Скачать 44.42 Kb.
|
Программа элективного курса по биологии «Экология здоровья» 9 класс. Пояснительная записка. Учащиеся 9 класса находятся на пороге сложных и важных решений: выбор дальнейшего жизненного пути, места дальнейшего обучения, выбор будущей профессии, а в связи с этим и выбор круга интересующих предметов, областей деятельности. Это создаёт психологическую нагрузку на организм, который претерпевает сложные физиологические изменения, связанные с усиленным ростом, развитием и половым созреванием. Поэтому для учащихся этого возраста необходим элективный курс, направленный на изучение механизмов физиологической и психологической адаптации развивающегося организма в меняющихся условиях биологической и социальной среды. Этот курс соединяет в себе элементы знаний по биологии, психологии, экологии, потому что изучение основ физиологии, основ и правил коммуникативного общения, путей сохранения здоровья, экологической грамотности особенно необходимы молодым людям на современном этапе. Задачи курса: 1. Развивать познавательные интересы учащихся. 2. Оказать помощь в определении интересующих его проблем. 3. Научить сочетать научные знания с жизненным опытом и применять его в повседневной жизни. 4. Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков при сборе информации для проекта, ведения дискуссии, а также презентации достигнутых результатов. ^ 17 учебных занятий: 13 – теоретических, 4 – практических. Результаты изучения элективного курса: Учащиеся должны знать: 1.Особенности физиологических и психологических изменений в период созревания организма человека. 2.Особенности гормонального влияния на поведение человека. 3.Признаки стрессового состояния организма меры по его преодолению. 4.Психологические основы общения со сверстниками, родителями, сверстниками. Учащиеся должны приобрести умения: 1.Делать самооценку текущего состояния здоровья по результатам наблюдений. 2.Применять знания по психологии при самооценке и анализе отношений с окружающими. 3.Оценивать экологическое состояние окружающей среды. Учащиеся должны приобрести навыки: 1.Соблюдать правила гигиены. 2.Составлять карты здоровья. 3.Составления плана, сбора материалов, их анализа и презентации проекта. Темы занятий элективного курса: 1.Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира, его уникальность как биосоциального существа. 2.Физиологические изменения в организме и их причины; ступени полового созревания; становление личности. 3.Основа моей жизни – моё здоровье. Практическая работа: «Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных результатов». ^ «Составление карты здоровья». 4. «Зависит ли моё здоровье от меня». Дискуссия – влияние алкоголя и курения на внешний вид, сердечно – сосудистую систему и деятельность мозга. Быть здоровым – престижно. Наркотики удел неудачников. 5.Поведение и гормоны. Действие гормонов, их функции, регуляция действия гормонов. 6.Правила общения. Как избегать конфликтов с окружающими и самим собой. 7.Стратегия твоей жизни. Учусь управлять собой. 8.Стресс, его воздействие на организм. Как контролировать себя при стрессе. Типы нервной системы. 9.Гигиена умственного труда. Что такое утомление и как его предупредить. Организация отдыха. Релаксация. 10.Работа над проектом: «Здоровый образ жизни – основа долголетия». Сбор материалов, обсуждение их, классификация, обработка. 11.Работа над проектом: «Здоровый образ жизни – основа долголетия». Создание рекламного ролика, афиширование, компьютерная презентация. 12.Медицинские, социальные, психологические аспекты полового воспитания. 13.Психология интимных отношений. 14.Алкоголизм и алкоголизация. Практическая работа: «Воздействие спирта на белок куриного эмбриона». 15.Пагубность вредных привычек. Наркомания, токсикомания и курение. Практическая работа: «Изучение веществ, входящих в состав сигареты и сигаретного дыма». 16.Квартира как экосистема. Работа над проектом: «Анализ экологического состояния классной комнаты или своей квартиры». (сбор и обработка материалов). 17.Природа Земли и будущее. Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра? Стремитесь к гармонии во всём Примерные темы рефератов. 1.Биоритмы и их значение для школьника. 2.Воздух, вода, Движение – универсальные средства закаливания организма, как основа здорового образа жизни. 3.СПИД – социальная болезнь 20 века. 4.Стиль жизни. Курить ли? 5.Рациогальное питание – как способ сохранения здоровья. 6.Социально – экологическая категория образа жизни. Рациональное питание взрослых и детей. 7.Концепция здорового образа жизни. Факторы риска. 8.Виды активной двигательной активности в различные периоды жизни. 9.Факторы развития болезней сердечно – сосудистой системы как образ жизни. Литература. 1. Щвец И.М. «Экология, биосфера и человечество». 2. Зверев А.М. «Человек, организм и здоровье». 4. Зарубин Г.П. «Окружающая среда и здоровье». 5. Брехман П.К. « Валеология – наука о здоровье». 6. Чумакоа Б.Н. « Валеология». Муниципальное общеобразовательное учреждениеТ ![]() Программа элективного курса по биологии «Экология здоровья» в 9 классе. Руководитель: Филонова Л.М. Учитель биологии и химии Брянск 2005 |
![]() |
Экология Вопросы к зачёту Экология как наука. Сравнение понятий: экология, охрана природы, природопользование |
![]() |
Экология. Вопросы к зачету Экология как наука. Сравнение понятий: экология, охрана природы, природопользование |
![]() |
Основные понятия экологии Предмет и задачи экологии. Организм и надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы как объекты экологии. Биоэкология... |
![]() |
Реферат По предмету: Экология. Тема: Экология и здоровье человека Но поскольку экология это наука о взаимоотношении видов со средой, а в данном случае нас больше других интересует один конкретный... |
![]() |
1. Понятие о медицине Медицина: патология, санология, экология Медицина – система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление... |
![]() |
Нет здоровья без психического здоровья Важной задачей в ходе проведения Дня психического здоровья в нашей стране является использование культурных традиций и формирование... |
![]() |
Интегрированного урока биологии «Влияние человека на окружающую среду. Экологическое право» В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная. Убить человека биологически может несоблюдение законов... |
![]() |
Экология религии «Экология религии» Наряду с эмпирическими исследованиями широкое применение получают теоретические построения, формируются основные проблемы, разрабатывается... |
![]() |
Методика национального исследования здоровья 2002 года Комплексное... Основные понятия, используемые при изучении здоровья населения |
![]() |
Учебник создан преподавателями кафедры «Промышленная экология и безопасность» «Безопасность жизнедеятельности» (бжд) для всех специальностей и направлений бакалавриата высшего профессионального образования.... |