Скачать 1.97 Mb.
|
УДК 611(075.8) ББК 28.706 Ф77 Фонсова Н.А., Дубынин В.А. Ф77 Функциональная анатомия нервной системы: Учебное пособие для вузов / Н.А. Фонсова, В.А. Дубынин. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 192 с. ISBN 5-94692-848-1 Настоящее пособие дает базовые сведения об устройстве организма человека, анатомии и физиологии нервной системы. В пособии приводятся наиболее употребительные латинские понятия, дан краткий латинско-русский словарь, глоссарий с основными биологическими терминами. Для проверки полученных знаний в Приложении помещены тесты. Для студентов-психологов, педагогов, медиков, биологов. УДК 611(075.8) ББК 28.706 ISBM 5-94692-848-1 © Фонсова Н.А., Дубынин В.А., 2004 © Издательство «ЭКЗАМЕН», 2004 Оглавление Введение 5 Список сокращений 8 1. Строение организма 9 1.1. Клетка 9
1.3.1. Регуляция функций организма 23 2. Нервная ткань 30
5. Общие представления об устройстве и работе нервной системы 64
нервной системы 68 6. Спинной мозг 73
7. Головной мозг 90
7.2.1. Черепные нервы и их ядра 93 7.2.2. Продолговатый мозг 99 7.2.3. Варолиев мост 104
7.3. Мозжечок 115
7.4. Передний мозг 124
Приложение 165 Тесты 165 Ответы на тесты 174 Глоссарий 175 Список основных терминов, относящихся к анатомии нервной системы (с латинским переводом) 176 Краткий список латинских терминов, относящихся к анатомии нервной системы 184 Рекомендуемая литература 189 Основная 189 Дополнительная 189 ВВЕДЕНИЕ Изучением человека во всем его многообразии занимаются как гуманитарные, так и естественные (в первую очередь, биологические) науки. Соответственно, в случае целого ряда специальностей полноценное образование студентов-гуманитариев требует серьезного знакомства с такими разделами биологии, как анатомия, физиология, генетика. Эта книга - первая в серии учебных пособий по биологическим дисциплинам для небиологических факультетов. Такие дисциплины преподаются, как правило, на 1 - 2 курсах и формируют естественнонаучную базу, на которую в дальнейшем опирается образование будущего психолога, педагога и т.п. То, как устроен наш организм, эволюционно определено выполняемыми им функциями. В связи с этим анатомия — наука, которая изучает строение тканей, органов, систем органов, тесно взаимодействует с физиологией — наукой о жизнедеятельности целостного организма и отдельных его составляющих (клеток, органов, функциональных систем). Знание функций тех или иных структурных образований позволяет сделать изучение анатомии (в том числе - анатомии нервной системы) более эффективным, использовать полученные знания на практике. Поэтому в представленное пособие включены не только анатомические, но и физиологические сведения, что отражено в названии книги. Анатомия и физиология нервной системы являются основополагающими предметами прежде всего для будущих специалистов-психологов. Действительно, с функционированием нервной системы связано большинство психических процессов, и мозг является их материальным субстратом. С другой стороны, разнообразные нарушения психики обычно обусловлены патологией именно нервной системы. Существующие в настоящее время учебники по анатомии нервной системы рассчитаны главным образом на тех, кто имеет глубокие базовые знания по биологии. Однако в последнее время нам приходится иметь дело с большим количеством студентов-гуманитариев (особенно в случае вечерней и заочной форм обучения), которые относительно давно окончили среднюю школу и утратили далее те биологические знания, которые были в ней получены. В связи с этим восприятие информации, изложенной в классических учебниках по анатомии человека, оказывается затруднено. Наше учебное пособие учитывает проблемы таких студентов. Так, для облегчения понимания представленного материала в первой главе приведены базовые сведения об устройстве организма человека. Составляющая содержание этой главы сводка данных о строении клеток, тканей, систем органов не может являться предметом отдельного глубокого изучения; она представлена лишь в там объеме, который необходим для понимания основного материала учебного пособия. Кроме того, первая глава не снабжена всеми необходимыми рисунками, и студентам предлагается обращаться к иллюстрациям в стандартных школьных учебниках и справочниках по биологии для поступающих в вузы. Международный язык анатомии — латинский. Каждый анатомический объект имеет латинское наименование, которое приводится в большинстве соответствующих учебников. Тем не менее мы не считаем целесообразным перегружать пособие латынью и в основном тексте приводим лишь наиболее употребительные латинские понятия, широко используемые даже в русской транскрипции. Латинские эквиваленты используемых терминов даны в Приложении. Там же можно найти краткий латинско-русский словарь основных понятий, имеющих отношение к нервной системе. В Приложение входит, кроме того, глоссарий с основными биологическими терминами, употребляемыми в пособии. Для проверки полученных знаний рекомендуется «решить» представленные в Приложении тесты. К сожалению, формат учебного пособия не позволяет нам привести иллюстративный материал в исчерпывающе полном виде. Поэтому рекомендуем параллельно с «погружением» в представленный текст пособия пользоваться одним из многочисленных атласов нервной системы либо его Internet-эквивалентом. Усвоение материала пособия позволит вам успешно сдать экзамен по анатомии нервной системы и заложит серьезную основу для изучения таких дисциплин, как «Физиология нервной системы», «Физиология сенсорных систем», «Нейропсихология», «Психофизиология» и др. ^ BHC — вегетативная нервная система ГМ — головной мозг ЛС — лимбическая система НС — нервная система РФ — ретикулярная формация СМ — спинной мозг ЦНС — центральная нервная система ^ Любой живой организм состоит из биологических макромолекул— нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов и др. Отдельные молекулы организуются в клетки — элементарные единицы живого. В многоклеточных организмах группы сходных клеток образуют ткани, из тканей формируются органы, а из них системы органов. Последние в своей совокупности создают целостный организм. Принципы строения и функционирования на всех этих уровнях организации (молекулярном, клеточном, тканевом, системном, организменном) у живых существ разной степени сложности во многом схожи. В этой главе мы рассмотрим общие закономерности устройства клеток, тканей и систем органов.
Клетка — элементарная структурно-функциональная единица живого, обладающая всеми признаками организма: ростом, размножением, обменом веществ, раздражимостью. Изучением строения клетки и принципов ее жизнедеятельности занимается наука цитология. Большинство клеток можно увидеть только при помощи микроскопа (средние по размеру клетки имеют диаметр от 20 до 100 мкм). Основные принципы построения всех клеток едины. Все многоклеточные организмы и большинство одноклеточных относятся к эукариотам — ядерным, т.е. имеющим клеточное ядро. В группу прокариот— безъядерных— входят главным образом бактерии. Рассмотрим строение эукариотической клетки. Каждая такая клетка состоит из цитоплазматической мембраны, цитоплазмы и ядра (рис. 1). ^ 1 — цитоплазматическая мембрана; 2 — гиалоплазма; 3 - лизосома; 4 — эндоцитоз; 5 — центриоль; 6 — экзоцитоз; 7 — секреторная гранула; 8 — рибосомы; 9 — митохондрия; 10 - аппарат Гольджи; 11— ядро; 12— ядрышко; 13— цитоскелет; 14— шероховатая эндоплазматическая сеть; 15 — гладкая эндоплазматическая сеть |
![]() |
Учебное пособие для экономических вузов и специальностей издание второе, дополненное Елецкий Н. Д. Общая экономическая теория (политическая экономия) / Учебное пособие для экономических вузов и специальностей. Изд.... |
![]() |
Учебное пособие М.: Педагогическое общество России. 1999 442 с Учебное пособие предназначено для студентов психологических факультетов университетов, педагогических вузов и колледжей, а также... |
![]() |
Учебное пособие для вузов. 5-е изд. М.: Книжный дом «Университет» Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. 5-е изд. М.: Книжный дом «Университет», 2001. 216 с., ил |
![]() |
Учебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального... Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук автор колл и отв ред. Е. В. Попов. М.: Гуманит изд центр владос, 1997. 320 с |
![]() |
Сивухин Д. В. Механика: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр и доп Сивухин Д. В. Механика: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд., испр и доп. – М.: Наука, 1989. – 576с |
![]() |
Основы педагогического мастерства Учебное пособие Учебное пособие к п н. Якушевой С. Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям... |
![]() |
Учебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального... Г17 Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: «Книжный дом «Университет», 1999. 332 с |
![]() |
Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому... Биоэтический словарь: Учебное пособие \ Сост. В. А. Киселев. 2-е изд., испр и доп. Екатеринбург, угма. 2006. С. 152 |
![]() |
Учебное пособие Издание третье, переработанное и дополненное Рекомендовано... Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям, научным работникам, специалистам, которые профессионально занимаются теорией... |
![]() |
Литература основная Информационные системы в экономике: учебное пособие ... |