Основного общего образования по биологии




Скачать 491.76 Kb.
Название Основного общего образования по биологии
страница 1/5
Дата публикации 31.05.2016
Размер 491.76 Kb.
Тип Пояснительная записка
edushk.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО БИОЛОГИИ

Пояснительная записка

Статус документа

Образовательная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии и на основе «Примерной программы основного общего образования по биологии» (Приказ Министерства образования России от 09.03.04г. №1312) а также авторской программы основного общего образования по биологии для общеобразовательных учреждений (Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф)

Структура документа

Образовательная программа включает три раздела: пояснительную записку, в которой дается общая характеристика предмета, его цели, место предмета в базисном учебном плане, основные содержательные линии, общеучебные умения, навыки и способы деятельности, а также результаты обучения; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность разделов.

Место предмета в учебном плане

Учебный план МБОУСОШ с. Знаменское отводит 272 ч. для изучения предмета «Биология» в 6, 7, 8, 9 классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Актуальность разработки программы заключается в необходимости приведения содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельный аспект биологического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Цели учебного предмета на ступени основного общего обучения:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперимент

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.

Достижения биологической науки свидетельствуют о том, что она в настоящее время становится лидером в естествознании и занимает ключевые позиции в медицине, здравоохранении, гигиене, охране окружающей среды, обеспечении населения продуктами питания, лекарственными препаратами. Ввиду этого биологическая грамотность становится социально необходимой. Поэтому школьная биология как важное звено в общей культуре и системе образования призвана сформировать у подрастающего поколения ценностное природосообразное миропонимание, экологическую культуру, гуманистический взгляд на природу и общество, осознание своей роли как действенного фактора биосферы.

С учетом новых приоритетов перед школьным биологическим образованием ставятся следующие задачи обучения:

​ овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

​ формирование системы знаний об основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, эволюции, экосистемах, что необходимо для осознания ценности биологического разнообразия как уникальной и бесценной части биосферы;

​ развитие на базе биологических знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

​ гигиеническое и экологическое воспитание, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;

​ формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;

​ установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле, отражение гуманистической значимости природы и ценностного отношения к живой природе как основе экологического воспитания школьников;

​ развитие личности учащихся, стремление к применению биологических знаний на практике, к участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, рационального природопользования и охраны природы;

​ сохранение позитивного опыта процесса обучения биологии, накопленного в отечественной школе.

Межпредметные связи и преемственность

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как физика, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, химия 8—9 классов, география, экология.

Курс биологии в основной школе начинается с изучения в 6 классе раздела «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», в 7 классе изучается раздел «Животные», в 8 классе – «Человек», в 9 классе «Основы общей биологии». Это позволяет ученикам, оканчивая основную школу, получить достаточно полное представление о закономерностях живой природы, биологическом разнообразии и его ценности для Земли и человека, о возможностях рационального практического использования богатств природных ресурсов биосферы.

Принципы отбора материала

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Методический блок

В качестве технологии обучения по данной рабочей программе используется традиционная технология

В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:

​ личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

​ развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;

​ объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний;

​ формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов;

​ проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека;

​ дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя;

​ учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов;

​ технология проблемного подхода. Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов;

​ деятельностный подход. Учащиеся в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий, связанных с повседневным опытом школьника и других людей. Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения предмета. Учащиеся должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать этот текст для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний.

При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый). По источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

​ индивидуальная (консультации);

​ групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);

​ фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

​ парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

Данная программа реализуется при сочетании разнообразных видов и методов обучения:

​ виды обучения: объяснительно-репродуктивный, проблемный, развивающий, алгоритмизированный.

​ методы обучения: словесные, наглядные, практические и специальные.

При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

​ лекции, семинарские занятия (в старших классах);

​ лабораторно-практические занятия;

​ экскурсии

Система контроля за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает разные формы устного, письменного, лабораторного, компьютерного контроля: текущий, тематический, итоговый; репродуктивный и продуктивный, самостоятельные и контрольные работы, а также защиту проектов. При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся используются задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ГИА.

Данные формы, методы, виды обучения используются согласно индивидуальной технологии учителя и направленности класса. Все это позволяет учителю варьировать типы уроков, методические приемы.

Содержание рабочей программы соответствует содержанию примерной программы курса биологии для основной школы. Рабочая программа 6 и 7 классов расширена за счет включения вопросов регионального компонента и увеличения количества лабораторных работ: в 6 классе рабочая программа дополнена лабораторными работами, включенными автором программы (в программе выделены курсивом). Количество лабораторных работ в 7 и 8 классах соответствует примерной программе. Реализация содержания регионального компонента осуществляется за счет выделения времени на изучение регионального материала на некоторых уроках, с систематическим обобщением в конце темы, раздела и целого курса.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

6 класс

Введение. Наука о растениях – ботаника. (1 час)

Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.

Тема 1. Общее знакомство с растениями. (6 часов)

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие растения; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Признаки растений. Основные органы растений. Растение – живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов.

Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений.

Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на пришкольном участке.

Лабораторные работы.

​ Знакомство с цветковым растением.

​ Споры у папоротника.

Экскурсии.

​ Многообразие растений своей местности.

​ Осенние явления в жизни растений

Тема 2. Клеточное строение растений. (5 часов)

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.

Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение – многоклеточный организм.

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основного общего образования по биологии icon Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
В соответствии со стандартом общего образования по биологии (Вестник образования России. 2004)и обязательным минимумом содержания...
Основного общего образования по биологии icon Никишов А. И., Петросова Р. А., Теремов А. В
Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования...
Основного общего образования по биологии icon Программа основного общего образования биология
Основная программа моу оош с. Мочалейка основного общего образования по биологии составлена на основе примерной программы по биологии...
Основного общего образования по биологии icon Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы основного...
Основного общего образования по биологии icon Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...
Основного общего образования по биологии icon Стандарт основного общего образования по биологии
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Основного общего образования по биологии icon Стандарт основного общего образования по биологии
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Основного общего образования по биологии icon Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» автора Н. И. Сонина / Программы для образовательных...
Основного общего образования по биологии icon Рабочая программа по биологии составлена: 1 на основе фундаментального...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; 2 Программы основного общего образования. Биология 5 – 9...
Основного общего образования по биологии icon Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов