидросферы

Г) на нижней границе литосферы






Термин «биосфера» впервые ввел в науку в 1875 г. австрийский геолог и палеонтолог:

А) Жан-Батист Ламарк

^ Б) Эдуард Зюсс

В) Жорж Бюффон

Г) Владимир Иванович Вернадский




Окружающая среда и здоровье человека



Какой из перечисленных видов пыли является наиболее опасным для здоровья человека?

А) цементная; Б) стирального порошка; В) асбестовая; Г) песчаная.






4.Какое утверждение правильное

А) в нашем районе/городе экология плохая

Б) экология – это наука

В) экологию необходимо охранять

Г) экология – основа здоровья людей






Ученые считают, что повышенное содержание углекислого газа в помещении может негативно влиять на дыхательную систему и вызывать общее чувство усталости. У людей также наблюдаются головной боли, воспаления глаз, проблемы с носоглоткой, если содержании углекислого газа достигает:

А) 0,1 % Б) 0,03 % В) 2,0% Г) 6,0%






Тяжесть воздействия загрязняющих веществ на организм человека определяет:

А) их химическая природа, то есть насколько они активны и вредны для определенного вида растений и животных;

Б) концентрация, то есть содержание на единицу объема воздуха, воды или почвы;

В) устойчивость, то есть продолжительность существования в воздухе, воде и почве;

^ Г) все ответы верны






В различных городах России усредненная годовая доза, обусловленная внешним облучением, может отличаться, так как зависит от условий в которых живет и работает человек. В среднем она составляет:

А) 0,5 мбэр/год

^ Б) 150-200 мбэр/год

В) 1 мбэр/год

Г) 350 мбэр/год






ОТВЕТЫ:
























1-10

А

А

Г

В

А

В

В

Г

В

Б

11-20

Б

Б

Б

Б

В

В

Г

Г

В

А

21-30

Г

А

Б

Б

В

А

А

Б

Б

В

31-40

Б

Г

В

Г

Б

А

А

Б

А

Г

41-50

Б

В

В

Б

Б

В

Б

А

Г

Б


^ Задание 2 типа. Задания, требующие обоснования правильного ответа

(выберите один правильный ответ из четырёх предложенных и обоснуйте его)

Выбор правильного ответа - 2 балла , правильное и полное обоснование – 2 балла


1.

Какой график отражает выживаемость, характерную для популяций моллюсков и ракообразных?









А) линия а

Б) линия б

В) линия в

Г) линия г




^ Правильный ответ А: линия а




Ответ А верный. У моллюсков и ракообразных смертность очень высока на ранних стадиях развития, что связано с отсутствием заботы о потомстве и специфических приспособлений для выживаемости молоди. Именно это отражает вогнутая форма линии а.



2.

Приход антициклонов в летний период сопровождается высокой температурой окружающей среды и ясной погодой. А к каким последствиям может привести долговременный антициклон над крупным городом?




А) к формированию грозовых явлений и воздушных завихрений;

Б) способствует самоочищению воздуха от загрязняющих веществ за счет ультрафиолетового излучения и активизации процессов фотосинтеза;

В) к накоплению вредных примесей в воздухе из-за отсутствия перемешивания воздушных потоков и формированию фотохимического смога;

Г) практически не влияет на ситуацию в городской среде




Правильный ответ: В




Ответ В верный. Антициклоны сопровождаются ясной погодой, которая способствует поступлению ультрафиолетовой радиации к поверхности земли. Долгое нахождение антициклона может способствовать инверсии (возрастание температуры в атмосфере снизу вверх вместо обычного убывания), препятствующей перемешиванию воздушных слоев и рассеиванию вредных примесей, в частности от автомобильного транспорта и промышленности. Воздействие ультрафиолета на оксиды азота (NхOу) и углеводороды (CхHу) приводит к дальнейшим реакциям, формирующим фотохимический смог.




3

Какой из перечисленных терминов является «лишним»?




А) аменсализм

Б) антибиоз

В) анабиоз

Г) аллелопатия




Правильный ответ: В




Ответ В верный. Поскольку термин «анабиоз» употребляется для характеристики состояния организма, при котором замедляются все жизненные процессы настолько, что отсутствуют все внешние проявления жизни. Все остальные перечисленные термины обозначают различные типы взаимодействия популяций, вызванные конкурентными отношениями. Следовательно, именно термин «анабиоз» является «лишним».



МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ





Количество заданий

балл

Сумма баллов

Задание 1 типа

50

2

100

Задание 2 типа

3

4

12

Итого







112

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2010/2011 учебном году icon Методические рекомендации для организаторов муниципального этапа...
...
Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2010/2011 учебном году icon 1. В каком году состоялась битва на реке Калке?
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории 2010 – 2011 учебный год
Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2010/2011 учебном году icon Задания с ответами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников...

Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2010/2011 учебном году icon Справка о б итогах регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников...
Справка об итогах регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и заключительного этапа региональных олимпиад в 2009-2010...
Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2010/2011 учебном году icon Методические рекомендации по подготовке к муниципальному этапу всероссийской...
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011/2012 учебном году в городе Брянске пройдет 10 декабря...
Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2010/2011 учебном году icon Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии
Действие ультрафиолетового излучения солнца можно уменьшить с помощью солнцезащитных очков и одежды с длинными рукавами
Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2010/2011 учебном году icon 1. Отметьте один правильный ответ
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории 2010 – 2011 учебный год
Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2010/2011 учебном году icon Теоретического тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии
Вам предлагаются тестовые задания закрытого типа, в которых необходимо выбрать один ответ из четырех предложенных
Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2010/2011 учебном году icon Приказ «16» октября 2014 года №2113 Об итогах школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников
«О подготовке и проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2014/2015учебном году» и в целях повышения уровня...
Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2010/2011 учебном году icon Литература Рахимова Ксения Сергеевна5В
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов